Дидактический материал
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Материал для орфографического комментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
1.Имена, фамилии людей, клички животных
Таня, Ваня, Петя, Галя
Лена, Нина, Мила, Валя
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Андрей
Никогда не забывайте-
Имя буквой выделяйте!
Кошка – Маришка,
Котенок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыпленок – Пушок,
Корова – Буренка,
Коза – Найденка,
Поросенок – Хрюша
И бычок- Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
Кошка – Маришка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козел – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросенок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
2.Сочетаня жи,ши,ча,ща,чу,щу
Ча и ща, ча и ща –
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ЩА и ЧА
Щука, чум, ищу, молчу –
Я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу –
Я пятерку получу.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулок, и чудо, и чугун
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с у пишу и чу, и щу!
3.Сочетания чк, чн, чт
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Срочный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.
4.Мягкий знак-показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак-
Без него нельзя никак!
Без него не написать
30,20,10,5.
Вместо 6 получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
5.Разделительный мягкий знак
Перед Е, Е, И, Ю, Я
Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, Ю, И, Е, Е.
6.Разделительный твердый знак
Было сели - стало съели,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Ъ
Ъ нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье .
7.Безударные гласные
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
8.Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово сразу изменяй:
Зуб на зубы, лед на льды –
Будешь грамотным и ты.
9.Письмо по памяти
Р…чной, л…сной, г…ристый,
М…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
Красиво, грамотно сп…ши.
Загадки
1.Знаки препинания
- На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу. ?
- Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике,
Знаком я детворе,
Меня зовут ……….. тире
- Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ.
2.Орфографическая минутка
- Без рук, без ног, а подпоясаны. снопы
- Зубы есть, а рта нет. пила
-Кривы, корявы, залегли, как павы,
А как стали горячи – облизали кирпичи. дрова
-Из горячего колодца
Через нос водица льется. чайник
- Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. щука
- Белые, душистые, в лесу растут,
Весной рано цветут. ландыши
- Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь
И прятаться начнут. дождь
-Кафтана мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. арбуз
- Что за чудо синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. автобус
-Сидит на крыше всех выше. антенна
- Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам ходит важно,
Словно сельский ………. агроном
- Человечки черные, умные, ученые,
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят. буквы
Пословицы
Упустишь минуту – потеряешь час.
Деревья смотри в плодах, а человека в делах.
Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
Человек без друга – что земля без воды.
Друга ищи, а найдешь, береги.
Своя земля и в горсти мила
А. Шибаев
Язык родной, дружи со мной.
В день солнечный июльский-
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти-
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Запутались
Смотрите – буква…. Вот те на:
Не в книжке – на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза….
Коза прикинула в уме,
Сказала: «Это буква ме-е-е»
Бык возразил: «Не ме-е-е, а му-у-у,
Я лучше знаю, что к чему!»
А пес воскликнул: « Полно вам,
Не спорьте, это буква ам!»
- Нет, му-у-у!
- Нет, ме-е-е!
- Нет, ам! Ам! Ам!
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык
Увидев букву М.
Беспокойные соседки
Поглядите, поглядите:
Пять соседок в алфавите-
Буквы Г, Д, Е, Е, Ж-
Все горюют о еже.
Вечно думают:
-Где еж?
Не утешишь, не уймешь.
Буква – капля
Нарисуем мягкий знак нежной капелькой, вот так!
Букву капелька смягчит – слово мягко прозвучит.
Ай да я!
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква Я-
Буква, слог и слово!
И мы не хуже
Так подумали некоторые другие гласные. Они сказали: «Не ты одна такая. А у нас, думаешь, и заслуг нет? О каждой из нас четырех, например, тоже можно сказать: буква, слог и слово.»
- Какие это четыре буквы? А, О, У, И
Хор
Заскучали буквы в алфавите. «Споем?»-сказала одна своей соседке, очень на нее похожей. « Я не умею.» - грустно сказала та. « А ты попробуй. Пой, как я:и-и-и-и-и!»
- Й…..й…..й……й
- И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты - нет .
-Я не гласная – я согласная!
Доскажи словечко
Малыши в лесок пошли,
Много веток принесли.
Молодцы, они хотят
Накормить своих …… козлят
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются ……. бумажки
По дороге наша Машенька идет
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки ……. коса
Почему корова эта маленького роста?
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто, это же ребенок, это же ……. Теленок
Буквы заблудились
- Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной!
- Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
- На виду у детворы
Крысу красят маляры
- Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
- Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Слова, слова, слова
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море-море слов-
Купаться ежечасно!
Где ошибки?
- Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята.
-Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души.
Перевертыши
- Боб, топот, шалаш, Анна
- Гори, пирог!
- Олесе весело!
- То не енот, то- кот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)
"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...
Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."
Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...
Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе
Дидактический матерал к урокам русского языка....
Наглядный дидактический материал к уроку математики по теме:"Закрепление изученного"(Цвет, форма, размер; состав чисел первого десятка) "
Яркий, красочный материал для урока математики....
Дидактический материал по истории г Санкт-Петербурга
Интересные загадки и репродукции картин помогут изучить наш город....
Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...
Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...