ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
план-конспект по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Цели:
Развитие познавательной активности учащихся.
Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Развитие творческих способностей, обогащение и развивитие речи.
Привитие вкуса и любви к родному языку.
Оборудование:
- Карточки для индивидуальной работы.
- Словари (этимологический, орфографический).
- Наглядные пособия
- Картинки-указатели этапов занятия:
Перед началом занятия класс делится на три группы.
Ход занятия:
- Организационный момент. Мотивационный этап.
Посмотрите на доску. Вы видите слова: не, вода, разлить.
Какое выражение можно составить из данных слов?
Правильно – не разлить водой. Как вы понимаете это словосочетание?
Как называются эти выражения в русском языке?
Может ли одно слово быть фразеологизмом?
Значит, про все слова во фразеологизмах тоже можно сказать – не разлить водой.
Сегодня на занятии мы будем и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами. Побываем мы сегодня в волшебном мире фразеологизмов.
- Этап «Операций».
Нас сегодня ожидает очень интересное и занимательное задание, но чтобы
его выполнить, нам нужно постараться справиться со всеми упражнениями.
- Отгадайте фразеологическую загадку:
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).
- Итак, следующее задание «Доскажи до конца».
Дружнее этих слов – ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Мы исходим городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге
Что еле волочили ноги.
- А знаете ли вы, как произошел фразеологизм – спустя рукава. ( Ребятам рассказывали о происхождении этого выражения на уроках чтения.)
Ответ: «Зародилось оно в те времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава».
Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история роисхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.
- Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации:
Каждой из групп предлагается по одному фразеологизму. (Учитель вызывает к доске по одному человеку из группы, и каждый учащийся вытягивает карточку, на которой записан фразеологизм.)
В карточках следующие фразеологизмы:
Закидывать удочку.
Открывать Америку.
Сгущать краски.
Посоветуйтесь с ребятами, угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты и встаньте рядом с той картинкой, какая подходит. Как догадались?
Что означают данные фразеологизмы?
- Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.
Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.
Рукой подать Черепашьим шагом
В двух шагах Повернуться негде
Со всех ног Яблоку негде упасть
Быть под боком Как сельдей в бочке
(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)
Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).
Ребята, вы молодцы! Вы справились с самым сложным заданием.
- Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.
1. Вам ваши ребята приготовили небольшую сценку, послушаЙте внимательно:
Выбегают два мальчика. Один кричит другому:
- Я покажу тебе, где раки зимуют.
Ребята начинают громко кричать. Выходит дежурная:
- Вы что кричите во всю Ивановскую. Зарубите себе на носу – драться
нельзя, нужно пробовать разрешать все разногласия с помощью слов.
2. Девочка, которая играла дежурную, дает учащимся задание, назвать все фразеологические обороты, которые встретились в сценке. После того, как называется фразеологизм, плакат вывешивается на наборное полотно.
где раки зимуют во всю ивановскую зарубить на носу
Скажите, как понимаете данные фразеологизмы?
- Как вы думаете, где можно найти значения фразеологизмов? (Предлагаются несколько вариантов: спросить у родителей, у учителя; догадаться по контексту).
Оказывается, есть специальные словари, в которых можно найти значения фразеологических оборотов.
Сегодня у нас на занятии гость - библиотекарь Ирина Сергеевна. Она пришла к вам, чтобы рассказать о справочной литературе, в которой вы сможете найти значения фразеологизмов.
(Библиотекарь рассказывает и показывает ребятам словари (+ электронные), которые есть в школьной библиотеке, даёт рекомендации, как пользоваться словарями.)
- У вас на партах находятся этимологические словари.
Найдите, пожалуйста, значения фразеологизмов, которые встретились в сценке:
I группа - где раки зимуют;
II группа – во всю ивановскую;
III группа – зарубить на носу.
(Учащиеся находят в словарях значения и историю происхождения фразеологизмов, прочитав, объясняют прочитанное своими словами. Один из группы озвучивает подготовленный ответ для всего класса).
- Устно придумайте предложения, используя данные фразеологические обороты. (Предложенные варианты редактируются с помощью учителя и детей).
- А какие фразеологические обороты вы знаете с такими же значениями:
- запомнить;
- наказать;
- громко.
Предлагаю вам найти их в словарях дома или в библиотеке. На следующем занятии мы с вами узнаем синонимы изученных сегодня фразеологических оборотов.
Физкультурная минутка – танцевальная.
- Этап творчества.
Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.
Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?
Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:
Мне сказали, что Алёша
На уроке сел в галошу!
Я ответил: «Это ложь!
Нет таких больших галош!»
Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?
Когда так говорят - сесть в галошу? Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).
Работу вы будете выполнять индивидуально, но у каждого своё задание:
- ребята из первой группы попробуйте написать сочинение, используя фразеологизмы из предложенной карточки:
- второй группе предлагаю написать сочинение, выбрав и используя фразеологизмы из данной карточки:
- ребят из третьей группы прошу попробовать написать сочинение самостоятельно, используя любые известные вам фразеологизмы.
Откройте, пожалуйста, тетради, возьмите простые карандаши. Запишите название сочинения.
При написании сочинения можно пользоваться орфографическим и этимологическим словарями.
(Учащиеся пишут сочинение-миниатюру 10 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь в написании сочинения ребятам из первой группы.)
- Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.
1.Кто хотел бы прочитать свое сочинение? Всех остальных прошу внимательно послушать и запомнить фразеологизмы, которые использовал ваш одноклассник.
(Дети из разных групп читают сочинения. Ребята слушают, а потом идет обсуждение, в течение которого учащиеся называют использованные в сочинении фразеологические обороты. После прочтения одноклассники предлагают, как можно было бы использовать в написанных сочинениях другие фразеологические обороты или исправить неправильное применение – таким образом, учащиеся учатся редактировать тексты. Примеры сочинений-миниатюр ребят из разных групп смотрите в приложении.)
- Ребята в пятом классе тоже писали сочинения на эту тему. Я вам прочитаю одно из сочинений, а вы попробуйте сосчитать все фразеологизмы и некоторые запомнить.
«Как Алеша сел в галошу!»
Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозь землю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надо браться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».
Итак, сколько фразеологизмов вы запомнили? Какие?
Вы сегодня хорошо работали. Многие ваши сочинения будут напечатаны в нашем сборнике “Удивительных сочинений”; а у каждого из вас появилось ещё одно произведение для вашего индивидуального сборника сочинений.
- Итог.
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое фразеологизм?
С какими фразеологизмами вы познакомились сегодня?
Где можно узнать значение фразеологизма?
Что нового вы узнали и чему научились?
Как вы сможете использовать знания, полученные на занятии?
Что вам сегодня понравилось выполнять?
Итак, наше небольшое путешествие в волшебный мир фразеологизмов сегодня подходит к концу. Вы были и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами.
Считаю, что вы справились с поставленными перед вами задачами очень хорошо. А на следующем занятии вы попробуете себя в роли представителей других профессий.
Спасибо за занятие!
Список используемой литературы:
- Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995. – 336с.
- Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 96с.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов/ Серия «Здравствуй, школа!».- Ростов-на Дону «Феникс», 2004 – 192с.
- Ушаков О.Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.- 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Программа по внеурочной деятельности ФГОС "Занимательная грамматика".
"Занимательная грамматика"....
Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"
Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....
План работы кружка "Занимательная грамматика"
Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....