Число имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока во 2 классе, развивающий умения изменять имена существительные по числам, знакомящий со словами, не изменяемыми по числам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_r._yaz._2_kl.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Н.В. Терентьева
Открытый урок
по русскому языку.
2 класс.
Система Л.В. Занкова.
Учебник А.В. Поляковой.
Учитель Н.В. Терентьева.
Тема: «Число имён существительных» (закрепление).
Цели:
- развитие умения изменять имена существительные по числам;
- знакомство со словами, не изменяемыми по числам.
Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания.
- Отгадайте, какую букву мы будем писать сегодня?
Палочка,
Рядом две ровные дужки.
Вот и готовы … очки для лягушки. (в)
- Определите порядок написания букв после «в» в данном ряду:
вя вю вэ вь вы въ
- Запишите буквы, продолжите до конца строчки, учитывая закономерность. (вщ вш вч вц …)
Словарная работа. Повторение. Тема урока.
В классе развешаны «карточки-карандаши» со словами:
ведро, метро, пень, сахар, лень, ножницы, концы, кони, очки, щипцы
- Расположите на доске эти «слова-карандаши» в алфавитном порядке.
(ведро, кони, концы, лень, метро, ножницы, очки, пень, сахар, щипцы)
- Как определить расположение слов, если они начинаются на одну букву?
- Что можно сказать о записанных словах? (Это имена существительные.)
- Что вы знаете об имени существительном? (Повторение правила.)
- Как могут изменяться имена существительные? (По числам.)
- Какие существительные относятся к единственному числу? А ко множественному числу?
- Сегодня мы продолжим работу по теме «Число имён существительных», а к нашим «словам-карандашам» вернёмся в конце урока.
Работа по теме урока.
- Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте задание к упражнению 232.
(Напиши имена сущ. во множественном числе.)
- В первый столбик будем записывать сущ. в ед. ч., а во второй – во мн. ч.
На доску прикрепляются карточки-помогайки: ед. ч. и мн. ч..
(Часть работы выполняется по «цепочке» с комментированием, затем самостоятельно с проверкой.)
ед. ч. мн. ч.
лист листья
брат братья
дерево деревья
стул стулья
крыло крылья
корень коренья
колос колосья
звено звенья
прут прутья
перо перья
соловей соловьи
сын сыновья
- Как изменяются имена сущ.? (вывод)
- Прочитайте первое задание к упр. 231.
- Спишите текст, подчёркивая главные члены предложения и определяя число имён сущ.. (Работа ведётся с комментированием.)
- Найдите подлежащее в первом предложении. (Земляника.)
- Какая это часть речи? (Существительное.)
- В каком числе? (В ед. ч..)
- Попробуйте сущ. «земляника» поставить во мн. ч. (Варианты ответов детей.)
- Какой же вывод можно сделать? (Некоторые сущ. имеют только одно число: или ед. или мн..)
- Что можно сказать о подлежащем в последнем предложении? (Подлежащее «они» не является сущ..)
- На какой вопрос оно отвечает? (Что?)
- Какой частью речи выражено? (Местоимением.)
- Прочитайте сведения о языке на стр. 105.
- Физминутка.
- Я буду называть имена существительные в ед. ч. и мн. ч.. Если произнесу сущ. в ед.ч., вы ставите руки на пояс и наклоняетесь вперёд. Если услышите сущ. во мн. ч., то руки поднимаете вверх и прогибаетесь назад.
Морковь, тополь, книги, школы, мячи, мальчик, щука.
- Знакомство со словами, не изменяемыми по числам.
- Ну а теперь вернёмся к нашим «словам-карандашам».
- Какое задание можно предложить, учитывая тему нашего урока? (Распределить сущ. в две группы по числам.)
- Выполнить это задание нам помогут коробочки для «слов-карандашей».
ед. ч. мн. ч.
- Разложите «слова-карандаши» в коробочки, объясняя свой выбор. (Дети выполняют задание «цепочкой».)
ведро кони
лень концы
метро ножницы
пень очки
сахар щипцы
ед. ч. мн. ч.
- А теперь сущ. ед. ч. поставьте во мн. ч. и наоборот. (Ведро – вёдра, лень - ?, метро - ?, пень – пни, сахар - ?. Кони – конь, концы – конец, ножницы - ?, очки - ?, щипцы - ?.)
- Что заметили? (Некоторые существительные имеют только одно число: или единственное, или множественное. Они не изменяются по числам.)
- Приведите ещё примеры таких слов. (Если дети самостоятельно не справляются с заданием, то даю «слова-карандаши», а учащиеся кладут в нужную коробку, комментируя свой выбор).
Москва пони
Егорьевск ворота
молоко сани
сало
мука
пшено
- С такими словами мы ещё будем знакомиться на других уроках.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Все ли существительные изменяются по числам?
- На какой вопрос отвечают слова «я», «мы», «они»?
- Какой частью речи они являются?
Домашнее задание.
Упр. 334.
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множественное число имён существительных" ( склонение) урок русского языка в 4-м классе
Автор - Мещерина Светлана Анатольевна...
Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе
Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....
Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....
Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"
Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...
Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.
Открытый урок по русскому языку для 2 класса по УМК "Школа России" . Урок изучения нового материала и пер...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."
Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...