Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
В учебном материале предоставлена рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России", составленная в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 72.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета русский язык
Изучение русского языка осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013);
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
ЦЕЛИ:
- Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- Обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой;
- Обучение навыкам общения и сотрудничества через побуждение и поддержку детских инициатив в разных видах деятельности;
- Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
- Расширение опыта самостоятельного выбора;
- Формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей;
- Создание у школьников мотивации к изучению языка;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В рабочей программе содержание Обучения грамоте представлено соответственно, как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться на как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы). Требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе 170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс
Фонетика и орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология. Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Числительное
Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Формирование умения составлять схему предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.
Разделы тематического планирования
Тема | Кол-во часов |
Наша речь и наш язык | 2 |
Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
Слово в языке и речи | 19 |
Состав слова | 16 |
Правописание частей слова | 29 |
Имя существительное | 31 |
Имя прилагательное | 19 |
Местоимение | 5 |
Глагол | 21 |
Повторение изученного за год | 14 |
Итого | 170ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности ученика | ||||||||
Наша речь и наш язык (2 часа) | ||||||||||
1. | Виды речи. Её назначение Речь – отражение культуры человека
| Различать язык и речь, рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков, Находить выразительные средства русской речи в строках Пушкина, Составлять текст по рисунку | ||||||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14часов) | ||||||||||
1 | Признаки текста | Различать текст и предложение, выделять части текста, подбирать заголовок, восстанавливать текст, отличать предложение от группы слов, выделять в письменном тексте диалог, классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать знаки препинания, работать с памяткой, различать простые и сложные предложения, выделять в предложениях словосочетания, составлять небольшой текст по репродукции картин, оценивать свои результаты. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова. Работать со «Страничкой для любознательных» Работать со словарями, узнавать изученные части речи. Классифицировать их, приводить примеры, различать, сравнивать однокоренные слова. Работать с памяткой, определять в слове наличие орфограмм, обсуждать алгоритм орфографических действий. Оценивать результаты труда, подбирать из разных источников информацию о слове. | ||||||||
2 | Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. | |||||||||
3 | Предложение. (Повторение и углубление представлений) Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. | |||||||||
4 | Виды предложений по цели высказывания | |||||||||
5 | Виды предложений по интонации | |||||||||
6 | Упражнения в распознавании и построении предложений разных по цели высказывания и по интонации. | |||||||||
7 | Предложение с обращением. Р.р. Составление предложений по рисунку. | |||||||||
8 | Главные и второстепенные члены предложения | |||||||||
9 | Распространённые и нераспространённые члены предложения. | |||||||||
10 | Диктант №1(входной)по теме: Повторение за 2 класс | |||||||||
11 | Работа над ошибками. Разбор предложения по членам. | |||||||||
12 | Простое и сложное предложение. Общее представление | |||||||||
13 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | |||||||||
14 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова | |||||||||
Слово в языке и речи (19час.) | ||||||||||
1 | Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, работать со «Страничкой для любознательных». Работать со словарями, узнавать изученные части речи. Классифицировать их, приводить примеры, различать, сравнивать однокоренные слова, работать с памяткой. Определять в слове наличие орфограмм, обсуждать алгоритм орфографических действий, оценивать результаты труда, подбирать из разных источников информацию о слове. | ||||||||
2 | Антонимы и синонимы. | |||||||||
3 | Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов. | |||||||||
4 | Слово и словосочетание | |||||||||
5 | Значение и использование фразеологизмов | |||||||||
6 | Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Р.р. Подробное изложение текста. «Осенняя ёлочка». | |||||||||
7 | Части речи и их значение. Имя существительное. | |||||||||
8 | Части речи. Имя прилагательное. | |||||||||
9 | Части речи. Глагол. Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины.И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | |||||||||
10 | Имя числительное. Общее представление | |||||||||
11 | Контрольное списывание № 1 по теме: « Слово и его лексическое значение” | |||||||||
12 | Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. | |||||||||
13 | Гласные звуки и буквы для их обозначения | |||||||||
14 | Согласные звуки и буквы для их обозначения | |||||||||
15 | Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне. | |||||||||
16 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. | |||||||||
17 | Разделительный ь знак. Проект: «Рассказ о слове” | |||||||||
18 | Правописание слов с разделительным ь знаком. Проверь себя. Стр. 71 | |||||||||
19 | Диктант№2 по теме: Слово в языке и речи. | |||||||||
Состав слова(16 час.) | ||||||||||
1 | Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова | Различать однокоренные слова, группировать их, находить корень, работать со словарём однокоренных слов, формулировать определение приставки, корня и суффикса, работать с памяткой, проводить разбор слов по составу, анализировать, составлять модели слов, редактировать текст, оценивать результаты деятельности, подробно излагать содержание повествовательного текста. | ||||||||
2 | Корень слова. Однокоренные слова | |||||||||
3 | Формы слова. Окончание | |||||||||
4 | Чередование согласных в корне Сложные слова. Правописание сложных слов | |||||||||
5 | Окончание. Определение окончания в словах | |||||||||
6 | Использование окончаний в словах, словосочетаниях, предложениях. | |||||||||
7 | Приставка | |||||||||
8 | Определение приставки в словах | |||||||||
9 | Значение приставок | |||||||||
10 | Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе». | |||||||||
11 | Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | |||||||||
12 | Разбор слова по составу | |||||||||
13 | Разбор слова по составу. Проект: ”Семья слов” | |||||||||
14 | Разбор слова по составу | |||||||||
15 | Моделирование схемы слова. Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. | |||||||||
16 | Диктант№3 по теме: Состав слова | |||||||||
Правописание частей слова (29час.) | ||||||||||
1 | Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы, обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач, подбирать несколько проверочных слов. Объяснять, доказывать правильность написания орфограммы. Группировать слова по типу орфограмм. Осуществлять взаимоконтроль, контролировать правильность записи текста. Составлять словарики слов с неопределённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём. Оценивать результаты, составлять объявления. | ||||||||
2 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |||||||||
3 | Правописание безударных гласных в корне слова. | |||||||||
4 | Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными | |||||||||
5 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. « Страничка для любознательных». Следы старославянского языка в речи | |||||||||
6 | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. | |||||||||
7 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне | |||||||||
8 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне | |||||||||
9 | Диктант по теме №4: Правописание безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова | |||||||||
10 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |||||||||
11 | Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах | |||||||||
12 | Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах | |||||||||
13 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | |||||||||
14 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | |||||||||
15 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |||||||||
16 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |||||||||
17 | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова « Снегурочка» | |||||||||
18 | Правописание приставок и суффиксов в слове | |||||||||
19 | Правописание суффиксов -ик -ек, -ок | |||||||||
20 | Правописание суффиксов и приставок | |||||||||
21 | Правописание суффиксов и приставок | |||||||||
22 | Правописание приставок и предлогов | |||||||||
23 | Правописание приставок и предлогов | |||||||||
24 | Упражнения в правописании приставок и предлогов | |||||||||
25 | Правописание приставок и предлогов | |||||||||
26 | Контрольное списывание №2 по теме: «Правописание приставок и предлогов» | |||||||||
27 | Правописание слов с разделительным ъ знаком | |||||||||
28 | Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком | |||||||||
29 | Диктант№5. По теме: Правописание слов на изученные орфограммы. | |||||||||
Части речи(76 час.) | ||||||||||
1 | Работа над ошибками. Части речи | Определять, классифицировать и подбирать слова различных частей речи. Распознавать имена существительные среди других частей речи, распознавать собственные и нарицательные, наблюдать над толкованием значения слов. Работать с текстом, классифицировать имена сущ. по роду, работать с памяткой, писать диктант, распознавать имена прилагательные и глаголы среди других частей речи, определять лексическое значение слов, выделять словосочетания с изученными частями речи, распознавать сложные имена прилагательные, составлять текст – описание, определять род имён прилагательных, изменять имена прилагательные по родам , числам. и падежам, работать с памяткой и таблицами, составлять сочинение – отзыв, участвовать в диалоге, работать в паре и группе, оценивать свою работу. Определять род и число глаголов в прошедшем времени, правильно записывать родовые окончания, раздельно писать частицу не с глаголами, Находить в тексте местоимения, заменять в тексте имена существительные местоимением., самостоятельно подбирать материал для участия в конференции. Распознавать падеж существительного по падежному вопросу и предлогу, составлять словосочетания, употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме, Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный, родительный и винительный), Работать с текстом, проверять письменные работы, оценивать свои результаты. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Распознавать сложные имена прилагательные, работать со страничкой для любознательных, определять род имён прилагательных, классифицировать их по родам, приводить свои примеры, писать правильно родовые окончания, соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных, определять форму числа имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам, составлять текст – описание, анализировать таблицу в учебнике: Изменение имён прилагательных по падежам, изменять, пользуясь таблицей имена прилагательные по падежам., определять изученные грамматические признаки прилагательных и обосновывать правильность их выделения. Наблюдать над прилагательными в загадках, оценивать результат выполнения задания. Проверь себя. Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений , обосновывать правильность выделения изученных признаков прилагательных. Узнавать неопределённую форму глагола, образовывать однокоренные глаголы, обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам, составлять предложения из слов. Распознавать время глагола, изменять глаголы по временам, Анализировать текст, отбирать содержание, составлять план, подбирать заголовок. Распознавать глаголы, различать глаголы по вопросам, определять лексическое значение глаголов, узнавать неопределённую форму глагола, образовывать от глаголов однокоренные слова. Раздельно писать частицу не с глаголами, самостоятельно выбирать тему и материал для участия в конференции. | ||||||||
2 | Значение и употребление имён существительных в речи | |||||||||
3 | Начальная форма имени существительного | |||||||||
4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | |||||||||
5 | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные | |||||||||
6 | Правописание имён собственных. Страничка для любознательных. Проект:”Тайна имени” | |||||||||
7 | Изменение имён существительных по числам | |||||||||
8 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | |||||||||
9 | Имена существительные. Род имён существительных | |||||||||
10 | Род имен существительных (мужской, женский, средний) | |||||||||
11 | Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах | |||||||||
12 | Упражнение в определении рода имён существительных | |||||||||
13 | Имена существительные, которые могут быть употреблены и как сущ. женского и мужского рода | |||||||||
14 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода | |||||||||
15 | Упражнения в написание ь знака после шипящих. Р.р. Подробное изложение повествовательного текста | |||||||||
16 | Диктант№6 по теме: Имя существительное. Правописание имён существительных | |||||||||
17 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам | |||||||||
18 | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей | |||||||||
19 | Упражнение в склонении имён существительных | |||||||||
20 | Несклоняемые имена существительные. Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван царевич и Серый волк» | |||||||||
21 | Именительный падеж имён существительных | |||||||||
22 | Родительный падеж имён существительных | |||||||||
23 | Дательный падеж имён существительных | |||||||||
24 | Винительный падеж имён существительных | |||||||||
25 | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных. (Родительный и винительный) | |||||||||
26 | Творительный падеж имён существительных | |||||||||
27 | Предложный падеж имён существительных | |||||||||
28 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона “Конец зимы.Полдень” | |||||||||
29 | Морфологический разбор имени существительного | |||||||||
30 | Проект: “Зимняя страничка” | |||||||||
31 | Диктант №7по теме « Имя существительное» | |||||||||
32 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | |||||||||
33 | Упражнение в правописании имён прилагательных. Связь прилагательного и существительного | |||||||||
34 | Сложные имена прилагательные | |||||||||
35 | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь» | |||||||||
36 | Изменение имён прилагательных по родам | |||||||||
37 | Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных | |||||||||
38 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение по числам | |||||||||
39 | Изменение имён прилагательных по числам | |||||||||
40 | Правописание имён прилагательных | |||||||||
41 | Правописание имён прилагательных | |||||||||
42 | Обобщение об имени прилагательном | |||||||||
43 | Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление | |||||||||
44 | Упражнение в определении падежей имён прилагательных | |||||||||
45 | Упражнения в выделении признаков прилагательного как части речи | |||||||||
46 | Обобщение знаний об имени прилагательном | |||||||||
47 | Проект: “Имена прилагательные в загадках” | |||||||||
48 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины Серова “Девочка с персиками” | |||||||||
49 | Контрольный диктант№8 по теме «Имя прилагательное» | |||||||||
50 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | |||||||||
51 | Личные местоимения | |||||||||
52 | Наблюдение за использованием в тексте местоимений 3 лица | |||||||||
53 | Контрольное списывание №3по теме: «Местоимение» | |||||||||
54 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. | |||||||||
55 | Морфологический разбор местоимения | |||||||||
56 | Глагол как часть речи | |||||||||
57 | Упражнение в распознавании глаголов среди других слов | |||||||||
58 | Значение и употребление в речи глаголов | |||||||||
59 | Глагол в начальной форме | |||||||||
60 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме | |||||||||
61 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | |||||||||
62 | Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану | |||||||||
63 | Работа над ошибками. Времена глагола | |||||||||
64 | Упражнение в определении времени глагола | |||||||||
65 | Изменение глаголов по временам | |||||||||
66 | Упражнение в изменении глаголов по временам | |||||||||
67 | Упражнение в изменении глаголов по временам | |||||||||
68 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам | |||||||||
69 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени | |||||||||
70 | НЕ с глаголами | |||||||||
71 | Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов | |||||||||
72 | Обобщение знаний о глаголе | |||||||||
73 | Контрольный диктант итоговый | |||||||||
74 | Работа над ошибками. Обобщение о глаголе | |||||||||
75 | Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Стр.130 | |||||||||
76 | Р.р Конференция на тему: «Части речи в русском языке» | |||||||||
Повторение (14 часов) | ||||||||||
1 | Итоговое повторение. Части речи | Обобщить знания о частях речи, принимать участие в обсуждении, высказывать свои мысли в устной форме, анализировать высказывания одноклассников, составлять текст по самостоятельно составленному плану, определять падежи имён существительных, прилагательных, называть их характерные признаки, классифицировать части речи, повторить изученные орфограммы, обосновывать правильность своего выбора. | ||||||||
2 | Итоговое повторение. Части речи | |||||||||
3 | Итоговое повторение. Орфограммы в значимых частях слова | |||||||||
4 | Итоговое повторение. Орфограммы в значимых частях слова | |||||||||
5 | Итоговое повторение. Орфограммы в значимых частях слова | |||||||||
6 | Итоговое повторение. Имя существительное | |||||||||
7 | Итоговое повторение. Имя существительное | |||||||||
8 | Итоговое повторение. Имя прилагательное | |||||||||
9 | Итоговое повторение. Имя прилагательное | |||||||||
10 | Итоговое повторение. Местоимение | |||||||||
11 | Итоговое повторение. Глагол | |||||||||
12 | Итоговое повторение. Глагол | |||||||||
13 | КВН | |||||||||
14-15 | Игра «Язык родной, дружи со мной» |
Образовательный минимум по русскому языку в 3 -х классах
Завершенная предметная линия учебника «Русский язык» 3 класс в 2-х частях
авт. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
I триместр
№ | Название темы | Кол-во часов | Теоретический и практический материал |
1 | Наша речь и наш язык | 2 |
|
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
|
3 | Слово в языке и речи | 19 |
|
4 | Состав слова | 16 |
|
5 | Правописание частей слова | 9 |
|
II триместр
№ | Название темы | Кол-во часов | Теоретический и практический материал |
1 | Правописание частей слова | 20 |
|
2 | Имя существительное | 31 |
|
3 | Имя прилагательное | 4 |
|
III триместр
№ | Название темы | Кол-во часов | Теоретический и практический материал |
1 | Имя прилагательное | 15 |
|
2 | Местоимение | 5 |
|
3 | Глагол | 21 |
|
4 | Повторение изученного за год | 14 |
|
Итого за год | 170ч. |
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Устный контрольный самоконтроль.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
- Контрольное списывание
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы (сочинения, изложения)
СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Сроки проведения контрольных работ
Входной контроль – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь)
Промежуточный контроль – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);
Итоговый контроль – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку.
Слова с непроверяемыми написаниями
Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (ноубук)
2. Учебные средства:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,»Просвещение», 2011 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...