Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Упражнения, карточки и задания помогут учителю организовать работу по обобщению, повторению, контролю. Данный материал может быть использован и для домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenirov_upr_zadaniya_r_yaz_3-4_klass.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса.
Составила: Березюк Г. И., учитель МБОУ «Гимназия №2», г. Нижневартовск.
Карточка № 1
Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрестность – окрест; но: чудесный – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы) | |||||
че…ный чуде…ный коры…ный здра..ствуй чу...ство хру…нуть ча…ный капу…ный
| изве…ный прекра…ный нена…ный повес..ка праз..ник хле…нуть ежеча…ный мес…ный | преле…ный вла…ный страс..ный гиган…кий шотлан..ский зави…ливый запа…ный тро…ник | радо…ный ус…ный облас..ной аген..ство громо…кий па…бище тяжелове..ный де…тво | вку…ный гру…ный жалос..ливый ненавис..ный турис..ский яро…ный ужа…ный звез…ный | опа…ный окрес…ный счас..ливый лес..ница сви…нуть че…вовать напра…ный по…ний |
Карточка №2
Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: колосок – колос, колосья | |||||
р..веть вып..дать уд..вительно тр..п..тать зав..зать пос..нел в..сят в..терок уг..щал ск..льзнул | вр..дить прит..мился разл..вать х..телось зар..дил (ружье) цв..тет п..рник всп..л..шились п..м..гал др..в..сина | затр..щал нач..ла бл..зн..цы п..лила взгл..нуть разв..рнули п..стух пот..рялся нед..леко ср..ди | встр..чать похв..ла т..снота б..р..га зам..р к..лечко м..хнатый з..л..неет в..дил п..л..сатый | выст..вка хл..почет т..мнота т..рг..вать пр..мой б..ятся ут..нула п..ляна узн..вал см..листые | ост..новка выч..сления отв..чать тр..сет л..нейка встр..чаться др..здиха д..лина ..ловая п..хучие |
Карточка №3
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна: дорожка – дороженька; зуб – зубной. | ||||
наскво..ь жес..кий кру..ка стару..ка фура..ка ло..ка пове.. про..ка прора.. | бли..кий ле..кий вере..ка стру..ка поду..ка у..кий зы..ь прору..ь ла..ка | тря..кий ро..кий теле..ка гла..ко подру..ка пло..кий тулу.. жира.. бро..ка | жу..кий варе..ка (нет) горо..ка сколь..ко селе..ка вя..кий гры.. шка.. гу..ка | чу..кий кры..ка сторо..ка бедня..ка сере..ка вле.. шля..ка рука.. заря..ка |
Карточка №4
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода единственного числа: рожь, мышь, молодежь. У существительных мужского рода Ь не пишется: нож, плащ. | ||||
лещ.. полноч.. плющ.. дрож.. печ.. кумач.. шалаш.. паралич.. дергач.. | вещ.. сторож.. помощ.. ключ.. тираж.. смерч.. товарищ.. борщ.. обруч.. | ковш.. пустош.. упряж.. калач.. картеч.. ткач.. бич.. туш.. глуш.. | молодеж.. ерш.. мелоч.. стриж.. мятеж.. врач.. обруч.. лож.. меч.. | трубач.. выигрыш.. бреш.. тиш.. брош.. камыш.. богач.. ветош.. пугач.. |
Карточка №5
Вставь, где нужно, двойные согласные. | ||||
ва…а …ора коло…а о…аять ко…ектив чугу…ый килогра… ра…о | а…ея А…а гру…а су…ота па…ажир карма…ый ра…тояние Ро…ия | ка…а ра…веет со…ый жу…ит о…епель телегра…а дли…ый кра…ный | су…а дро…и гри… осе…ий ко…екция тума…ый дли…а деревя…ый | шо…е ра…каз ра…ий око…ый лимо…ый коми…ия програ…а стекля…ый |
Карточка №6
Разделительный твердый или мягкий знаки? | |||||
брат..я в..езд с..ежился об..ят из..ятие из..явить нав..ючит с..язвил плат..е бур..ян | об..ем пол..ет от..езд об..явление обез..яна почтал..он об..езчик колос..я журчан..е свин..я | под..ем кол..я ул..и ноч..ю в..юн в..юга павил..он раз..единить Ул..яна ненаст..е | птич..я к руч..ю волч..и п..еса ад..ютант батал..он под..емный печен..е Мар..я птич..и | раз..яснил с..емка ш..ет рел..еф сер..езный кур..ер здоров..е пред..явить грозд..я вз..ерошить | раз..яренный друз..я в..ет заяч..и б..ется бар..ер чирикан..е с..ехал чут..е руч..и |
Тренировочные упражнения на повторение материала.
- Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.
М..ровой, наре…ка, ре...кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.
безударная гласная в корне слова | парная согласная в корне слова | разделительный Ъ, Ь знаки |
- Исправь в тексте ошибки.
Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.
3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.
- … - ло – место жительства, не город _____________
- … - ло - работа, труд, _______________
- … - ло - снег укрывает землю, словно ____________
большое …
- … - ло - помогает плыть на лодке _______________
- … - ло - есть у птицы. __________________
Тренировочные упражнения на повторение материала.
- Вставь, где нужно, непроизносимую согласную
корыс…ный ненавис..ный ярос…ный трос…ник | извес…ный прекрас…ный повес..ка хлес…нуть | страс..ный гиган…ский завис…ливый запас…ный | облас..ной аген..ство пас…бище ужас…ный | окрес…ный лес..ница свис…нуть напрас…ный |
.
2. Разделительный твердый или мягкий знаки? | ||||
из...явить нав...ючит с...язвил бур...ян | пол...ет об...езчик колос...я журчан...е | кол...я ноч...ю в...юн раз...единить | птич...я к руч...ю п...еса печен...е | сер...езный кур...ер пред…явить вз...ерошить |
3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
________________ - зац…пил, ______________ - запа…, ________________ - упако…ка,
_______________ - доста…ка, __________________ - руба…ка, ________________ - тулу…., ________________ - п…рнатые, _____________________ - прол…вной (дождь), __________________ - отпр….влять, ____________________ - похв….лили.
4. Подбери и запиши однокоренные слова:
Круг - __________________________________________________________________
Запиши форму слова:
Круг - __________________________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра.
Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.
- Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.
Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.
- Измени прилагательные по вопросам.
Свежий, чистый, синий.
Какая? _________________________________________________________
Какое? _________________________________________________________
Какие? _________________________________________________________
Каких? _________________________________________________________
Какого? ________________________________________________________
Каким? ________________________________________________________
О каком? _______________________________________________________
О какой? _______________________________________________________
- Выпиши существительные в три столбика.
Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.
мужской род | женский род | средний род |
Тренировочные упражнения 3-я четверть.
Тренировочные упражнения 3-я четверть.
Вставь безударные окончания имён прилагательных. Рассуждай так: о здешн… жителе. О жителе (каком?), в вопросе окончание –ОМ, значит выбираю – ОМ или –ЕМ. О здешнем жителе. К бережлив…. хозяину, об абрикосов…. повидле, с велик…. поэтом, без сладк…. какао, в последн…. ответе, на дальн….. берегу, за ближн…. домом, свеж…. молока, давн…. встреча, соседн….. подъезды, жгуч….. солнце, на постороннн….. поддержку, давн…. событие, палящ….. жара, сегодняшн….. настроение, осеннн…. лужи, у пахуч ….. растения, зимн…. пора. |
1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец. От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами. Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими. 2. Подбери по 3 прилагательных с –нн, с суффиксами – оват (еват), - еньк. Запиши в тетрадь, разбери по составу. |
Вставь безударные окончания имён прилагательных. На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины. В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом. |
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.
|
Вставь пропущенные буквы. __________________________________ В л…су тр…щат и раскалываются от х…л…дов д…рев…я. А под ивой, к…торая ск…нилась, неб…льш… зерк…льце тёпл…… л…сн….. руч…я. …вально-кругл…., оно кр…сиво в св…ей мраморной …праве ….скрист…. сн….гов. Жив…., тон…ньк…., з…лён…. тр…винки на дне руч….я радуют и в…с….лят гла…. . Зимн…. син….. зерк…..ло. Смотрится в его ж….вую син….. гла…ь со……ая ива. И снятся ей в…сёл….. весна, ласков….. со…..це, звонк…… песни л..сн….. вольн….. ветра. |
Исправь ошибки: Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик. Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк. |
Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в) Ковш.., пустош.., упряж.., калач.., картеч.., без плеч.., напеч.., прижеч.., подстрич..ся, бич.., улеч..ся, у дач.., туш.., завуч.., выжеч.., глуш.., усач.., без передач.., расчесываеш..ся, ткач… Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в) Трубач.., выигрыш.., бреш.., блаж.., без луж.., обознач.., увлеч..ся, тиш.., брош.., перепряч.., камыш..., из-за туч.., богач.., ветош.., улыбаеш..ся, без задач.., пугач... |
Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие. Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки. |
Использованная литература:
О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.
Л.А. Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом 2-4 класс.
В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.
Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.
Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс
Тренировочные упражнения для учащихся 2 класса По темам учебной программы «Парные согласные», «Безударные гласные».Пособие можно рекомендоват...
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс
Тренировочные упражнения для учащихся 2 класса По темам учебной программы «Парные согласные», «Безударные гласные».Пособие можно рекомендоват...
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс для подготовки итоговому мониторингу
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс для подготовки итоговому мониторингу...
Тренировочные упражнения по русскому языку 3 класс.Непроизносимые согласные
Тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса.Непроизносимые согласные....
Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс.
Тренажер для отработки правил правописания гласных и согласных букв в корне слова....
Методическая разработка "Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс"
Методическая разработка содержит разнообразные задания по формированию основных правил орфографии и пунктуации, позволяет за максимально короткое время в разнообразной форме отработать орфограммы, изу...