Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Внедрение Федеральных общеобразовательных государственных стандартов – новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным, ответственным, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социальной активной личности.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка».
Объектом данного исследования является – процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет: коммуникативная функция языка.
Цель: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие коммуникативных умений и навыков учащихся начального обучения.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику учащихся;
- собрать дидактический материал для работы на уроках русского языка и литературы;
- разработать систему заданий для проведения мониторинга.
Гипотеза: уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников будет достаточно высоким, если правильно организовать систематическую работу по развитию речи.
Методы исследования в данной работе:
- изучение и анализ литературных источников;
- наблюдение, беседа, тестирование;
- опытно-экспериментальная работа;
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_umeniy_i_navykov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 118.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Новобурейская СОШ № 3
«Развитие коммуникативных умений и навыков
на уроках русского языка»
Внедрение Федеральных общеобразовательных государственных стандартов – новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным, ответственным, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющим самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого – культура общения и культура речи.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социальной активной личности.
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Это в свою очередь требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития потенциальных возможностей.
В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка».
Объектом данного исследования является – процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет: коммуникативная функция языка.
Цель: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие коммуникативных умений и навыков учащихся начального обучения.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
- провести диагностику учащихся;
- собрать дидактический материал для работы на уроках русского языка и литературы;
- разработать систему заданий для проведения мониторинга.
Гипотеза: уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников будет достаточно высоким, если правильно организовать систематическую работу по развитию речи.
Методы исследования в данной работе:
- изучение и анализ литературных источников;
- наблюдение, беседа, тестирование;
- опытно-экспериментальная работа;
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Исходя из этого, и сложилась целостная методическая система, в основе которой лежат принципы и методы педагогической системы образовательно й системы «Школа 2100»
Обучение в школе начинается со знакомства учителя с особенностями личностного развития каждого ребёнка, выявления его интересов, потребностей, с опорой на уже имеющийся к моменту поступления в школу «субъектный» опыт.
Под субъектным опытом, по определению профессора И.С.Якиманской, понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей». Мы имеем дело с речевым опытом ребёнка, который складывается весьма индивидуально у каждого.
К моменту поступления в школу дети уже в той или иной степени владеют связной речью, умеют пользоваться простейшим монологом для описания окружающих предметов.
Практическое владение устной речью развито у всех детей по-разному. И первая моя задача – выявить содержание и уровень речевого опыта каждого ребёнка, опереться на этот опыт, максимально включить его в ход образовательного процесса.
Организуя обучение, с первых дней вела наблюдение за устной речью учащихся на уроках и вне уроков. Постепенно накапливались сведения о внешней характеристике речи, о её развёрнутости и связности. Данные фиксировала в таблице «Владение устной речью», где внешняя характеристика устной речи оценивалась по пяти показателям:
- говорит охотно;
- форма общения с учителем и учеником соответствует ситуации;
- речь в основном грамматически правильная;
- артикуляция чистая;
- громкость нормативная.
Уровень: 4 – в норме пять показателей;
3 – в норме четыре показателя;
2 – в норме два – три показателя;
1 – в норме один показатель.
Оценка связности устной речи учащихся:
4 уровень – говорит связными предложениями, может дать развёрнутую характеристику объекта или явления;
3 уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления даётся в виде малосвязных мыслей;
2 уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1 уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.
Владение устной речью. Таблица № 1.
№ | Фамилия, имя ученика. | Внешняя характеристика речи. | Уровень. | Уровень связной речи. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1. | Мария Б. | + | + | + | - | + | 3 | 3 | ||
2. | Никит Б. | - | + | + | + | + | 3 | 3 | ||
3. | Анастасия Б. | + | + | + | + | + | 4 | 3 | ||
4. | Степан В. | + | + | + | + | + | 4 | 4 | ||
5. | Настя Г. | - | - | - | + | - | 1 | 2 | ||
6. | Анна Д. | - | - | - | + | - | 1 | 1 | ||
7. | Диана Д. | - | + | - | - | - | 1 | 2 | ||
8. | Данил З. | - | + | - | - | + | 2 | 2 | ||
9. | Матвей З. | - | + | + | + | + | 3 | 4 | ||
10. | Степан И. | - | + | - | - | - | 1 | 1 | ||
11. | Алексей К. | + | + | + | + | + | 4 | 4 | ||
12. | Илья К. | + | + | + | + | - | 3 | 3 | ||
13. | Саша К. | - | + | - | - | + | 2 | 2 | ||
14. | Сергей М. | + | + | - | - | - | 2 | 2 | ||
15. | Милена М. | - | + | - | - | - | 1 | 1 | ||
16. | Сергей Н. | + | - | - | + | - | 2 | 4 | ||
17. | Настя П. | - | + | + | + | + | 3 | 4 | ||
18. | Егор С. | - | + | - | - | + | 2 | 2 | ||
19. | Сергей С. | + | + | + | - | + | 3 | 4 | ||
20. | Кирилл Т. | - | + | - | - | + | 2 | 2 | ||
21. | Вова Ч. | + | + | + | + | + | 4 | 4 | ||
22. | Таисия Ш. | + | + | + | + | - | 3 | 3 | ||
23. | Арина Э. | - | + | - | - | - | 1 | 2 |
На основании данных учащихся разбиваю по разноуровневым группам:
Таблица №2.
Дефекты речи | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | |||
«Молчуны» | |||||||
Данил З. Степан И. Сергей М. Егор С. Сергей С. Кирилл Т. | Анастасия Г. Анна Д. Диана Д. Степан И. Милена М. Арина Э. | Данил З. Сергей М. Александра К. Сергей Н. Егор С. Кирилл Т. | Анастасия Б. Никита Б. Матвей З. Илья К. Анастасия П. Сергей С. Таисия Ш. | Анастасия Б. Степан В. Алексей К. Владимир Ч. | |||
6 человек | 6 человек | 6 человек | 7 человека | 4 человека | |||
26,1% | 26,1 % | 30,4 % | 17,4% |
Больше всего меня волновали дети 1 уровня и ребята с дефектами речи, так как нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, могут отразиться в деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико – мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).
В посёлке работает один логопед при центре ГБУАО Новобурейский КЦСОН «Надежда», который оказывает специализированную логопедическую помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста. Всем сразу уделить много времени он не может. Ребят много, ходят на занятия в определённое время. Исходя из этого, передо мной стояли задачи:
- отобрать оптимальные методы и приёмы, обеспечивающие развитие слухового внимания детей;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
На формирующем этапе исследовательской работы в 1 классе подбирала комплекс упражнений для детей всех уровней, которые проводились фронтально на уроках русского языка (обучение письму) и литературы (обучение грамоте). Необходимый материал искала в методической литературе, через Интернет. Большую помощь в работе оказала книга «Домашний логопед» автора-составителя Руденко В.И.
Для ребят c дефектами речи составлены индивидуальные книжки-помощники «Мой любимый «Звуковичок»», в которых подобраны задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков
Групповая работа проводилась для детей 2 уровня и «Молчунов». Чтобы пробудить внутреннюю потребность в общении, вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами с товарищами, с учителем, необходимо создать психологическую атмосферу в классе, которая определяется тоном, стилем общения учителя с детьми и детей между собой.
Для того чтобы разговорить детей, в своей работе использовала различные технические приёмы, упражнения, которая предлагает проводить психотерапевт Вайолет Оклендр.
1. Приёмы, основывающиеся на различных видах искусства:
Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдёт в путешествии…
- Рисование-фантазирование карандашами, красками, чернильными пятнами, мелками; использовать цвет, различные формы, линии, рисование техникой каракуль – расскажи историю о своей картинке.
- Дайте название различным рисункам; расскажите, что вы в них видите; составьте рассказ.
- Сквигл – изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно чёрного цвета. Ребёнка просят закончить картинку; рассказать историю, связанную с картинкой; стать картинкой, поговорить с картинкой. В результате использования этого метода возникает огромное количество способов общения.
- Работа с глиной или пластилином. В процессе такой деятельности дети ведут замечательные беседы друг с другом; делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
- Инсценировка рассказов, сказок, работа с куклами.
- Работа с текстом6 начинает рассказ учитель, а затем используются дополнения каждого ребёнка, формируя таким образом последовательный коллективный рассказ.
2. Упражнения и методы с помощью которых можно улучшить сенсорные функции.
Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние дети узнают самих себя и контактируют с миром.
- Прикоснуться к любому предмету (мех, бархат, ракушка и т.д.) и обсудить каков он на ощупь; что из нашей жизни он напоминает.
- Поместить разные предметы в сумку и попросить ребёнка вытащить из неё что-нибудь грубое, мягкое, гладкое и т.д. затем ребёнок предлагает учителю, что нужно достать .
- Различать слова и буквы на ощупь, вырезанные из картона, сделанные из пластмассы или пластилина.
- Некоторые слова, которые приходят в голову, для описания ощущения, возникающее при ощупывании предмета, можно представить в идее рисунков «Какого цвета это слово?» или выразить соответствующими жестами.
- Играть в распознавание звуков:
- в маленькие коробочки положить разные предметы: рис, фасоль, кнопки, пуговицы, монеты и т.д.; ребёнок должен потрясти каждую коробочку и определить по звуку, чем она наполнена;
- у ребёнка за спиной возникает шум: постукивание карандашом, шуршание бумаги и т.п. «Отгадай, что за звук?» необходимо меняться ролями, чтобы и ребёнок мог задать такую загадку;
- «Невнятная речь». Попытаться общаться издавая звуки, невнятно бормоча и не используя слова. «Что я хотела выразить с помощью этих звуков?»
3. Разыгрывание сцен.
- Ролевые игры помогают детям становиться ближе к самим себе: дети в театре, в семье, в школе, посещение друзей, приём гостей, поведение в транспорте.
- С помощью жестов, мимики, рисунков, танцев рассказать о любом событии, другие дети должны попытаться расшифровать эти рассказы.
Игры с импровизацией:
Осязание.
Пропустить по кругу воображаемый предмет, который следует подержать, рассмотреть, на который нужно отреагировать, а затем передать дальше.
Зрение.
Вы наблюдаете спортивное мероприятие. Выразить эмоции. Группа пытается отгадать, что именно вы наблюдаете.
Покажите, как вы будете реагировать, наблюдая закат, плачущего ребёнка, тигра, змею.
Слух.
Изобразите свою реакцию на различные звуки: взрыв, плач ребёнка, гром, звонок в дверь и т.д.
Обоняние.
Изобразить свою реакцию на разные запахи: цветка, лука, дыма и т.д.
Вкус.
Изобразить в пантомиме свою реакцию, когда вы пробуете на вкус различные вещи6 мороженое, лимоны и т.п.
Тело.
Изобразить ходьбу: в спешке, лениво, через лужу, по траве, босиком по горячему тротуару, в гору, по снегу, вниз по крутой тропинке и т.д.
Основная работа со всеми детьми разных уровней проходит на уроках русского языка (в первом классе на уроках обучения грамоте и письму). При анализе текстов или явлений, предложенных в соответствии с программой этих предметов создаётся естественная ситуация для высказывания детей, обмена мнениями, спора, доказательств. Расширяются их представления об окружающем мире, обогащается словарь, более разнообразными становятся используемые языковые средства.
На уроках использую фонетические упражнения, способствующие выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки. Большую помощь мне оказывает в проведении таких упражнений книга для учителя и родителей Валентины Волиной «Праздник Букваря».
Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок:
Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше.
Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.
На первоначальном этапе обучения отрабатываю навыки слогового анализа. Вполне согласна с утверждением, что слог – это ключ к чтению. В процессе такой деятельности ребёнок задумывается над словом, его строением. У учащихся формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Одновременно с этим происходит процесс осознанного овладения специальными терминами, необходимыми для общения в период изучения слова как единицы языка («слово», «звук», «слог», «ударение»).
Виды упражнений:
- Договори последний слог: Я начну, а вы кончайте,
Часть любую добавляйте,
Можно «сы», а можно «са»,
Бу - …, ве - …, но - …, ро - …, ли - …, ко - ...
- Слоговой аукцион. Придумай слова с слогами: ма, мо, ми, му, мы.
- Слоговое лото. Составьте из слогов слова: а, иг, ик, ра, и, ист, ла.
- Превращение слов – волшебные цепочки. Замените букву б в слове бочка так, чтобы получились новые слова (дачка, кочка, почка, точка, ночка, мочка).
В слове бок замените первую букву (кок, док, сок, ток, шок);
замените вторую букву (бак, бык, бук);
замените третью букву (боб, бог, бор, блй, бот);
замените любую букву (бак, бук, лук, лак, мак, рак).
В слове бак замените одну букву (бак, бук, лук, лак, мак, рак).
Может ли из бука вырасти дуб? (Ответ: бук – лук – луб – дуб).
Как утихомирить разбушевавшуюся стихию? (Ответ: буря – бура – тура – туша – тушь – тишь).
Сможете ли вы барса превратить в лису? (Ответ: барс – фарс – фара – пара – папа – лапа – липа – лиса).
- Грамматическая арифметика.
Нота «до» + закрытые в земле ценности = ? (Доклад)
Нота «до» + рожки у улитки = ? (Дорожки)
Нота «до» + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а
= ? (Досада)
Нота «до» + термин игры в шашки, шахматы = ? (Доход)
Вербальный уровень общения – основной в системе образования в школе. Следовательно, своих учеников я должна поднять на высокий лексический уровень. Если ребёнок не понимает значения слов, он не сможет сделать то, что от него требуется. Внимание ребёнка сразу же отключается.
На уроках письма ребятам предлагала прописывать буквы на определённом интервале. Многие учащиеся продолжали писать совсем рядом, почти слитно.
Учитель физкультуры требовал идти в колоне друг за другом на интервале «вытянутой руки», но ребята приближались друг к другу, толкались, наступали на пятки впереди идущих.
Мы никак не могли выяснить, почему так происходит, пока Даша не спросила: «Что такое интервал?»
Если ребёнок не приучен вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значение, он всегда будет страдать от не понимания самого предмета.
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому стараюсь не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Я должна подготовить своих учеников к изучению лексики в последующих классах, чтобы они научились выбирать наиболее подходящее слово для выражения мысли, различать разные значения одного и того же слова. Чтобы добиться этого, с детьми выяснили: каким может быть слово? Из беседы делаем вывод:
убедительное
живое
трепетное
волнующее
Слово занимательное
уместное
красивое
искреннее
Что может сделать слово?
обогатить
Слово растревожить
успокоить
спасти
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место уделяю работе с синонимами и антонимами.
Повторная диагностическая работа проводилась в конце 3 четверти 1 класса. Был заполнен второй бланк «Владение устной речью»
Таблица №3
№ | Фамилия, имя ребёнка | Внешняя характеристика речи | Уровень | Уровень связной речи | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1. | Б. Мария | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
2. | Б. Никит. | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
3. | Б. Настя | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
4. | В. Степан | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
5. | Г. Настя | + | + | - | + | + | 3 | 3 |
6. | Д. Анна | - | + | + | + | - | 2 | 3 |
7. | Д. Дина | - | + | - | + | - | 2 | 3 |
8. | З. Данил | + | + | + | - | + | 3 | 4 |
9. | З. Матвей | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
10. | И. Степан | - | + | - | - | - | 1 | 2 |
11. | К. Алексей | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
12. | К. Илья | + | + | + | - | + | 3 | 4 |
13. | К. Александра | + | + | + | - | + | 3 | 4 |
14. | М. Сергей | + | + | - | - | + | 2 | 3 |
15. | М. Милена | - | + | + | + | + | 3 | 3 |
16. | Н. Сергей | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
17. | П. Настя | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
18. | С. Егор | + | + | + | - | - | 2 | 3 |
19. | С. Сергей | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
20. | Т. Кирилл | + | + | - | - | + | 2 | 3 |
21. | Ч. Вова | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
22. | Ш. Таисия | + | + | + | + | + | 4 | 4 |
23. | Э. Арина | - | + | - | + | + | 2 | 3 |
В соответствии с этим происходит переход из одной группы в другую.
Таблица №4.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень | |||
Дефекты речи | «Молчуны» | |||||
Данил З. Степан И. Сергей М. | Степан И. | Аннна Д Диана Д. Сергей М. Егор С. Кирилл Т. Арина Э. | Анастасия Г. Данил З. Илью К. Александра К. Милена М. | Анастасия Б. Анастасия Б. Никита Б. Степан В. Матвей З. Алексей К. Сергей Н. Анастасия П. Сергей С. Владимир Ч. Таисия Ш. | ||
3 | 1 | 6 человек | 5 человек | 11 человек | ||
4,3% | 26,0% | 21,7% | 47,8% |
Сравним начальные результаты с результатами второй диагностики. Отразим их в диаграмме.
Диаграмма №1.
Анализ данных позволяет увидеть, как происходит речевое развитие учащихся, как формируются отдельные виды речи (в частности внещняя и связная речь). Происходит динамика продвижения внешней характеристики устной речи учащихся первого класса.
В реализации общего развития учащихся предмету «русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи: обучить чтению, письму, обогатить речь, дать знания о языке и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах обучения.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. В ходе лексической работы ученики наблюдают за тем, что каждое слово что-то обозначает, имеет значение. При обучении грамоте ребята узнают, что одно слово может иметь несколько значений (лук, ключ, кисть). Следим за тем, как слова могут сочетаться, наблюдаем над особенностями словоупотребления.
В четвёртой четверти мы работаем по учебникам русского языка. Даются первые словарные слова. Из наблюдений ребята узнают, что в русском языке есть слова, которые проверить нельзя. Задаём вопрос: «Как быть с такими словами?». После обсуждения этого вопроса некоторые ребята догадываются, что их можно проверить по словарю. Происходит первое знакомство с «Орфографическим словарём». На уроках выясняем, что в конце учебника есть маленькие словарики «Запомни, как пишутся эти слова!». Многие ребята решили, что такие слова нужно заучивать. В 4 четверти первого года обучения ребята пишут первый словарный диктант.
Яблоко, яблоня, ягода, рябина, ещё, что.
Результаты были неутешительными. Работу выполняли 21 человек.
На «5» - 4 человека
На «4» - 4 человека
На «3» - 10 человек
На «2» - 3 человека.
Успеваемость – 85,7%
Качество – 44,4%.
У меня возник вопрос: «Что надо сделать, чтобы ребята научились грамотно писать? Как перестроить свою работу?»
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной речи.
Прежде всего, познакомилась со словарными словами, которые ребята изучают в каждом классе по программе «Школа 2100». Из анализа учебников сделала следующие выводы:
- В первом и во втором классах объём словарных слов маленький; почти на каждом уроке в течение всего года слова повторяются, прописываются, для развития орфографической зоркости проводятся различные виды упражнений. Большой объём словарных слов в 3 классе. Считаю, что слова можно разбить на модули (группы) по определённой тематике. Отдельные слова повторяются в каждом классе. При знакомстве со словарными словами обратила внимание на то, что некоторые слова, изучаемые в 5 - 6 классах начинают изучать ребята-третьеклассники: аккуратный, корреспондент, терраса, территория, компания, кампания, искусство. Анализируя словарные диктанты старшеклассников, мы видим, что именно эти слова трудно запоминаются. Может быть, начиная с раннего возраста при определённой работе, ребята лучше усвоят написание данных слов.
- Начиная со второго класса УМК «Школа 2100» дополняется «Орфографической тетрадью» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. Объем работы велик. Много различных упражнений по отработке навыка правописания изучаемых словарных слов. Ребятам интересно разгадывать кроссворды, ребусы, составлять диктанты для соседа по парте. Работа проходит в паре, что способствует развитию коммуникативных умений и навыков, необходимых для успешного общения. Расположение словарные слов в данной тетради в алфавитном порядке, что способствует формированию познавательных УУД, так как ребёнок учиться ориентироваться в пособии, работать с информацией.
- С первого класса, вводится лексическое толкование слов: эпизод, эскимосы, этикет, тахта, эстамп и др. Данные слова встречаются в текстах учебника, поэтому сразу после упражнения даётся лексическое значение слова. В учебниках 3 и 4 классов на последних страницах появляются первые «Толковые словари». Ребята постепенно учатся производить лексический разбор слова. Отметим, что с полным лексическим разбором слова по учебному комплексу «Русский язык для 5 – 9 классов» под редакцией В. В. Бабайцевой учащиеся 5 класса знакомятся только в 4 четверти. Из опроса учащихся среднего звена выясняем, что самые трудные виды разборов это фонетический и лексический.
- На последних страницах учебника вводится такая рубрика как «Произноси правильно».
При устном составлении предложений, маленьких рассказов на определённую тему, ребята повторяли ответы своих одноклассников, затруднялись в подборе различных слов или словосочетаний для описания предметов, явлений. Таким образом, словарь ребёнка беден и количественно, и качественно. Следовательно, лексическая работа очень нужна и важна. Поэтому для себя наметила план работы, способствующий обогащению словарного запаса детей.
Разнообразие приёмов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов – важнейшая задача словарной работы в начальных классах. Объём работы по уточнению словаря очень велик. Сюда входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов.
Лексическая работа по выявлению значений слов начинается с первого класса и продолжается в начальной школе, средней школе на всех уроках русского языка. В начальной школе эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдения за словом учащиеся узнают, что слово может быть близким по значению или противоположным (синонимы, антонимы), что следует правильно употреблять их в речи. Для того чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу. Для этого я использовала следующую систему упражнений с антонимами предложенную М.Р.Львовом.
Различные виды упражнений при работе со словарными словами подобраны в методических материалах:
« Работа со словарными словами на уроках русского языка с 1 по 4 класс, программа «Школа 2100»
Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися анатомии как языкового явления. Основная цель упражнений с антонимами – использовать их в устной и письменной речи. Одним из критериев оценки речевого развития младших школьников является умение вводить антонимы в свою речь.
Работа с синонима – важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
- Обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений.
- Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.
- Специальные упражнения с синонимами.
- Активизация синонимов, т.е. использование в связной речи.
- Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Самая простая работа с синонимами начинается с 1 класса. Надо постоянно обращать внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы.
Главная цель всякого лексического упражнения – использование слов в собственной речи.
Проделав большую работу по подбору различных упражнений с целью активизации словаря, выделила следующие этапы работы над словарным словом:
- Толкование слова с помощью одного или нескольких приёмов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).
4. Работа над симантическими связями слова.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивать речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
В конце каждой четверти (года) проводится контрольный словарный диктант. Результаты фиксируются в таблицу:
Таблица № 5.
Учебный год | 2013 – 2014 | 2014 – 2015 | |||||
класс | 1 | 2 | |||||
старт | год | 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | год | |
«5» | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 |
«4» | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
«3» | 10 | 8 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 |
«2» | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | - | - |
успеваемость | 85,7% | 85,7% | 90,4% | 90,4% | 95,4% | 100% | 100% |
качество | 44,4% | 44,4 | 47,3% | 47,6% | 54,5% | 59% | 59% |
Кол-во детей | 21 | 21 | 21 | 21 | 22 | 22 | 22 |
Динамику улучшения написания словарных диктантов можно проследить по графику.
График №1.
На близком и понятном материале знакомлю ребят с фразеологией. Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка таит работа с фразеологизмами. Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова.
Работая с фразеологизмами ребята решают различные задачи.
Пример:
- к какому случаю из жизни подходит один из фразеологизмов (сел в галошу, клевать носом, лететь стрелой, льёт как из ведра);
- у кого бывало такое настроение, из-за чего (вешать нос, потерять голову, проглотить язык, сидеть сложа руки);
- когда бывает такое (слышно, как муха пролетит, голова как решето, зарубить на носу);
- какие фразеологизмы близки по смыслу (навострить уши, ушки на макушке, взять себя в руки) ?
Задания могут быть направлены на:
1) сравнение значений фразеологизмов, близких по смыслу (к примеру, можно сопоставить фразеологизмы как снег на голову, вырос из-под земли, откуда не возьмись);
2) употребление фразеологизмов в речи:
составление предложений, небольших рассказов с включением фразеологизмов и пояснений к ним (Увидев лису, заяц бросился бежать со всех ног.Он так быстро убегал, что только уши мелькали.),
подбор фразеологизмов, близких по значению;
Ребятам можно предложить самостоятельно поработать с фразеологическим словариком, для чего им следует обратиться к памятке.
Памятка к самодиктовке фразеологизмов.
1. Прочитай фразеологизм и его объяснение. Постарайся их запомнить.
2. Напиши фразеологизм с объяснением по памяти, диктуя себе по слогам.
3. Проверь свою запись по фразеологическому словарику.
Заключение.
Работа по развитию коммуникативных умений у младших школьников не окончена. Она будет продолжаться в 3 и 4 классах, где планируется обратить внимание на развитие письменной речи (написание изложений, сочинений, свободных диктантов).
Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Путем чередования различных упражнений мы поднимаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления и коммуникативных умений.
Список литературы.
1.Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития речи коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
2.Кузнецова М.И. педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // «Начальная школа» №8,1999.
3.Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе // «Начальная школа» №3,1994.
4.Макорова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.
5.Немов Р. Психология, учебник // Т.1 – 2. – М.: Владос, 1999.
6. Нечаева Н.В.: Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке и рабочим тетрадям по чтению (система 1 – 4) – Москва: «Центр общего развития», 1999.
7.Обучаем по системе Л.В.Занкова: 1 кл.: Кн. Для учителя / З.И.Романовская, А.В.Полякова, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. М.: Просвещение, 1996. – 144с.
8.Оклендер в. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии/ Перевод с англ. – М.: независимая фирма «Класс», 2001. – 336с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып.20).
9.Перцева Н.В. Диалог как способ обучения чтению // «Начальная школа» №7,1997.
10.Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3) по системе Л.В.Занкова. Составитель сборника программ Л.А.Вохмянина. – Москва: «Прсвещение», 1996.
11.Руденко В.И. автор-составитель. Домашний логопед. – ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2000. – 320с.
12.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С.Соловейчик – М.: Прсвещение, 1993. – 383с.: ил.
13.Сборник контрольных и проверочных работ (система Л.В.Занкова) / Авторы: И.И.Аргинская, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, А.Казаков, Н.В.Нечаева, А.В.Полякова, Н.Я.Чутко. Под редакцией Р.Г.Чураковой. – Москва.: «Центр общего развития», 2000. – 160с.
14.Ставская Г.М. Работа с фрагиологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся // «Начальная школа» №12, 2000.
15.Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования // «Начальная школа» №7, 2000.
16.Чеурина Н.В. Использование игр – драматизаций при формировании связной речи у детей // «Начальная школа» №4, 2008.
Комплекс упражнений
для развития мелкой моторики пальцев рук
и
подвижности артикуляционного аппарата
Составила Уварова Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУ Новобурейской СОШ № 3
Амурской области
Ежедневные занятия.
1.1. Пальчиковая гимнастика.
(Исследованиями установлено, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук).
- Работа со всевозможными конструкторами, мозаикой, головоломками, паззлами; изготовление аппликаций, бисероплетение.
- Упражнения:
«Цветочки распускаются»
Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» - пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», - пальцы вместе. На счёт «раз-два» пальцы врозь - вместе.
«А на деревьях как цветочки распускаются?» - поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.
«Пальчики здороваются»
«Пусть пальчики поздороваются!» - на счёт «раз – два – три – четыре – пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные и т.д.
«Палец – пальчик»
Со словами «палец – палец – палец – пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочерёдно присоединяется к большому пальцу.
«Идёт коза рогатая»
Вытянуть указательные пальцы и мизинцы вперёд, загнув остальные пальцы. Руки можно поднять к голове. Поиграть вытянутыми пальцами со словами:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Ой, забодает, забодает!
«Зайчик на опушке»
Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», - пальцы двигаются вперёд – назад. «Ушки на макушке»,- пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.
«Замочек»
«Щёлк!» - ладони вместе. «Щёлк!» - пальцы соединяются в «замок». Замкнуть и разомкнуть замок несколько раз.
- Сложить бумажную салфетку вчетверо и дать ребёнку, чтобы он повыщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оценить полученный узор, развернув салфетку.
- Попросить ребёнка перекатывать в ладонях гранёный карандаш, неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
- Складывать колодец из счётных палочек, спичек; выкладывать различные фигуры, буквы, цифры.
- Попросить ребёнка сжать руку соседа, а потом поразгибать его пальцы.
1.2. Артикуляционная гимнастика.
(Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 с., перед зеркалом, сначала медленно, со временем переходя к более быстрому темпу).
Упражнения для губ.
- «Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой (зубы тоже должны быть сомкнуты). Если у ребёнка не получается это упражнение, пуст попробует дотянуться губами до конфеты и взять её губами.
- «Улыбка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
- «Бублик»
Губы округлить (шёпотом произнести звук о) и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
- «Заборчик»
Улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук и).
Упражнения для языка.
- «Птенчик»
Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык спокоен и неподвижен.
- «Лопаточка»
Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот и опустить за нижние зубы, стараясь не напрягать язык.
- «Чашечка»
Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.
- «Иголочка»
Открыть рот и выдвинуть далеко вперёд узкий язык.
- «Лошадка»
Открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая, и цокать за верхними зубами.
- «Маляр»
Открыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, водить по нёбу вперёд-назад, не отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
Дыхательные упражнения.
- «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3см), лежащий на столе, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами (это «футбольные ворота»).
- «Загнать мяч подальше»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
- «Фокус»
Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
«Мой любимый звуковичок»
Автоматизация произношения звука [ш]
1. Слоги для повторения отражённо
ША – ША – ША АШ – АШ – АШ
ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ – УШ
ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ – ОШ
ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ – ИШ
2. Ты начни, а я закончу (ребёнок произносит слоги, а взрослый заканчивая предложение, выделяет голосом нужные слоги)
ША – ша – ша – два карандаша.
Ши – ши – ши – не спеши.
Шу – шу – шу – я спешу.
Шо – шо – шо – хорошо.
После того как ребёнок запомнит текст, поменяйтесь с ним ролями.
3. Слоги для повторения отражённо.
ША – ШУ ШУ – ША
ШО – ШЕ ШЕ – ШУ
ШИ – ШЕ ШЕ – ШИ
4. Слоги для повторения отражённо (если ребёнок не может повторить всю цепочку сразу, отработайте каждый слог отдельно)
ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША
ШО – ШУ – ША ШУ – ШИ – ШО
ШУ – ШО – ША ШЕ – ШИ – ШО
5. Я буду называть слово, а ты меняй в нём первый звук на звук [ш] и говори новое слово:
Мышка – шишка чашка – шашка
Спала – шпала тапка – шапка
Топот – шёпот споры – шпоры
Парить – шарить майка – шайка
Мыло – шило дар – шар
Жаль – шаль губы – шубы
6. Ты начни, а я закончу (ребёнок произносит слоги, а взрослый заканчивает предложение, выделяя голосом нужные слоги)
Аш – аш – аш – карандаш.
Ош – ош – ош – дай мне грош.
Уш – уш – уш – иди в душ.
Иш – иш – иш – ешь кишмиш.
После того как ребёнок достаточно хорошо запомнит текст, поменяйтесь с ним ролями.
7. Слоги для повторения отражённо (если ребёнок не может повторить всю цепочку сразу, отработайте каждый слог отдельно).
АШ – ОШ – УШ – ЫШ
ЫШ – УШ – ОШ – АШ
АШ – ЯШ – УШ – ЮШ
ЫШ – ИШ – ЕШ – АШ
ЯШ – АШ – ЮШ – УШ
ИШ – ЫШ – АШ – ЕШ
ЯШ – ЁШ – ЮШ – ИШ – ЕШ
ЕШ – ИШ – ЮШ – ЁШ – ЯШ
8. Слова для повторения отражённо.
Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шашки, шахматы, лапша.
Шорох, шов, мешок, пушок, вершок, горшок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.
Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.
Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.
Шея, шейка, ошейник, вермишель, решение, волшебник, решебник, решётка.
9. Слова для повторения отражённо.
Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Мариша, Андрюша.
Шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина, башенка, орешек.
10. Слоги для повторения отражённо (если ребёнок не может повторить всю цепочку сразу, отработайте каждый слог отдельно).
ШКА – ШКА – ШКА
ШКУ – ШКУ – ШКУ
ШКО – ШКО – ШКО
ШКИ – ШКИ – ШКИ
ШКЕ – ШКЕ – ШКЕ
12. Я начну, а ты закончи.
Я иду, и ты….. (идёшь)
Я беру, и ты…..(берёшь)
Я пою, и ты…..(поёшь)
Я плыву, и ты….. (плывёшь)
Я веду, и ты…… (ведёшь)
Я несу, и ты ……(несёшь)
Я бегу, и ты…… (бежишь)
Я лечу, и ты …….(летишь)
13. Проговори 5 раз словосочетание «пшеничная каша»
14. Измени предложение по образцу:
У Маши подушка. – Это Машина подушка.
У Миши шашки. - …
У Паши картошка - …
У Саши ракушка. - …
У Даши кошка. - …
15. Я начну, а ты закончи:
Я нашёл плюшевого мишку.
Ты нашёл плюшевого мишку.
Он…
Мы…
Вы…
Они…
16. Послушай предложения. Исправь их.
На подушке лежит красивый диван. Наша мышка съела кошку. Ландыши очень любят нашу бабушку. Лягушка боится мошки. Воздушный шар любит со мной играть.
17. Повтори слова отражённо и подумай, что здесь живое, а что нет.
Шиповник, шакал, шутник, лошадь, мышонок, мешок, мыши, уши, шипы, шина, шило, ширма, ландыши, галоши, орешник, горошек, шея, башенка, гребешок, мартышка, шалаш, карандаш, ёрш, душ, малыш, вишня, подушка, гуляш, финиш, кошка, шашки, катушка, игрушка.
18. Заучи скороговорку.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли два гроша.
19. Внимательно прослушай стихотворение Г. Ладонщикова и ответь на вопросы.
Я песок мешаю
С глиной, как муку.
На горячем камне
К ужину пеку:
Крендель для матрёшки,
Клоуну – лепёшки,
Пряники для Мишки,
Заиньке – коврижки.
- Кому крендель? Кому пряник? Кому коврижки? Что делают с песком и глиной в этом стихотворении?
20. Взрослый называет один предмет, а ребёнок – множество таких же предметов.
Шалаш – шалаши
Камыш - …
Патронташ - …
Грош - …
Карандаш - …
Ландыш - …
21. Закончи предложения по образцу.
Когда шуршат, это шорох.
Когда шепчут, это…(шёпот)
Когда шумят, это…
Когда шелестят, это…
Когда спешат, это…
22. Повтори предложения отражённо. Ответь на вопросы фразой.
У Маши хорошая шубка.
(Что у Маши? У кого Шубка? Какая Шубка у Маши?)
Шубку сшил Машин дедушка.
(Что сшил дедушка? Чей дедушка сшил шубку? Что сделал дедушка? Кто сшил шубку?)
А сейчас дедушка шьёт Маше шапку.
(Что шьёт дедушка? Кому шьёт дедушка шапку? Кто шьёт шапку? Что делает дедушка?)
Учимся различать звуки [с] и [ш]
1. Слоги для повторения отражённо.
СА – ША СО – ШО
СУ – ШУ СЫ – ШИ
СА – СА – ША ША – ША – СА
СО – СО – ШО ШО – ШО – СО
СУ – ШУ – ШУ ШУ – ШУ – СУ
СЫ – СЫ – ШИ ШИ – СЫ – СЫ
2. Слоги для повторения отражённо (если ребёнок не может повторить всю цепочку сразу, отработайте каждый слог отдельно)
СА – ША – СА ША – СА – ША
СО – ШО – СО ШО – СО – ШО
СУ – ШУ – СУ ШУ – СУ – ШУ
СИ – ШИ – СИ ШИ – СИ – ШИ
3. Повтори пары слов отражённо
Вас – ваш нас – наш
Усы – уши крыса – крыша
Мыс – мышь басня – башня
Посол – пошёл касса – каша
Миска – мишка сутки – шутки
Каска – кашка
Сытый – шитый
4. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок даёт на них полные ответы.
Что надевают зимой на голову?
Что ласково согревает Землю?
На зиму бабушка вяжет тёплые…….
Кого боятся мыши?
Кто в лесу самый хитрый из зверей?
Кто ведёт поезд?
Что растёт на ёлках, кроме иголок?
Слова для справок: шапку, солнышко, носки, кошку, лиса, машинист, шишки.
5. Взрослый произносит слова, выделяя голосом первый звук, ребёнок его повторяет.
Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шёл, шина, сила, синий, сахар, шорох, шапка.
6. Замени в словах звук [ш], чтобы получилось новое слово:
Сутки – шутки
споры - ……
сайка - ……
сутки - ……
скала - ….
стопор - …..
стык - ……
срам - ……
сок - ……
стиль - …
Марс - …
вас - …
нас - …
мыс - …
плюс - …
7. Повтори предложение отражённо. Ответь на вопросы одним словом.
В лесу кукует лягушка. (Кто кукует? Где кукует кукушка?)
На север пришла весна. (Что сделала весна? Куда пришла весна?)
Шахтёры спустились в шахту. (Кто спустился в шахту? Куда спустились шахтёры? Что сделали шахтёры?)
Даша выучила сказку о Золотом петушке. (Кто выучил сказку? Кто золотой? Что выучила Даша?)
8. Заучи скороговорку.
Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.
Саша мал, Саша мил, Саша с мылом уши мыл.
9. Послушай рассказчика и ответь на вопросы.
У нас дома живёт кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие. Усы длинные, шёрстка пушистая, шелковистая.
Как зовут кота?
Почему кота зовут Пушок?
Какие у кота Пушка ушки, усы, шёрстка?
Некоторые виды технических приёмов, упражнений из книги психотерапевта Вайолет Оклендер «Окна в мир ребёнка».
«…Эта книга написана для всех, кто работает и живёт с детьми: консультантов и психотерапевтов, которые заняты поисками новых способов работы с детьми; учителей, которые понимают, что чувств ребёнка играют важную роль в его обучении; родителей, которые хотят найти пути стать ближе своим детям; тех, кто, возможно, интересуется процессом взаимоотношений терапевта с ребёнком…. Эта книга написана также для взрослых, которые, возможно, пожелают установить контакт со своими детьми, чтобы лучше понять самих себя…»
1. Приёмы, основывающиеся на различных видах искусства:
Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдёт в путешествии…
- Рисование-фантазирование карандашами, красками, чернильными пятнами, мелками; использовать цвет, различные формы, линии, рисование техникой каракуль – расскажи историю о своей картинке.
- Дайте название различным рисункам; расскажите, что вы в них видите; составьте рассказ.
- Сквигл – изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно чёрного цвета. Ребёнка просят закончить картинку; рассказать историю, связанную с картинкой; стать картинкой, поговорить с картинкой. В результате использования этого метода возникает огромное количество способов общения.
- Работа с глиной или пластилином. В процессе такой деятельности дети ведут замечательные беседы друг с другом; делятся соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
- Инсценировка рассказов, сказок, работа с куклами.
- Работа с текстом6 начинает рассказ учитель, а затем используются дополнения каждого ребёнка, формируя таким образом последовательный коллективный рассказ.
2. Упражнения и методы с помощью которых можно улучшить сенсорные функции.
Через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние дети узнают самих себя и контактируют с миром.
- Прикоснуться к любому предмету (мех, бархат, ракушка и т.д.) и обсудить каков он на ощупь; что из нашей жизни он напоминает.
- Поместить разные предметы в сумку и попросить ребёнка вытащить из неё что-нибудь грубое, мягкое, гладкое и т.д. затем ребёнок предлагает учителю, что нужно достать .
- Различать слова и буквы на ощупь, вырезанные из картона, сделанные из пластмассы или пластилина.
- Некоторые слова, которые приходят в голову, для описания ощущения, возникающее при ощупывании предмета, можно представить в идее рисунков «Какого цвета это слово?» или выразить соответствующими жестами.
- Играть в распознавание звуков:
- в маленькие коробочки положить разные предметы: рис, фасоль, кнопки, пуговицы, монеты и т.д.; ребёнок должен потрясти каждую коробочку и определить по звуку, чем она наполнена;
- у ребёнка за спиной возникает шум: постукивание карандашом, шуршание бумаги и т.п. «Отгадай, что за звук?» необходимо меняться ролями, чтобы и ребёнок мог задать такую загадку;
- «Невнятная речь». Попытаться общаться издавая звуки, невнятно бормоча и не используя слова. «Что я хотела выразить с помощью этих звуков?»
3. Разыгрывание сцен.
- Ролевые игры помогают детям становиться ближе к самим себе: дети в театре, в семье, в школе, посещение друзей, приём гостей, поведение в транспорте.
- С помощью жестов, мимики, рисунков, танцев рассказать о любом событии, другие дети должны попытаться расшифровать эти рассказы.
Игры с импровизацией:
Осязание.
Пропустить по кругу воображаемый предмет, который следует подержать, рассмотреть, на который нужно отреагировать, а затем передать дальше. Этот предмет может быть стаканом воды, котёнком, старой потрёпанной книгой, красивой игрушкой, горячей картофелиной.
Зрение.
Вы наблюдаете спортивное мероприятие. Выразить эмоции. Группа пытается отгадать, что именно вы наблюдаете.
Покажите, как вы будете реагировать, наблюдая закат, плачущего ребёнка, тигра, змею.
Изобразите свою реакцию на различные звуки: взрыв, плач ребёнка, гром, звонок в дверь и т.д. этот перечень звуков может включать плач ребёнка, шаги крадущегося в темноте, когда вы спите, или какого-нибудь знакомого, входящего в комнату, гром, звонок в дверь и т.п.
Обоняние.
Изобразить свою реакцию на разные запахи: цветка, лука, дыма и т.д.
Представьте себе и изобразите различные ситуации, в которых вы чувствуете запах: прогулку в лесу и вдыхание дыма костра, запахи разных духов в магазине, запах свежих булочек, когда вы приходите домой.
Вкус.
Изобразить в пантомиме свою реакцию, когда вы пробуете на вкус различные вещи, мороженое, лимоны и т.п.
Изобразите, как вы едите что-нибудь, а остальные пытаются догадаться, что именно.
Изобразите в пантомиме, как вы что-то сосёте через соломинку, лижете леденец на палочке, свистите, надувая воздушный шарик.
Тело.
Изобразить ходьбу: в спешке, лениво, через лужу, по траве, босиком по горячему тротуару, в гору, по снегу, вниз по крутой тропинке и т.д.
Изобразите такие действия, как накрывание на стол, приготовление пищи, кормление собаки, одевание, подготовка домашнего задания. Действия могут быть определены заранее, указаны на карточке, выбираемой из кучки других карточек, или задуманы каждым ребёнком самостоятельно, чтобы остальные дети отгадывали, что именно изображается.
Ситуация в пантомиме.
Два человека решают, чем они будут заниматься, остальные отгадывают, что это: застилание постели, игра в пинг-понг, в шахматы, любое занятие, в котором участвуют двое.
Вы только что получили пакет. Вскройте его. Изобразите свою реакцию.
Вы на пешеходной прогулке с друзьями. Внезапно вы понимаете, что остались одиночестве.
Изобразите в пантомиме: вы в лифте. Неожиданно он остановился между этажами. Некоторое время спустя снова приходит в движение.
Сценки
Вы – группа людей, ждущих автобус. Каждый из вас изображает кого-нибудь из ожидающих: пожилую женщину, которая едет навестить своего внука, бизнесмена, опаздывающего на работу, девушку, направляющуюся в институт, слепого человека, которому надо помочь войти в автобус и т.п.
Предложите детям сыграть различные деловые ситуации или разных людей, а оставшейся части группы отгадать, что именно они изображают. Некоторым детям можно написать задание на карточках и предоставит им выбор.
Пусть дети «сыграют» какой-нибудь прибор или машину, а группа отгадывает, что это такое, или изобразят цвет, а группа проверит, можно ли отгадать этот цвет по тому, что они сыграют.
С очень маленькими детьми можно сыграть в «волшебный ключ» или «волшебную палочку». Взмахивая ею, сказать: «Теперь ты кошка!» И ребёнок на несколько минут превращался в кошку и т.д.
Уварова Елена Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».
Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка». Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...