урок-игра "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

урок русского языка для 4 класса разработан в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_frazeologizmy.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Соревнование о фразеологизмах»

Класс: 3

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • способствовать развитию интереса у обучающихся к фразеологии;
  • закреплять знания обучающихся о значении фразеологических единиц;

Регулятивные:

  • способствовать развитию памяти, мышления, речи;
  • воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа;

Познавательные:

  • вспомнить фразеологизмы, их объяснить их значение;
  • способствовать формированию образности речи;

Коммуникативные: 

  • формулировать собственное мнение;
  •  умение работать в группе.

Средства обучения: карточки с заданиями, ИД, проектор, презентация, наглядность (иллюстрации фразеологизмов)

- Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения.

- Сегодня мы с вами разделимся  на 3 команды: «Риторики», «Фразеологи», «Знатоки».

- Итак, мы начинаем соревнование.

1 конкурс «Узнай фразеологизмы в тексте»

  1. Не умеет дятел петь,

          Нет у дятла слуха,

          Говорят, ему медведь

          Наступил на ухо.

  1. Дед ворчит, что спать пора.

          Закрывай тетради!

          Занимался бы с утра,

          А не на ночь глядя.

  1. - Привет ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь каких?

         - А каких?

         - Пальчики оближешь!

2 конкурс «Объясни значение»

  • два сапога – пара
  • мухи не обидит
  • яблоку негде упасть
  • кот наплакал
  • засучив рукава
  • душа в душу

3 конкурс «Замени одним словом»

  1. считать ворон, точить лясы, лодыря гонять
  2. морочить голову, зарубить на носу, бить баклуши
  3. как курица лапой, кормить завтраками, в ежовых рукавицах

4 конкурс «Подпиши рисунок под фразеологизмом»

        Даны иллюстрации, в которых необходимо определить какой картинке  какие фразеологические обороты использованы и объяснить их значение.

Ответы: на лбу написано, толочь воду в ступе, бить баклуши

На лбу написано – всё ясно по выражению лица. А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.

Толочь воду в ступе – толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, смирение. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, смирение. А самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.                                                  

Бить баклуши – баклуши – небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.

5 конкурс «Исправь ошибки»

  • ждать у океана погоды (у моря)
  • несолоно евши (хлебавши)
  • кричать на всю Петровскую (Ивановскую)

6 конкурс «Загадки-складки»

- Продолжите загадки.

  • Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят: «Водой…» (не разольешь)
  • Товарищ просит твой украдкой ответы дать списать в тетрадки. Не надо! Ведь этим другу окажешь … (медвежью услугу)
  • Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …(кто по дрова) Ребята слушать их не станут: от этой песни уши… (вянут)

- Молодцы ребята, все хорошо справились с заданиями. А сейчас проверим какая же команда справилась с заданием лучше всего.

- А сейчас, мы с вами поиграем в игру. Вы по кругу будите передавать друг другу игрушку и говорить фразеологизмы, кто забыл или не знает выходит из игры. В процессе этого мы узнаем самого начитанного и внимательного.

- На этом наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.        

- Те, кому понравилось занятие, он всё понимал, было интересно потопайте ногами, а те, кому было скучно и не понятно похлопайте в ладоши.