урок-игра "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
урок русского языка для 4 класса разработан в игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_frazeologizmy.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Соревнование о фразеологизмах»
Класс: 3
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать развитию интереса у обучающихся к фразеологии;
- закреплять знания обучающихся о значении фразеологических единиц;
Регулятивные:
- способствовать развитию памяти, мышления, речи;
- воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа;
Познавательные:
- вспомнить фразеологизмы, их объяснить их значение;
- способствовать формированию образности речи;
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение;
- умение работать в группе.
Средства обучения: карточки с заданиями, ИД, проектор, презентация, наглядность (иллюстрации фразеологизмов)
- Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. Фразеологизмы русского языка отражают жизнь нашего народа, его обычаи и традиции. Изучает образные выражения.
- Сегодня мы с вами разделимся на 3 команды: «Риторики», «Фразеологи», «Знатоки».
- Итак, мы начинаем соревнование.
1 конкурс «Узнай фразеологизмы в тексте»
- Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
- Дед ворчит, что спать пора.
Закрывай тетради!
Занимался бы с утра,
А не на ночь глядя.
- - Привет ранняя весна, я тебе из крапивы зелёных щей наварю. Знаешь каких?
- А каких?
- Пальчики оближешь!
2 конкурс «Объясни значение»
- два сапога – пара
- мухи не обидит
- яблоку негде упасть
- кот наплакал
- засучив рукава
- душа в душу
3 конкурс «Замени одним словом»
- считать ворон, точить лясы, лодыря гонять
- морочить голову, зарубить на носу, бить баклуши
- как курица лапой, кормить завтраками, в ежовых рукавицах
4 конкурс «Подпиши рисунок под фразеологизмом»
Даны иллюстрации, в которых необходимо определить какой картинке какие фразеологические обороты использованы и объяснить их значение.
Ответы: на лбу написано, толочь воду в ступе, бить баклуши
На лбу написано – всё ясно по выражению лица. А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.
Толочь воду в ступе – толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, смирение. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, смирение. А самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.
Бить баклуши – баклуши – небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.
5 конкурс «Исправь ошибки»
- ждать у океана погоды (у моря)
- несолоно евши (хлебавши)
- кричать на всю Петровскую (Ивановскую)
6 конкурс «Загадки-складки»
- Продолжите загадки.
- Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят: «Водой…» (не разольешь)
- Товарищ просит твой украдкой ответы дать списать в тетрадки. Не надо! Ведь этим другу окажешь … (медвежью услугу)
- Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …(кто по дрова) Ребята слушать их не станут: от этой песни уши… (вянут)
- Молодцы ребята, все хорошо справились с заданиями. А сейчас проверим какая же команда справилась с заданием лучше всего.
- А сейчас, мы с вами поиграем в игру. Вы по кругу будите передавать друг другу игрушку и говорить фразеологизмы, кто забыл или не знает выходит из игры. В процессе этого мы узнаем самого начитанного и внимательного.
- На этом наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.
- Те, кому понравилось занятие, он всё понимал, было интересно потопайте ногами, а те, кому было скучно и не понятно похлопайте в ладоши.