Контрольно - измерительные материалы по русскому языку для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Разработка КИМов по русскому языку 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_po_russkomu_yazyku_4klass.doc | 297.5 КБ |
prezentatsiya_kim.pptx | 186.46 КБ |
kim_po_russkomu_yazyku_4klass.doc | 297.5 КБ |
prezentatsiya_kim.pptx | 186.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс
Участники рабочей группы:
Рагузина Алена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166» Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №84»
Чернова Альбина Альбертовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №89»
Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
старший преподаватель ПМПКиППРО КФУ
Проектная работа допущена к защите
Казань – 2015
Оглавление
1.Аннотация
2.Актуальность проекта
3.Цель и задачи проекта
4. Ресурсы
5 Разработка КИМов
6. Заключение
Аннотация
В данном проекте представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка в 4классе, включающие задания для самостоятельной работы учащихся, презентацию.
КИМы предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе УМК «Школа России» и разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.
Актуальность
Современный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальных классах. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» указано, что необходимо «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».
Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Современный ФГОС предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальной школе.
В то же время методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса недостаточно разработано. По УМК «Школа России» к учебнику русского языка в 4 классе разработаны электронно-образовательный ресурс, рабочие тетради, позволяющие планировать достижения, необходимых предметных и метапредметных результатов, в то же время нет методических разработок и рекомендаций по использованию данных материалов с учетом требований ФГОС и принципов системно - деятельностного подхода.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки контрольно-измерительных материалов к урокам русского языка в 4классе на основе требований системы деятельностного подхода.
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель проекта
Целью проекта является разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы:
- «Речь»
- «Текст»
- «Предложение»
- «Слово в языке и речи»
- «Части речи»
- «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.
Задачи проекта
- Изучить требования ФГОС.
- Определить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе.
- Разработка КИМов.
- Провести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Тема раздела | Наша речь | Текст | Предложение | Слово в языке и речи | Части речи | Повторение |
Планируемые результаты | Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную | Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу | Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи | Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач | Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов | Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. |
Ресурсы
- Примерные программы
- ФГОС
- Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь русского языка». – М.: «Альта-Принт», 2005
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М.: «Просвещение», 2008
- А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку 4 класс». – М.: «Экзамен», 2011
- В.П.Канакина учебник «Русский язык в 2-х частях». – М.: «Просвещение», 2014
- Презентация
Разработка КИМов
ПРООП 1 - Наша речь | Я | УУД | Учитель |
1. Рассмотрите схему. Что относится к устной речи, раскрась зелёным цветом. Устная речь Письменная речь Слушание Говорение Речь про себя Чтение Письмо Подумай, почему речь называют устной? Обсуди с соседом по парте. | |||
2.Как в письменной речи отделяют одно предложение от другого? Составь план объяснения ответа на данный вопрос. А. Пишут каждое предложение с новой строки Б. При помощи точки, вопросительного или восклицательного знака В. При помощи паузы или интонации Г. Никак не отделяют. | |||
3.Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог? Обоснуй свой ответ, используя текст. -Здравствуй, милая пчела! Как здоровье? Как дела? -Всё в порядке! Всё жужжу! Извините, я спешу! (М. Дружинина) Что можно сказать о пчеле по её речи? Обсуди с соседом по парте. | |||
4.Составь предложение из данных слов. Выдели алгоритм определения связи между словами. В,берез,видны,желтые,листве,пряди,зеленой,и, лимонные. | |||
5. Запиши в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. А. Мальчики спрятались под крышей сарая. Б. Саша и Юра возвращались с речки. В. Начался сильный дождь. Г. Вдруг туча закрыла небо. Озаглавь текст. Выдели способ озаглавливания текста.
| |||
Итог |
ПРООП 2 - Текст | Я | УУД | Учитель |
1. Прочитайте. Сравните записи. ▪ Ландыш- это травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков. Ландыш клонит жемчуг круглых белых слез. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». ▪ В пруду плавали утки. В школьном саду росли яблони. В наших лесах растут березы. Какая запись является текстом? Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.
| |||
2.Прочитайте слова. Восстановите предложение. Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в. Составь своё предложение о зиме. | |||
3.Подбери заголовок к тексту. Справиться тебе поможет выполнение следующих действий: ё Прочитай Определи тему и Выбери заголовок текст главную мысль ---------------- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила береза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зеленой красавицы! Любит наш народ березку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Вывод: определять тему и главную мысль текста, используя алгоритм. | |||
4. Вставь подходящие по смыслу слова. Вечером поднялась ______. Засвистал в соснах _____. С неба повалил _________. Слова для справок: снег, метель, ветер. | |||
5.Прочитайте. Озаглавьте текст. - ---------------- В ветвях берёзы гнездо. Там жил дрозд. Кот Васька полез к гнезду. Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб. Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад. Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z. | |||
Итог |
ПРООП 3 - Слово в языке и речи | Я | УУД | Учитель |
1. Какое слово лишнее? Почему? А. красивый В. весенний Б. честный Г. парта Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий: Прочитай Задай вопрос к Определи лишнее все слова каждому слову слово | |||
2. Какие из данных слов обозначают предмет? А. малина В. медведь Б. сверкать Г. тяжелый Найди в словаре 3 слова, обозначающих предмет, запиши их. | |||
3. Прочитай слова. Тёмную, солнце, тучу, скрылось, за. Восстанови предложение. Составь свое предложение о небе. | |||
4. Прочитай слова. север трудный ложь маленький громадный юг легкий правда Соедини линией слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? Оцени свой ответ, обратившись к справочной литературе. | |||
5. Поработай с картинками. Рассмотри их. Раздели слова на 3 группы по значению. Подбери обобщающие слова и запиши их. | |||
Итог |
ПРООП 4- Предложение | Я | УУД | Учитель |
1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ________________________________Придумай свое предложение по иллюстрации. | |||
2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши, не. ______________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. --------------------------------------------- | |||
3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи, о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем | |||
4. Определи, в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток. | |||
5. Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи_ Составь свое вопросительное предложение --------------------------------------- | |||
Итог |
ПРООП 5- Части речи. | Я | УУД | Учитель |
1.Закончи высказывание Глаголами называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы….. А. что делает? что сделает? Б. какой? какая? какое? какие? В. кто? что? Г. как? когда? каким образом? | |||
2.Укажи имя существительное А. радостный Б. читать В. над Г. барабан Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:
| |||
3.Назови группу глаголов и записи со значением: движения идти звучания думать труда мяукать речи строить мысли говорить проявления чувств размышлять Объясни принцип группировки слов соседу по парте. | |||
4. Восстанови пословицу. Объясни смысл соседу по парте. Добрые …… человека красят. А. слова Б. улыбка В. дела Г. руки Вспомни и запиши пословицу о труде. | |||
5.Прочитай стихотворение Ф. И.Тютчева. определи к какой части речи относятся выделенные слова. Зима недаром злится, Прошла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. А. имя прилагательное Б. глагол В.имя существительное Г. Предлог Составь своё предложение о весне. | |||
Итог |
ПРООП 6- Повторение | Я | УУД | Учитель |
1.Разбери по составу слова. Покрывают, стоишь, весенний, школьный, спешит. | |||
2 . Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв. А. мальчик Б. ёлка В. ежиха Г. ночь Составь подобное задание для соседа по парте. Оцени результат его выполнения. | |||
3. Укажи побудительное предложение А. Как красив лес осенью! Б. На грядке выросли три тыквы. В. Какие птицы улетают на юг осенью? Г. Не три руками глаза! Составь свое побудительное предложение. | |||
4. Укажи грамматическую основу предложения. Холодный ветерок гонит по дорожке листья берез А. холодный ветерок Б. гонит по дорожке В. ветерок гонит Г. гонит листья | |||
5. Укажи группу однокоренных слов. А. конь, конюшня, лошадиный Б. слониха, заслонка, слон В. сад, садовник, садик Г. холод, холодный, холода | |||
Итог |
Критерии оценки
За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.
Задание № 1 – 1 балл.
Задание № 2 – 2 балла.
Задание № 3 – 2 балла.
Задание № 4 – 2 балла.
Задание № 5 – 3 балла.
Условные обозначения
Я | УУД | ||
отлично | личностные | ||
познавательные | |||
хорошо | |||
коммуникативные | |||
было трудно | |||
регулятивные |
Заключение
Данный проект может использоваться при проведении уроков русского языка в 4 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок, мастер-классов. В нем раскрыт деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, показано, как прививать детям умение работать с информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому языку на уроке. Особенность системно -деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает также и групповая форма работы.
Таким образом, применение приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Разработанные в соответствии с требованиями ФГОС КИМы позволят добиться планируемых результатов на уроках русского языка в 4 классе.
Данные КИМы помогут сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, речи, слову. Задания, представленные в КИМах, помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирования умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами индивидуальной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями.
КИМы – это эффективный помощник учителя в организации индивидуальной работы с учениками. Использование КИМов способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в 4 классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы : «Речь» «Текст» «Предложение» «Слово в языке и речи» «Части речи» «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.
Задачи проекта и зучить требования ФГОС. о пределить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе. р азработка КИМов . п ровести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.
Тема раздела Наша речь Текст Предложение Слово в языке и речи Части речи Повторение Планируемые результаты Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ____________________________ Придумай свое предложение по иллюстрации. ____________________ _________
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши,не . ________________________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. -----------------------------------------
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи , о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 4. Определи , в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток.
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 5.Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи _ Составь свое вопросительное предложение ---------------------------------------
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проект
Контрольно – диагностические материалы по предмету «Русский язык» 4 класс
Участники рабочей группы:
Рагузина Алена Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №166» Гиниятова Алсу Вильдановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №84»
Чернова Альбина Альбертовна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №89»
Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
старший преподаватель ПМПКиППРО КФУ
Проектная работа допущена к защите
Казань – 2015
Оглавление
1.Аннотация
2.Актуальность проекта
3.Цель и задачи проекта
4. Ресурсы
5 Разработка КИМов
6. Заключение
Аннотация
В данном проекте представлены контрольно-измерительные материалы к урокам русского языка в 4классе, включающие задания для самостоятельной работы учащихся, презентацию.
КИМы предназначены для учителей начальных классов, работающих по программе УМК «Школа России» и разработаны в соответствии с требованиями ФГОС. Материал способствует формированию универсальных учебных действий в результате исследовательской деятельности.
Актуальность
Современный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальных классах. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» указано, что необходимо «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».
Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Современный ФГОС предъявляет новые требования к организации и проведению уроков русского языка в начальной школе.
В то же время методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса недостаточно разработано. По УМК «Школа России» к учебнику русского языка в 4 классе разработаны электронно-образовательный ресурс, рабочие тетради, позволяющие планировать достижения, необходимых предметных и метапредметных результатов, в то же время нет методических разработок и рекомендаций по использованию данных материалов с учетом требований ФГОС и принципов системно - деятельностного подхода.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки контрольно-измерительных материалов к урокам русского языка в 4классе на основе требований системы деятельностного подхода.
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель проекта
Целью проекта является разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы:
- «Речь»
- «Текст»
- «Предложение»
- «Слово в языке и речи»
- «Части речи»
- «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.
Задачи проекта
- Изучить требования ФГОС.
- Определить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе.
- Разработка КИМов.
- Провести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Тема раздела | Наша речь | Текст | Предложение | Слово в языке и речи | Части речи | Повторение |
Планируемые результаты | Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную | Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу | Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи | Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач | Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов | Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. |
Ресурсы
- Примерные программы
- ФГОС
- Д.Н.Ушаков «Большой толковый словарь русского языка». – М.: «Альта-Принт», 2005
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М.: «Просвещение», 2008
- А.О.Орг «Олимпиады по русскому языку 4 класс». – М.: «Экзамен», 2011
- В.П.Канакина учебник «Русский язык в 2-х частях». – М.: «Просвещение», 2014
- Презентация
Разработка КИМов
ПРООП 1 - Наша речь | Я | УУД | Учитель |
1. Рассмотрите схему. Что относится к устной речи, раскрась зелёным цветом. Устная речь Письменная речь Слушание Говорение Речь про себя Чтение Письмо Подумай, почему речь называют устной? Обсуди с соседом по парте. | |||
2.Как в письменной речи отделяют одно предложение от другого? Составь план объяснения ответа на данный вопрос. А. Пишут каждое предложение с новой строки Б. При помощи точки, вопросительного или восклицательного знака В. При помощи паузы или интонации Г. Никак не отделяют. | |||
3.Прочитайте текст. Определите, это монолог или диалог? Обоснуй свой ответ, используя текст. -Здравствуй, милая пчела! Как здоровье? Как дела? -Всё в порядке! Всё жужжу! Извините, я спешу! (М. Дружинина) Что можно сказать о пчеле по её речи? Обсуди с соседом по парте. | |||
4.Составь предложение из данных слов. Выдели алгоритм определения связи между словами. В,берез,видны,желтые,листве,пряди,зеленой,и, лимонные. | |||
5. Запиши в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. А. Мальчики спрятались под крышей сарая. Б. Саша и Юра возвращались с речки. В. Начался сильный дождь. Г. Вдруг туча закрыла небо. Озаглавь текст. Выдели способ озаглавливания текста.
| |||
Итог |
ПРООП 2 - Текст | Я | УУД | Учитель |
1. Прочитайте. Сравните записи. ▪ Ландыш- это травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков. Ландыш клонит жемчуг круглых белых слез. Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». ▪ В пруду плавали утки. В школьном саду росли яблони. В наших лесах растут березы. Какая запись является текстом? Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте текст.
| |||
2.Прочитайте слова. Восстановите предложение. Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в. Составь своё предложение о зиме. | |||
3.Подбери заголовок к тексту. Справиться тебе поможет выполнение следующих действий: ё Прочитай Определи тему и Выбери заголовок текст главную мысль ---------------- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Мила береза русскому человеку. Она и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зеленой красавицы! Любит наш народ березку и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Вывод: определять тему и главную мысль текста, используя алгоритм. | |||
4. Вставь подходящие по смыслу слова. Вечером поднялась ______. Засвистал в соснах _____. С неба повалил _________. Слова для справок: снег, метель, ветер. | |||
5.Прочитайте. Озаглавьте текст. - ---------------- В ветвях берёзы гнездо. Там жил дрозд. Кот Васька полез к гнезду. Дрозд заметил кота и клюнул его в лоб. Васька испугался, прыгнул с дерева и убежал в сад. Выделите в тексте три части. Отметьте начало каждой части знаком Z. | |||
Итог |
ПРООП 3 - Слово в языке и речи | Я | УУД | Учитель |
1. Какое слово лишнее? Почему? А. красивый В. весенний Б. честный Г. парта Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий: Прочитай Задай вопрос к Определи лишнее все слова каждому слову слово | |||
2. Какие из данных слов обозначают предмет? А. малина В. медведь Б. сверкать Г. тяжелый Найди в словаре 3 слова, обозначающих предмет, запиши их. | |||
3. Прочитай слова. Тёмную, солнце, тучу, скрылось, за. Восстанови предложение. Составь свое предложение о небе. | |||
4. Прочитай слова. север трудный ложь маленький громадный юг легкий правда Соедини линией слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова? Оцени свой ответ, обратившись к справочной литературе. | |||
5. Поработай с картинками. Рассмотри их. Раздели слова на 3 группы по значению. Подбери обобщающие слова и запиши их. | |||
Итог |
ПРООП 4- Предложение | Я | УУД | Учитель |
1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ________________________________Придумай свое предложение по иллюстрации. | |||
2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши, не. ______________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. --------------------------------------------- | |||
3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи, о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем | |||
4. Определи, в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток. | |||
5. Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи_ Составь свое вопросительное предложение --------------------------------------- | |||
Итог |
ПРООП 5- Части речи. | Я | УУД | Учитель |
1.Закончи высказывание Глаголами называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы….. А. что делает? что сделает? Б. какой? какая? какое? какие? В. кто? что? Г. как? когда? каким образом? | |||
2.Укажи имя существительное А. радостный Б. читать В. над Г. барабан Справиться с заданием тебе поможет выполнение следующих действий:
| |||
3.Назови группу глаголов и записи со значением: движения идти звучания думать труда мяукать речи строить мысли говорить проявления чувств размышлять Объясни принцип группировки слов соседу по парте. | |||
4. Восстанови пословицу. Объясни смысл соседу по парте. Добрые …… человека красят. А. слова Б. улыбка В. дела Г. руки Вспомни и запиши пословицу о труде. | |||
5.Прочитай стихотворение Ф. И.Тютчева. определи к какой части речи относятся выделенные слова. Зима недаром злится, Прошла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. А. имя прилагательное Б. глагол В.имя существительное Г. Предлог Составь своё предложение о весне. | |||
Итог |
ПРООП 6- Повторение | Я | УУД | Учитель |
1.Разбери по составу слова. Покрывают, стоишь, весенний, школьный, спешит. | |||
2 . Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв. А. мальчик Б. ёлка В. ежиха Г. ночь Составь подобное задание для соседа по парте. Оцени результат его выполнения. | |||
3. Укажи побудительное предложение А. Как красив лес осенью! Б. На грядке выросли три тыквы. В. Какие птицы улетают на юг осенью? Г. Не три руками глаза! Составь свое побудительное предложение. | |||
4. Укажи грамматическую основу предложения. Холодный ветерок гонит по дорожке листья берез А. холодный ветерок Б. гонит по дорожке В. ветерок гонит Г. гонит листья | |||
5. Укажи группу однокоренных слов. А. конь, конюшня, лошадиный Б. слониха, заслонка, слон В. сад, садовник, садик Г. холод, холодный, холода | |||
Итог |
Критерии оценки
За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка. Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий работы.
Задание № 1 – 1 балл.
Задание № 2 – 2 балла.
Задание № 3 – 2 балла.
Задание № 4 – 2 балла.
Задание № 5 – 3 балла.
Условные обозначения
Я | УУД | ||
отлично | личностные | ||
познавательные | |||
хорошо | |||
коммуникативные | |||
было трудно | |||
регулятивные |
Заключение
Данный проект может использоваться при проведении уроков русского языка в 4 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок, мастер-классов. В нем раскрыт деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, показано, как прививать детям умение работать с информацией, как повысить уровень результативности обучения русскому языку на уроке. Особенность системно -деятельностного подхода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности дает также и групповая форма работы.
Таким образом, применение приемов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Разработанные в соответствии с требованиями ФГОС КИМы позволят добиться планируемых результатов на уроках русского языка в 4 классе.
Данные КИМы помогут сформировать у детей бережное отношение к русскому языку, речи, слову. Задания, представленные в КИМах, помогут ученикам закрепить знания, полученные на уроках русского языка. Система заданий направлена на обогащение словарного запаса ребенка, формирования умения анализировать лингвистические явления и работать с разными видами индивидуальной работы с учебниками, словарями, энциклопедиями.
КИМы – это эффективный помощник учителя в организации индивидуальной работы с учениками. Использование КИМов способствует более успешному достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в 4 классе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта разработка и реализация контрольно-измерительных материалов на темы : «Речь» «Текст» «Предложение» «Слово в языке и речи» «Части речи» «Повторение», ориентированных и позволяющих сформировать систему знаний и понятий по данным темам.
Задачи проекта и зучить требования ФГОС. о пределить структуру и содержание КИМов по русскому языку в 4 классе. р азработка КИМов . п ровести уроки с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения планируемых результатов обучения.
Тема раздела Наша речь Текст Предложение Слово в языке и речи Части речи Повторение Планируемые результаты Научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; Различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; Употреблять в речи слова приветствия, прощания, благодарности, извинения; строить монологическое высказывание на определенную Познакомятся с типами текста. Различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; Определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); Составлять текст по его началу и концу Познакомятся с видами предложений по цели высказывания. Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); Различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи Познакомятся с понятием «лексическое значение слова». Осознавать слово как единство звучания и значения; Определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника; Различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению; Подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач Указывать части речи; выписывать словосочетания с наречиями; Приводить примеры имен числительных; записывать словами числа; списывать, вставляя пропущенные орфограммы; Указывать время, лицо, число, спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов Научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 1. Из каких слов можно составить предложение. А. сладкий, яркое, теплая Б. береза, пенал, ручка В. встречаем, весну, мы Г. готовит, споет, нарисовал. Составь предложение и запиши его. ____________________________ Придумай свое предложение по иллюстрации. ____________________ _________
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 2. Восстанови пословицу, запиши. Дружбой, дорожи, ее, забывать, спеши,не . ________________________________________________________ Объясни её смысл. Вспомни и запиши пословицу о дружбе. -----------------------------------------
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 3. Прочитай предложение. С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила гулять по саду. Определи , о чем говорится в предложении? А. о саде В. о ежах Б. о вечере Г. не о чем
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 4. Определи , в какой строке записано предложение. Подчеркни его. А. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Б. Невысоко от земли. В. Среди веток. Г. От земли среди веток.
ПРООП 4 - Предложение Я УУД Учитель 5.Расставь знаки препинания. Выпиши предложение, в конце которого обязательно нужно поставить вопросительный знак. Чистотел. На опушке березового леса около муравейника вырос чистотел_Почему у растения такое название_Разломи стебелёк_На его изломе выступила яркая капелька сока_Соком чистотела лечат заболевания кожи _ Составь свое вопросительное предложение ---------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России") содержат тестовые задания, диктанты, грамматические задания...
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс....
УМК «Перспективная начальная школа» Контрольно- измерительные материалы по русскому языку 2 класс
Контрольно - измерительные материалы...
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 3 класс
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку "Школа России" 3 класс...
Контрольно - измерительные материалы по русскому языку 4 класс( "Школа России")
Содержание контрольно - измерительных материалов включает в себя контрольные диктанты и тесты....
Контрольно – измерительные материалы по русскому языку 3 класс
Материал для итоговой аттестации...
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс "Школа России"....