Как запомнить словарные слова
статья по русскому языку на тему
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому — и это станет моим навсегда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zapomnit_slovarnye_slova.odt | 145.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Как запомнить словарные слова.
Лавриненко Л.А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 13, г.Новосибирск
Почему одна информация запоминается школьниками лучше, а другая — хуже? Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие называния предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который является значительным и закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы. Хуже запоминается конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.
Образная информация запоминается легко, а речевая — хуже.
Во-первых, в речи и тексте содержится меньше слов-образов, чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основ слов, «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память — это память на переживаниях. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Для достижения наилучшего результата при изучении словарных слов необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную).
У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.
Существует много методов, которые используются для запоминания словарных слов:
- орфографическое проговаривание слова (диктуется слово по слогам, после чего записывается);
- запоминание слова по сетке (слова записываются по принципу «кроссворда», на пересечении с запоминаемой орфограммой записывается слово, наиболее подходящее ему по смыслу: бЕреза — бЕлая, МОсква — РОдина);
- метод Цицерона (слова «разбрасываются» по комнате, а потом собираются снова. 1) Я положил карандаш в пенал, пенал положил в портфель, потом надел пальто и т.д.; 2) Я снял пальто, открыл портфель, достал пенал, из пенала вытащил карандаш и т.д.);
- «устный кроссворд» (учитель описывает слово, ученики отгадывают и записывают верный ответ в тетради. Например: «Как называется инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения?» Ученики записывают: карандаш);
- метод ассоциативного запоминания слов (запоминаемая орфограмма связана с каким-либо образом).
Нами был разработан алгоритм по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций.
Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основ ассоциаций
1. Проговорить слово по слогам.
2. Объяснить значение слова.
3. Поставить ударение.
4. Найти безударную гласную.
5. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).
6. Подобрать ассоциации к букве, обозначающей звук, который нельзя проверить.
7. Составить предложение со словом.
8. Записать слова в «веселый словарик».
9. В начале следующего урока повторить записанное слово.
При запоминании словарных слов при помощи ассоциаций трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.
Например: лИмон — кИслый, х☺р☺шо, Апельсин — слАдкий; в слове гОрох на месте запоминаемой буквы ученики рисовали горошину, похожую на букву О, а при написании слова яблОкО на месте букв О рисовали круглые яблочки.
Метод ассоциаций помогает школьникам запоминать слова, не заучивая их наизусть.
У данного метода запоминания есть еще одно свойство: выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ученику понять, что он сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, превратить трудный материал в доступный для себя и других, способен самостоятельно (хотя часто интуитивно) пользоваться различными приемами. Ученики начинают предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому — и это станет моим навсегда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы родителям: как помочь ребенку запомнить словарные слова
Существуют слова, правильное написание которых необходимо запомнить. Как же помочь своему ребенку сделать это и писать грамотно. Существует несколько подходов к данной проблеме....
"ПРОБЛЕМА: не могу запомнить словарные слова!"
В данной консультации предложены алгоритм запоминания словарных слов, а также способы, облегчающие запоминание словарных слов и их проверки....
Как запомнить словарные слова?
Работы моих учащихся, выполненные с помощью мнемотехники....
Памятка для родителей "Как запомнить словарные слова"
В памятке приводятся разнообразные задания, которые помогут ребенку запомнить словарные слова....
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих сл...
Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова».
Логопедическая мастерская «Что делать, чтобы ребёнок запомнил словарные слова»....