Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ульянова  Татьяна   Владимировна

Урок  русского  языка по  УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка 4 класс73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка

4 класс, УМК «Гармония»

 

ОУ: МАОУ «Гимназия№1 г.Орска»

Учитель: Ульянова Т.В.

Тема: Сложное  предложение.

Представление  о результатах:

-формирование  умения применять полученные знания  о  сложном  предложении  на  практике.

Цель урока: знакомство  со   сложным  предложением.

Задачи урока:

-  формировать  умение   различать   простое  и  сложное  предложение, разделять запятой  части  сложного  предложения,

- совершенствовать  умение  находить   грамматическую  основу  предложения

- развивать  речь, мышление, внимание, орфографическую  зоркость,

- воспитывать  трудолюбие,  чувство  сотрудничества  при  работе   в паре, аккуратность  в  работе, желание  самостоятельно   думать,  анализировать, рассуждать.

Ресурсы: -учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко  Русский  язык, 4  класс, часть 2; ТПО, 2 часть

                -презентация    к  уроку

               -карточки  для  парной  работы

               - карточки  для  индивидуальной  работы

               -Н.М.Неусыпова, Толковый словарик русского  языка

               - С. Ожегов,Толковый  словарь  русского  языка

               - ЭОР « Знаки препинания»

Этапы  урока

Содержание  учебного  материала

Формируемые УУД

Формы  работы.

Методы и приёмы.

1.Организационный  момент.

Цель: мобилизовать  учащихся  на  работу

Вот  звонок  нам дал  сигнал,

Поработать  час  настал.

Так  что   время  не  теряем

И  работать  начинаем.

Регулятивные: формирование

Способности к  организации  своей деятельности

Личностные: мотивировка на  достижение цели

фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач  урока.

Цель: создание  условий для  активизации   опорных  знаний, подведение  учащихся  к  целеполаганию

Слайд 1,2

Слайд 3

Слайд 4

Прочитай  предложения-пожелания.

Сегодня лучше  лень прогнать. Желаю  много   нового  и  интересного  узнать.

 Соберите  и  прочитайте  слово  из  подчёркнутых букв. ( сложное)

-Что  может  быть  сложным  в  русском  языке? ( сложное  слово, сложная  форма  будущего  времени  глагола)

Прочитайте  и  сравните  два  предложения, выделив  в  них  грамматические  основы (в  паре):

1.Солнце  выглянуло  из-за  туч  и  озарило  землю  ярким  светом.

2. Солнце  выглянуло  из-за  туч, и  земля  озарилась  ярким  светом.

(простое  предложение  с  однородными  членами  и  сложное  предложение  )

-Сформулируем  тему  урока, цель  и задачи    урока.

(Сложное  предложение.

-знакомство  со  сложным  предложением;

-узнать, что  такое  сложное  предложение;

-узнать  о  знаках препинания  в  сложном  предложении;

 -учиться  составлять  сложные  предложения;

-расширять  словарный  запас)

Работа  с  «Толковым  словарём» (с.22) ( в  паре)

Заря

1. яркое   освещение  горизонта   перед  восходом   и  после  захода  солнца.

2.начало, зарождение   чего- нибудь  нового, радостного  и  светлого.

  

Регулятивные: целеполагание,

планирование  учебного сотрудничества  на   совместное  с  учителем

Коммуникативные:

постановка вопросов

Познавательные:

самостоятельное формулирование цели.

Фронтальный

Работа  в  паре

Метод:анализ, обобщение.

3.Актуализация  знаний и  фиксация затруднения в  пробном  учебном  материале.

Цель: создание  условия для  открытия детьми  основных  положений  нового учебного  материала по  теме  урока.

-систематизация  учебного  материала  с опорой  на  схему.

Слайд 5

Слайд 6

Для  того, чтобы  открыть  новое, нужно  привести в  систему  изученное  о  предложении.

Работа  в  ТПО с.63 №497  ( в  паре)

 - Проверяем.

-Какие  предложения  отрывка  сложные?

-Почему нельзя  считать  сложным  первое  предложение? А  как  его  назвать?

Работа  с  «Толковым  словарём» (с.50) ( в  паре)

Проталины

Место, где   стаял  снег и   открылась  земля.

Работа  с  «Толковым  словарём»  С.Ожегова  (с. ??  )

Пожалуют-  пожаловать- явиться, посетить.

Работа  с  учебником с.73 № 498

- Что  узнали нового?

Это  интересно: Лев  Николаевич  Толстой  в  романе «Война   и мир»  использовал   сложные  предложения, состоящие  из  10  грамматических  основ!

- Как   назовём   первое  предложение текста в №497?

- В  глаголе   простого   предложения  выделите окончание, определите  спряжение. Над глаголами   сложных  предложений  укажите  время.

 Самостоятельно (по  вариантам):  выполнить  морфологический  разбор  глагола

1в.-отстукивает

2в.-почернеют

( два  ученика  с  обратной  стороны  доски)

- Взаимопроверка.

  Индивидуальная  работа

( карточки)

( 5  учеников)

 Подчеркни  основу  предложения, укажи  части  речи над  словами:

Побежали по  дорогам    весёлые  говорливые   ручейки, лёд на  реке  почернел.

Познавательные: осознанное  и  произвольное построение   речевого  высказывания, упорядочивание

Коммуникативные: умение  с  достаточной   точностью  выражать  свои  мысли, принятие решения

Регулятивные: выражать  свою  точку  зрения

Индивидуальная практическая деятельность

Фронтальный

Методы: сравнение, обобщение

4.Физминутка

Цель: создание  условий для  сохранения здоровья  учащихся.

- зрительная

-двигательная под  песню  « Знаки  препинания» (ЭОР)

Применение  здоровьесберегающей  технологии

5.Творческое  применение  и     добывание  знаний  в  новой  ситуации.

 (работа  в  группе)

Цель: создание  условий  для  применения  на  практике  новых  знаний.

- парная  работа  с  раздаточным  материалом

-проверка  выполненной  работы

Слайд 7,8,9

Слайд 10,11

Слайд 12

А)Самостоятельная  работа  в  группах:

Задание  первой  группе:  отметьте   предложения  с  однородными  членами.

Задание  второй  группе:   отметьте   сложные  предложения.

Задания  третьей  группе: отметьте  сложные предложения, в  частях  которых  имеются  однородные  члены.

1.Лепечет  песню  новую  и  липа  бледнолицая , и  белая  берёзонька  с  зелёною  косой!

2. Пристают   к  заставе  гости, князь  Гвидон  зовёт  их  в  гости.

3.Повариха  побледнела , обмерла  и  окривела.

4.Кругом  царила и  жизнь,  и  радость, и  ветер  нёс  ржаных  полей  благоухание  и  сладость  волною  мягкою  своей.

5.Вода  сбыла,  и  мостовая  открылась…

- Проверяем ( через ИКТ)

Сбывает - сбыть, убывать. Вода  сбывает, пошла  на  убыль.

Б)Запомним!

  • Перед союзами а, но всегда ставится запятая.
  • Союз и просит подумать: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится, соединяет части сложного предложения – запятая обычно нужна.

В)Подберите  синонимы  к слову  сложный.

(мудрёный, вычурный, трудный,

непростой, каверзный, запутанный, крепкий  орешек)

Фразеологизм: крепкий  орешек

 (Человек, отличающийся твердым характером. Всем известна пословица «Крепкий орешек — сразу не раскусишь» и поговорка «Орешек не по зубам».)

Коммуникативные: работа  в паре

Регулятивные: нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата  своих действий, планирование  деятельности.

Личностные: формирование  творческого  подхода  к  решению  учебной  задачи

Работа  в  группе

Метод: анализ, обобщение.

Фронтальный

Методы: сравнение, обобщение

6.Контроль  усвоения, обсуждение  допущенных  ошибок  и  их  коррекция (работа  в  паре)

Цель: самостоятельное  

Применение полученных  знаний  в  практической  деятельности, корректировка  результата

Цель: самостоятельное  

применение полученных  знаний  в  практической  деятельности, корректировка  результата

Тест:

1.Найди  нераспространённое  предложение:

А)Аистята  разволновались, засуетились  в  гнезде.

Б)Мышка  выскочила  из  гнёздышка, но  не  убежала.

В)Курица  чистилась, прихорашивалась

Г)Кот  не  мяукал, не   мурчал, а  выл.

2.В  каком  предложении  нужна  запятая?

А)выскочили  зайцы  на  поляну  и  греются на  весеннем  солнышке.

Б)Птицы  летают  по  саду ловят  мушек  и  кормят  ими  птенцов.

В)Река  затопила  болота  и   прибрежный  лес.

Г)Весь  луг  зарос  белыми  и  жёлтыми  цветами.

3.Где  запятая  поставлена  между  частями  сложного  предложения?

А)Напиши  мне  о  шалостях  своего  питомца, пожалуйста.

Б)Хотела  ты  всех  зверей обхитрить, Лиса  Патрикеевна.

В)Бобик  покорно  уходил  с  соседом, но  возвращался.

Г)Бассейн  покрылся  льдом, но  выдра   купалась.

4.Найди  сложное  предложение:

А)Снегири  торопливо  глотали  ягоды  рябины, потом срывались с  дерева.

Б)Эта  птица хорошо  плавает и  ныряет

В)К  осени  лосёнок   весь  посерел, а  ноги  его  побелели.

Г)Весь  день  медвежата  играли, а  к  вечеру  крепко  уснули.

- Проверяем.

Создание   кластера « Сложное   предложение» (  в паре)

Контрольный  срез:

Подчеркните  грамматические  основы  предложения,

выберите  из  предложений  сложное  предложение, поставьте  перед  ним  галочку:

1.Пять  дней  жители    героически  обороняли город  Рязань, но  устоять не  смогли.

2.Вскоре  Батый  начал  второй  поход на  княжества, он  собрал  новое  войско.

3.После  битвы  враги  ушли  обратно  в  степи, но  не  оставили  Русь  в покое.

 О  каком  событии  идёт  речь?

Коммуникативные: выражать  свою  точку  зрения

Познавательные: упорядочивание   и   обобщение  информации, вносят  коррективы

Личностные: ориентирование  на  ситуацию  успеха

Регулятивные:умение  оценивать  результат  своих  действий

Индивидуальная
работа   в  паре Метод:
самостоятельная  работа

Работа  в  паре

Индивидуальная

Методы:обобщение, классификация, анализ, сравнение

7.Итог урока. Рефлексия.

Самооценка.

Цель: создание  условий для  упорядочивания  и  обобщения  полученной  информации  на  основе  рефлексии

-систематизация  полученных  знаний

- рефлексия

   Знаком «+» , оцените  своё  настроение ( выбор  смайлика)

- Моё  настроение    вначале  урока

- Моё  настроение   в  конце  урока

Отметь  знаком «+», оцени  себя (хорошо, не  очень, плохо)

Данную  тему  я  усвоил(а)

( карточка)

- С  какими  задачами  справились?

 -Достигли  ли  цели  урока?

Регулятивные:умение  оценивать  результат  своих  действий

8. Домашнее задание

Цель: создание    условия  для  побуждения  учащихся  к  работе  с  разными  источниками  информации.

Слайд 13, 14

Дифференцированное д/з:

 Поработать  с  дополнительной познавательной  литературой  и  составить  2 предложения:

 1группа: Простое  предложение  с  однородными  членами.

2 группа: Сложное предложение.

3 группа: Сложное  предложение  с  однородными  членами.

Познавательные: работа  с  информацией

Личностные: формирование  положительного  отношения  к  изучению  русского   языка, учебной  деятельности.

индивидуальная