Эстетическое воспитание младших школьников
статья по русскому языку (3 класс) на тему
Воспитание духовной сферы возможно через развитие эмоционального восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая рефлексия. Изучение
затруднений в педагогической деятельности»
Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»
В основе любого педагогического затруднения лежат определённые противоречия, которые становятся движущими силами профессионально-личностного развития специалиста только при их успешном разрешении. В противном случае они снижают эффективность педагогической деятельности и приводят к педагогическим ошибкам.
Практика показывает, что, анализируя свою деятельность, учителя испытывают значительные затруднения при выявлении собственных ошибок, их причин и путей их устранения. Вместе с тем, увидеть свои ошибки, понять их причины, наметить возможности для их преодоления и работать над их устранением, постоянно сверяясь с полученными результатами - это весьма эффективный путь к овладению профессиональным мастерством. Иначе говоря, работу педагога по повышению профессиональной компетентности можно представить как совокупность реализуемых в деятельности функций самоуправления: самоанализа, самомотивации, самоцелеполагания, самоконструирования, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции. Педагогические ошибки отрицательно сказываются на эффективности работы педагога при её осуществлении, однако они могут быть допущены (как, впрочем, замечены и исправлены) на предыдущих этапах. Поскольку работа над ошибками относится к регулятивно-коррекционной функции управления, устранение педагогических ошибок логично рассматривать как самокоррекцию, осуществляемую во взаимосвязи с прочими функциями самоуправления.
Структура профессиональной компетентности в области устранения педагогических ошибок включает два взаимосвязанных блока компетенций: аксиологический и практический.
В аксиологическом блоке выделяются:
- знание типологии, сущности и характера, признаков и примеров педагогических ошибок;
- знание возможных негативных последствий тех или иных педагогических ошибок;
- понимание важности устранения педагогических ошибок в своей работе;
- знание способов устранения тех или иных педагогических ошибок.
В практический блок входят:
- опыт классификации и узнавания педагогических ошибок в практической деятельности;
- опыт выявления причин педагогической ошибки;
- опыт моделирования и осуществления деятельности, направленной на устранение педагогической ошибки;
- опыт преодоления педагогических ошибок в новых для себя ситуациях. Для более эффективного устранения собственных ошибок в педагогической деятельности ниже представлен алгоритм самокоррекции:
1) выделение недостатков в педагогической деятельности при анализе, самоанализе;
2) работа с технологическими таблицами, которая происходит при выполнении следующих операций (в скобках указаны функции самоуправления, реализуемые посредством этих операций):
- узнавание ошибки (самоконтроль);
- осознание возможных негативных последствий ошибки и необходимости её устранения в своей работе (самомотивация);
- выявление причин ошибки (самоанализ);
- определение задач работы над устранением ошибки (самоцелеполагание);
- моделирование своей деятельности, направленной на устранение ошибки (самоконструирование и самоорганизация);
3) практическая реализация модели деятельности по устранению ошибки;
4) самоанализ эффективности работы над ошибкой.
Итак, разработанная нами технология самокоррекции педагогической деятельности реализуется с помощью двух основных инструментов: пакета технологических таблиц и алгоритма самокоррекции. Следует отметить, что по мере профессионально-личностного развития у специалиста меняется характер профессиональных затруднений: он избавляется от прошлых ошибок, однако может допускать ошибки в новых способах деятельности. Поэтому технологические таблицы нуждаются в периодической корректировке (примерно - каждые 1-2 года). Частота корректировок, количество и масштабность вносимых изменений зависят от интенсивности обновления педагогических кадров, степени включённости педагогов в инновационную деятельность. При этом алгоритм самокоррекции остаётся неизменным.
Вышеописанная технология ориентирована на учителей, испытывающих затруднения в профессиональной деятельности (прежде всего это касается начинающих специалистов и учителей, не имеющих педагогического образования, которых много в сельских школах). Устраняя свои педагогические ошибки по чётко прописанному алгоритму, они усваивают логику самостоятельного преодоления затруднений, приобретают опыт, необходимый для дальнейшего совершенствования в профессии. В результате в школе растёт общий уровень профессиональной компетентности, сокращается квалификационный разрыв в педагогическом коллективе, что создаёт предпосылки для активизации инновационной деятельности, коллективного педагогического творчества. Кроме того, данная технология, реализуемая в системе методической работы, позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, усилить действенность внутришкольного контроля, ускорить процесс профессиональной адаптации начинающих учителей. При её систематическом использовании улучшается качество педагогического анализа, возрастает управленческая активность педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. - 1994. - № 5.
Управление самообразованием
и самосовершенствованием младших
школьников
Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»
Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители и учителя своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования.
Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.
Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся? Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели (например, экономить время, доводить до конца начатое дело), но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.
Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.
Итак, на пути дальнейшей разработки теории развития личности, развивающего обучения выстроились пять проблем.
По словам А. А. Ухтомского, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, — это доминанта постоянного нравственного совершенствования и доминанта творчества, искания истины.
Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений
3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
Самосовершенствование личности процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества.
В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной этой мотивации поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности, главной проблемы — в создании мотивации учения без внешнего принуждения.
Технология саморазвития личности включает в себя все сущностные особенности развивающих технологий, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
1) в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора занятия по интересам);
2) в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности);
3) в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
4) в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
На удовлетворение этих потребностей направлена вся учебно-воспитательная работа школы, включая клубную сферу, социум, все его воспитательные институты.
Учебно-воспитательный процесс, дающий удовлетворение всех интересов и потребностей ребенка, повышает уровень общей мотивации к школе, к школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам. Введение человековедческого психолого-педагогического курса значительно расширяет арсенал инструментальных средств, используемых педагогами для индивидуализации процесса обучения и решения проблем мотивации.
Создание положительной Я-концепции заключается в применении личностно ориентированной педагогики, личностного и индивидуального подходов к ребенку, построение системы сотрудничества педагогов и взрослых. Ребенок должен учиться победно, быть результативным и поощряемым во внеурочной среде.
Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая и приоритетная цель — формирование самосовершенствующейся личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2000.
2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 2009.
3. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред.О.С. Газмана. - М.: Просвещение, 2008.
4. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2000.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 2008.
6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. – 904 с.
7. Болотов, В.А. Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития// Профессиональное образование. – 2000. - №9.
Педагогические династии
Юдкина Л.И. МАОУ «СОШ №33 с УИОП»
Педагогическая династия - это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому: в школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей.
Быть учителем - талант особый, и состоит он, по определению Карло Досси, итальянского писателя и политика, из триады - инстинкта, памяти и воли [1, 235]. Следует добавить еще и четвертую составляющую - труд. Ведь трудиться педагогу приходится много. Достаточно взглянуть на кипы бумаг, горы тетрадей и книг, которыми окружен быт педагога. Каждый человек волен в выборе собственной профессии, и происходить этот выбор может по-разному. Однако обычно силен бывает пример людей, которые всегда перед глазами: мать, бабушка, отец, тетя.
Россия славится учительскими династиями, не стала исключением и наша Белгородчина. Ведь учительская профессия одна из самых уважаемых в нашем крае.
Нельзя не отметить учительскую династию Никулиных из Белгородского района, победителя областного конкурса «Лучшая трудовая династия» [3, 125].
Основал учительскую династию участник гражданской войны Иван Андреевич Никулин, руководивший Церковнянской школой Курской губернии, его супруга Ксения Никулина работала там же учительницей, а из пятерых детей четверо пошли по родительским стопам.
Старшая дочь Раиса Ивановна более тридцати лет была завучем в школе. Сын Юрий Иванович ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен, после освобождения Белгородского района работал в Толоконовской школе. Средняя Дочь Инна Ивановна Ефаменко занесена в энциклопедию Белгородской области в числе лучших педагогов. Младшая дочь Светлана Ивановна Пашкова заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Белгородского района, отличник народного просвещения, победитель конкурса в рамках национального проекта «Образование».
Внучка Тамара Юрьевна Новоченко имеет педагогический стаж 42 года, награждена грамотами министерства, отличник народного образования. Внучка Алла Владимировна - доцент Московской дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации [3, 317]. Учитель-логопед Жанна Владимировна Зайцева представляет пятое поколение династии. Она отмечена знаком «Почетный работник общего образования РФ». В династии белгородских учителей Никулиных любовь к профессии, творческий подход к делу, педагогическое мастерство передается из поколения в поколение.
Педагогическая династия сельских учителей Головчанских-Береговых из Новооскольского района была по достоинству оценена за многолетний труд, за свое педагогическое мастерство, любовь "и бескорыстное служение школе. В областном конкурсе был присужден диплом победителя в номинации «Самая старейшая династия».
Начало династии положил Афанасий Никифорович Козлитин, еще во времена ликвидации безграмотности в 20-е годы XX века. Его дочь Аннушка во время войны окончила курсы физиков и математиков и в 1944 году обучала ребятишек в сельской местности тогдашней Курской области, а затем в родном селе Малое Городище. В 1947 году встретила Андрея Максимовича Головчанского, зачинателя другой ветви династии - филологической. Андрей Максимович проработал в школе 45 лет, эту же школу закончили дети -Александр и Нина. Они тоже пришли работать в «семейную» школу Головчанских. Внучка Лена, под влиянием дедушки, решила отойти от семейно традиции и стала учителем немецкого языка. Кандидат филологических наук Елена Александровна преподает немецкий и английский язык в Старооскольском технологическом институте в филиале Национального исследовательского университета «Московский институт стали и сплавов».
В третьем поколении трудятся учителя физики и математики Нина Андреевна Береговая (Головчанская) и ее муж Владимир Александрович. Их сын Александр закончил физико-математический факультет БелГУ. Успешно сдал экзамены в аспирантуру. Общий стаж девяти педагогов в пяти поколениях династии Головчанских-Береговых насчитывается 248 лет.
В 2012-2013 учебном году исполняется 100 лет педагогической династии учредителей школы семьи Ладошкиных.
В год учителя вышла в свет книга под названием «Что не имя - то легенда» о педагогических династиях Святого Белогорья. Она рассказывает о 49 педагогических династиях.
На Белгородчине сотни поколений педагогов, стаж которых составляет не один десяток лет. Учительские династии Белгородчины - золотой фонд нашего образования. Это основные, добрые связи с учениками, коллегами со многими, многими людьми. Учредительские династии несут в себе опыт самых разнообразных экспериментов с отечественным народным образованием. Их объединяет бескорыстная любовь к ученикам, преданность своему делу и трепетное отношение к своей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания - М.: Академия, 2000.
- Амурков В.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1980.
- Белгородская энциклопедия. - Белгород: Областная типография, 2000.
- Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1982.
- Духовное краеведение Белгородчины (учебная программа). Автор составитель: С.С. Чернова. - Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2005.
- Пряжников Н.С., Пряжников Е.Ю. Психология труда человеческого достоинства. – М., 2001.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
- Ананьев В.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания// Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. Т. 2.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: кн. для учителя. - М., 1991.
- Базисный учебный план образовательных учебных заведений Российской
- Федерации. - М., 1992.
- Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. - М., 1990.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990.
- Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования// Педагогика. - 1994. - № 5.
- Бим-Бад В.М. Педагогическая антропология. М., 2000
- Брайан С. Общество и образование. М., 1989.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.
- Гинецианский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. – М., 1994.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М.,1992.
- Дидактика средней школы. М., 1982.
- Дидактика: учебно-методические материалы по курсу/ Под ред. О.А. Абдуллиной. – М., 1992.
- Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,1987.
- Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М., 2001
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
- Загвязинский В.И.Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.
- Инновации в школе: характер и результаты// Народное образование. -1993. - №6. - С. 16-27.
- Кан-Калик В.А, Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2-5.
- Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 3-18.
- Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М, 2000.
- Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
- Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. - М., 1990.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Асташова Н.А., Лазарев B.C. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. – 2002. - №8.
- Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.
- Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. - М., 1989.
- Ахматов А.Ф. Педагогика гуманизма. - М., 1992.
- Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
- Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1984.
- Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 2000.
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. - М., 1996.
- Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования// Педагогика. – 2002. - №2.
- Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988.
- Вербицкий А.А. Контекстное обучение. - М., 1996.
- Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. – 2002. - №2.
- Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. - М., 1998.
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М., 1977.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
- Кнебель М.И. Поэзия педагогики. - М., 1976.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.
- Лихачев В.Т. Педагогика. - М., 1993.
- Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования // Педагогика. – 2002. - №2.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.В. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб., 2002.
- Методологические проблемы сравнительной педагогики // Педагогика. – 2002. - №2.
- Механцева Д. Проблемы воспитания // Народное образование. - 2002. - №2.
- Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991.
- Орлов А.А. Восхождение к индивидуальности. - М., 1997.
- Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
- Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
- Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. - 1994. - №3.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. - В 2 кн. - М., 1999.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб., 2001.
- Севрук А.И. Информационное обеспечение качества образования на муниципальном уровне управления // Педагогика. – 2003. - №1.
- Современный словарь по педагогике /Составитель В. Рапацевич. - Минск, 2001.
- Тонков Е.В. Общие основы педагогики. - М. -Белгород, 1992.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2001.
СПИСКИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
И ОСМЫСЛЕНИЯ
(Перечень научных работ «Моей хрестоматии по педагогике»)
В.А.СЛАСТЁНИН. Национальная идея как феномен православной педагогической культуры.
В.А.СЛАСТЁНИН. Аксиологические основания общего и профессионального образования.
В.А. СЛАСТЁНИН, Л.С. ПОДЫМОВА. Педагогика: инновационные процессы.
Е.А. ЯМБУРГ. Школа для всех
Е.А. ЯМБУРГ. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика.
С.И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
Б.С. Гершунский. Философия образования XXI века.
В.П. ВАХТЕРОВ. Основы новой педагогики (1913 г.)
Э.Д. ДНЕПРОВ. Школа и общество.
В.В. КРАЕВСКИЙ. Педагогика между философией и психологией.
ОБОДОВСКИИ А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания.
К.Д.УШИНСКИИ. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.
В.Д. СЕМЕНОВ. Социальная педагогика: история и современность.
А. СПИРКИН, И. БИРИЧ. Из концепции образования. Цель образования. Формирование человека с новым уровнем сознания.
Б.М. БИМ-БАД. Антропологические основания теории и практики образования.
М.И. ДЕМКОВ. Педагогические гипотезы и теории, их история и современное значение.
А. МНОВИКОВ. Работа с научной литературой.
Я. СКАЛКОВА. Понятия: методология, научный метод, методика.
Н.П. ДУБИНИН. Генетика и педагогика.
И.А. ДОНЦОВ. Самовоспитание личности.
П.Н. КАПТЕРЕВ. Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма.
В.П. КАЩЕНКО. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?
Е.С. ЛЕВИЦКАЯ. Индивидуализация.
А.Б. ДОБРОВИЧ. Почему в прошлом люди были общительнее, чем теперь?
Н.П. ДУБИНИН. Генетика и педагогика.
В.А. ХУТОРСКОИ. Развитие одарённости школьников.
В.А. СЛАСТЁНИН, В.А. МИЩЕНКО. Целостный педагогический процесс
как объект профессиональной деятельности учителя.
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ. О воспитании
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Список основной литературы
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 2005.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- М.,2005.
Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. - М.: Проспект. 2005. - 208 с.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 284 с.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы- М.: Аспект Пресс, 2002. - 381 с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн.З.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2003.
Список дополнительной литературы
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 2001.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1995.
- Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 336 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2003.
- Пронин М.В. Практикум по экспериментальной психологии.- Воронеж, ВЭПИ. 2004. - 124 с.
- Пронин М.В. Экспериментальной психологии: учебно-методическое пособие. - Воронеж, ВЭПИ. 2005.-50 с.
- Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: УРАО, 2000.
- Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. - СПб.: Питер, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24713.jpg)
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47956.jpg)
Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...
«Эстетическое воспитание младших школьников»
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-157507-1355227323.jpg)
Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".
Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-250705-1390668318.jpg)
Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала
Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...