Приёмы формирования навыков грамотного письма
статья по русскому языку на тему
Здесь приведены некоторые формы и методы работы над формированием орфографической зоркости, которые помогут в предупреждении некоторых ошибок при письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования навыков грамотного письма.
Формирование и развитие навыков грамотного письма происходит тогда, когда и учитель, и обучающийся действует совместно, идут навстречу друг другу, когда в учебный процесс включены элементы коллективной деятельности. Весь учебный процесс направлен на то, чтобы у обучающихся сначала появилось желание, эмоциональный настрой, а потом и потребность учиться. Определенные приемы позволяют добиться полной успеваемости, качественного ее роста, развивают творческое мышление и познавательную активность обучающихся
В начальных классах закладываются основы грамотного письма и оттого, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения.
Работу начинаю ещё на этапе обучения грамоте. Это разложение слова на буквы и звуки. Или как мы называем звуко-буквенный анализ слова. Это способствует развитию фонетического слуха, о котором ещё говорил в своих работах К. Д. Ушинский.
Развивать фонетический слух – первое и важное звено в целой цепочке умений быть орфографически грамотным.
В научно-методической литературе выделяются следующие типы фонетических ошибок:
-смешение понятий «буква» и «звук»;
-неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
-неправильное определение ударного слога;
-неверное деление слова на слоги.
Эти типы ошибок обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. Наряду со звуко-буквенным анализом слова целесообразно проводить и такие упражнения:
- «Какая буква лишняя?»
а, о, у, е; б, в, г, д, ж.
Учащиеся должны найти лишнюю букву, объяснить, почему эта буква лишняя и правильно прочитать эту букву.
- «Найди в парах слов одинаковые буквы»
Дина – дыня, лук – люк, мал – мял, нос – нес, забыл – забил.
Учащиеся должны найти одинаковые буквы, определить, какой звук они обозначают. В этих же словах дети находят разные буквы, которые обозначают один и тот же звук.
- «Вставь в слова букву а или я».
М…со, м…ма, шл…па, л…па, В…ля, в…лый, Д…ша, д…дя.
Учащиеся записывают слова, подчеркивают буквы гласных, обозначающие мягкость согласных звуков.
- «Подбор слова»
Вол - …, ров - …, лук - …, воз - …, рад - …, тук - …
Дети подбирают похожие слова, которые отличаются только мягкостью первого согласного звука.
Во 2-4 – х классах звуковой анализ слов продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки. Цель такой работы в том, что дети видят: звук не всегда совпадает с буквенным значком.
Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание. Эта работа также начинается на этапе обучения грамоте.
Сначала учащиеся проговаривают по слогам всё слово. Затем называют первый слог, проговаривая какую гласную записывают, например: «На – пишу гласный а». Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества.
Постепенно перехожу к приему «Списывание».
Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая, записывают. В 3- 4 классах даю тексты списывание с правильного текста. С этой целью используются специальные орфографические упражнения осложнённые грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике.
Большой интерес вызывают у учащихся какографические упражнения, которые предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо».
При «Комментированном письме» использую следующий алгоритм:
-проговариваю;
-определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.
Использую комментирование двух видов:
1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу и).
2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с «потому что»: пишу и, потому что …).
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Также при работе над формированием навыков грамотного письма провожу различные формы диктантов.
Классификация обучающих диктантов:
1) по объему диктуемых единиц ∙ словарные (отдельные слова); ∙ словосочетаний; ∙ предложений;
2) по соотношению диктуемого и записываемого материала: ∙ сплошные; ∙ выборочные;
3) по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий: ∙ предупредительные (перед записью); ∙ комментированные (в процессе записи); ∙ объяснительные (после записи); ∙ «Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);
4) по степени самостоятельности пишущего: ∙ репродуктивные; ∙ творческие;
5) по источнику восприятия: ∙ слуховой; ∙ зрительный; ∙ по памяти; ∙ картинный; ∙ предметный.
Одновременно с изучением грамоты ввожу прием «Письмо под диктовку». Сначала диктую буквы, слоги, затем слова так, как они пишутся. Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо, самоконтроль.
Диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемым материалом и словарной работой. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним - память и грамотность учеников.
Зрительный диктант. При зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память обучающихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед обучающимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой.
Зрительные картинные диктанты.
Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю.
Дети пишут то, что запомнили
Рифмовки по темам.
Солнце, чувство, праздник, Ледокол, дроворуб,
Сердце и проказник. Землемер, книголюб.
Лестница и звездный, Водопад, сенокос,
Здравствуйте и поздний. Снегопад, паровоз.
Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы
Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Письмо «с дырками» двух видов:
1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов, приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
Методика проведения такова:
1. Предложение записывается на доске заранее и закрывается.
2. Дается установка на запоминание предложения (1 секунда на 1 слово) и предложение открывается.
3. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно
4. Предложение записывается в тетрадь по памяти
5. Предложение открывается и проверяется с записью на доске и в тетради.
После диктанта для прочного запоминания материала учащиеся выполняют устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный. Слуховой диктант – орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста
Его методика такая:
1. Читается предложение из 3 слов один раз (каждый месяц слово добавляется), а дети запоминают.
2. Учащиеся повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию и четко проговаривая каждое слово.
3. Теперь они записывают предложение в тетрадь по памяти.
4. Проверяется предложение, которое записано на доске заранее, но его запись закрыта, а по окончании – открывается.
В ходе проверки учащиеся получают задание: найти в тексте «опасные» места, подчеркнуть их, объяснить написание.
Чтобы урок был продуктивным, а обучение – эффективным, использую разные приёмы контроля. Детям очень нравится быть в роли учителя. Поэтому, они стремятся намного серьезнее овладеть правилом, чтобы потом поставить себе или своему однокласснику (если работа происходит в парах) объективную оценку.
Обязательно провожу работу над ошибками.
Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку.
При работе над ошибками обучающейся должен работать по такому алгоритму:
а) найти орфограмму;
б) определить ее тип;
в) определить способ ее решения;
г) определить последовательность решения задачи.
д)подобрать слова на эту же орфограмму.
Формирование навыков грамотного письма необходимо. Поэтому стараюсь использовать интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.
Эти методические приемы позволили мне снизить количество орфографических ошибок у детей, самоконтроль, интерес к предмету.