Олимпиады, турниры, конкурсы
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Кулик Эллина Георгиевна

Задания для проведения школьных олимпиад и конкурсов по предметам в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс – олимпиада для 1 класса

 «Ума палата»

1. «Я – разведчик»

  1. Найдите в слове другое слово:
  2. Найдите растение в слове телёнок
  3. Найдите явление природы в слове снегирь
  4. Найдите название месяца в слове майка
  5. Найдите насекомое в слове коса
  6. Найдите небольшой домик в слове незабудка
  7. Найдите ноту в слове мишка
  8. Наудите зверька в слове стёжка
  9. Найдите хвойный лес в слове хлебороб
  10. Найдите дерево в слове шмель
  11. Найдите животное в слове стрекоза

2. Найдите «пятое лишнее» в каждом ряду и узнайте, кто зайчику друг:

        А  У  И  Ё  Ю

        Ж  Ч  Ш  Ц  Х

        И  Х  Д  К  Ч

        Г  М  Н  Р  К

3. Разгадайте загадку – анаграмму.

        Могу зимой тепло доставить

        И дать прохладу летом в зной,

                       Но если буквы переставить,

        Футбольный мяч надуешь мной.

4. Весёлые вопросы

  • Что находится посередине «земли»?
  • Что мы говорим в начале «урока»?
  • Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет;

      я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.

  • В каком слове сорок гласных?
  • Что у зайца позади, а у цапли спереди?

5. Отгадайте задуманное

Какое слово начинается на «ост», кончается на «в» и имеет в середине «ро»?. Рассмотри все возможные варианты.

6. Говорим правильно

В каком слове ударение на втором слоге?

а) послала;        в) оптовый;

б) астроном;        г) повторим.

7. Съедобные анаграммы

Анаграмма – это очень просто: вам даётся слово, а вы переставляете в нём буквы. Например: был ШАРФ, а стал ФАРШ.

САРАЙ – рыба, которая живёт в консервной банке и плавает в масле.

АТЛАС – когда всё порезано в одну тарелку.

ШПАЛА – то, что с вилки свисает, а из ложки убегает.

СПАНИЕЛЬ – тот, у которого оранжевая шкурка.

ШЛЮПКА – то, что портит фигуру.

8. Игра «Метаграмма»

а) Не найдёшь ли ты такого

Удивительного слова:

Если буква в нём меняется –

Птица в рыбу превращается.

б) С буквой р она течёт,

С буквой п для вас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки.

в) С буквой к живу в лесу,

С буквой ч овец пасу.

г) Рыба я, юрка, мала.

Н на к лишь замените

И тогда меня кладите

На верблюда, на осла.

д) С м – приятен, золотист,

Очень сладок и душист,

С л зимой бывает,

А весною исчезает.

9. Весёлое зачёркивание

Перед вами зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Для того, чтобы расшифровать записки, нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.

1. стул повар путь

4. паук суд кекс жук

2. чин слон

5. роза ров рука

3. зоб сосна бок

6. торт дело фара лиса

Конкурс – олимпиада для 2 класса

 «Ума палата»

1. Игра «Метаграмма»

Меня найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел –

И мне не нужно буквы Л.

Мне А вначале напиши

И как зовут меня реши.

2. «Я – разведчик»

Попробуйте с помощью чисел зашифровать слова. Например: р1а (родина), по2л (подвал), 7я (семья) и т.д. Запиши таким образом 20 слов.

3.  Разгадайте загадку – анаграмму.

        Могу зимой тепло доставить

        И дать прохладу летом в зной,

                       Но если буквы переставить,

        Футбольный мяч надуешь мной.

4.  Весёлые вопросы

  • Что находится посередине «земли»?
  • Что мы говорим в начале «урока»?
  • Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет;

      я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.

  • В каком слове сорок гласных?
  • Что у зайца позади, а у цапли спереди?

5.  « Я – археолог»

- Откуда пошло выражение «бить баклуши»? Что оно означало в древности и что теперь?

- От какого слова образовано слово «чёлка»?

6. Весёлое зачёркивание

Перед вами зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Для того, чтобы расшифровать записки, нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.

1. стул повар путь

4. паук суд кекс жук

2. чин слон

5. роза ров рука

3. зоб сосна бок

6. торт дело фара лиса

7.  Игра «Берлинки»

Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.

        Чернушка

        …дрожит тут, как листок?

        Это …попал под …

8.  Откуда морковка?

У зайца много моркови. А где он её раздобыл? Вы узнаете, если прочитаете только неповторяющиеся буквы.

ЭМПВЗЯКОФДЧЯШЦЫУБТЬЮНИЕСГЯКХШЦЭБЬРЯТСФХНЕДАУЧПКМЮЛОЗ

9. «SMS – сообщение»

Из букв слова «игра» составьте предложение для SMS – сообщения так, чтобы оно имело смысл. Каждой букве должно соответствовать слово предложения. Менять порядок букв нельзя.

Конкурс – олимпиада для 3 класса

 «Я знаю русский язык»

1. Игра «Берлинки»

Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.

        Чернушка

        …дрожит тут, как листок?

        Это …попал под …

2. Установите количество звуков (ш) во фразе:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

3. Отгадайте задуманное

1. Задумано слово из шести букв. Пять ключевых слов помогут отгадать задуманное слово. Это слова: «град», «идол», «игра», «реле», «мозг». Первая буква задуманного слова имеется в первом и во втором словах, вторая – во втором и третьем, третья – в первом и третьем словах, четвёртая  - во втором и четвёртом, пятая -  во втором и пятом, шестая – в первом и пятом словах.

2. Если из задуманного слова выбросить букву, то останутся две буквы, хотя задуманное слово и состоит из семи букв. Что же это за слово?

4. Говорим правильно

1. В каком слове ударение на втором слоге?

а) брала;         в) алфавит;

б) начали;        г) километр.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку.

а) Едьте быстрее;        в) Одну туфлю;

б) Все повара;        г) Ихний город.

5. Игра «Грамматическая арифметика». Реши примеры:

        Кабан – ан + лук = ?

        Корь – ь + идол – л + р = ?

        Ква + рак – ак + тира = ?

        Кот + ёлка – ка = ?

        Земля + н + ик + а = ?

        Ежи – и + е + вика = ?

Придумайте сами три похожих, но очень-очень трудных примера.

6. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

7. Найдите речевой недочёт в тексте. Отредактируйте текст.

Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

8. Игра «В зоопарке»

В одном зоопарке развесили объявление, в каждом из которых «спрятано» животное или птица. Найдите их.

Например: Сколько братцы, волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Помните, воробья на мякине не проведёшь.

Пейте воду возле входа.

Рассматривать змей лёжа не рекомендуется.

Не кладите голову в пасть хищнику – вы не укротитель.

Учтите, газель поела. Маленькая булочка ей уже ни к чему.

Не подходите к тигру близко – за решёткой хищник.

Если рад, не кричи – животным тоже нужно поспать.

Уважаемые туристы! Не спиливайте рога на сувениры.

Не дразните животных! Они всё понимают.

Желаем удачи!

Конкурс – олимпиада для 4 класса

 «Я знаю русский язык»

1. Игра «Берлинки»

Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.

        Чернушка

        …дрожит тут, как листок?

        Это …попал под …

2. Отгадайте задуманное

1. Задумано слово из шести букв. Пять ключевых слов помогут отгадать задуманное слово. Это слова: «град», «идол», «игра», «реле», «мозг». Первая буква задуманного слова имеется в первом и во втором словах, вторая – во втором и третьем, третья – в первом и третьем словах, четвёртая  - во втором и четвёртом, пятая -  во втором и пятом, шестая – в первом и пятом словах.

2. Если из задуманного слова выбросить букву, то останутся две буквы, хотя задуманное слово и состоит из семи букв. Что же это за слово?

3. Говорим правильно

1. В каком слове ударение на втором слоге?

а) брала;         в) алфавит;

б) начали;        г) километр.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку.

а) Едьте быстрее;        в) Одну туфлю;

б) Все повара;        г) Ихний город.

4. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

5. Найдите речевой недочёт в тексте. Отредактируйте текст.

Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

6. Игра «В зоопарке»

В одном зоопарке развесили объявление, в каждом из которых «спрятано» животное или птица. Найдите их.

Например: Сколько братцы, волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Помните, воробья на мякине не проведёшь.

Пейте воду возле входа.

Рассматривать змей лёжа не рекомендуется.

Не кладите голову в пасть хищнику – вы не укротитель.

Учтите, газель поела. Маленькая булочка ей уже ни к чему.

Не подходите к тигру близко – за решёткой хищник.

Если рад, не кричи – животным тоже нужно поспать.

Уважаемые туристы! Не спиливайте рога на сувениры.

Не дразните животных! Они всё понимают.

7. Из нарицательных – в собственные

Переставьте буквы в словах, превратив имена нарицательные в имена собственные. У вас должны получиться названия известных рек, городов, материков.

Слова: мир, веки, икра, леди, муар, диван, драка, налим, рампа, кифара, навага, смоква.

8.Синонимы

Заполните пустые клеточки синонимами исходных слов. Обратите внимание, что количество букв в данных словах и словах – синонимах одинаково.

и

з

л

и

ш

е

к

-

з

а

п

а

д

н

я

-

к

о

р

м

ч

и

й

-

о

т

л

и

ч

и

е

-

п

о

д

а

р

о

к

-

9. Соедините слова попарно так, чтобы получились новые. Одно слово лишнее. Напишите получившиеся слова и укажите лишнее.

марка        сап        дух        тюль        ель

сетка        пан        лекция        тина        лён

воз        чело        такт        пас        век

гриф        сан        бакен        пост        ной

бард        порт        кар        кол        кон

10.Сочините небольшой рассказ, в котором каждое последующее слово начиналось бы со следующей буквы алфавита. Начинайте со слова «аккардеон» и заканчивайте словом «якорь». Можно пропустить буквы Ё,Й Ъ и Ь знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.

Материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по математике...

Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.

Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по окружающему миру....

Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.

Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по окружающему миру....

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах,дистанционных олимпиадах и конкурсах за 1 класс.

Участие учащихся в предметных и дистанционных олимпиадах, международных конкурсах - играх их победы сегодня рассматривается как один из критериев оценки деятельности образовательных организаций,...