Олимпиады, турниры, конкурсы
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Задания для проведения школьных олимпиад и конкурсов по предметам в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конкурс - олимпиада по русскому языку в 1-4-х классах | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс – олимпиада для 1 класса
«Ума палата»
1. «Я – разведчик»
- Найдите в слове другое слово:
- Найдите растение в слове телёнок
- Найдите явление природы в слове снегирь
- Найдите название месяца в слове майка
- Найдите насекомое в слове коса
- Найдите небольшой домик в слове незабудка
- Найдите ноту в слове мишка
- Наудите зверька в слове стёжка
- Найдите хвойный лес в слове хлебороб
- Найдите дерево в слове шмель
- Найдите животное в слове стрекоза
2. Найдите «пятое лишнее» в каждом ряду и узнайте, кто зайчику друг:
А У И Ё Ю
Ж Ч Ш Ц Х
И Х Д К Ч
Г М Н Р К
3. Разгадайте загадку – анаграмму.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной,
Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.
4. Весёлые вопросы
- Что находится посередине «земли»?
- Что мы говорим в начале «урока»?
- Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет;
я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.
- В каком слове сорок гласных?
- Что у зайца позади, а у цапли спереди?
5. Отгадайте задуманное
Какое слово начинается на «ост», кончается на «в» и имеет в середине «ро»?. Рассмотри все возможные варианты.
6. Говорим правильно
В каком слове ударение на втором слоге?
а) послала; в) оптовый;
б) астроном; г) повторим.
7. Съедобные анаграммы
Анаграмма – это очень просто: вам даётся слово, а вы переставляете в нём буквы. Например: был ШАРФ, а стал ФАРШ.
САРАЙ – рыба, которая живёт в консервной банке и плавает в масле.
АТЛАС – когда всё порезано в одну тарелку.
ШПАЛА – то, что с вилки свисает, а из ложки убегает.
СПАНИЕЛЬ – тот, у которого оранжевая шкурка.
ШЛЮПКА – то, что портит фигуру.
8. Игра «Метаграмма»
а) Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется –
Птица в рыбу превращается.
б) С буквой р она течёт,
С буквой п для вас печёт
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки.
в) С буквой к живу в лесу,
С буквой ч овец пасу.
г) Рыба я, юрка, мала.
Н на к лишь замените
И тогда меня кладите
На верблюда, на осла.
д) С м – приятен, золотист,
Очень сладок и душист,
С л зимой бывает,
А весною исчезает.
9. Весёлое зачёркивание
Перед вами зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Для того, чтобы расшифровать записки, нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.
1. стул повар путь | 4. паук суд кекс жук |
2. чин слон | 5. роза ров рука |
3. зоб сосна бок | 6. торт дело фара лиса |
Конкурс – олимпиада для 2 класса
«Ума палата»
1. Игра «Метаграмма»
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел –
И мне не нужно буквы Л.
Мне А вначале напиши
И как зовут меня реши.
2. «Я – разведчик»
Попробуйте с помощью чисел зашифровать слова. Например: р1а (родина), по2л (подвал), 7я (семья) и т.д. Запиши таким образом 20 слов.
3. Разгадайте загадку – анаграмму.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу летом в зной,
Но если буквы переставить,
Футбольный мяч надуешь мной.
4. Весёлые вопросы
- Что находится посередине «земли»?
- Что мы говорим в начале «урока»?
- Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет;
я в арбузах и огурцах, но в дынях меня нет.
- В каком слове сорок гласных?
- Что у зайца позади, а у цапли спереди?
5. « Я – археолог»
- Откуда пошло выражение «бить баклуши»? Что оно означало в древности и что теперь?
- От какого слова образовано слово «чёлка»?
6. Весёлое зачёркивание
Перед вами зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Для того, чтобы расшифровать записки, нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы.
1. стул повар путь | 4. паук суд кекс жук |
2. чин слон | 5. роза ров рука |
3. зоб сосна бок | 6. торт дело фара лиса |
7. Игра «Берлинки»
Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.
Чернушка
…дрожит тут, как листок?
Это …попал под …
8. Откуда морковка?
У зайца много моркови. А где он её раздобыл? Вы узнаете, если прочитаете только неповторяющиеся буквы.
ЭМПВЗЯКОФДЧЯШЦЫУБТЬЮНИЕСГЯКХШЦЭБЬРЯТСФХНЕДАУЧПКМЮЛОЗ
9. «SMS – сообщение»
Из букв слова «игра» составьте предложение для SMS – сообщения так, чтобы оно имело смысл. Каждой букве должно соответствовать слово предложения. Менять порядок букв нельзя.
Конкурс – олимпиада для 3 класса
«Я знаю русский язык»
1. Игра «Берлинки»
Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.
Чернушка
…дрожит тут, как листок?
Это …попал под …
2. Установите количество звуков (ш) во фразе:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
3. Отгадайте задуманное
1. Задумано слово из шести букв. Пять ключевых слов помогут отгадать задуманное слово. Это слова: «град», «идол», «игра», «реле», «мозг». Первая буква задуманного слова имеется в первом и во втором словах, вторая – во втором и третьем, третья – в первом и третьем словах, четвёртая - во втором и четвёртом, пятая - во втором и пятом, шестая – в первом и пятом словах.
2. Если из задуманного слова выбросить букву, то останутся две буквы, хотя задуманное слово и состоит из семи букв. Что же это за слово?
4. Говорим правильно
1. В каком слове ударение на втором слоге?
а) брала; в) алфавит;
б) начали; г) километр.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку.
а) Едьте быстрее; в) Одну туфлю;
б) Все повара; г) Ихний город.
5. Игра «Грамматическая арифметика». Реши примеры:
Кабан – ан + лук = ?
Корь – ь + идол – л + р = ?
Ква + рак – ак + тира = ?
Кот + ёлка – ка = ?
Земля + н + ик + а = ?
Ежи – и + е + вика = ?
Придумайте сами три похожих, но очень-очень трудных примера.
6. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Петя ушиб колено ноги.
Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
Собрание будет в декабре месяце.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
7. Найдите речевой недочёт в тексте. Отредактируйте текст.
Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.
8. Игра «В зоопарке»
В одном зоопарке развесили объявление, в каждом из которых «спрятано» животное или птица. Найдите их.
Например: Сколько братцы, волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Помните, воробья на мякине не проведёшь.
Пейте воду возле входа.
Рассматривать змей лёжа не рекомендуется.
Не кладите голову в пасть хищнику – вы не укротитель.
Учтите, газель поела. Маленькая булочка ей уже ни к чему.
Не подходите к тигру близко – за решёткой хищник.
Если рад, не кричи – животным тоже нужно поспать.
Уважаемые туристы! Не спиливайте рога на сувениры.
Не дразните животных! Они всё понимают.
Желаем удачи!
Конкурс – олимпиада для 4 класса
«Я знаю русский язык»
1. Игра «Берлинки»
Нужно заполнить пробелы в стихотворении. Все пропущенные слова состоят из одних и тех же букв и являются анаграммами.
Чернушка
…дрожит тут, как листок?
Это …попал под …
2. Отгадайте задуманное
1. Задумано слово из шести букв. Пять ключевых слов помогут отгадать задуманное слово. Это слова: «град», «идол», «игра», «реле», «мозг». Первая буква задуманного слова имеется в первом и во втором словах, вторая – во втором и третьем, третья – в первом и третьем словах, четвёртая - во втором и четвёртом, пятая - во втором и пятом, шестая – в первом и пятом словах.
2. Если из задуманного слова выбросить букву, то останутся две буквы, хотя задуманное слово и состоит из семи букв. Что же это за слово?
3. Говорим правильно
1. В каком слове ударение на втором слоге?
а) брала; в) алфавит;
б) начали; г) километр.
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку.
а) Едьте быстрее; в) Одну туфлю;
б) Все повара; г) Ихний город.
4. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
Петя ушиб колено ноги.
Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
Собрание будет в декабре месяце.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Он написал свою автобиографию.
5. Найдите речевой недочёт в тексте. Отредактируйте текст.
Сани у Деда Мороза были красивые, лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.
6. Игра «В зоопарке»
В одном зоопарке развесили объявление, в каждом из которых «спрятано» животное или птица. Найдите их.
Например: Сколько братцы, волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.
Помните, воробья на мякине не проведёшь.
Пейте воду возле входа.
Рассматривать змей лёжа не рекомендуется.
Не кладите голову в пасть хищнику – вы не укротитель.
Учтите, газель поела. Маленькая булочка ей уже ни к чему.
Не подходите к тигру близко – за решёткой хищник.
Если рад, не кричи – животным тоже нужно поспать.
Уважаемые туристы! Не спиливайте рога на сувениры.
Не дразните животных! Они всё понимают.
7. Из нарицательных – в собственные
Переставьте буквы в словах, превратив имена нарицательные в имена собственные. У вас должны получиться названия известных рек, городов, материков.
Слова: мир, веки, икра, леди, муар, диван, драка, налим, рампа, кифара, навага, смоква.
8.Синонимы
Заполните пустые клеточки синонимами исходных слов. Обратите внимание, что количество букв в данных словах и словах – синонимах одинаково.
и | з | л | и | ш | е | к | - | |||||||
з | а | п | а | д | н | я | - | |||||||
к | о | р | м | ч | и | й | - | |||||||
о | т | л | и | ч | и | е | - | |||||||
п | о | д | а | р | о | к | - |
9. Соедините слова попарно так, чтобы получились новые. Одно слово лишнее. Напишите получившиеся слова и укажите лишнее.
марка сап дух тюль ель
сетка пан лекция тина лён
воз чело такт пас век
гриф сан бакен пост ной
бард порт кар кол кон
10.Сочините небольшой рассказ, в котором каждое последующее слово начиналось бы со следующей буквы алфавита. Начинайте со слова «аккардеон» и заканчивайте словом «якорь». Можно пропустить буквы Ё,Й Ъ и Ь знаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.
Материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по математике...
Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.
Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по окружающему миру....
Олимпиады, турниры, конкурсы: задания.
Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиаде по окружающему миру....
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах,дистанционных олимпиадах и конкурсах за 1 класс.
Участие учащихся в предметных и дистанционных олимпиадах, международных конкурсах - играх их победы сегодня рассматривается как один из критериев оценки деятельности образовательных организаций,...