Рабочая программа по русскому языку Школа России 1 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку Школа России 1 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
1 класс
УМК «Школа России»
учитель Авдеева Юлия Евгеньевна
МБОУ «Средняя школа №34»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.
Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.
Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.
При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.
Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:
– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).
Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:
– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;
– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.
Программа ориентирована:
– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;
– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся:
– к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);
– графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
– слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);
– предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Учебно-методический комплект
1. Печатные пособия:
- Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
- Канакина, В. П. Русский язык : рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
2. Информационно-коммуникативные средства:
- http://www.proshkolu.ru
- http://festival.1september.ru
- http://www.rusedu.ru/detail_9213.html
- http://pedsovet.org.
- http://viki.rdf.ru/item/1217/
- http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219
- http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html
- http://pedsovet.su/load
3. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Учебно-тематический план
№п/п | Название блока | Количество часов |
1. | Фонетика и графика | (43 ч) |
2. | Слово | (10 ч) |
3. | Синтаксис и пунктуация | (5 ч) |
итого | 58 часов |
Содержание тем учебного курса
Фонетика и графика (43 ч)
Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Звук [й’] и буква й.
Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.
Произношение согласных перед звуком [и].
Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].
Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.
Деление слов на слоги.
Перенос слов.
Ударение.
Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.
Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).
Слово (10ч)
Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.
Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.
Синтаксис и пунктуация (5ч)
Предложение, его смысловая и интонационная законченность.
Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Формы организации учебного процесса.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, развитием практических навыков, опрос, диагностические работы.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | №урока | Вид работы | Форма контроля |
1 | 40 | Междисциплинарная контрольная работа по темам первого класса | Лист контроля |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
№ | №урока | Вид работы | Форма контроля |
33 | Диагностическое списывание текста. | Лист контроля | |
35 | Проверочный диагностический диктант | Лист контроля |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока в году | № урока в теме | Тема раздела. Тема и тип урока (страницы учебника) | Количество часов | Дата проведения | Коррекция |
3 четверть (23 часа) | |||||
1 | 1 | Наша речь (5ч) Наша речь. | 1 | ||
2 | 2 | Какой бывает речь? | 1 | ||
3 | 3 | Текст и предложение. | 1 | ||
4 | 4 | Предложение. | 1 | ||
5 | 5 | Диалог. | 1 | ||
6 | 1 | Слова, слова, слова (4ч) Роль слова в речи. | 1 | ||
7 | 2 | Слова – названия предметов, признаки и действия предметов. | 1 | ||
8 | 3 | Вежливые слова. | 1 | ||
9 | 4 | Однозначные и многозначные слова близкие и противоположные по значению и смыслу. | 1 | ||
10 | 1 | Слово и слог. Ударение (6 ч) Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | ||
11 | 2 | Деление слов на слоги. | 1 | ||
12 | 3 | Перенос слов по слогам. | 1 | ||
13 | 4 | Правила переноса слов. | 1 | ||
14 | 5 | Ударение. | 1 | ||
15 | 6 | Ударные и безударные слоги. | 1 | ||
16 | 1 | Звуки и буквы (9 ч) Звуки и буквы. | 1 | ||
17 | 2 | Звуки и буквы. Транскрипция. | 1 | ||
18 | 3 | Что такое алфавит? | 1 | ||
19 | 4 | Что такое алфавит? Алфавитный порядок. | 1 | ||
20 | 5 | Гласные звуки и буквы | 1 | ||
21 | 6 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах | 1 | ||
22 | 7 | Буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие один или два звука. | 1 | ||
23 | 8 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э | 1 | ||
4 четверть (35 часов) | |||||
24 | 9 | Звуки и буквы ( продолжение 33 ч) Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | ||
25 | 10 | Произношение безударного гласного звука в слове | 1 | ||
26 | 11 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Наблюдение. | 1 | ||
27 | 12 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Сравнение написания. | 1 | ||
28 | 13 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. | 1 | ||
29 | 14 | Проверка безударных гласных в словах. | 1 | ||
30 | 15 | Проверка и запись слов с безударными гласными. | 1 | ||
31 | 16 | Согласные звуки и буквы. | 1 | ||
32 | 17 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | ||
33 | 18 | Слова с буквами И, Й. | 1 | ||
34 | 19 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | ||
35 | 20 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные. | 1 | ||
36 | 21 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким | 1 | ||
37 | 22 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 1 | ||
38 | 23 | Перенос слов с мягким знаком. | 1 | ||
39 | 24 | Слова с мягким разделительным знаком. | 1 | ||
40 | 25 | Междисциплинарная контрольная работа. | 1 | ||
41 | 26 | Перенос слов с мягким разделительным знаком. | 1 | ||
42 | 27 | Различение мягкого знака, обозначающего мягкость и мягкого разделительного знака. | 1 | ||
43 | 28 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | ||
44 | 29 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 1 | ||
45 | 30 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. Наблюдение над их написанием в конце слов. | 1 | ||
46 | 31 | Способ проверки парных глухих и звонких согласных звуков на конце слова. | 1 | ||
47 | 32 | Проверка и запись слов с парными глухими и звонкими согласными звуками на конце слова. | 1 | ||
48 | 33 | Диагностическое списывание текста. | 1 | ||
49 | 34 | Шипящие согласные звуки на конце слов. | 1 | ||
50 | 35 | Шипящие согласные звуки в середине слов. Диагностический диктант. | 1 | ||
51 | 36 | Проект «Скороговорки» | 1 | ||
52 | 37 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | ||
53 | 38 | Буквосочетания НЧ, НЩ. | 1 | ||
54 | 39 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ | 1 | ||
55 | 40 | Заглавная буква в именах и кличках животных. | 1 | ||
56 | 41 | Заглавная буква в названиях. | 1 | ||
57 | 1 | Рефлексия в конце года (2 ч) Проект «Сказочная страничка» | 1 | ||
58 | 2 | Повторение «Я научился!» | 1 |
Требования к уровню подготовки.
Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Личностные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах
ЛИТЕРАТУРА
* Горецкий В. Г. [и др.]. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 211–223.
1. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : Эксмо, 2008.
2. Дьячкова, Г. Т. Русский язык. 1–2 классы: задания, упражнения, тесты, проверочные диктанты / Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2008.
3. Канакина, В. П. Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – С. 39–211.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
5. Канакина, В. П. Русский язык : рабочая тетрадь: 1 класс. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2011.
6. Малахова, М. М. Русский язык в загадках. Разрезные карточки. 1–4 классы / М. М. Малахова. – Волгоград : Учитель, 2007.
7. Набойщикова, Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1–4 классы / Н. В. Набойщикова. – Волгоград : Учитель, 2007.
8. Русский орфографический словарь / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова ; отв. ред. В. В. Лопатин. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2010.
9. Шевченко, Г. Н. Русский язык. 1–4 классы : тесты для обобщающего контроля / Г. Н. Шевченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина
В данном материале составлена рабочая программа по русскому языку в 4 классе ФГОС по программе "Школа России" автор В. П. Канакина...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС УМК "Школа России"
рабочая программа разработана на основе авторской программы "Русский язык"Канакиной В. П....
Рабочая программа по русскому языку Школа России Л.М.Зелениа и Т.Е.Хохлова 3 класс ФГОС
Рабочие программы по русскому языку Школа России 3 класс Л.М.Зеленине, Т.Е Хохлова ФГОС...
Рабочая программа по Русскому языку 1-4 классы. ФГОС, Школа России
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша Но...
Рабочая программа по русскому языку Школа России 3 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку школа России 3 класс ФГОС содержит разработку личностно-ориентированного обучения для одарённых детей и детей с ослабленным здоровьем....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса (ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Фед...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Климанова)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...