Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение и систематизация знаний, полученных за год"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    На уроке дети повторяют и обобщают полученные знания за год.

    Урок построен в форме путешествия-экскурсии по "Дому русского языка". "Дом" состоит из наук фонетики, морфологии, орфографии, словообразования, синтаксиса. Детям предлагается выполнить задания каждой науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему «Обобщение и систематизация знаний, полученных за год» в 4 классе.

Цели:

  1. Создавать условия для обобщения и систематизации изученного материала за год;
  2. Способствовать формированию навыков выполнения всех видов разборов, делать транскрипцию, подбирать синонимы и антонимы, правильно писать слова
  3. Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать собственные представления, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, вести диалог со сверстниками.

                                            Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы и целей

Сегодня мы пойдём на экскурсию в дом, который называется« русский язык». Мы вспомним, из каких наук состоит язык и, что они изучают.

На доске наглядное пособие - дом в 3 этажа углом, чтоб видно было левое крыло и правое.

  1. Обобщение и систематизация.

        А) На первом этаже левое крыло занимает  ФОНЕТИКА.( прикрепляю название науки на этаж) Это самый нижний, самый первый и базовый этаж.

- Что изучает фонетика? ( Звуки и буквы)

_ Как вы думаете, почему экскурсия начинается с фонетики?

(Изучение языка начинаем со звуков и букв)

  1. Сделать фонетический разбор слова  ЛЬЮ

Проверка. 1 ученик исправляет, если есть ошибки.

2) Записать транскрипцию слов:

ЮЛЯ, ВАРЕЖКА, СЪЕЛ, ЛЕСНОЙ.( 2 ученика работают у доски)

Проверка всем классом фронтально.

               Б)

- Что образуют звуки и буквы? ( Части слова)

- Правильно, поднимаемся наверх и  второй этаж занимает наука – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ( прикрепляю название науки на этаж)

- Что изучает словообразование? (Состав слова)

1) разобрать слова по составу по вариантам самостоятельно:

1- в. ВЕСЕННИЙ, ЛЕНЬ

2 – в. ГУЛЯТЬ, ВЫСОКО.

Взаимопроверка: поменялись тетрадями. Правильный разбор на доске.

2) подобрать синонимы  ( записаны на доске)

ПЁС -…

ГИППОПОТАМ-…

КРАСИВЫЙ - …

1 ученик у доски. Проверка фронтально.

3) подобрать антонимы  ( записаны на доске)

ЧЁРНЫЙ -…

НИЗКО -…

БЕЖАТЬ -…

ЖАРА -…

1 ученик у доски. Проверка фронтально.

           В) На третьем этаже в левом крыле расположилась наука – МОРФОЛОГИЯ.

( прикрепляю название науки на 3 этаж)

- Что изучает наука морфология? ( Части речи)

Выписать из предложения и разобрать как часть речи

( морфологический разбор)

1ряд - имя существительное. 1 представитель работает у доски.

2 ряд – глагол. 1 ученик со 2 ряда работает у доски.

3 ряд – имя прилагательное. 1 ученик делает разбор у доски.

Дети могут помогать  ученику со своего ряда, работающему у доски, если он затрудняется.

На дворе стоял солнечный денёк. ( Предложение записано на доске).

Проверка фронтально.

        Г) Наша экскурсия продолжается, и мы переходим в правое крыло «русского языка», и мы видим, что весь третий этаж занимает ОРФОГРАФИЯ.

- Что эта наука изучает?  ( правописание слов)

Текст на доске. Списать, вставить буквы и объяснить.

Наступа..т  поз..няя  в..сна.  Ст..ит  ч..дес..ная   п..года.  В  воздух.. зв..нят   г..л..са  птиц.   В   т…нист..м   л…су   растёт   ландыш….

     Д) Спускаемся на второй этаж, и здесь нам встречается СИНТАКСИС. При более близком знакомстве выясняется, что синтаксис – это…   ( наука, изучает словосочетание, предложение)

Прикрепляю название.

Сделать синтаксический разбор предложения ( по вариантам) 2 человека работают у доски.

1 – в.

В небе вспыхнула ослепительная молния.

2 – в.

Хлынул дождь, он шумел и набирал силу.

Проверка фронтально.

4.Итог. Рефлексия.

    Д) Вот мы и спустились на первый этаж – итоговый этаж нашей экскурсии.

- Из каких наук состоит русский язык?

- На каком этаже и в каком крыле вам понравилось больше всего? Нарисуйте маленький дом и заштрихуйте  тот этаж и крыло, где вам понравилось сегодня на экскурсии больше всего.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Планета знаний"

конспект урока по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета знаний". Конспект составлен с требованиями ФГОС. Тема урока "Сочетания чк, чн"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Закрепление знаний о склонении имён существительных"

В данном конспекте урока представлен материал по закреплению знаний о склонении имён существительных. Урок проводился в форме путешествия на корабле по островам. В заданиях использована морская темати...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Проверка знаний. Предлоги.» УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Проверка знаний. Предлоги.» Цели деятельности учителя: формирование умения оценивать свои достижения при выполнении заданий рубрики «Прове...

конспект урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе  "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы" по программе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...