Урок русского языка. Текст-рассуждение. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок руссого языка. Текст-рассуждение. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. Текст-рассуждение. 3 класс. | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по русскому языку
с презентацией
по теме « Текст-рассуждение. Написание мини-сочинения. »
3 класс
Технология проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений
Автор разработки: Суркова Ирина Григорьевна
2013 год
2.Методическая разработка урока
Цель урока: формирование представления о рассуждении, как типе речи, умения составлять тексты рассуждений.
Задачи урока:
- Совершенствование речевой практики учащихся
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- Формирование умения применять орфографические правила ( в объеме изученного) при записи собственных сочинений
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе
2.2. Содержание учебного материала
- Знакомство с понятием « текст рассуждения», установление сходства и различия этого типа текста с текстами описания и повествования
- Значение текста рассуждения в жизни
- Особенности текстов рассуждения
- Составление небольших текстов рассуждения по заданной теме и плану
- Написание сочинений - рассуждений после лексической и орфографической подготовки
Опорные понятия: рассуждение, слова-связки, части текста, заголовок, план, опорные слова, цитата.
Технологии: проблемно – диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений
Планируемые результаты урока
Личностные результаты
- Положительное отношение к языковой деятельности
- Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Самостоятельное формирование темы и цели урока
- В диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и других
Познавательные УУД
- Использование разных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное)
- Использование справочной литературы
- Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
Высказывание и обоснование своей точки зрения
Слушание и слышание других, коррекция своей точки зрения
Предметные УУД
- Определение типа текста, распознавание текстов
- Самостоятельный выбор типа текста, формулирование главной мысли текста
- Составление текста -рассуждения
- Самостоятельное чтение про себя
- Выборочное чтение
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I.Постановка цели, проблемы, сообщение темы урока. 1.Актуализация знаний. 2.Постановка учебной задачи.
3. Объявление темы урока. II. Открытие новых знаний. Подготовка к сочинению. 1.Знакомство с основными признаками текста - рассуждения. 2.Первичное закрепление знаний. Физминутка III. Самостоятельное написание текста. 1.Творческая работа. IV. Анализ сочинений. V.Презентация работ. VI. Домашнее задание VII. Рефлексия. VIII. Самооценка | -Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию речи. Слайд 1 - В начале урока я хочу вас спросить, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное. Оно, по словам Джанни Родари «гуляет по свету, оно забирается во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». -Кто догадался, что это за слово? -Эти слова заставляют людей думать, рассуждать, доказывать. - Скажите, чем будем заниматься на уроке. - Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. - Вспомним, как называются тексты, в которых мы что-то доказываем, рассуждаем, доказываем? Тема урока: Тест-рассуждение Слайд 3 - Из каких частей он состоит? Слайд 4 Какие слова связывают эти две части? - Попробуем ответить на некоторые «почему». Составим небольшой текст- рассуждение, используя слова-связки. 1 группа: Почему лягушек и жаб называют земноводными? 2 группа: Почему происходит смена времен года? 3 группа: Почему каменный уголь назвали каменным? -Можно ли поменять местами части текста- рассуждения? -Давайте попробуем то сделать. - Но не всегда бывает так легко ответить на все « почему». Даже папы и мамы не всегда знают ответ и тогда на помощь нам приходят… - Они есть в каждом доме, всем доступны -Книги- молчаливые и скромные помощники, готовые ответить на все наши почему. - Дома вы составляли тект- рассуждение на тему: «Почему воз не сдвинулся с места» по басне И.А.Крылова « Лебедь, Щука и Рак» -Кто хочет прочитать свое сочинение? - У кого удачнее сочинение? Почему? ( более убедительно) Что вам понравилось? Что получилось? -Одним из способов сделать объяснение более убедительным является введение в текст рассуждения цитаты. -Кто знает, что это такое? -Обратимся за помощью к книге. Найдем ответ в толковом словаре Даля. - Найти нужную цитату не просто. Попробуем это сделать. Подтвердите свое объяснение текстом басни, отрывком из нее. Распознавание текстов рассуждений - Прочитайте тексты и найдите тексты-рассуждения -Докажите, что это текс рассуждения. Ведь в нем нет вопроса « Почему?» -Сколько в тексте доказательств? -Прочитай каждое. -Как в тексте выделено каждое доказательство? -Что объясняется в тексте?
-Приходилось ли вам в жизни спорить , доказывать что-то? Удалось ли тебе убедить кого-то , отстоять свою точку зрения? Очень важно каким тоном это делать. Когда вежливый человек что- доказывает, спорит, он начинает свое рассуждение словами: я думаю, мне кажется,…тем самым показывая, что он прислушивается к мнению других людей, уважает чужое мнение, уважает собеседника. Работа в группах. Составление текста- рассуждения. -Почему так говорят?: 1 гр. –Прочел новую книгу – встретился с другом. 2 гр. –Чтение –лучшее учение. 3 гр. – Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.
На доске появляется план будущего сочинения с опорными словами
Написание сочинение-рассуждение « Почему надо беречь книги?» О чем будем писать Зачем, с какой целью Что напишем в основной части Как закончим сочинение Учитель помогает детям, которые поднимают сигнальную карточку. - Прочитайте в группах свои сочинения, выберите лучшее, с точки зрения соответствия типу выбранного текста и полноты раскрытия темы. -Подведем итоги. -Выслушайте выступления и оцените работу своей группы и других групп. -Соответствует ли сочинение типу текста? Докажите. -Насколько раскрыта тема? Написать сочинение рассуждение на любую тему -Закончите предложения: Я понял что… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… На следующем уроке…. Слайд 10 -Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе отметку. После проверки сочинения, я поставлю рядом свою отметку. -Спасибо за работу на уроке. | -Почему? Зачем? Отчего? Слайд 2 -Тест-рассуждение - Из того, что надо доказать(объясняемое) и из доказательства (объяснение) -Слова-связки: потому что, так как, ведь… Работа в группах -Лягушек и жаб называют земноводными, так как они живут и на воде и на земле. Слайд 5 -Смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг Солнца. Слайд 6 -Каменный уголь назвали каменным, ведь он твердый как камень. Слайд 7 -Да Дети в группах работают и приходят к выводу, что меняя местами части текста, меняются слова- связки Слайд 8 - Книги 2-3 человека зачитывают свои сочинения « Цитата-«ссылка на кого-либо, приведение его слов» .Подтверждение объяснения словами текста. Слайд 9 Ребята обсуждают в группах и высказываются. -Лебедь, Щука и Рак не смогли сдвинуть воз с места, потому что не смогли согласовать свои действия, не договорились. Вот как об этом написано в басне: «Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в море» Рабочий лист. Дети работают в парах. - Такой вопрос можно задать к тексту. -Несколько. -Словами: во-первых, во-вторых, наконец… - Почему люди строят дома из кирпича Дети высказывают свое мнение, обсуждают, делают вывод. -Книга-друг, так как дарит веселое настроение, заставляет смеяться, утешает в горе… -Книга- источник знаний, раскрывает тайны природы и животного мира, показывает и объясняет строение человека, вселенной, объясняет слова и явления… -Книга- наставник, учитель, учит любить, дружить , жить, быть справедливым, добрым, благородным, воспитывает волю, характер формирует, заставляет задуматься над своими поступками, над смыслом жизни. Индивидуальная работа. Самостоятельное написание текста. Использование орфографических словарей, сигнальных карточек. Зачитывание текстов в группах, обсуждение, выбор лучшего. Объяснение выбора. Оценивают по шкале выступление своей группы и других групп. У каждой группы листок с тремя шкалами( по количеству групп). Приложение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...
Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...
Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями текста-рассуждения, развитие умения употреблять в тексте глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое текст-рассуждение;- знать о...
Конспект урока по русскому языку «Текст-рассуждение» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Текст-рассуждение»Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте – рассуждении, его отличительных признаках текста-рассуждения.Планируемые результатыПредметные:- зна...
Конспект урока по русскому языку «Текст-рассуждение» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...
Конспект урока русского языка «Текст-рассуждение» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.Планир...
Технологическая карта урока русского языка "Текст-рассуждение " 2 класс, УМК «Школа России»
Тема урока: «Текст-рассуждение»Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о текста-рассуждения, его особенностях и структуре. Задачи уро...