Планирование 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Файл содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС и авторскими рабочими программами В. П. Канакиной «Русский язык» 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по русскому языку 2 класс | 416.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Слизневская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного курса «Русский язык»
Класс: 2
Годы реализации:2014-2015
Составитель: Учитель начальных классов
МБОУ Слизневская ООШ
Гурлова Наталья Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. П. Канакиной «Русский язык» 2011 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
- Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
- Голубь В.Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.
- Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2012.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова… | 18 |
5 | Звуки и буквы | 61 |
6 | Части речи | 59 |
7 | Повторение | 13 |
Итого | 170 | |
Наша речь (3 ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Текст (4 ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слова, слова, слова… (18 ч.)
Слово и его значение (4 ч).
Слово и его лексическое значение.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова.
Синонимы и антонимы (4 ч.)
Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Однокоренные (родственные) слова (4 ч).
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог, ударение, перенос слова (6 ч).
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы. (61ч.)
Русский алфавит или азбука (3 ч).
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки (2 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова (15 ч).
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные (34 ч).
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча–ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак (5 ч).
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Части речи (59 ч)
Части речи (общее представление) (2 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное (19 ч).
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол (12 ч).
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное (13 ч).
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение (5 ч).
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлоги (7 ч).
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Повторение изученного за год (13 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, ветер, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:
- названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и (ь) мягким знаком, правила переноса слов.
Уметь:
- писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн;
- находить способ проверки написания двухсложных слов (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными, с разделительным мягким знаком;
- писать раздельно предлоги со словами;
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
- распознавать изученные части речи;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения;
- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определённую тему;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложения;
- писать изложение объёмом 35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;
- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3 – 4 предложения из составленного текста.
Использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, организации, передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве языка и многообразии культурного пространства России.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике), морфологии и синтаксисе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий во 2 классе
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотнести выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: «легко выполнить», «возникли сложности при выполнении». | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы. Объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 5. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информация как учебник, так и в словарях учебника. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи. |
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе
№ дата | Тема урока, номера упражнений | Дидактические материалы | Словарные слова | Формируемые общеучебные умения и способы деятельности | Межпредметные связи Развитие речи |
Наша речь (3ч) | |||||
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ и языка межнационального общения с.3-5 | Упр. 1-3 Р.т.упр. 1-3 | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее. | ||
2 | Виды речевой деятельности человека. Речь письменная, устная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи | Упр. 4-5 Р.т.упр. 4-5 | Здравствуй (здравствуйте) | Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой « Как научиться правильно списывать предложение» | |
3 | Диалог и монолог. Речь диалектическая и монологическая. | Упр. 6-11 Р.т.упр. 6-7 | Прощай (прощайте) | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и многоног. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. | |
Текст (4ч) | |||||
4 | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | Упр. 12 Р.т.упр. 8-10 | Сентябрь | Отличать текс от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст | |
5 | Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Упр. 13-15, 17 Р.т.упр11 | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту | ||
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. Списывание текста с дополнительным заданием. | Упр. 16, 18 Р.т.упр12 | Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса рус. языка) | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть теста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста – образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей | |
7 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | Упр. 19 +с.22 «Проверь себя» Р.т. упр. 13 | Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | ||
Предложение (12 ч) | |||||
8 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении | Упр. 20 Р.т. упр14 | Родина | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте | Текст на тему «Моя Родина» |
9 | Знаки препинания конца предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки) | Упр. 21-23 Р.т. упр15-16 | Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно | Составление предложений на тему «Осенний денек» | |
10 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении | Упр. 24-28 Р.т. упр17-21 | Скоро, быстро, ветер (ветерок) | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы | |
11 | Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без выделения на виды) | Упр. 29-34 Р.т. упр22 | Рисунок (рисовать) | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения | |
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | Упр. 35-36 | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. | ||
13 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого | Упр37-38 Р.т. упр. 23 | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. | ||
14 | Распространенные и нераспространенные предложения | Упр. 39-42 Р.т. упр. 24 | Различать распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения. | ||
15 | Связь слов в предложении | Упр. 43-45 Р.т. упр. 25,27 | Яблоко (яблочко), яблоня | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу) | |
16 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе» | Упр. 46 Р.т. упр26 | Текс на тему «Самый интересный день моих каникул» | ||
17 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» | Упр. 47 | Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова | РР | |
18 | Сочинение по сюжетному рисунку | Стр. 40 в.6 | Текс на тему «Самый интересный день моих каникул» | ||
19 | Проверочная работа по темам «Текст. Предложение». Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | «Проверь себя» с.40 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
Слова, слова, слова…(18 ч) | |||||
20 | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения | Упр. 48-52 Р.т. упр. 28 | Толковый словарь Береза (березка), лопата (лопатка) | Объяснять логическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам | |
21 | Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями | Упр. 53-57 Р.т. упр. 29-33 | Ягода (ягодка) | Распознавать многозначные слова. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата | |
22 | Однозначные и многозначные слова | Упр. 58-61 Р.т. упр. 34-35 | Дорога (дорожка) | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю | |
23 | Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов | Упр. 62 Р.т. упр36-37 | Работать с толковым и орфографическим словарем. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания | ||
24 | Синонимы. Работа со словарем синонимов | Упр. 66-70 Р.т. упр. 38-40 | Осина (осинка) Словарь синонимов | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним. Работать со словарями синонимов учебника | |
25 | Антонимы. Работа со словарем антонимов | Упр. 71-73 Р.т. упр. 41-42 | До свидания Словарь антонимов | Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника | |
26 | Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | Упр. 76 | Подбирать заголовок к тексу. Излагать письменно содержание текста | РР | |
27 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | Упр. 74-75 Р.т. упр. 43-45 | Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
28 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах | Упр. 77-81 Р.т. упр. 46-47 | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова» | «Моя родословная» | |
29 | Корень слова (первое представление). Работа со словарем однокоренных слов | Упр. 82-86 Р.т. упр. 48-50 | Словарь однокоренных слов | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарем однокоренных слов учебника. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах | |
30 | Различие однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями | Упр. 87-89 Р.т. упр51-52 | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||
31 | Единообразие написания корня в однокоренных словах | Упр. 90-94 Р.т. упр. 53-54 | Сахар (сахарный) | Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении корня в словах | |
32 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение | Упр. 95-99 Р.т. упр55-57 | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова | ||
33 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения | Упр. 100- 103 Р.т. упр. 58-60 | Извини (те) | Словесное и логическое (смысловое) ударение. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов | |
34 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа орфоэпическим словарем | Упр. 104-106 Р.т. упр. 61-64 | Капуста | Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов | |
35 | Перенос слов. Правила переноса | Упр. 107-111 Р.т. упр. 65-66 | Желтый | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, крот, улей, зима). Переносить слова по слогам | |
36 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | Упр. 112-113 Р.т. упр. 67 | Посуда | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» | |
37 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Упр. 114 Р.т. упр. 68 | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | ||
Звуки и буквы (61 ч) | |||||
38 | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | Упр. 115-120 Р.т. упр. 69-74 | Работа над звуками и буквами продолжается при изучении всех разделов курса. Октябрь | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их | |
39 | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями | Упр. 121-129 | Алфавит, ноябрь | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристики звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарем | |
40 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом» | Упр. 133 Р.т. упр. 75-77 | Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой №За обедом», используя опорные слова (под рук. учителя) | ||
41 | Употребление прописной (заглавной) буквы | Упр. 130-132 Р.т. упр. 78-81 | Объяснительный диктант | Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имен собственных и первого слова предложения | |
42 | Контрольный диктант № 2 за 1 четверть | Оценивать результаты выполненного задания | |||
43 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту | Упр. 139-140 | Излагать письменно содержание текста | ||
44 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка | Упр. 134-138 Р.т. упр. 82-87 | Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков; обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предш. согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й’] и последующий звук. | Находить в слове глазные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы и их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества букв и звуков в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | |
45 | Проверочная работа «Проверь себя» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | |||
2 четверть | |||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч) | |||||
46 | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначении на письме | Упр. 141-143 | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить | ||
47 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) | Упр. 144-146 Р.т. упр. 88-89 | Различать проверочные и проверяемые слова. Объяснять когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. | ||
48 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным) | Упр. 147-149 Р.т. упр90-92 | Одежда | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны – слон, слоник, трава – травы, травка) | |
49 | Способы проверки безударных гласных в корне | Упр. 150-153 Р.т. упр. 93-95 | Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. | ||
50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | Упр. 154-156 Р.т. упр. 96-97 | Планировать учебные действия при решении орфографических задач. Определять пути решения. Решать её в соответствии с изученным правилом. | ||
51 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | Упр. 157-159 Р.т. упр98-99 | Снегирь, лягушка | Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, используя алгоритм проверки написания. | |
52 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста | Упр. 160-161 Р.т. упр100-101 | Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. | ||
53 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | Упр. 162-166 Р.т. упр102 | Земляника | Различать проверяемые и не проверяемые орфограммы. Запоминать написание поверяемой орфограммой безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | |
54 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | Упр. 167-170 Р.т. упр103 | Малина, молоток | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. | |
55 | Упражнение в написании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. | Упр. 171-174 Р.т. упр. 104 | Оценивать свои достижения при выполнении задания» Проверь себя» Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. | ||
56 | Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | Упр. 176 (устно) «Проверь себя» с.111 | Оценивать свои достижения при выполнении задания. | ||
57 | Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» | Упр. 175,177 | Составлять рассказ по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» (под рук. учителя) Составлять текст из предложений. | ||
58 | Согласные звуки и их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове | Упр. 178-182 Р.т. упр. 105-108 | Мороз (морозный) | Находить в слове согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой» Согласные звуки русского языка» | Восстановление деформированного текста по рисунку |
59 | Согласный звук [й‘] и буква « и - краткое» | Упр. 183-187 Р.т. упр. 109-113 | Урожай (урожайный) | Составлять предложения из слов, данных в начальной форме из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. | |
60 | Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание таких слов | Упр. 188-190 Р.т. упр. 114-115 | Суббота (субботний) | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слова с удвоенными согласными (ванн-на) | |
61 | Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам | Упр. 191 Р.т. упр. 116-118 | Составлять рассказ по репродукции картины А. С Степанова «Лоси» и опорными словами, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, и других источников и создавать свои занимательные задания. | Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку | |
62 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы | Упр. 192-196 Р.т. упр. 119-123 | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. | ||
63 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь | Упр. 197-201 Р.т. упр124-127 | Декабрь | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | |
64 | Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными | Упр. 202-205 Р.т. упр129-131 | Мебель, коньки | Соотносить количество звуков и букв в таких словах как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения звуков и букв в словах. Подбирать примеры слов с ь. | |
65 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным | Упр. 206,207,209 Р.т. упр. 132-135 | Переносить слова с ь. Обозначать мягкость согласного звука ь на конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки) Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | Проект «Пишем письмо» | |
66 | Подробное изложение по коллективно составленному плану | Упр. 208 Р.т. упр136-139 | Работать с текстом: определять тему, заголовок, части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. | ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (11 ч) | |||||
67 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш] то, наро [ш] но) | 2 часть Упр. 1-3 Р.т. упр. 1-3 | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильно орфоэпическое произношение слов в сочетании чн-чт (чтобы, скучно) Работать с орфоэпическим словарём. | ||
68 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | Упр. 4-6 Р.т. упр. 4-6 | тарелка | Находить в словах буквосочетания чк чн чт щи нч. подбирать примеры слов с такими сочетаниями. | |
69 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | Упр. 7-8 Р.т. упр. 7-9 | Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк чн чт щи нч. | ||
70 | Развитие речи. Работа с текстом. | Упр. 9-10 Р.т. упр. | Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять части и определять их микро темы. Записывать предложения из текста на заданную тему. | ||
71 | Проект «Рифма» | Стр. 8-9 | Находить в тексте рифмующие строки. Подбирать рифмующие слова. Сочинять стихи на заданные рифмы. Составлять словарик собственных рифм. Участвовать в презентации выполненной работы. | ||
72 | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Упр. 11-13 Р.т. упр. 10-11 | товарищ | Различать непарные твёрдые и мяг. шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ча-ща. чу-щу. | |
73 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Упр. 14-17 Р.т. упр. 12-13 | Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу подбирать примеры слов с таким буквосочетанием.. | ||
74 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Упр. 18-20 Р.т. упр. 14-15 | Щавель | Применять правило при написании слов с буквосочетанием: жи-ши, ча-ща. чу-щу. | |
75 | Контрольный диктант №4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | |||
76 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Упр. 21-23 | Метель | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | |
77 | Работа с предложением и текстом. Контрольное списывание текста | Р.т. упр. 16 | Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать о составленном, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. | ||
78 | Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами | Упр. 24-28 Р.т. упр. 17 | Различать глухие и звонкие согласные. Парные и непарные. Характеризовать согласный звук и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными. (кроме сонорных) | ||
Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 ч) | |||||
79 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначении буквой на письме | Упр. 29-31 Р.т. упр. 18-19 | Определять на слух парный по глухости и звонкости согл. зв. на конце и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согл.зв.. | ||
80 | Особенности проверяемых и проверочных слов и правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным | Упр. 32-34 Р.т. упр. 20-21 | Находить в словах букву парного согл.зв., написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. | ||
3 четверть | |||||
81 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова | Упр. 35-37 Р.т. упр. 22-23 | Народ | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка) | |
82 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | Упр. 38-40 Р.т. упр. 24-25 | Вдруг | Использовать правило при написании слов с парными по глухости и звонкости согл.зв. на конце слова и перед согласными в корне. | |
83 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | Упр. 41-43 Р.т. упр. 26-27 | Завод | Объяснять правописание слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе алгоритма проверки написания | |
84 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | Упр. 44-45 Р.т. упр28-29 | Сапог | Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | |
85 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | Упр. 46-47 Р.т. упр. 30-31 | Объяснять правописание слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе алгоритма проверки написания | ||
86 | Изложение текста по вопросам | Упр. 50 Р.т. упр. 32 | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок. Определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. | ||
87 | Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками | Упр. 48 Р.т. упр. 33-34 | Использовать правило при написании слов с парными по глухости и звонкости согл.зв. на конце слова и перед согласными в корне. | ||
88 | Упражнения в написании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | Упр. 49 Р.т. упр. 35 | Объяснять правописание слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе алгоритма проверки написания | ||
89 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» | Стр. 30 «Проверь себя» фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы) | Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой. | |
90 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | |||
91 | Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам | Р.т. упр. 36-37 | Анализировать свою письменную работу: работать над ошибками. | ||
Разделительный мягкий знак (7ч) | |||||
92 | Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком | Упр. 51-54 Р.т. упр. 38 | *Слова с непроверяемым написанием обезьяна (обезьянка) | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить кол-во звуков и букв в таких словах как семья, вьюга. | |
93 | Использование на письме разделительного мягкого знака | Упр. 55-58 Р.т. упр. 39-40 | Различать слова с ь-показателем мяг. предшествующего согл.зв. и с ь - разделительным. Использовать правило при написании слов с разделительным ь знаком. | ||
94 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа (друзья, ручьи) | Упр. 59-62 Р.т. упр. 41-42 | Работать с памяткой «Как провести звукобуквенный разбор слова» производить разбор по заданному образцу. | ||
95 | Правило написания разделительного мягкого знака в словах | Упр. 63-65 Р.т. упр. 43-44 | Подбирать примеры слов с разделительным ь. Объяснять написание ь –разделительного в словах. | ||
96 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков | Упр. 66 Р.т. упр. 45 | Составлять устный рассказ по серии рисунков (под рук. учителя). Излагать письменно текст по вопросам. | ||
97 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание слов с мягким знаком» | Р.т. упр. 46 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | ||
98 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | Упр. 67 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | ||
Части речи (59 ч) | |||||
99 | Общее представление о частях речи | Упр. 68-70 Р.т. упр. 47 | Соотносить слова названия (предметов, признаков, действий) вопросы, на которые они отвечают. | ||
100 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией | Упр. 71-73 Р.т. упр. 48-49 | месяц | Анализировать схему «Части речи», составлять по ней обобщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | |
Имя существительное (19 ч) | |||||
101 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления | Упр. 74-75 Р.т. упр. 50 | Распознавать имена существительные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | ||
102 | Общее представление об имени существительном как части речи | Упр. 76-77 Р.т. упр. 51-52 | Январь, февраль | Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснить лексическое значение слов - имён существительных. | |
103 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | Упр. 78-79 Р.т. упр. 53 | Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. | ||
104 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Упр. 80-81 Р.т. упр. 54 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких существительных. | ||
105 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Упр. 82-83 Р.т. упр. 55 | Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы | ||
106 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных | Упр. 84-85 Р.т. упр. 56 | Картина (картинка) | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких существительных. | |
107 | Упражнения в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту | Упр. 86 Р.т. упр. | Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы | ||
108 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных | Упр. 8790 Р.т. упр. 57-58 | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких существительных. | ||
109 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилии людей. Составление устного рассказа по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя) | Упр. 91-94 | Отец | Составлять устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» (под рук. учителя) | |
110 | Заглавная буква в именах существительных собственных (ФИО людей, кличках животных). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам | Упр. 95-98 Р.т. упр. 59 | Фамилия | Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы | Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя |
111 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | Упр. 99-102 Р.т. упр. 60-62 | Город, улица, Россия | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библ… интернете о своей фамилии и названии своего села | |
112 | Контрольный диктант №7 по теме «Правописание имен собственных» | Упр. 103 Р.т. упр. 63 | Писать с заглавной буквы имена собственные. | ||
113 | Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко) | Упр. 104-107 Р.т. упр. 64 | Определять число имён существительных (ед., мн.). Изменять имена сущ. по числам (книга - книги). Работать с орфоэпическим словарём. | ||
114 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребляющихся в единственном и во множественном числе | Упр. 108-110 Р.т. упр. 65 | Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым) | Определять каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля- туфли, простыня – простыни). | |
115 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи | Упр. 111-113 Р.т. упр. 66 | Топор | Определять грамматические признаки существительных: одушевлённые – неодушевлённые, собственное - нарицательное, число, роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имён существительных. Классифицировать существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя сущ. с определённым признаком. | |
116 | Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам я языковым анализом текста | Упр. 115 Р.т. упр. 67-68 | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст. | ||
117 | Работа над ошибками | Упр. 114 Р.т. упр. 69-70 | Анализировать свою письменную работу. Работать над ошибками. | ||
118 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя существительное» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | |||
119 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Контрольная проверочная работа по теме «Имя существительное» | «Проверь себя» стр.67 Р.т. упр. 71-72 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | ||
Глагол (12 ч) | |||||
120 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | Упр. 116-119 Р.т. упр. 73 | Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым) | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу | |
121 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. | Упр. 120-123 Р.т. упр. 74-75 | Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении | ||
122 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | Упр. 124-126 Р.т. упр. 76 | Определять, каким членом предложения является глагол. Выбирать глаголы в соответствие с задачей речевого высказывания | ||
123 | Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | Упр. 127 Р.т. упр77-78 | Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под рук. учителя) по картине рассказ, записывать рассказ | ||
124 | Число глагола. Изменение глагола по числам | Упр. 128-131 Р.т.упр. 79 | Определять число глаголов, распределять глаголы по группа в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем. | ||
125 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи | Упр. 132-134 Р.т. упр. 80 | |||
126 | Правописание частицы не с глаголом | Упр. 135-138 Р.т. упр. 81 | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать) | ||
127 | Обобщение знаний о глаголе | Упр. 139--141 Р.т. упр. 82-83 «Проверь себя» стр.85 | Обед (обедать) | Определять грамматические признаки глагола: число (ед. или множеств.), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола | |
128 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» за 3 четверть | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | |||
129 | Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | Упр. 142-143 Р.т. упр. 84-86 | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст | ||
130 | Текст - повествование и роль глаголов в нем | Упр. 144,146,147 Р.т. упр. 85 | Магазин | Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте | |
4 четверть | |||||
131 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту | Упр. 145 Р.т. упр. 87-89 | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ | ||
Имя прилагательное (13 ч) | |||||
132 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи | Упр. 148-149 Р.т. упр. 90-91 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имен прилагательных | |
133 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные | Упр. 150-151 Р.т. упр. 93,100 | Анализировать высказывания русских писателей о русском языке | ||
134 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании | Упр. 152-153 Р.т. упр. 92,97 | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных | ||
135 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению | Упр. 154-155 Р.т. упр. 94-95 | Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп | ||
136 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов | Упр. 156-157 Р.т. упр. 96 | Определять, каким членом предложения является имя прилагательное, подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным | ||
137 | Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного | Упр. 158-159 Р.т. упр. 102 | Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам | Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме | |
138 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | Упр. 160-162 | Метро, облако (облачко) | Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | |
139 | Понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в таких текстах | Упр. 163-166 | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании | ||
140 | Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | Упр. 170 Р.т. упр. 98 | Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под рук. учителя) | ||
141 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста – описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения) | Упр. 169 Р.т. упр. 103 | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы) | ||
142 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Упр. 167-168 Р.т. упр. 104 | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (ед. или множеств.), роль в предложении | ||
143 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Проверь себя» | «Проверь себя» стр.99 Р.т. упр. 99,101 | Самостоятельная проверочная работа. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | ||
144 | Контрольный диктант №10 по теме «Имя прилагательное» | Умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи. | |||
145 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | Упр. 171-174 Р.т. упр. 105-107 | Платок | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные | |
146 | Упражнения в распознавании местоимений и употреблении местоимений в речи | Упр. 175-176 Р.т. упр. 105-107 | Различать местоимения, правильно употреблять их в речи, совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами | ||
147 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | Упр. 177-179 | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях | ||
148 | Текст – рассуждение. Структура текста - рассуждения | Упр. 180 Р.т. упр. 108-109 | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения | ||
149 | Обучающее изложение текста – рассуждения, воспринятого зрительно | Упр. 181-182 | Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям | ||
150 | Проверочная работа «Проверь себя» | «Проверь себя» стр.107 Р.т. упр. 110-111 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | ||
151 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами | Упр. 183-184 Р.т. упр112-113 | Узнавать предлоги в устной и письменной речи | ||
152 | Разделительное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи | Упр. 185-186 Р.т. упр114 | Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами | ||
153 | Правописание предлогов с именами существительными | Упр. 187-188 Р.т. упр115 | Апрель | Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами | |
154 | Упражнения в употреблении и написании предлогов | Упр. 189-190 Р.т. упр116 | Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами | ||
155 | Редактирование текста: восстановление деформированного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утенок» | Упр. 191-192 | Шел | Редактировать текст, восстанавливать деформированный повествовательный текст | |
156 | Контрольный диктант №11 за 2 класс | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | |||
157 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. Проверочная работа «Проверь себя» | «Проверь себя» стр.113 Р.т. упр. 117-118 | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | ||
Повторение (13 ч) | |||||
158 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа | Упр. 193-195 Р.т. упр119-122 | Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под рук. учителя) по картине рассказ, записывать рассказ | Проект «В словари – за частями речи!» С. 114-115 | |
159 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | Упр. 196-198 Р.т. упр123 | Обобщение знаний о предложении. Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. | ||
160 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении | Упр. 199-202 Р.т. упр124-126 | Понятия «подлежащее» и «сказуемое», составление предложений. Распространенное и нераспространенное предложения | ||
161 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы | Упр. 203-207 Р.т. упр127-128 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы | ||
162 | Части речи и различие их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. | Упр. 208-210 Р.т. упр129-130 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | ||
163 | Части речи и различие их признаков. Разбор слова как части речи. | Упр. 211-213 Р.т. упр131-132 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | ||
164 | Контрольное списывание текста | Р.т. упр. 133-134 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | ||
165 | Части речи и их различие. Разбор слова как части речи. | Упр. 214-215 Р.т. упр. 135 | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | ||
166 | Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов | Упр. 216-219 Р.т. упр136 | Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов | ||
167 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил | Упр. 220-221 Р.т. упр137 | Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме | ||
168 | Упражнения в применении изученных правил правописания | Упр. 222-223 Р.т. упр. 138 | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова | ||
169 | Упражнения в применении изученных правил правописания | Упр. 224-225 | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова | ||
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование математика Моро 2 класс
Дано полное планирование на весь учебный год, с подробным описанием каждого урока....
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...
годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование
программа предусмотрена для классса коррекции...