Планирование 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Гурлова Наталья Геннадьевна

Файл содержит рабочую программу и  календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС и авторскими рабочими программами В. П. Канакиной «Русский язык» 2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Слизневская  основная  общеобразовательная  школа

Рабочая  программа  учебного  курса «Русский язык»

Класс: 2

Годы  реализации:2014-2015

Составитель:  Учитель начальных  классов

МБОУ  Слизневская ООШ

Гурлова Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. П. Канакиной «Русский язык» 2011 г.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 2 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Голубь В.Т. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012.
  4. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. – М.: Экзамен, 2012.
  5. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

3

2

  Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

61

6

Части речи

59

7

Повторение

13

Итого

170

Наша речь (3 ч).  

Язык и речь.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения  людей.

Текст (4 ч).   

Текст. Признаки текста. Выделение в тексте  темы, основной  мысли. Составление  плана текста.    Красная  строка в тексте.

Предложение (12 ч).  

Различение предложения,  словосочетания,  слова.

Знаки препинания в конце предложения.  Связь слов в предложении.  Логическое ударение.  Главные и  второстепенные члены  предложения.  Подлежащее и  сказуемое. Установление связи слов  в  предложении. Распространённые и   нераспространённые предложения.

Слова, слова, слова… (18 ч.)

Слово и его значение (4 ч).   

Слово и его  лексическое  значение.

Слово – общее название многих однородных предметов.  Однозначные и многозначные  слова,  их  различение.  Прямое и переносное значение  слова.  

Синонимы  и  антонимы (4 ч.)

Синонимы  и  антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.  Словари  русского  языка  и  их использование.

Однокоренные (родственные)  слова (4 ч).   

Родственные  слова.  Выделение корня.  Однокоренные  слова.

Слог, ударение, перенос слова  (6 ч).  

Слово. Слог.   Деление слов на слоги. Ударение. Гласные  ударные  и  безударные. Правила  переноса слов с одной строки на другую.

Звуки  и  буквы. (61ч.)

Русский алфавит или азбука (3 ч).  

Русский  алфавит: правильное название букв,  знание их последовательности.  Умение пользоваться  алфавитом  при  работе  со  словарями,  справочниками,  каталогами.

Гласные  звуки  (2 ч).

Звуки  и  буквы: гласные  и  согласные.

Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв,  обозначающих гласные звуки.  Определение роли гласных букв в слове.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне  слова (15 ч).

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.  Правописание безударных  гласных   в  корне  слова.  Разные  способы проверки  правописания слов: изменение формы  слова,  подбор однокоренных  слов,  использование орфографического  словаря.

Согласные  (34 ч).

Согласные звуки и буквы. Правописание  удвоенных согласных.  Согласные мягкие и твёрдые.  Обозначение мягкости согласных.  Соотношение  звуков и букв  в словах типа  конь,  с  двойными согласными.   Произношение и обозначение на письме слов  с сочетаниями жи –ши,  ча–ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак (5 ч).

Разделительное произношение звуков в слове и  способы их обозначения.  Разделительный мягкий знак.

Части речи (59 ч)

Части  речи (общее представление) (2 ч).  

Слова -  названия предметов, признаков  предметов,  действий предметов.

Имя  существительное (19 ч).  

Значение   и  употребление.  Различение имён существительных,  отвечающих на вопросы «кто?»  и «что?»  Собственные и нарицательные имена  существительные.  Заглавная  буква в именах собственных.  

Изменение существительных по числам.

Глагол  (12 ч).  

Значение и употребление в речи.  Изменение глаголов по числам.  Правописание глаголов с частицей не.    Особенности  текста – повествования.  Обучение составлению повествовательного  текста.

Имя  прилагательное  (13 ч).

  Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными.  Изменение прилагательных   по числам.  Особенности текста – описания.  Обучение составлению описательного текста.

Местоимение  (5 ч).

 Общее представление о местоимении.  Личные местоимения,  значение и употребление  в речи.   Особенности текста – рассуждения. Обучение  составлению  текста- рассуждения.

Предлоги (7 ч).  

Значение предлогов  в речи.  Раздельное написание предлогов с другими  словами.

Повторение  изученного  за  год  (13 ч).  

Речь  устная и письменная. Текст.  Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.  Части речи.  Звуки и буквы.  Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова.  Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова.  Прямое и переносное  значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

     Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, ветер, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога,  до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь,  товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.

ТРЕБОВАНИЯ  К   УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка обучающийся  должен знать/понимать:

 - названия и  порядок букв  русского алфавита,  признаки гласных и согласных звуков,    ударные и безударные гласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения  мягкости согласных на письме гласными  буквами (и, е, ё, ю, я)  и  (ь)   мягким  знаком,  правила переноса слов.

  Уметь:

- писать текст  объёмом  35 – 45 слов;

- делить слова на слоги,  выделять ударный слог;

- писать заглавную букву  в именах,  фамилиях,  отчествах  людей,  названиях городов,   деревень,  улиц,  кличках животных;

- писать слова с буквосочетаниями  жи – ши,  ча – ща,  чу – щу, чк, чн, щн;

- находить способ  проверки написания двухсложных  слов  (в том числе по словарю); - писать слова с двойными согласными,  с разделительным мягким знаком;

- писать раздельно предлоги  со словами;

- анализировать  и  кратко характеризовать  звуки речи, состав  слова;

- распознавать  изученные части речи;

- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять   главные члены предложения;

- составлять предложение по вопросу, по опорным словам,  по сюжетному рисунку,   на определённую тему;

- употреблять заглавную букву  в начале предложения,  ставить знаки препинания в конце    предложения;

- писать  изложение объёмом   35 – 45 слов по вопросам под руководством учителя;

- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку  и  записывать  3 – 4    предложения  из составленного  текста.

Использовать  приобретённые  знания  и  умения  в практической  повседневной  жизни   для:

 • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников,      детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

•  работы со словарем (алфавит);

•  соблюдения орфоэпических норм;

•  создания  в устной и письменной форме несложных текстов по  интересующей    младшего     школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях  повседневного общения  (приветствие, прощание, благодарность).

                                                                     

                                                           Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  6. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,  организации, передачи информации.
  5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
  7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве языка и многообразии культурного пространства России.
  2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических) и правилах речевого этикета.
  4. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  5. Формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  6. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике), морфологии и синтаксисе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

        формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

        развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

        развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий во 2 классе

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  2. Уважение к своему народу, к своей родине.
  3. Освоение личностного смысла учения, желание учиться.
  4. Оценка жизненных ситуация и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотнести выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: «легко выполнить», «возникли сложности при выполнении».

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы. Объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информация как учебник, так и в словарях учебника.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи.

Календарно-тематическое  планирование  уроков по русскому  языку  во 2 классе

№ дата

Тема урока, номера упражнений

Дидактические материалы

Словарные слова

Формируемые общеучебные умения и способы деятельности

Межпредметные связи

Развитие речи

Наша речь (3ч)

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ и языка межнационального общения с.3-5

Упр. 1-3

Р.т.упр. 1-3

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее.

2

Виды речевой деятельности человека. Речь письменная, устная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи

Упр. 4-5

Р.т.упр. 4-5

Здравствуй

(здравствуйте)

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой « Как научиться правильно списывать предложение»

3

Диалог и монолог. Речь диалектическая и монологическая.

Упр. 6-11

Р.т.упр. 6-7

Прощай

(прощайте)

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и многоног. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности  к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Текст (4ч)

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Упр. 12

Р.т.упр. 8-10

Сентябрь

Отличать текс от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст

5

Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Упр. 13-15, 17

Р.т.упр11

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту

6

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. Списывание текста с дополнительным заданием.

Упр. 16, 18

Р.т.упр12

Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса рус. языка)

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть теста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста – образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей

7

Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Упр. 19 +с.22

«Проверь себя»

Р.т. упр. 13

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

Предложение (12 ч)

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении

Упр. 20

Р.т. упр14

Родина

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте

Текст на тему «Моя Родина»

9

Знаки препинания конца предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки)

Упр. 21-23

Р.т. упр15-16

Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно

Составление предложений на тему «Осенний денек»

10

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении

Упр. 24-28

Р.т. упр17-21

Скоро, быстро, ветер (ветерок)

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы  на вопросы

11

Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без выделения на виды)

Упр. 29-34

Р.т. упр22

Рисунок (рисовать)

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения

12

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

Упр. 35-36

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

13

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого

Упр37-38

Р.т. упр. 23

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

14

Распространенные и нераспространенные предложения

Упр. 39-42

Р.т. упр. 24

Различать распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения.

15

Связь слов в предложении

Упр. 43-45

Р.т. упр. 25,27

Яблоко (яблочко), яблоня

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу)

16

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе»

Упр. 46

Р.т. упр26

Текс на тему «Самый интересный день моих каникул»

17

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

Упр. 47

Рассматривать репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова

РР

18

Сочинение по сюжетному рисунку

Стр. 40 в.6

Текс на тему «Самый интересный день моих каникул»

19

Проверочная работа по темам «Текст. Предложение». Контрольное списывание текста с  дополнительным заданием

«Проверь себя» с.40

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Слова, слова, слова…(18 ч)

20

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и  значения

Упр. 48-52

Р.т. упр. 28

Толковый словарь

Береза (березка), лопата (лопатка)

Объяснять логическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам

21

Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями

Упр. 53-57

Р.т. упр. 29-33

Ягода (ягодка)

Распознавать многозначные слова. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата

22

Однозначные и многозначные слова

Упр. 58-61

Р.т. упр. 34-35

Дорога (дорожка)

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю

23

Прямое и переносное значение слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов

Упр. 62

Р.т. упр36-37

Работать с толковым и орфографическим словарем. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания

24

Синонимы. Работа со словарем синонимов

Упр. 66-70

Р.т. упр. 38-40

Осина (осинка)

Словарь синонимов

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова синоним. Работать со словарями синонимов учебника

25

Антонимы. Работа со словарем антонимов

Упр. 71-73

Р.т. упр. 41-42

До свидания

Словарь антонимов

Распознавать среди данных пар слов  антонимы. Подбирать к слову антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слова антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника

26

Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам

Упр. 76

Подбирать заголовок к тексу. Излагать письменно содержание текста

РР

27

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме

Упр. 74-75

Р.т. упр. 43-45

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

28

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах

Упр. 77-81

Р.т. упр. 46-47

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова»

«Моя родословная»

29

Корень слова (первое представление). Работа со словарем однокоренных слов

Упр. 82-86

Р.т. упр. 48-50

Словарь однокоренных слов

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарем однокоренных слов учебника. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах

30

Различие однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями

Упр. 87-89

Р.т. упр51-52

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

31

Единообразие написания корня в однокоренных словах

Упр. 90-94

Р.т. упр. 53-54

Сахар (сахарный)

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении корня в словах

32

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение

Упр. 95-99

Р.т. упр55-57

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Ударение. Определять ударение в слове. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова

33

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения

Упр. 100- 103

Р.т. упр. 58-60

Извини (те)

Словесное и логическое (смысловое) ударение. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов

34

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа  орфоэпическим словарем

Упр. 104-106

Р.т. упр. 61-64

Капуста

Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов

35

Перенос слов. Правила переноса

Упр. 107-111

Р.т. упр. 65-66

Желтый

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, крот, улей, зима). Переносить слова по слогам

36

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

Упр.  112-113

Р.т. упр. 67

Посуда

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

37

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Упр. 114

Р.т. упр. 68

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Звуки и буквы (61 ч)

38

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.

Упр. 115-120

Р.т. упр. 69-74

Работа над звуками и буквами продолжается при изучении всех разделов курса.

Октябрь

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их

39

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при  работе со словарями

Упр. 121-129

Алфавит, ноябрь

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристики звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарем

40

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом»

Упр. 133

Р.т. упр. 75-77

Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой №За обедом», используя опорные слова (под рук. учителя)

41

Употребление прописной (заглавной) буквы

Упр. 130-132

Р.т. упр. 78-81

Объяснительный диктант

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило  написания имен собственных  и первого слова предложения

42

Контрольный диктант № 2 за 1 четверть

Оценивать результаты выполненного задания

43

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту

Упр. 139-140

Излагать письменно содержание текста

44

Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка

Упр. 134-138

Р.т. упр. 82-87

Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков; обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предш. согласного звука на письме; обозначают в определенных позициях два звука – согласный звук [й’] и последующий звук.

Находить в слове глазные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы и их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества букв и звуков в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

45

Проверочная работа «Проверь себя»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

2 четверть

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15 ч)

46

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначении на письме

Упр. 141-143

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить

47

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова)

Упр. 144-146

Р.т. упр. 88-89

Различать проверочные и проверяемые слова. Объяснять когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Упр. 147-149

Р.т. упр90-92

Одежда

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны – слон, слоник, трава – травы, травка)

49

Способы проверки безударных гласных в корне

Упр. 150-153

Р.т. упр. 93-95

Наблюдать над единообразным написанием  корня в однокоренных  словах. Использовать правило  при написании слов  с безударными гласными в корне.

50

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Упр.  154-156

Р.т. упр. 96-97

Планировать учебные  действия при решении орфографических  задач. Определять пути решения. Решать её  в соответствии с изученным  правилом.

51

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Упр.  157-159

Р.т. упр98-99

Снегирь, лягушка

Объяснять правописание  слов с безударными гласными в корне, используя  алгоритм  проверки написания.

52

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста

Упр.  160-161

Р.т. упр100-101

Составлять и записывать  ответы  на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

53

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Упр. 162-166

Р.т. упр102

Земляника

Различать проверяемые и не проверяемые  орфограммы. Запоминать написание поверяемой  орфограммой безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

54

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Упр. 167-170

Р.т. упр103

Малина, молоток

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой  орфограммой и проверять написание  слова по  орфографическому  словарю.

55

Упражнение в написании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.

Упр. 171-174

Р.т. упр. 104

Оценивать свои достижения при выполнении задания» Проверь  себя» Подбирать  примеры с изучаемой  орфограммой.

56

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Упр. 176 (устно)

«Проверь себя» с.111

Оценивать свои достижения при выполнении задания.

57

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

Упр.  175,177

Составлять рассказ по репродукции картины С.А.Тутунова  «Зима пришла. Детство» (под рук. учителя) Составлять текст из предложений.

58

Согласные звуки и их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

Упр. 178-182

Р.т. упр. 105-108

Мороз (морозный)

Находить в слове  согласные  звуки. Различать согласные  звуки и буквы, обозначающие  согласные  звуки. Работать с памяткой» Согласные  звуки  русского языка»

Восстановление деформированного текста по рисунку

59

Согласный звук [й‘] и буква « и - краткое»

Упр.  183-187

Р.т. упр. 109-113

Урожай (урожайный)

Составлять предложения  из  слов, данных в начальной  форме из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком.

60

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание таких слов

Упр.  188-190

Р.т. упр. 114-115

Суббота (субботний)

Наблюдать над  произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать  правило  переноса слова с удвоенными согласными (ванн-на)

61

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам

Упр.  191

Р.т. упр. 116-118

Составлять рассказ по репродукции картины А. С Степанова «Лоси» и опорными словами, записывать  составленный  рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, и других  источников и создавать свои  занимательные задания.

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку

62

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

Упр. 192-196

Р.т. упр. 119-123

Определять и правильно произносить мягкие  и твёрдые  согласные  звуки.

63

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь

Упр. 197-201

Р.т. упр124-127

Декабрь

Различать твёрдые и мягкие  согласные  звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена  мягкость согласных  на письме.

64

Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

Упр.  202-205

Р.т. упр129-131

Мебель, коньки

Соотносить количество  звуков и букв в таких  словах как огонь, кольцо. Объяснять причины  расхождения звуков  и букв  в словах. Подбирать примеры  слов с ь.

65

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

Упр. 206,207,209

Р.т. упр. 132-135

Переносить слова с ь. Обозначать  мягкость согласного звука ь на конце слова и в середине слова перед согласными (день, коньки) Составлять продолжение  рассказа. Писать письмо Деду  Морозу.

Проект «Пишем письмо»

66

Подробное изложение по коллективно составленному плану

Упр.  208

Р.т. упр136-139

Работать с текстом: определять тему, заголовок, части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (11 ч)

67

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш] то, наро [ш] но)

2 часть

Упр.  1-3

Р.т. упр. 1-3

Различать непарные  мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильно орфоэпическое произношение слов в сочетании чн-чт (чтобы, скучно) Работать с орфоэпическим словарём.

68

Правописание сочетаний чк,  чн, чт, щн, нч.

Упр.  4-6

Р.т. упр. 4-6

тарелка

Находить в словах  буквосочетания чк чн чт щи нч. подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

69

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Упр.   7-8

Р.т. упр. 7-9

Применять правило написания  слов с буквосочетаниями чк чн чт  щи нч.

70

Развитие речи. Работа с текстом.

Упр.   9-10

Р.т. упр.

Работать с текстом. Подбирать к тексту  заголовок. Выделять части и определять их микро темы. Записывать предложения из текста на заданную тему.

71

Проект «Рифма»

         Стр. 8-9

Находить в тексте рифмующие  строки. Подбирать рифмующие  слова. Сочинять стихи на заданные  рифмы. Составлять словарик собственных рифм. Участвовать в презентации выполненной  работы.

72

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Упр. 11-13  

Р.т. упр. 10-11

товарищ

Различать непарные твёрдые и мяг. шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ча-ща. чу-щу.

73

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Упр.   14-17

Р.т. упр. 12-13

Находить в словах буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу подбирать примеры  слов с таким буквосочетанием..

74

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Упр.  18-20

Р.т. упр. 14-15

Щавель

Применять правило при написании слов с буквосочетанием:   жи-ши, ча-ща. чу-щу.

75

Контрольный диктант №4 за 2 четверть    

 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

76

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Упр. 21-23  

Метель

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

77

Работа с предложением и текстом.

Контрольное списывание текста

        Р.т. упр. 16

Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать  о составленном, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

78

Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами

Упр.  24-28

Р.т. упр. 17

Различать глухие и звонкие  согласные. Парные и непарные. Характеризовать согласный  звук и оценивать правильность данной  характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие  согласные звуки на конце  слова и перед  другими согласными. (кроме  сонорных)

Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14 ч)

79

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначении буквой на письме

Упр.  29-31

Р.т. упр. 18-19

Определять на слух парный по глухости и звонкости согл. зв. на конце и в корне  перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согл.зв..

80

Особенности проверяемых и проверочных слов и правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным

Упр.  32-34

Р.т. упр. 20-21

Находить в словах  букву  парного согл.зв., написание  которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое  слово.

3 четверть

81

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова

Упр. 35-37

Р.т. упр. 22-23

Народ

Подбирать  проверочные  слова путём изменения формы  слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка)

82

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Упр.  38-40

Р.т. упр. 24-25

Вдруг

Использовать правило при написании слов с парными по глухости и звонкости согл.зв. на конце слова и перед согласными в корне.

83

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Упр.   41-43

Р.т. упр. 26-27

Завод

Объяснять правописание  слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе  алгоритма  проверки  написания

84

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Упр.   44-45

Р.т. упр28-29

Сапог

Подбирать примеры  слов с изучаемой  орфограммой.

85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Упр.  46-47

Р.т. упр. 30-31

Объяснять правописание  слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе  алгоритма  проверки  написания

86

Изложение текста по вопросам

Упр.  50

Р.т. упр. 32

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему  заголовок. Определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

87

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками

Упр.   48

Р.т. упр. 33-34

Использовать правило при написании слов с парными по глухости и звонкости согл.зв. на конце слова и перед согласными в корне.

88

Упражнения в написании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

Упр.  49

Р.т. упр. 35

Объяснять правописание  слов с парными согласными по глухости и звонкости на основе  алгоритма  проверки  написания

89

Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Правописание гласных и согласных в корне слова.  «Проверь себя»

Стр. 30 «Проверь себя» фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы)

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным

Сопоставлять приёмы проверки написания   гласных и согласных в корне  слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой.

90

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

91

Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам

       Р.т. упр. 36-37

Анализировать свою письменную работу: работать над ошибками.

Разделительный мягкий знак (7ч)

92

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком

Упр.  51-54

Р.т. упр. 38

*Слова с непроверяемым написанием обезьяна (обезьянка)

Наблюдать над  произношением слов с разделительным ь. Соотносить кол-во звуков и букв в таких  словах как  семья, вьюга.

93

Использование на письме разделительного мягкого знака

Упр.   55-58

Р.т. упр. 39-40

Различать слова с ь-показателем  мяг. предшествующего согл.зв. и с ь - разделительным. Использовать правило при написании слов с разделительным ь знаком.

94

Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа (друзья, ручьи)

Упр.  59-62

Р.т. упр. 41-42

Работать с памяткой   «Как провести звукобуквенный  разбор слова» производить разбор  по заданному  образцу.

95

Правило написания разделительного мягкого знака в словах

Упр.   63-65

Р.т. упр. 43-44

Подбирать примеры  слов с разделительным ь. Объяснять написание ь –разделительного  в словах.

96

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков

Упр.   66

Р.т. упр. 45

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под рук. учителя). Излагать письменно текст  по вопросам.

97

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание слов с мягким знаком»

         Р.т. упр. 46

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

98

Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»

Упр.   67

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Части речи (59 ч)

99

Общее представление о частях речи

Упр. 68-70  

Р.т. упр. 47

Соотносить слова названия (предметов, признаков, действий) вопросы, на которые  они отвечают.

100

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией

Упр.   71-73

Р.т. упр. 48-49

месяц

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней  обобщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь  схемой.

Имя существительное (19 ч)

101

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления

Упр.  74-75

Р.т. упр. 50

Распознавать имена  существительные среди других  частей речи по  обобщённому лексическому  значению и вопросу.

102

Общее представление об имени существительном как части речи

Упр.   76-77

Р.т. упр. 51-52

Январь, февраль

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснить  лексическое  значение слов -  имён  существительных.

103

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Упр.   78-79

Р.т. упр. 53

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических  групп. Работать со страничкой для  любознательных: знакомство  с лексическим  значением имён  существительных.

104

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Упр.  80-81

Р.т. упр. 54

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких  существительных.

105

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Упр.  82-83

Р.т. упр. 55

Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические  группы

106

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Упр.  84-85

Р.т. упр. 56

Картина (картинка)

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких  существительных.

107

Упражнения в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Упр.   86

Р.т. упр.

Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические  группы

108

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных

Упр.  8790

Р.т. упр. 57-58

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? что?, подбирать примеры таких  существительных.

109

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилии людей. Составление устного рассказа по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя)

Упр.  91-94

Отец

Составлять устный  рассказ  по репродукции картины В.М.Васнецова  «Богатыри» (под рук. учителя)

110

Заглавная буква в именах существительных собственных (ФИО людей, кличках животных). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам

Упр. 95-98  

Р.т. упр. 59

Фамилия

Классифицировать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические  группы

Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя

111

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Упр.  99-102

Р.т. упр. 60-62

Город, улица, Россия

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной  литературы в библ…  интернете о своей фамилии и названии своего  села

112

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание имен собственных»

Упр.  103

Р.т. упр. 63

Писать  с заглавной  буквы имена  собственные.

113

Число имен существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко)

Упр.   104-107

Р.т. упр. 64

Определять число имён  существительных (ед., мн.). Изменять имена  сущ. по числам (книга - книги). Работать с орфоэпическим  словарём.

114

Упражнения в распознавании имен существительных, употребляющихся  в единственном и во множественном числе

Упр.   108-110

Р.т. упр. 65

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым)

Определять каким  членом  предложения является  имя  существительное в предложении. Правильно  произносить имена  существительные в форме единственного и множественного  числа (туфля- туфли, простыня – простыни).

115

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи

Упр.  111-113

Р.т. упр. 66

Топор

Определять грамматические  признаки существительных: одушевлённые – неодушевлённые, собственное - нарицательное, число, роль в предложении.  Обосновывать правильность определения  грамматических признаков  имён  существительных. Классифицировать существительные по определённому грамматическому  признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя  сущ. с определённым  признаком.

116

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам я языковым анализом текста

Упр.  115

Р.т. упр. 67-68

Работать с повествовательным  текстом: определять его тему  и главную  мысль, подбирать заголовок  к тексту, определять  части текста, составлять ответы на данные  вопросы, записывать составленный  текст в соответствии с вопросами. Проверять  текст.

117

Работа над ошибками

Упр.  114

Р.т. упр. 69-70

Анализировать свою  письменную  работу. Работать над  ошибками.

118

Контрольный диктант №8 по теме «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

119

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

Контрольная проверочная работа по теме «Имя существительное»

«Проверь себя» стр.67

Р.т. упр. 71-72

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Глагол (12 ч)

120

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)

Упр.  116-119

Р.т. упр. 73

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым)

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу

121

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

Упр.  120-123

Р.т. упр. 74-75

Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении

122

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

Упр.  124-126

Р.т. упр. 76

Определять, каким членом предложения является глагол. Выбирать глаголы в соответствие с задачей речевого высказывания

123

Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам

Упр.  127

Р.т. упр77-78

Рассматривать репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под рук. учителя) по картине рассказ, записывать рассказ

124

Число глагола. Изменение глагола по числам

Упр.  128-131

Р.т.упр. 79

Определять число глаголов, распределять глаголы по группа в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем.

125

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи

Упр.  132-134

Р.т. упр. 80

126

Правописание частицы не с глаголом

Упр.  135-138

Р.т. упр. 81

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать)

127

Обобщение знаний о глаголе

Упр.  139--141

Р.т. упр. 82-83

«Проверь себя» стр.85

Обед (обедать)

Определять грамматические признаки глагола: число (ед. или множеств.), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола

128

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол» за 3 четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

129

Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Упр.  142-143

Р.т. упр. 84-86

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст

130

Текст -  повествование и роль глаголов в нем

Упр.  144,146,147

Р.т. упр. 85

Магазин

Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте

4 четверть

131

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту

Упр. 145

Р.т. упр. 87-89

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ

Имя прилагательное (13 ч)

132

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи

Упр.  148-149

Р.т. упр. 90-91

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное  и лексическим значением имен прилагательных

133

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

Упр.  150-151

Р.т. упр. 93,100

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке

134

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Упр.  152-153

Р.т. упр. 92,97

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных

135

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Упр.  154-155

Р.т. упр. 94-95

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп

136

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

Упр.  156-157

Р.т. упр. 96

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное, подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным

137

Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

Упр.  158-159

Р.т. упр. 102

Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам

Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме

138

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов  и их форм как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Упр.  160-162

Метро, облако (облачко)

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

139

Понятие о тексте – описании. Роль имен прилагательных в таких текстах

Упр. 163-166  

Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании

140

Составление текста – описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Упр. 170  

Р.т. упр. 98

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под рук. учителя)

141

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста – описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения)

Упр.  169

Р.т. упр. 103

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы)

142

Обобщение знаний об имени прилагательном

Упр.  167-168

Р.т. упр. 104

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (ед. или множеств.), роль в предложении

143

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа «Проверь себя»

«Проверь себя» стр.99

Р.т. упр. 99,101

Самостоятельная проверочная работа. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

144

Контрольный диктант №10 по теме «Имя прилагательное»

Умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи.

145

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

Упр.  171-174

Р.т. упр. 105-107

Платок

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные

146

Упражнения в распознавании местоимений и употреблении местоимений в речи

Упр.  175-176

Р.т. упр. 105-107

Различать местоимения, правильно употреблять их в речи, совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами

147

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

Упр.   177-179

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях

148

Текст – рассуждение. Структура текста - рассуждения

Упр.  180  

Р.т. упр. 108-109

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения

149

Обучающее изложение текста – рассуждения, воспринятого зрительно

Упр.  181-182

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям

150

Проверочная работа «Проверь себя»

«Проверь себя» стр.107

Р.т. упр. 110-111

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

151

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами

Упр.  183-184

Р.т. упр112-113

Узнавать предлоги в устной и письменной речи

152

Разделительное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

Упр.  185-186

Р.т. упр114

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).  Раздельно писать предлоги со словами

153

Правописание предлогов с именами существительными

Упр.  187-188

Р.т. упр115

Апрель

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами

154

Упражнения в употреблении и написании предлогов

Упр.  189-190

Р.т. упр116

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами

155

Редактирование текста: восстановление деформированного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утенок»

Упр.  191-192

Шел

Редактировать текст, восстанавливать деформированный повествовательный текст

156

Контрольный диктант №11 за 2 класс

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

157

Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. Проверочная работа «Проверь себя»

«Проверь себя» стр.113

Р.т. упр. 117-118

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Повторение (13 ч)

158

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа

Упр.  193-195

Р.т. упр119-122

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под рук. учителя) по картине рассказ, записывать рассказ

Проект «В словари – за частями речи!» С. 114-115

159

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Упр.  196-198

Р.т. упр123

Обобщение знаний о предложении. Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

160

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

Упр.  199-202

Р.т. упр124-126

Понятия «подлежащее» и «сказуемое», составление предложений. Распространенное и нераспространенное предложения

161

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы

Упр.  203-207

Р.т. упр127-128

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы

162

Части речи и различие их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

Упр.  208-210

Р.т. упр129-130

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

163

Части речи и различие их признаков. Разбор слова как части речи.

Упр.  211-213

Р.т. упр131-132

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

164

Контрольное списывание текста

    Р.т. упр. 133-134

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

165

Части речи и их различие. Разбор слова как части речи.

Упр. 214-215  

Р.т. упр. 135

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

166

Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов

Упр.  216-219

Р.т. упр136

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов

167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил

Упр.  220-221

Р.т. упр137

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме

168

Упражнения в применении изученных правил правописания

Упр.  222-223

Р.т. упр. 138

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

169

Упражнения в применении изученных правил правописания

Упр.    224-225

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку 4 класс, 6 класс, 9 класс

Планирование составлено на основе Рабочей программы основного начального образования Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10» по иностранным языкам с учетом требовани...

годовое планирование класс коррекция социально бытовое ориентирование

программа предусмотрена для классса коррекции...