Памятка по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Буздалина Оксана Вячеславовна

Материал в помошь ученикам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_rus_yaz.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Согласные звуки

      Парные                       звонкие:   б,   в,   г,  д,  ж,   з

                                     глухие:    п,   ф,  к,  т,  ш,   с

     непарные                   звонкие: л,  м,  н,  р

                                    глухие:   х,  ц,  ч,  щ

    Всегда твердые:  ж, ш, ц

    Всегда мягкие:    ч,  щ, й

    Ь и Ъ – звуков не обозначают

    Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД ,  ДЕРЕВО)

                           или  2 звука, после гласной и в начале слова, после Ъ или Ь знаков ( МОЁ,  ЯМА, ПОДЪЕЗД, ВЬЮГА)

Фонетический разбор слова.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

 Пример:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м -  м  — согл., непарн., зв., тв.

о  -  а  — гласн., безударн.

р  -  р  — согл., непарн., зв., тв.

к  -  к  — согл., парн., глух., тв.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф – согл., парн., глух., мягк.

ь ——————————

7 букв, 6 звуков

Памятки по русскому языку для детей.

Памятка

 к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

в начальных классах.

 

Фонетический разбор слова.

 

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

 

Пример:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м -  м  — согл., непарн., зв., тв.

о  -  а  — гласн., безударн.

р  -  р  — согл., непарн., зв., тв.

к  -  к  — согл., парн., глух., тв.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф – согл., парн., глух., мягк.

ь ——————————

7 букв, 6 звуков

 

Морфологический разбор имени существительного.

 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

 

 

Морфологический разбор имени прилагательного.

 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

 

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

 

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор). 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

 

Морфологический разбор местоимения.

 

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

 

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

 

 

Порядок разбора слова по составу.

 

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

 

П р и м е р: з а м о р о з к и .

 

                                  Разбор предложения

 

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

 

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)

Что? Грибы — это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.

      Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.

После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.

 

 

Гласные звуки:                               Гласные буквы:

                      А,0,У,Ы,И,Э .                              А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я

                        Согласные звуки

      Парные                       звонкие:   б,   в,   г,  д,  ж,   з

                                     глухие:    п,   ф,  к,  т,  ш,   с

     непарные                   звонкие: л,  м,  н,  р

                                    глухие:   х,  ц,  ч,  щ

    Всегда твердые:  ж, ш, ц

    Всегда мягкие:    ч,  щ, й

    Ь и Ъ – звуков не обозначают

    Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД ,  ДЕРЕВО)

                           или  2 звука, после гласной и в начале слова, после Ъ или Ь знаков ( МОЁ,  ЯМА, ПОДЪЕЗД, ВЬЮГА)

 Твёрдый согласный звук

Мягкий  согласный  звук

1. Если  после согласного звука стоят:

А, О, У, Ы, Э

КАПУСТА,  ЭКСКАВАТОР  

2. Если согласный стоит на конце слова:  НОС

3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ

4. Всегда твёрдые: Ж, Ш,  Ц

    ШИЛО,  ЛОЖКА,  ЦИРКУЛЬ

1. Если  после согласного звука стоят:Я, Ё, Ю, И, ЕМЕБЕЛЬ,   МЯЧИК2. Если  после согласного звука стоит: Ь знакДЕРЕВЬЯ,  ЛИСТЬЯ

3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

    ЧАШКА, ЩУКА,  МАЙ

      ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

падежи

1 склонение

м.р., ж.р.

-а,  -я

(папа, дядя, тётя)

2 склонение

м.р., с.р.

-о, -е

(конь, окно, поле)

3 склонение

ж.р.

           ь

(ночь, дочь, степь)

Именительный

-а,  -я

мама, дядя

      -о, -е

 

 

ПАДЕЖИ

 

 

ПАДЕЖИ

Вспомогательное

слово

Падежные

вопросы

Предлоги

Начальная

форма

Именительный

падеж

есть

   кто?     что?

 

К

О

С

В

Е

Н

Н

Ы

Е

Родительный

падеж

нет

   кого?   чего?

у, с, без, до, от, из, из-под, возле, подле, для, около

Дательный

падеж

дам

  кому?  чему?

к, по

Винительный

падеж

вижу

   кого?    что?

в, на, за, под, перед, про, сквозь, через

Творительный

падеж

горжусь

   кем?     чем?

с, за, над, под, перед, между

Предложный

падеж

говорю о

о ком?  о чём?

о, об, на, в, при

    

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ

Ь — смягчающий

Ь — разделительный

Ъ –твёрдый знак

1. Пишется в конце и в середине    слова:  лось, мальчик.2. Пишется после и перед

    согласными: дяденька

3. показывает мягкость впереди

    стоящего согласного звука:

    большой,  альбом

   

   

1. Пишется в середине слова:    жильё, листья2. Пишется после согласных и

   перед гласными: и, е, ё, ю, я

платье, деревья

3. Показывает, что согласный

   звук не сливается с гласным:

   вьюга, семья, колья

1. Пишется после приставок    перед корнем:     подъезд, въехал

2. Пишется после согласных и

    перед гласными: е, ё, ю, я

объяснить, подъём

3. Показывает, что согласный

звук не сливается с   гласным:

    съездил, объявление

 

ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!

ЖИ – ШИ

ЛЫЖИ, ШИНА

ЧА – ЩА

ДАЧА, ЩАВЕЛЬ

ЧУ – ЩУ

ЧУГУН, ЩУКА

 

ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

ДОЧКА

СКВОРЕЧНИК

ПТЕНЧИК

БАРАБАНЩИК

СПОРЩИК

 

 

ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:

 

УЧЕ – НИК             МА- ШИ- НА

РУ  –  ЧЬИ               ВАН – НА

ПОДЪ – ЕЗД           ПАЛЬ — ТО

ЛЕЙ – КА                АКА – ЦИЯ

 

НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

 

КОНЬ, МОСТ,  ОСЁЛ,  ЯМА

ЧАСТИ     РЕЧИ

часть

речи

ИМЯ

СУЩЕСТВИТ

ЛЬНОЕ

ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

МЕСТОИМЕНИЕ

вопросы

 

КТО?

ЧТО?

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКИЕ?

н. ф.   ЧТО ДЕЛАТЬ?

н. ф.  ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

    ЧТО СДЕЛАЕТ?

                Ед.ч     Мн.ч1 лицо  -  Я,     МЫ2 лицо -  ТЫ,   ВЫ

3 лицо  — ОН,   ОНИ

     ОНА, ОНО

 

ПРЕДМЕТ

ПРИЗНАК

ДЕЙСТВИЕ

член

пред.

подлежащее,

дополн, обстоят.

определение

сказуемое

подлежащее,

дополнение

род

Ж.Р. кошка

М.Р. щенок

С. Р. озеро

Ж.Р. ласковая

М.Р. шустрый

    С.Р. круглое

       Ж.Р. спит       М.Р. лает       С. Р. находится

Ж.Р. она

           М.Р. он

           С.Р. оно

число

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.

единственное ч.

множественное ч.

время

 

времени нет

 

времени нет

наст. время (что делает?)

играет, играем

прош. время (что делал?)

играл, играли

буд. время (что сделает?)

( что будет делать?)

поиграет, будет  играть

 

времени нет

 

Виды предложений.

По интонации

По цели

высказывания

По наличию главных

 членов предложения.

По наличию второстепенных

членов.

1) Восклицательное

Мама приехала !

 

2) Невосклицательное

Мама  приехала .

1) Повествовательное

Мы идём пешком .

2) Вопросительное

Вы  пойдёте  пешком ?

 

3) Побудительное

Идите  пешком !

1) Простое (одна основа)Снова  ударил  гром.

 

2)Сложное (несколько основ)

Снова  ударил  гром, и

начался  сильный  ливень.

1) Нераспространённое

Полил  дождь.

2) Распространённое

К  вечеру  полил

холодный  дождь.

 

Однородные члены предложения.

   1)   ,   ,      Ласточки ,  утки ,  лебеди  осенью  улетают  на  юг.

2)   ,   и     Берёзы ,  дубы  и  осины  растут  в  лесу.

3)    и            Ученики  считали  и  решали на уроках математики.

4)   , а           Мы собирали не грибы , а  ягоды.

5)   , но         Наступила осень тихая , но пасмурная.

 

                                                      Прямая речь в предложении.

1)      Прямая речь заключается в кавычки  «…..»  и  пишется  с  заглавной  буквы.

2)   Прямая  речь стоит  перед  словами  автора, то после кавычек ставится тире.

       « Это часы » , — ответила мама .   « Пойдём гулять! » - сказал  мальчик.  « Где  Жучка ?» - спросил Тёма.

3)  Прямая  речь  стоит  после  слов  автора, то перед ней ставится  двоеточие.

     Мишка говорит : «Давай кашу варить».  Папа сказал : «Часы  ходят! » Катя спросила : «Пойдём в кино

 

 

Лицо

Число

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

    он,        она,        оно(м.р.)          (ж.р.)         (ср.р.)

 

они

Склонение местоимений единственного числа

 

 

 

Вопрос

 

 

ПАДЕЖИ

ЛИЦО

 

 

1 лицо

 

2 лицо

3 лицо

М.Р.

Ср.Р.

Ж.Р.

кто?      что?

Именительный

падеж

я

ты

он

оно

она

кого?   чего?

Родительный

падеж

меня

тебя

его

его

её

кому?  чему?

Дательный

падеж

мне

тебе

ему

ему

ей

кого?    что?

Винительный

падеж

меня

тебя

его

его

её

кем?     чем?

Творительный

падеж

мною

тобой

им

им

ею

о ком?  о чём?

Предложный

падеж

обо  мне

о  тебе

о  нём

о  нём

о  ней

    

 

 

Спряжение глаголов

лицо

I спряжение

II спряжение

1 лицо

2 лицо

3 лицо

ЕД.Ч.          МН.Ч.

ЕД. Ч.           МН.Ч.

У (Ю)         ЕМ

 

ЕШЬ           ЕТЕ

ЕТ              УТ(ЮТ)У (Ю)            ИМ

ИШЬ             ИТЕ

ИТ                 АТ (ЯТ)

Неопределённая

форма

Все глаголы на

ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ

Все глаголы на

- ИТЬ

 

 

 

Исключения:

 

Брить, стелить.                

Исключения:

4 глагола на АТЬ +

7 глаголов на ЕТЬ

гнать, держать, дышать и слышать, обидеть, видеть и зависеть,

а ещё терпеть, вертеть,

ненавидеть  и смотреть

 

 

 

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ

1.Перенос слова (П.С.) – раздели  слово  на  слоги, подчеркни  гласные. Напиши ещё  два  слова.

     Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль — то.

2.Мягкий  знак (М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё  два  слова.

     Делай так: ходить,  водить, наливать.

3. Жи – ши, ча – ща, чу — щу (Ж.Ш.) – выпиши слово  правильно, подчеркни  правило. Напиши ещё два  слова.

     Делай так: малыши, машина, шило.

4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши  слово  правильно. Поставь  в слове  ударение, подчеркни

безударную  гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.

     Делай так: волна – волны, выходил – ходит.

5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза.  Запомни, как  оно  пишется.

     Подчеркни букву, в которой была  допущена ошибка.

Делай так: ребята, ребята, ребята.

6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни

парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

     Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.

7. Разделительный мягкий  знак (Р.М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак.

      Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё  два  слова на это правило. 

      Делай так: листья, деревья, вьюга.

8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни удвоенный  согласный.

Напиши ещё  два  слова на это правило.

     Делай так: группа,  аллея, утренний.

9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни  непроизносимый

согласный. Выдели  корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.

     Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

 

10.Состав  слова (С.С.) – выпиши  слово  правильно. Разбери его  по  составу.

      Делай так:  приморская

11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши  слово  правильно. Выдели  в нём приставку. Напиши.

      ещё  два  слова с такой  же  приставкой.

 Делай так: полетели, побежали,   потянули.

12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши  слово  вместе с  предлогом. Докажи, что предлог

  со словом  пишется  раздельно: между предлогом и словом  подставь другое слово. Подчеркни предлог.

        Напиши ещё  два  слова с таким  же  предлогом.

        Делай так: к  (высокому) дереву,  к  (маленькой)  девочке,  к  (грузовому)  самолёту.

13. Разделительный твёрдый  знак (Т.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни твёрдый  знак.

        Выдели приставку и  подчерни букву  ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак. 

        Напиши ещё  два  слова на это правило. 

        Делай так: в ъехал,  с ъезд,  об ъявление.

14. Мягкий  знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши  слово  правильно. Определи род имени

      существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак  после шипящего.

Напиши ещё  два  слова на это правило. 

ж. р.            ж. р.          ж. р.      м. р.         м. р                м. р

        Делай так: ночь,  помощь, дочь,  луч,  шалаш,  товарищ.

15. Безударные падежные  окончания (П.О) – выпиши  слово  правильно. Выдели  окончание.

Поставь слово  в  начальную  форму  (И.п), определи  склонение, падеж. Придумай своё слово.

        Делай так: На  опушке  — опушка,  I  скл,  П.п.

На  полянке -  полянка, I  скл,  П.п.

16. Разбор  предложения (Р. П.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные члены предложения.

 Делай так: Седые  туманы  плывут  к  облакам.

17. Однородные члены  предложения (О. Ч.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные и

однородные члены предложения. Вспомни о знаках  препинания  при  однородных  членах.

        Делай так: Ученики  читалирешалисчитали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Памятки по русскому языку для 2 класса

Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...

Памятки по русскому языку

в памятках подробно описывается работа с орфограммами...

памятки по русскому языку

памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...

памятка по русскому языку

как делать работу над ошибками...