Урок "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок "Наречие" в 4 классе по программе "Школа - 21 век" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx34.08 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наречие как помощник глагола в речи».Слайд №1

Класс: 4

Учитель: Худинская О.Л. МБОУСОШ №5 станицы  Ирклиевской

УМК: «школа 21  век»

Тип   урока: открытие  новых  знаний

Автор программы: С.В.Иванов

Дидактическая   цель: познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части речи.

Планируемые  результаты: 

               – Интерес к учебному материалу. : Личностные УУД:

               – Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составление  плана  и  последовательности              действия,контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  заданным  эталоном, выделение  и  осознание  учащимися  того  что  уже  усвоено и  что  ещё  подлежмит  усвоению (Регулятивные УУД)

                Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

                – Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; (Познавательные УУД).

  Основные понятия : наречие, существительное,  прилагательное, глагол,  алгоритм

Оборудование:

- презентационное сопровождение, выполненное в программе PowerPoint2010;

- мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран);

- раздаточный материал ( карточки для работы в парах, группах.)

                                   Технологическая карта урока

№ этапа

этап

Деятельность учителя, учащихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУДы)

1.

Мотивация

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И учиться начинаем!

Учитель: А зачем учиться ? Чтобы узнавать новое и применять.  

Регулятивные:

-волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к мобилизации сил и энергии на урок.

Личностные:

2

Создание проблемной ситуации

Цели:

-организует выполнение учащимися учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

Запишите  слова  и  укажите  к  какой  части речи  относятся  они  относятся: каникулы,  учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.Слайд№2

Учитель: что нужно знать, чтобы определить часть речи?

Дети: знать, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется слово, с каким словом связано в предложении.

Составление алгоритма определения части речи

-Какие  слова  вызвали  затруднение? Подчеркните  их.

- Какая  проблема  возникла  у  нас?

-Подумайте  можно  ли  изменить  эти  слова?

Составьте  словосочетания  со  словами вверху, направо, однажды, весело словосочетания с вопросами.

Стоял (где?) вверху,

Пошёл (куда?) направо,

Случилось (когда?) однажды,

Работал (как?) весело,

Приехал (откуда?) издалека.

Слайд №3,4

–Сделайте вывод

- Дети: эти слова относятся к глаголу и отвечают на вопросы как? когда? где? куда?

Целепологание

Планирование

Логический

Познавательные:

- формулирование проблемы и самостоятельные способы решения проблемы.

Коммуникативные

контроль

3

Актуализация знаний

– Проанализируйте слово ВЕСЕЛО как часть речи (устно).

Девочка  весело  пела  песню.

Мальчик  рассказывал  весело  сказку.

Дети  весело  играли.

Можно ли было обойтись без выделенных  слов?

– Понаблюдайте, с какой частью речи связаны эти  слова? (С глаголами.)

Учитель: Что  ещё заметили?

Дети: эти слова не изменяются  и подчиняются глаголам.

- На  какие  вопросы  отвечают?

Прочитай  сведения по  учебнику  на  странице 52 , сравните , сделайте  вывод.

Регулятивные:

Целеполагание

Прогнозирование

Общеучебные:

- знаково-символическое действие (отражение учебного материала и выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений);

- произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания.

4

Поиск проблемы

Цели:  

-организовать постановку цели урока.

-  уточнить следующий шаг учебной деятельности;

Учитель: Какая тема урока?

Дети: знакомство с наречием.

Учитель: Какая цель?

Дети: Научиться писать наречия, находить их в предложениях

 Учитель:  Зачем нужно изучать наречие?

Дети: затрудняются ответить.

Давайте  отдохнём

Физкультминутка.

Повернём  сейчас  направо раз,  два,  три,

А  теперь  пойдём  налево раз, два,  три,

Тихо  все  сейчас  присядем раз, два,  три,

Дружно,  быстро  все  мы  встанем раз,  два,  три.

_  Какие  наречия  используются  в  физкультминутке? Как  их  узнать?

-Попробуйте  выполнить  упражнения  без  наречий.

-  Нужны  ли  наречия в  речи? Зачем?

(Работа  в  парах)

Упражнение 4  на  странице 54.

Прочитать  задачу  и  решить. Назвать  пять  дней  недели,  не

употребляя  чисел  и названий  дней. (позавчера,  вчера,

сегодня, завтра, послезавтра)

- К  какой  части  речи  относятся  эти  слова?

-Могли  бы  мы  обойтись  без  наречий?

Сделайте  вывод.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждения (постановка цели урока, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство правильным ответом).

Личностные:

- установление учащимися значения  и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов.

5

Выражение решения разными способами

Цели:

-организовать совместную исследовательскую деятельность;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Игра «Как? Когда? Где?»(работа в группах) Повторение правил работы в группе.

На доске записаны глаголы. Нужно добавить к каждому глаголу соответствующее наречие:

1-й ряд – на вопрос КАК?

2-й ряд – на вопрос КОГДА?

3-й ряд – на вопрос ГДЕ?

прыгал…

играл…

пел…

шел…

прибил…

писал…

Выигрывают учащиеся того ряда, которые быстрее других и в то же время правильно запишут все словосочетания.

-Можно  ли  предположить  каким  членом  предложения наречие  чаще  всего  будет  в  предложении?

Российские  спортсмены  хорошо  выступили  на  олимпиаде в Сочи.

Сделайте  синтаксический  разбор  предложения.

-Вспомните  что  такое  синтаксический  разбор.

(Повторяется  алгоритм  синтаксического  разбора)

Назовите  наречие, встретившееся  в  этом  предложении,  какую  роль  выполняет оно в  предложении? (обстоятельство)

Сделайте  вывод. сравните  его  со  сведением  в  учебнике  на  странице 53.

Волевая саморегуляция

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждения (постановка цели урока, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство правильным ответом).

Личностные:

- установление учащимися значения  и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов.

6

7

Применение знаний

Цель:

- организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Игра «Четвертое лишнее». (Работа в парах.)

Детям предлагаются карточки. Одно из наречий в каждой группе слов лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Задача детей – соотнести наречия с глаголом и зачеркнуть лишнее наречие.

Работать – быстро, издалека, плохо, много.

Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Играть – весело, пешком, долго, дружно.

Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно.

Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно.

Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.

– С «лишними» наречиями составьте словосочетания, указывайте зависимость и вопрос

Запишите слова  по  группам в  зависимости  от  того,  на  какой  вопрос  они  отвечают. Упражнение 1 на  странице 52.

– По какому признаку вы их разделите?

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждения.

Личностные:

- установление учащимися значения  и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов.

Коммуникативные:

- постановка вопроса, построение речевых высказываний;

- лидерство и согласование действий с партнером;

- умение слушать и слышать;

- планирование сотрудничества.

Общеучебные:

- рефлексия способов и условий действия, их контроль,  оценка и критичность (с доказательством).

8

Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учитель: Послушайте сказку о наречии. Слайд№ 5,6,7.

-Над какой темой сегодня работали на уроке русского языка?

-В чём особенности наречия?

Ученики повторяют правило о наречии и сравнивают с учебником.

-Помощником какой части речи является наречие?

Предлагаю вам взобраться по «Лестнице успеха».

- Если вы уверены, что хорошо усвоили тему «Наречие как помощник глагола в речи», выполнили  верно задания нарисуйте человечка на самом верху  лестницы.

- Если вы считаете, что признаки наречия  вам надо еще повторить, справились не со всеми заданиями верно, то нарисуйте человечка на средней ступеньке лестницы.

- Если вы считаете, что вам нужно повторить  что такое наречие и вы не можете определить его в тексте, то нарисуйте человечка внизу лестницы.   (Выполняют на полях тетради, учитель корректирует самооценку)

- А сейчас, продолжите, пожалуйста, эти предложения:

Мне запомнилось на уроке…..

Мне было трудно ….

У меня получилось на уроке….

Слайд№8,9.

Общеучебные:

-формирование обобщенных знаний;

- контроль, оценка и критическое отношение к своим знаниям.

9

Домашнее задание

упражнение 3 стр.54 сильные

слабые- упражнение 2 стр.53


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: