Урок "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок "Наречие" в 4 классе по программе "Школа - 21 век" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 34.08 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наречие как помощник глагола в речи».Слайд №1
Класс: 4
Учитель: Худинская О.Л. МБОУСОШ №5 станицы Ирклиевской
УМК: «школа 21 век»
Тип урока: открытие новых знаний
Автор программы: С.В.Иванов
Дидактическая цель: познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части речи.
Планируемые результаты:
– Интерес к учебному материалу. : Личностные УУД:
– Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составление плана и последовательности действия,контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежмит усвоению (Регулятивные УУД)
– Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
– Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; (Познавательные УУД).
Основные понятия : наречие, существительное, прилагательное, глагол, алгоритм
Оборудование:
- презентационное сопровождение, выполненное в программе PowerPoint2010;
- мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран);
- раздаточный материал ( карточки для работы в парах, группах.)
Технологическая карта урока
№ этапа | этап | Деятельность учителя, учащихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУДы) |
1. | Мотивация Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Учитель: Вот звонок нам дал сигнал, Учитель: А зачем учиться ? Чтобы узнавать новое и применять. | Регулятивные: -волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к мобилизации сил и энергии на урок. Личностные: |
2 | Создание проблемной ситуации Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; | Запишите слова и укажите к какой части речи относятся они относятся: каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.Слайд№2 Учитель: что нужно знать, чтобы определить часть речи? Дети: знать, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется слово, с каким словом связано в предложении. Составление алгоритма определения части речи -Какие слова вызвали затруднение? Подчеркните их. - Какая проблема возникла у нас? -Подумайте можно ли изменить эти слова? Составьте словосочетания со словами вверху, направо, однажды, весело словосочетания с вопросами. Стоял (где?) вверху, Пошёл (куда?) направо, Случилось (когда?) однажды, Работал (как?) весело, Приехал (откуда?) издалека. Слайд №3,4 –Сделайте вывод - Дети: эти слова относятся к глаголу и отвечают на вопросы как? когда? где? куда? | Целепологание Планирование Логический Познавательные: - формулирование проблемы и самостоятельные способы решения проблемы. Коммуникативные контроль |
3 | Актуализация знаний | – Проанализируйте слово ВЕСЕЛО как часть речи (устно). Девочка весело пела песню. Мальчик рассказывал весело сказку. Дети весело играли. Можно ли было обойтись без выделенных слов? – Понаблюдайте, с какой частью речи связаны эти слова? (С глаголами.) Учитель: Что ещё заметили? Дети: эти слова не изменяются и подчиняются глаголам. - На какие вопросы отвечают? Прочитай сведения по учебнику на странице 52 , сравните , сделайте вывод. | Регулятивные: Целеполагание Прогнозирование Общеучебные: - знаково-символическое действие (отражение учебного материала и выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений); - произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания. |
4 | Поиск проблемы Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; | Учитель: Какая тема урока? Дети: знакомство с наречием. Учитель: Какая цель? Дети: Научиться писать наречия, находить их в предложениях Учитель: Зачем нужно изучать наречие? Дети: затрудняются ответить. Давайте отдохнём Физкультминутка. Повернём сейчас направо раз, два, три, А теперь пойдём налево раз, два, три, Тихо все сейчас присядем раз, два, три, Дружно, быстро все мы встанем раз, два, три. _ Какие наречия используются в физкультминутке? Как их узнать? -Попробуйте выполнить упражнения без наречий. - Нужны ли наречия в речи? Зачем? (Работа в парах) Упражнение 4 на странице 54. Прочитать задачу и решить. Назвать пять дней недели, не употребляя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) - К какой части речи относятся эти слова? -Могли бы мы обойтись без наречий? Сделайте вывод. | Познавательные: - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждения (постановка цели урока, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство правильным ответом). Личностные: - установление учащимися значения и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов. |
5 | Выражение решения разными способами Цели: -организовать совместную исследовательскую деятельность; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Игра «Как? Когда? Где?»(работа в группах) Повторение правил работы в группе. На доске записаны глаголы. Нужно добавить к каждому глаголу соответствующее наречие: 1-й ряд – на вопрос КАК? 2-й ряд – на вопрос КОГДА? 3-й ряд – на вопрос ГДЕ? прыгал… играл… пел… шел… прибил… писал… Выигрывают учащиеся того ряда, которые быстрее других и в то же время правильно запишут все словосочетания. -Можно ли предположить каким членом предложения наречие чаще всего будет в предложении? Российские спортсмены хорошо выступили на олимпиаде в Сочи. Сделайте синтаксический разбор предложения. -Вспомните что такое синтаксический разбор. (Повторяется алгоритм синтаксического разбора) Назовите наречие, встретившееся в этом предложении, какую роль выполняет оно в предложении? (обстоятельство) Сделайте вывод. сравните его со сведением в учебнике на странице 53. | Волевая саморегуляция Познавательные: - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждения (постановка цели урока, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство правильным ответом). Личностные: - установление учащимися значения и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов. |
6 7 | Применение знаний Цель: - организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Игра «Четвертое лишнее». (Работа в парах.) Детям предлагаются карточки. Одно из наречий в каждой группе слов лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Задача детей – соотнести наречия с глаголом и зачеркнуть лишнее наречие. Работать – быстро, издалека, плохо, много. Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво. Играть – весело, пешком, долго, дружно. Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно. Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно. Спать – крепко, скоро, долго, спокойно. – С «лишними» наречиями составьте словосочетания, указывайте зависимость и вопрос Запишите слова по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. Упражнение 1 на странице 52. – По какому признаку вы их разделите? | Познавательные: - установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждения. Личностные: - установление учащимися значения и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов. Коммуникативные: - постановка вопроса, построение речевых высказываний; - лидерство и согласование действий с партнером; - умение слушать и слышать; - планирование сотрудничества. Общеучебные: - рефлексия способов и условий действия, их контроль, оценка и критичность (с доказательством). |
8 | Рефлексия Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учитель: Послушайте сказку о наречии. Слайд№ 5,6,7. -Над какой темой сегодня работали на уроке русского языка? -В чём особенности наречия? Ученики повторяют правило о наречии и сравнивают с учебником. -Помощником какой части речи является наречие? Предлагаю вам взобраться по «Лестнице успеха». - Если вы уверены, что хорошо усвоили тему «Наречие как помощник глагола в речи», выполнили верно задания нарисуйте человечка на самом верху лестницы. - Если вы считаете, что признаки наречия вам надо еще повторить, справились не со всеми заданиями верно, то нарисуйте человечка на средней ступеньке лестницы. - Если вы считаете, что вам нужно повторить что такое наречие и вы не можете определить его в тексте, то нарисуйте человечка внизу лестницы. (Выполняют на полях тетради, учитель корректирует самооценку) - А сейчас, продолжите, пожалуйста, эти предложения: Мне запомнилось на уроке….. Мне было трудно …. У меня получилось на уроке…. Слайд№8,9. | Общеучебные: -формирование обобщенных знаний; - контроль, оценка и критическое отношение к своим знаниям. |
9 | Домашнее задание | упражнение 3 стр.54 сильные слабые- упражнение 2 стр.53 |