«Личностное развитие школьников в процессе реализации групповых форм работы»
статья по русскому языку (2 класс) на тему
Занимательная командная игра по русскому языку, направленная на личностное развитие в процессе реализации групповой формы работы.
Цели:
- способствовать личностному развитию школьников в процессе реализации групповых форм работы,
- обогащать словарный запас и речь учащихся,
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать внимание, память, мышление,
- прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
- воспитывать навыки взаимодействия во время игры.
Ход игры:
В игре принимают участие команды 2 - ух классов:
- 1 команда - 4 «а» класс КРО
- 2 команда – 3 «г» класс
В каждой команде выбирается капитан.
- Сегодня мы проводим важное мероприятие в наших классах. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.
Капитан выбирает конверт (внутри задание).
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
Знатоки.
2 конверт:
Умники.
Ведущий:
Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.
1 задание: «Игра слов»
Каждая команда получает задание на листе.
- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).
Молодцы, все справились. Музыкальная пауза.
Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
2 задание: «Составитель»
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)
Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.
Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов. Взаимовыручка приветствуется.
Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»
Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
(На экране)
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
- Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
- Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
- Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
- Чем кончается лето? (О)
- Любимое лакомство мышей? (Сыр)
- Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
- Пчелиная стая называется…( Рой)
- Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
- Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
- Что такое салочки ? (Игра)
Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.
ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.
Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.
4 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
(Исправь ошибки.)
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)
Музыка. Подсчёт баллов.
6 задание: игра: «Составь пословицу»
Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.
(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)
Подсчёт баллов. Музыка.
7 задание: Игра: « Найди пары»
Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.
Карточка | |
алфавит | аккуратный |
Чья команда первая справиться, поднимает руку.
Музыка. Подсчёт баллов.
8 задание: Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
Данные очки заносятся на табло.
9 задание: «Крылатые выражения»
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением
Для первой команды: | Для второй команды: |
а) рукой подать; | а) наломать дров; |
Музыка. Подсчёт баллов.
10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»
Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)
Команды по очереди зачитывают слова.
Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
Литература
- «5000 игр и головоломок».
- В.Волина «Праздник букваря».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Независимая ассоциация педагогов гуманитарного, естественного и математического цикла "Форум" проводит открытый общероссийский интернет-конкурс
Материал на конкурс учителя I категории Кошляк Жанны Ивановны по теме: «Личностное развитие школьников в процессе реализации групповых форм работы»
Место проведения: МБОУ «Абазинская СОШ № 50» республики Хакасия
Тема мероприятия: Занимательная командная игра по русскому языку, направленная на личностное развитие в процессе реализации групповой формы работы.
Цели:
- способствовать личностному развитию школьников в процессе реализации групповых форм работы,
- обогащать словарный запас и речь учащихся,
- формировать орфографическую зоркость,
- развивать внимание, память, мышление,
- прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
- воспитывать навыки взаимодействия во время игры.
Ход игры:
В игре принимают участие команды 2 - ух классов:
- 1 команда - 4 «а» класс КРО
- 2 команда – 3 «г» класс
В каждой команде выбирается капитан.
- Сегодня мы проводим важное мероприятие в наших классах. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.
Капитан выбирает конверт (внутри задание).
1. Составь из букв название команды.
1 конверт:
Знатоки.
2 конверт:
Умники.
Ведущий:
Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.
1 задание: «Игра слов»
Каждая команда получает задание на листе.
- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).
Молодцы, все справились. Музыкальная пауза.
Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
2 задание: «Составитель»
Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)
Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.
Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов. Взаимовыручка приветствуется.
Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).
3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»
Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
(На экране)
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
- Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
- Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
- Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
- Чем кончается лето? (О)
- Любимое лакомство мышей? (Сыр)
- Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
- Пчелиная стая называется…( Рой)
- Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
- Сушёный виноград. (Изюм)
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
- Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
- Что такое салочки ? (Игра)
Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.
ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;
СТРАНА – существительное;
ИДТИ – глагол.
Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.
4 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
(Исправь ошибки.)
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)
Музыка. Подсчёт баллов.
6 задание: игра: «Составь пословицу»
Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.
(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)
Подсчёт баллов. Музыка.
7 задание: Игра: « Найди пары»
Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.
Карточка | |
алфавит | аккуратный |
Чья команда первая справиться, поднимает руку.
Музыка. Подсчёт баллов.
8 задание: Конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
(Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
Данные очки заносятся на табло.
9 задание: «Крылатые выражения»
Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением
Для первой команды: | Для второй команды: |
а) рукой подать; | а) наломать дров; |
Музыка. Подсчёт баллов.
10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»
Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)
Команды по очереди зачитывают слова.
Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.
Литература
- «5000 игр и головоломок».
- В.Волина «Праздник букваря».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника ”
В статье раскрываются преимущества групповых форм работы, рассматриваются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, такие разновидности групповых...

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников
Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

Групповые формы работы как условие развития коммуникативных умений младшего школьника
Коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. КУЗ (...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных ...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения
Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Групповая форма работы в ходе реализации программы наставничества "ученик-ученик"
Методическое описание раскрывает особенности и преимущества такой формы реализации наставничества как "группа наставников - группа наставляемых"....

Применение групповых форм работы на уроках в начальной школе, как одного из важнейших условий реализации ФГОС.
Сегодня мы – учителя констатируем такие факты, как отсутствие у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с друг...