Урок-детектив.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Малышева Алёна Сергеевна

Урок русского языка с элементами экологического воспитания младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №59 города Кирова

Класс: 2В

Классный руководитель: Малышева Алёна Сергеевна

Предмет: русский язык

Тема урока: Обобщение знаний о написании слов с разделительным мягким знаком

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-детектив)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о правилах написания слов с разделительным мягким знаком.

Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование представления об экологии и об ее роли в жизни людей
  • воспитание бережного, осознанного отношения к природе
  • воспитание чувства гордости за свой край и за родной русский язык
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои принятые решения и ответы
  • развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости
  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
  • развитие операций мышления, анализа, обобщения
  • формирование личностной рефлексии
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, умения выбирать средства языка в соответствии с целями и задачами урока
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка
  • обобщение и систематизация знаний о написании слов с разделительным мягким знаком и об его роли
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь

Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, объяснительный

Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Выучить стихотворение на физкультминутку
  2. Подготовить рисунки на тему: «Мы – друзья природы!»
  3. Подготовить индивидуальные листы для рефлексии, наглядность

КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Этап мотивации к учебной деятельности

(4 минуты)

Проверим готовность к уроку русского языка (на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал с цветными карандашами). Напомним друг другу о том, как нужно правильно сидеть за партой.

Сегодня нас ждет очень интересная и непростая работа на уроке. Я открою вам небольшую тайну… Каждый человек может на время стать любым высококвалифицированным специалистом. И сегодня я вам предлагаю стать настоящими детективами.

Кто такие детективы? Какими качествами должны обладать детективы?

Проверяют готовность к уроку.

Вспоминают, как нужно правильно сидеть за партой.

- Детектив – Сыщик, следователь.

- Специалист по расследованию преступлений.

Перечисляют качества, которыми должен обладать детектив.

Постановка учебной проблемы

(7 минут)

Посмотрите на доску (записаны слова на доске без мягкого знака). Какое задание нужно будет выполнить? Сформулируйте алгоритм работы.

Почему слова звучат неправильно? Чего не хватает?

А нужен ли мягкий знак в словах или мы можем понять значение слов и без него? Почему?

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать в течение урока, и какие знания мы сможем обобщить?

Мы с вами предполагаем, что мягкий знак играет важную роль в словах, но он ведь не обозначает никакого звука. Как так может быть? В течение всего урока мы будем доказывать важность этой хитрой буквы.

- прочитать слова

- вставить пропущенные буквы

- разделить слова на группы

Пальчик, вьюга, жилье, смельчак, шитье, долька, воробьи, горький, питье, король.

Отвечают на вопросы. Выходят на тему урока.

- Тема нашего урока – написание слов с разделительным мягким знаком, роль мягкого знака в словах.

Пальчиковая физкультминутка для разминки Минутка чистописания

(5 минут)

Пальчиковая гимнастика

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе – это наши тетради. Что является самым главным в работе детектива?

Продолжите фразу: Остаться … (незамеченным).

Детективы собирают улики и они должны быть предельно внимательны. Чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, они надевают перчатки.

Для этого и мы с вами, как настоящие эксперты, должны надеть перчатки.

А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.

Сначала необходимо записать, когда мы

начали наше дело.

(Число, классная работа).

- Посмотрите на строку чистописания.

На доске записаны буквосочетания:

НЯ НЬЯ НЬ  ЛЬ ЛЮ ЛЬЮ

- Зачем нам нужна минутка чистописания?

- Поставьте под самым красивым сочетанием букв точку.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, слушают друг друга.

- Остаться незамеченным.

Выполняют задание пальчиковой гимнастики (надевают перчатки, поправляют каждый пальчик).

Записывают число, вид работы.

- Чтобы уметь правильно и красиво писать, для этого следим за высотой, наклоном и шириной букв.

Оценивают свое письмо.

Актуализация знаний

(15 минут)

Физкультминутка

(1 минута)

- Одной чертой подчеркните сочетания, в которых букв больше, чем звуков.

- Какую работу выполняет Ь знак в буквосочетаниях НЬ и ЛЬ? Может быть, мы смогли бы просто записать буквы без мягкого знака?

- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЮ?

- Наши улики должны превратиться в вещественные доказательства. Для этого покажем, как меняется лексическое значение слов в зависимости от написания мягкого знака.

- Придумайте пару слов с буквосочетаниями – где мягкий знак - смягчающий и где мягкий знак – разделительный. Запишите их, подчеркивая орфограмму.

- Любому детективу обязательно нужно отдохнуть, набраться сил на дальнейшее расследование.

Детки по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
Отдохнули, не устали.

- Прочитайте предложение на доске, рассмотрите фотографии (рисунки).

- В каких случаях человек является природе другом? А являемся ли мы с вами друзьями природы?

- Составьте грамотные экологические правила – предложения (со своим именем, то есть про себя).

- Запишем лучшее предложение. (Синтаксический разбор).

- Чтобы безошибочно работать со словами с мягким знаком, мы должны собрать все свои знания об этой хитрой букве в единое целое, в нашем случае – в маленький, но очень ценный глобус.

- Для этого вспомним все, что знаем о мягком знаке.

Учитель открывает детали глобуса.

Выполняют задание (подчеркивают нь, ль)

Проверяют.

- Смягчающую работу.

- Мягкий знак в этих буквосочетаниях нужен для смягчения согласных звуков, иначе получились бы другие слова с другим значением. (ел – ель, мел - мель).

- Разделительную роль. Разделяет согласный звук от гласного. Нужен также для различения слов (солю – солью, полю – полью, Коля – колья)

Придумывают слова, записывают их в тетрадь.

(ел – ель, мел – мель, солю – солью, Коля – колья).

Повторяют движения.

- Мы – друзья природы!

Отвечают на вопросы, рассуждают.

- Я (имя) не срываю луговые цветы для букета.

- Я не мусорю на улицах города.

- Я наслаждаюсь красотой природы.

- Я бережно отношусь к природе.

Записывают лучшее предложение в тетради и разбирают его синтаксически.

Вспоминают, что знают о мягком знаке.

Называют вслух все, что знают о мягком знаке.

- Эта буква не обозначает звука.

- Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.

- Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.

- Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].

- Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример

- Перенос ь.

Обобщение полученных на прошлых уроках знаний

(7 минут)

- Пришло время для того, чтобы провести следственный эксперимент, который поможет нам убедиться в нашем предположении.

- Прочитайте стихотворение про себя.

«Береги природу, береги!» -

Вечное, как мир, напоминанье.

Льются звуки, кратки и строги.

Новым поколеньям в назиданье.

Береги природу, словно сын,

Любящий, внимательный и нежный.

Будто ты у матери один,

Значит только ты её надежда.

Береги природу на века,

Сделай в пользу будущего выбор.

И потомок твой издалека

Скажет тебе доброе: «Спасибо!».

- О чем это стихотворение? Какие слова вам непонятны?

- Найдите слова с мягким знаком.

- Какое слово лишнее? Почему?

Читают стихотворение про себя.

Затем один ученик вслух.

Рассуждают о теме стихотворения.

- поколенье (совокупность  людей, родившихся в один и тот же период, определенный по-разному), назиданье (наставление, поучение), потомок (человек будущего поколения).

Выполняют упражнение письменно в тетрадях – выписывают слова с разделительным мягким знаком, подчеркивая орфограмму.

- пользу (объясняют почему).

Подведение итогов урока, рефлексия (самоконтрольная и самооценочная деятельность)

(5 минут)

- Настал момент завершения дела.

- Мы провели с вами экспертизу и теперь должны оформить заключение. Заключением являются правила в учебнике о написании мягкого знака. Найдите их и прочитайте.

- А в завершении я хочу вас похвалить и наградить удостоверением «Настоящего детектива», который бережет не только порядок в стране букв, но и бережет природу и помнит о правилах поведения.

- А теперь оцените себя сами, если вы хорошо поработали, то раскрасьте глобус яркими цветами – наш мир чист и красочен.

Если вы недовольны своей работой, покажите цветом, что наш мир загрязнен. И на следующих уроках будьте активней и внимательней - очищайте свой мир знаний.

Работают с правилом.

Подводят итоги.

Проводят рефлексию своей работы на уроке (оценивают себя с помощью раскрашивания глобуса).

Определение домашнего задания

(1 минута)

Составить кроссворд со словами с разделительным мягким знаком (10 – 15 слов).

Записывают домашнее задание.

                                             

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

 

«Береги природу, береги!» -

Вечное, как мир, напоминанье.

Льются звуки, кратки и строги.

Новым поколеньям в назиданье.

Береги природу, словно сын,

Любящий, внимательный и нежный.

Будто ты у матери один,

Значит только ты её надежда.

Береги природу на века,

Сделай в пользу будущего выбор.

И потомок твой издалека

Скажет тебе доброе: «Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - детектив "Разделительный "Ъ" и "Ь" знак"

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Правописание раздел...

Урок- детектив 5 класс

Урок закрепление по теме: «Деление с остатком». Игровая интеллектуально – познавательная технология активизации     ...