Урок-детектив.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка с элементами экологического воспитания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 297 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №59 города Кирова
Класс: 2В
Классный руководитель: Малышева Алёна Сергеевна
Предмет: русский язык
Тема урока: Обобщение знаний о написании слов с разделительным мягким знаком
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (урок-детектив)
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о правилах написания слов с разделительным мягким знаком.
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование представления об экологии и об ее роли в жизни людей
- воспитание бережного, осознанного отношения к природе
- воспитание чувства гордости за свой край и за родной русский язык
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои принятые решения и ответы
- развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
- развитие операций мышления, анализа, обобщения
- формирование личностной рефлексии
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, умения выбирать средства языка в соответствии с целями и задачами урока
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка
- обобщение и систематизация знаний о написании слов с разделительным мягким знаком и об его роли
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь
Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, объяснительный
Оборудование: УМК «Школа России», учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
Предварительная подготовка к уроку:
- Выучить стихотворение на физкультминутку
- Подготовить рисунки на тему: «Мы – друзья природы!»
- Подготовить индивидуальные листы для рефлексии, наглядность
КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент Этап мотивации к учебной деятельности (4 минуты) | Проверим готовность к уроку русского языка (на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал с цветными карандашами). Напомним друг другу о том, как нужно правильно сидеть за партой. Сегодня нас ждет очень интересная и непростая работа на уроке. Я открою вам небольшую тайну… Каждый человек может на время стать любым высококвалифицированным специалистом. И сегодня я вам предлагаю стать настоящими детективами. Кто такие детективы? Какими качествами должны обладать детективы? | Проверяют готовность к уроку. Вспоминают, как нужно правильно сидеть за партой. - Детектив – Сыщик, следователь. - Специалист по расследованию преступлений. Перечисляют качества, которыми должен обладать детектив. |
Постановка учебной проблемы (7 минут) | Посмотрите на доску (записаны слова на доске без мягкого знака). Какое задание нужно будет выполнить? Сформулируйте алгоритм работы. Почему слова звучат неправильно? Чего не хватает? А нужен ли мягкий знак в словах или мы можем понять значение слов и без него? Почему? Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать в течение урока, и какие знания мы сможем обобщить? Мы с вами предполагаем, что мягкий знак играет важную роль в словах, но он ведь не обозначает никакого звука. Как так может быть? В течение всего урока мы будем доказывать важность этой хитрой буквы. | - прочитать слова - вставить пропущенные буквы - разделить слова на группы Пальчик, вьюга, жилье, смельчак, шитье, долька, воробьи, горький, питье, король. Отвечают на вопросы. Выходят на тему урока. - Тема нашего урока – написание слов с разделительным мягким знаком, роль мягкого знака в словах. |
Пальчиковая физкультминутка для разминки Минутка чистописания (5 минут) Пальчиковая гимнастика | Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе – это наши тетради. Что является самым главным в работе детектива? Продолжите фразу: Остаться … (незамеченным). Детективы собирают улики и они должны быть предельно внимательны. Чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, они надевают перчатки. Для этого и мы с вами, как настоящие эксперты, должны надеть перчатки. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. (Число, классная работа). - Посмотрите на строку чистописания. На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЮ ЛЬЮ - Зачем нам нужна минутка чистописания? - Поставьте под самым красивым сочетанием букв точку. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение, слушают друг друга. - Остаться незамеченным. Выполняют задание пальчиковой гимнастики (надевают перчатки, поправляют каждый пальчик). Записывают число, вид работы. - Чтобы уметь правильно и красиво писать, для этого следим за высотой, наклоном и шириной букв. Оценивают свое письмо. |
Актуализация знаний (15 минут) Физкультминутка (1 минута) | - Одной чертой подчеркните сочетания, в которых букв больше, чем звуков. - Какую работу выполняет Ь знак в буквосочетаниях НЬ и ЛЬ? Может быть, мы смогли бы просто записать буквы без мягкого знака? - Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЮ? - Наши улики должны превратиться в вещественные доказательства. Для этого покажем, как меняется лексическое значение слов в зависимости от написания мягкого знака. - Придумайте пару слов с буквосочетаниями – где мягкий знак - смягчающий и где мягкий знак – разделительный. Запишите их, подчеркивая орфограмму. - Любому детективу обязательно нужно отдохнуть, набраться сил на дальнейшее расследование. Детки по лесу гуляли, - Прочитайте предложение на доске, рассмотрите фотографии (рисунки). - В каких случаях человек является природе другом? А являемся ли мы с вами друзьями природы? - Составьте грамотные экологические правила – предложения (со своим именем, то есть про себя). - Запишем лучшее предложение. (Синтаксический разбор). - Чтобы безошибочно работать со словами с мягким знаком, мы должны собрать все свои знания об этой хитрой букве в единое целое, в нашем случае – в маленький, но очень ценный глобус. - Для этого вспомним все, что знаем о мягком знаке. Учитель открывает детали глобуса. | Выполняют задание (подчеркивают нь, ль) Проверяют. - Смягчающую работу. - Мягкий знак в этих буквосочетаниях нужен для смягчения согласных звуков, иначе получились бы другие слова с другим значением. (ел – ель, мел - мель). - Разделительную роль. Разделяет согласный звук от гласного. Нужен также для различения слов (солю – солью, полю – полью, Коля – колья) Придумывают слова, записывают их в тетрадь. (ел – ель, мел – мель, солю – солью, Коля – колья). Повторяют движения. - Мы – друзья природы! Отвечают на вопросы, рассуждают. - Я (имя) не срываю луговые цветы для букета. - Я не мусорю на улицах города. - Я наслаждаюсь красотой природы. - Я бережно отношусь к природе. Записывают лучшее предложение в тетради и разбирают его синтаксически. Вспоминают, что знают о мягком знаке. Называют вслух все, что знают о мягком знаке. - Эта буква не обозначает звука. - Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример. - Он разделяет буквы согласные и гласные на письме. - Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи]. - Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример - Перенос ь. |
Обобщение полученных на прошлых уроках знаний (7 минут) | - Пришло время для того, чтобы провести следственный эксперимент, который поможет нам убедиться в нашем предположении. - Прочитайте стихотворение про себя. «Береги природу, береги!» - Вечное, как мир, напоминанье. Льются звуки, кратки и строги. Новым поколеньям в назиданье. Береги природу, словно сын, Любящий, внимательный и нежный. Будто ты у матери один, Значит только ты её надежда. Береги природу на века, Сделай в пользу будущего выбор. И потомок твой издалека Скажет тебе доброе: «Спасибо!». - О чем это стихотворение? Какие слова вам непонятны? - Найдите слова с мягким знаком. - Какое слово лишнее? Почему? | Читают стихотворение про себя. Затем один ученик вслух. Рассуждают о теме стихотворения. - поколенье (совокупность людей, родившихся в один и тот же период, определенный по-разному), назиданье (наставление, поучение), потомок (человек будущего поколения). Выполняют упражнение письменно в тетрадях – выписывают слова с разделительным мягким знаком, подчеркивая орфограмму. - пользу (объясняют почему). |
Подведение итогов урока, рефлексия (самоконтрольная и самооценочная деятельность) (5 минут) | - Настал момент завершения дела. - Мы провели с вами экспертизу и теперь должны оформить заключение. Заключением являются правила в учебнике о написании мягкого знака. Найдите их и прочитайте. - А в завершении я хочу вас похвалить и наградить удостоверением «Настоящего детектива», который бережет не только порядок в стране букв, но и бережет природу и помнит о правилах поведения. - А теперь оцените себя сами, если вы хорошо поработали, то раскрасьте глобус яркими цветами – наш мир чист и красочен. Если вы недовольны своей работой, покажите цветом, что наш мир загрязнен. И на следующих уроках будьте активней и внимательней - очищайте свой мир знаний. | Работают с правилом. Подводят итоги. Проводят рефлексию своей работы на уроке (оценивают себя с помощью раскрашивания глобуса). |
Определение домашнего задания (1 минута) | Составить кроссворд со словами с разделительным мягким знаком (10 – 15 слов). | Записывают домашнее задание. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
«Береги природу, береги!» - Вечное, как мир, напоминанье. Льются звуки, кратки и строги. Новым поколеньям в назиданье. Береги природу, словно сын, Любящий, внимательный и нежный. Будто ты у матери один, Значит только ты её надежда. Береги природу на века, Сделай в пользу будущего выбор. И потомок твой издалека Скажет тебе доброе: «Спасибо!». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - детектив "Разделительный "Ъ" и "Ь" знак"
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Правописание раздел...
Урок- детектив 5 класс
Урок закрепление по теме: «Деление с остатком». Игровая интеллектуально – познавательная технология активизации ...