Если ребенок пишет с ошибками...
статья по русскому языку (1 класс) на тему
В настоящее время отмечается увеличение количества детей, учащихся начальных классов, имеющих те или иные нарушения письма. Дисграфические ошибки являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних - в усвоении грамматики родного языка. В статье описаны виды дисграфических ошибок (пропуски, замены, искажения букв, перестановки букв, слогов), причины, лежащие в основе подобных ошибок, описаны упражнения, которые рекомендовано использовать для преодоления подобных нарушений письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок пишет с ошибками…
Ребенок пошел в школу… Всем в семье, конечно же, хочется, чтобы его обучение в школе было успешным. Но, по данным ученых, необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают менее 50% детей шестилетнего возраста. В настоящее время отмечается резкое осложнение структуры отклонений в развитии детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка. Врачи отмечают, что стало больше детей с речевыми патологиями. От 15 до 40% всех учащихся начальных классов имеют нарушения письменной речи (дисграфию). К дисграфическим относят стойкие, повторяющиеся ошибки - пропуски, замены, искажения букв, перестановки букв, слогов. Подобного рода ошибки являются серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.
Некоторые учителя и родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы либо запаздыванием созревания отдельных зон коры головного мозга. Чаще всего эти нарушения проявляются в статусе сложных нервно-психических и речевых расстройств.
Если у ребёнка недостаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, на письме возникают следующие ошибки:
- пропуски гласных и согласных букв – «цвты», «цеты» вместо цветы;
- перестановки букв в слове – «солн» вместо слон;
- перестановки и выпадения слогов – «скоровода», «скорода» вместо сковорода;
- появление лишних букв или слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил» вместо мотоцикл;
- недописывание букв или слогов в слове – «красивы» вместо красивый.
При несформированности фонематического слуха учащиеся не различают фонемы родного языка. При этом на письме возникают следующие ошибки:
- замены букв - «сапля» вместо цапля, «ожик» вместо ёжик;
- неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово, ребенок допускает ошибку: «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи:
- учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например: у меня нет красная платий, пять белый грибы;
- неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол+существительное, например: пошли с корзинки, катались на санки.
Дети не чувствуют смысловой и интонационной законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.
Расстройство в овладении письмом приводит школьника к нежеланию и отказу сначала выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо. У большинства детей он влияет на настроение – может развиться депрессия, отчаяние, стремление к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте. Человек не сможет заниматься, достигать успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления. В каждодневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, а люди, некомпетентные в письме, стараются не делать этого, чтобы не обнаружить безграмотность.
Необходимо правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, к каждому ребенку-дисграфику должен быть осуществлен сугубо индивидуальный подход.
В письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных букв и одной из согласных при стечении двух или трех согласных в слове (например: «бежала» «бежла», «стул» - «сул»), что свидетельствует о том, что дети не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма. Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова.
Для преодоления подобных нарушений письма рекомендуется использовать следующие упражнения:
- «Посчитай звуки в слове».
Вы говорите ребенку слово и просите посчитать, сколько в нем звуков. Сначала для выполнения этого упражнения предлагайте слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
- «Поставь столько черточек, сколько в предложении слов по образцу»:
Вова учит уроки.
- Поставь столько черточек, сколько в предложении слов, потом поставь столько черточек, сколько в словах слогов, по образцу:
Таня взяла лыжи.
__ __ __ __ __ __.
- Поставь столько черточек, сколько в предложении слов, потом поставь столько черточек, сколько в словах слогов, потом поставь столько черточек, сколько в слогах букв:
Зина мыла пол.
__ __ __ __ __.
.. .. .. .. …
- «Назови место звука в слове»
Можно задавать два вида вопросов:
- Какой по счету звук [б] в слове рыба?
- Назови третий по счету звук в слове рыба.
«Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
-Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
-Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
-Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
4) «Выдели первый и последний звук в словах»
- Начни говорить слово, а я догадаюсь.
- Я начну, а ты закончи.
- Поймай слово за хвост.
- «Магазин» – заплатить первым (последним) звуком в названии покупки
5) «Поймай звук»
- Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук о (а, у, п, н…..).
При недостаточном развитии внимания ребенок может правильно называть количество и последовательность звуков в слове, но при написании слова, пропускает буквы, даже если сам себе диктует вслух. Это происходит потому, что говорит маленький ученик быстрее, чем пишет. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное написание слова от неправильного.
1) «Найди ошибку» (Поиск и исправление слов с пропущенными буквами).
При подготовке слов для выполнения упражнения, взрослый специально записывает слова, пропуская в них буквы. Задача ребенка – найти и исправить слова с ошибками.
Пропускать можно:
-ударные гласные,
-согласные, которые стоят перед гласными.
-букву ь, когда она стоит после согласного.
2)«Сравнение правильного и неправильного слова»
Напишите одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предложите ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, пишите слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
3)«Напиши слова наоборот»:
Коболок - _________, акабос - __________, ропот - _______, натипак - __________.
- Слова в предложении написаны наоборот. Прочитай и напиши его правильно:
Амам енм алазявс укпаш. (Мама мне связала шапку.)
4) Составь слово из букв и найди лишнее слово:
Т у к а, е л е д ь б, ь у г с, п л я а ц, й а ч а к, а л у к а.
5)Найди среди слов «чужое» и запиши его:
Завал, завял, завёл, завул, завыл, завил.
Вот, вол, вон, вор, воп.
6)Прочитай слова. В каждом из них спрятано еще одно слово. Определи, какие слова спрятались:
Удочка, укол, уточка, волк, коса, щель, столб, зубр, крот, брак, проза, трубка, клубок, клещ.
7) Впиши разные буквы. Получатся разные слова:
Б_к, б_к, б_к, б_к.
Сы_, сы_, сы_, сы_.
8) «Шифровальщик»
- Представь себе, что ты разведчик и тебе необходимо передавать и принимать сообщения Центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Зашифруй и расшифруй сообщения. Учти, что буква соответствует цифре в строке-шифре:
С О А К М Р Б Н Д
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Сок - _____ 1 2 8 - _____
Доска - __________ 127343 - __________
Коса - _______ 5261 - ______
Сода - _______ 925 - ______
9)Запиши слово, предложение только гласными (согласными) буквами:
Наступила дождливая осень.
Нстпл дждлв сн.
Ауиа оиая ое.
Важно вовремя обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика, чтобы своевременно и эффективно помочь ребенку.
Советы учителям:
- Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручками с толстым нажимом.
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу в виде, например, веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для питания функций.
- Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
Список используемой литературы:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. /Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с., ил. – («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып.7)
Соболева А.Е., Кондратьева Н.Н. Русский язык с улыбкой. – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера». – 2007. – 64с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. -0 М.: Просвещение, 1991. – 224 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок пишет с ошибками
Если ребенок пишет с ошибками Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не ...
Если ребенок пишет с ошибками
....статья в помощь родителям и учителям...
Если ребенок пишет с ошибками
Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте са...
Советы и рекомендации родителям. "Если ребенок пишет с ошибками... "
Советы и рекомендации родителям. "Если ребенок пишет с ошибками...."...
Если ребенок пишет с ошибками.
Советы для родителей....
"Если ребенок пишет с ошибками..." (Беседа для родителей учащихся начальных классов)
quot;Если ребенок пишет с ошибками"- отличный материал для родительского собрания в начальной школе. Текст прост и понятен, содержит конкретные методические рекомендации для педагогов и родителе...
Если ребенок пишет с ошибками
Методические рекомендации педагогам и родителям....