Слово-имя собственное.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Черепенько Александра Александровна

На уроке учащиеся знакомятся с написанием заглавной буквы в именах собственных, а именно в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях улиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово- имя собственное.

Цели: познакомить уч-ся с употреблением заглавной буквы в именах собственных; формировать навык правописания кличек животных; развивать устную связную речь, зрительную и слуховую память, фонематический слух и фонематическое восприятие, мелкую моторику, речевое дыхание;

Воспитывать аккуратность, интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрация вороны Каркуши, разрезные слоги, буквы Ч,У из бархатной бумаги, большие и маленькие кружки(у каждого), карточки со словосочетаниями, картинки с цветами,

Ход урока:

  1. Оргмомент.

       

        2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.

             Работа в группах.

  ( На партах конверты с разрезными слогами. Из слогов нужно составить слова_-имена  людей)

          - Составьте слова. По одному слову расположить на доске.

          -Что можете сказать об этих словах? Что в них общего?

          -Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  1. Работа над темой.

 – Какое правило сформулируете на написание имён людей? Что такое имя? Что ещё есть у каждого человека кроме имени? (Ф.И.О.)

– Каждый человек имеет своё собственное имя, фам., отчество. И слова эти так и называются имена собственные и пишутся они с заглавной буквы.

- Миша знает как называются эти слова. Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.27.

- На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имён и больших букв вместе с нашими героями Мишей и Машей.

4. Закрепление знаний.

А) –Прежде, чем отправляться в  волшебную страну, выполним задание. Выпишите из текста  имена собственные, подчеркните в них заглавную букву. (Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.

Взаимопрверка.

-Какие имена собственные выписали?

Каким правилом пользовались?

  (оцените свою работу)

-Прочитайте вопрос Волшебницы на странице учебника 27.

-У нас сегодня необычный гость. Посмотрите, кто это?

(иллюстрация вороны Каркуши)

-Правильно. Это птица , ворона( под иллюстрацией появляется запись -ворона)

-А зовут её или её кличка-Каркуша  (появляется запись слова Каркуша)

Сделайте вывод, глядя на эту запись.

(Клички животных пишутся с большой буквы)

-Можно ли клички животных назвать именами собственными?

Б) Минутка чистописания.

-Как вы думаете , почему так назвали ворону? Давайте покажем по рядам как она умеет каркать.              (дыхательная гимнастика)

        1ряд-вдохнули глубоко и на выдохе три раза каркнули. (аналогично 2 и 3 ряд)

 Молодцы. Но Каркуша умеет не только каркать, но и произносить разные звуки. Вы их внимательно послушайте и как только услышите звук  ч –хлопните в ладоши.

 (т,ш,ч, ж,ч,щ)

Какой буквой обозначается звук ч? Рассмотрите заглавную букву Ч из бархатной бумаги и обведите её пальчиком. С какой заглавной буквой схожа?(У) (Аналогичная работа с заглавной буквой У)

-Пропишите эти буквы в тетради чередуя. (оцените свою работу)

Вороне понравилась ваша работа. Она предлагает вам отдохнуть и сделать гимнастику для пальцев.             Петушок стоит весь яркий

                              Гребешок он чистит лапкой.  (повторить несколько раз)

Ворона приглашает нас в страну Собственных имён и Больших букв.(раб. По учеб. С. 27)

-Рассмотрите иллюстрацию. Жители  этой страны весёлые и жизнерадостные люди. Они все-и взрослые, и дети, и даже животные имеют свои имена собственные. Давайте придумаем им имена. С какой буквы их запишем? Почему.

О жителях этой страны я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его внимательно и скажите всё ли в нём верно?

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А хохлаткою они

Звали жеребёнка,

А ещё у них была курица Бурёнка. (Ю.Е. Черных)

Всё ли верно? Что не так? Кого можно назвать Жучкой? (открывается запись на доске: собака Жучка)

-С какой буквы напишем слово собака? Покажите кружком.(дети показывают маленький кружок )

-С какой буквы запишем слово Жучка? Покажите кружок. (дети показывают большой кружок)

(далее аналогично).Кого можно назвать Хохлаткой? Бурёнкой?

В)Списывание словосочетаний с использованием памяток( по технологии П.С. Жедек)

- У вас на партах лежат памятки. Повторим алгоритм списывания и вместе поработаем над первым словосочетанием.( алгоритм списывания и на доске)

                                          Памятка как списывать.

 1. Прочитай (слово, словосочетание, предложение), чтобы понять его и запомнить.

2.Повтори, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Отметь «опасные» места.

4.Прочитай вслух, так как написано.

5.Так же повтори ,не глядя на запись.

6.Пиши ,проверяя себя. Отмечай «опасные места»

7.Прверь: читай по слогам и слушай себя-все ли звуки верно обозначены. Подчеркни орфограммы в написанном. Сверь «опасные» места- все ли отмечены.правильны ли буквы.

 (Дети вместе с учителем работают по памяткам по первому словосочетанию)

-У вас в других конвертах лежат карточки со словосочетаниями, которые мы составили. Сейчас вы самост. работаете по памятке. Девочки-со вторым словосоч., мальчики- с третьим.)

Г)  Самостоятельная работа

-Поднимите руку кто написал правильно без ошибок. Молодцы.

-А мы шагаем дальше по Волшебной стране, проходим по красивым улицам. Солнышко светит, красивые бабочки летают, пчёлки жужжат. Давайте отдохнём .

Д)  ФИЗ-КА

    По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

По тропиночке пойдём.

-Идём дальше. Улицы здесь широкие, красивые, ухоженные. Они имеют свои названия. Догадайтесь как они называются. По краям каждой улицы растёт определённый вид цветов и названия улиц возникли по названиям цветов. Я подниму карточку(картинки цветов), а вы скажите название улицы.

-Подумайте, как записать названия улиц. Почему?

-Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (1 ученик у доски)

-С какими ещё именами собственными познакомились ? Как их будем писать?

  1. Итог урока.

Итак, мы побывали в стране собственных имён и Больших букв. Узнали много интересного и нового. Пора возвращаться в класс. Расскажите, что было интересно? Что запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Слово- имя собственное»

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Тема: «Слово- имя собственное»

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Русский язык 1 класс Тема: Слово -имя собственное.

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Слово - имя собственное"

Целю урока является обобщение знаний учащихся в употреблении большой буквы в именах собственных, решаемые задачи: проверка умений  детей применять полученные знания в письменных работах, а также ...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО по теме « Слово-имя собственное».

Конспект урока + презентация. общая задумка- путешествие на воздушном шаре. УМК "Школа России"...

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...