Слово-имя собственное.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с написанием заглавной буквы в именах собственных, а именно в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях улиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слово- имя собственное.
Цели: познакомить уч-ся с употреблением заглавной буквы в именах собственных; формировать навык правописания кличек животных; развивать устную связную речь, зрительную и слуховую память, фонематический слух и фонематическое восприятие, мелкую моторику, речевое дыхание;
Воспитывать аккуратность, интерес к предмету.
Оборудование: иллюстрация вороны Каркуши, разрезные слоги, буквы Ч,У из бархатной бумаги, большие и маленькие кружки(у каждого), карточки со словосочетаниями, картинки с цветами,
Ход урока:
- Оргмомент.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Работа в группах.
( На партах конверты с разрезными слогами. Из слогов нужно составить слова_-имена людей)
- Составьте слова. По одному слову расположить на доске.
-Что можете сказать об этих словах? Что в них общего?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Работа над темой.
– Какое правило сформулируете на написание имён людей? Что такое имя? Что ещё есть у каждого человека кроме имени? (Ф.И.О.)
– Каждый человек имеет своё собственное имя, фам., отчество. И слова эти так и называются имена собственные и пишутся они с заглавной буквы.
- Миша знает как называются эти слова. Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.27.
- На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имён и больших букв вместе с нашими героями Мишей и Машей.
4. Закрепление знаний.
А) –Прежде, чем отправляться в волшебную страну, выполним задание. Выпишите из текста имена собственные, подчеркните в них заглавную букву. (Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.
Взаимопрверка.
-Какие имена собственные выписали?
Каким правилом пользовались?
(оцените свою работу)
-Прочитайте вопрос Волшебницы на странице учебника 27.
-У нас сегодня необычный гость. Посмотрите, кто это?
(иллюстрация вороны Каркуши)
-Правильно. Это птица , ворона( под иллюстрацией появляется запись -ворона)
-А зовут её или её кличка-Каркуша (появляется запись слова Каркуша)
Сделайте вывод, глядя на эту запись.
(Клички животных пишутся с большой буквы)
-Можно ли клички животных назвать именами собственными?
Б) Минутка чистописания.
-Как вы думаете , почему так назвали ворону? Давайте покажем по рядам как она умеет каркать. (дыхательная гимнастика)
1ряд-вдохнули глубоко и на выдохе три раза каркнули. (аналогично 2 и 3 ряд)
Молодцы. Но Каркуша умеет не только каркать, но и произносить разные звуки. Вы их внимательно послушайте и как только услышите звук ч –хлопните в ладоши.
(т,ш,ч, ж,ч,щ)
Какой буквой обозначается звук ч? Рассмотрите заглавную букву Ч из бархатной бумаги и обведите её пальчиком. С какой заглавной буквой схожа?(У) (Аналогичная работа с заглавной буквой У)
-Пропишите эти буквы в тетради чередуя. (оцените свою работу)
Вороне понравилась ваша работа. Она предлагает вам отдохнуть и сделать гимнастику для пальцев. Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой. (повторить несколько раз)
Ворона приглашает нас в страну Собственных имён и Больших букв.(раб. По учеб. С. 27)
-Рассмотрите иллюстрацию. Жители этой страны весёлые и жизнерадостные люди. Они все-и взрослые, и дети, и даже животные имеют свои имена собственные. Давайте придумаем им имена. С какой буквы их запишем? Почему.
О жителях этой страны я прочитаю вам стихотворение. Послушайте его внимательно и скажите всё ли в нём верно?
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё у них была курица Бурёнка. (Ю.Е. Черных)
Всё ли верно? Что не так? Кого можно назвать Жучкой? (открывается запись на доске: собака Жучка)
-С какой буквы напишем слово собака? Покажите кружком.(дети показывают маленький кружок )
-С какой буквы запишем слово Жучка? Покажите кружок. (дети показывают большой кружок)
(далее аналогично).Кого можно назвать Хохлаткой? Бурёнкой?
В)Списывание словосочетаний с использованием памяток( по технологии П.С. Жедек)
- У вас на партах лежат памятки. Повторим алгоритм списывания и вместе поработаем над первым словосочетанием.( алгоритм списывания и на доске)
Памятка как списывать.
1. Прочитай (слово, словосочетание, предложение), чтобы понять его и запомнить.
2.Повтори, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Отметь «опасные» места.
4.Прочитай вслух, так как написано.
5.Так же повтори ,не глядя на запись.
6.Пиши ,проверяя себя. Отмечай «опасные места»
7.Прверь: читай по слогам и слушай себя-все ли звуки верно обозначены. Подчеркни орфограммы в написанном. Сверь «опасные» места- все ли отмечены.правильны ли буквы.
(Дети вместе с учителем работают по памяткам по первому словосочетанию)
-У вас в других конвертах лежат карточки со словосочетаниями, которые мы составили. Сейчас вы самост. работаете по памятке. Девочки-со вторым словосоч., мальчики- с третьим.)
Г) Самостоятельная работа
-Поднимите руку кто написал правильно без ошибок. Молодцы.
-А мы шагаем дальше по Волшебной стране, проходим по красивым улицам. Солнышко светит, красивые бабочки летают, пчёлки жужжат. Давайте отдохнём .
Д) ФИЗ-КА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
По тропиночке пойдём.
-Идём дальше. Улицы здесь широкие, красивые, ухоженные. Они имеют свои названия. Догадайтесь как они называются. По краям каждой улицы растёт определённый вид цветов и названия улиц возникли по названиям цветов. Я подниму карточку(картинки цветов), а вы скажите название улицы.
-Подумайте, как записать названия улиц. Почему?
-Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (1 ученик у доски)
-С какими ещё именами собственными познакомились ? Как их будем писать?
- Итог урока.
Итак, мы побывали в стране собственных имён и Больших букв. Узнали много интересного и нового. Пора возвращаться в класс. Расскажите, что было интересно? Что запомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Слово- имя собственное»
Данный урок является уроком изучения нового материала. Цель:создать условия для формирования первоначальных представлений детей о собственных именах существительных. Задачи: обр...
Тема: «Слово- имя собственное»
Данный урок является уроком изучения нового материала. Цель:создать условия для формирования первоначальных представлений детей о собственных именах существительных. Задачи: обр...
Русский язык 1 класс Тема: Слово -имя собственное.
Данный урок является уроком изучения нового материала. Цель:создать условия для формирования первоначальных представлений детей о собственных именах существительных. Задачи: обр...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Слово - имя собственное"
Целю урока является обобщение знаний учащихся в употреблении большой буквы в именах собственных, решаемые задачи: проверка умений детей применять полученные знания в письменных работах, а также ...
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО по теме « Слово-имя собственное».
Конспект урока + презентация. общая задумка- путешествие на воздушном шаре. УМК "Школа России"...
Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.
Проблемный урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми нов...
Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек
Урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми ...