Общее понятие о предлогах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlogi.doc72.5 КБ
Файл predlogi.pptx511.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение «Гимназия»

«Коми национальная гимназия»

Урок русского языка

«Общее понятие о предлогах»

2 класс

УМК « Школа 2100»

Учитель:

Ульнырова Людмила Николаевна

г. Сыктывкар

2014

Тема. Общее понятие о предлогах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи:

Предметный результат:  расширять знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

 

ПУУД: развитие умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения

РУУД:   продолжить  формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;

КУУД: продолжить   формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;

ЛУУД:   продолжить прививать интерес к русскому языку и личностную рефлексию.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Этап выявления места и причины затруднений.
  4. Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления во внешней речи.
  7. Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

1.Мотвация к учебной деятельности.

- Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно!  Откройте тетради, запишите число и классная работа. Минутка чистописания: Дд     Пп   До до  Под  под

2.Актуализация я и пробное учебное действие.

1. Работа со словами.

П_щит, под, б_рёза , з_лёный, м_ро_, м_стерит, у_кая. 

Слайд 1 (Презентация)

- Прочите слова. Вставьте в них пропущенные буквы. Объясните написание букв.

2.Проверка по образцу.

- Какие орфограммы встретились? ( Безударные гласные, парные согласные)

- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? (Части речи ;имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

- Запишите слова в три группы самостоятельно.

3.Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.

-Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

-Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок?

- Как распределяли слова по группам? (По вопросу, по значению.)

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Слайд 2 (Презентация)

- Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным? К прилагательным? к глаголам?

- Кто знает, как можно назвать слово под? (предлог)

-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, но мы не говорили о них подробно).

Слайд 3(Презентация)

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( О новой части речи , о предлогах)

- Какие вопросы возникли у вас по теме урока? (Что такое предлог, как пишется предлог, для чего нужны предлоги, как обозначаются предлоги…)

4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.

1. Объявление тему урока и постановка целей.

- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Что мы узнаем на уроке?  Чему будем учиться?

Слайд 4 (Презентация)

2. Выполнение упражнение устно фронтально.

Гуля ____ улице щенок –

Не то Пушок, не то Дружок.

Гулял ____ метель и ___ солнцепёк,

И ____ дождём гулял и мок.

И если даже шёл снежок,

Гулял ____ улице щенок.

Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость,

Гулял, гулял, гулял и вырос.                              (В.Левин)

- Отвечая на вопросы, что вы вставляли? С чем слова употребляли? Какие предлоги использовали? ( по,в,под) 

- Можно ли к предлогам задать вопрос? Как вы записали слова с предлогами?

- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Что мы можем рссказать о предогах? (Предлог – это слова, служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, предлоги пишутся раздельно.

Это наши предположения. Как мы их можем проверить ?(По учебнику).

- Откройте правило на странице с.79,с.80, прочитайте.Верны ли наши предположения?

- На какие вопросы мы уже ответили? (Что такое предлог, можно ли задать вопрос? Как пишутся предлоги?)

- На какой вопрос осталось ответить? (Для чего нужны предлоги?

 5.Этап реализации построенного проекта.

Слайд 5 (Презентация)

1. Работа с текстом в паре по карточкам.

- Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание:

    нам    урок пришёл щенок.

Он хочет знать всё     предлог.

Как     предложении писать

И      чего его употреблять?

Какая       него работа?

Щенку узнать охота.

- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

- Давайте вставим предлоги, что не забудем?

- Установилась ли связь слов в предложениях?

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

- Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Называют и отмечают  части речи в 1 предложении).

- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и с местоимениями, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Мы познакомились с новой орфограммой. При обозначении данной орфограммы необходимо подчёркивать пробел между предлогом и существительным.

6.Этап первичного закрепления во внешней речи.

Слайд 6 (Презентация)

 Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Работа с предложением.

Гулялпоулице щенок.

- Что не так? Что необходимо сделать? С соседом по парте разделите предложение на слова и сосчитайте количество слов? (4 слова)

- Какой предлог Вам встретился?

- Как вы определили, что это предлог? (Не отвечает на вопрос, стоит перед существительным)

- Я предлагаю вам придумать своё предложение. А какой гулял щенок? (Маленький, смешной, пятнистый, доверчивый, умный…).

- А как он гулял? (Бодро, весело, долго, …)

- Какое предложение вы составили? (Долго гулял по улице маленький щенок щенок. … )

- Укажите части речи, которые вы знаете.

- Как обозначить правописание предлога? (Подчеркнуть пробел между предлогом и существительным)

Физминутка.

7. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.

1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа (репродуктивно-продуктивном уровне).

 Упражнение 112  стр. 81  учебника. Дедушка приехал к нам в гости (из,с)  (город).

2 группа (продуктивном и творческом уровнях).

 Упражнение 111 стр. 81 учебника. Кусты роз  росли у….

2.Проверка путем чтения учащимися заданий.

3.Самооценка.

- Чему учились выполняя упражнение?

- Как справился с заданием?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Слайд 7 (Презентация)

1. Обобщение знаний о предлоге.

- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

- Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Составить ответ вам поможет схема.(работа в паре)

                                                   

Предлоги

служебная                   для связи                         употребляются с              нельзя  

часть речи         слов в предложении             существительными         поставить                                

                                                                                                                        вопрос

2. Работа со словарным словом.

- Какие слова прощания вы можете сказать щенку?

- Как пишется «до свидания»?

Слайд 8 (Презентация)

- И щенок с вами тоже прощается. Благодаря вам он многое узнал о предлогах.

 

  1. Рефлексия.

Слайд 9 (Презентация)

- Удалось ли ответить на вопросы,  поставленные в начале урока?

- Закончите предложение  «Я узнал…., я научился…»

- Оцените свою деятельность. Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик

Если возникали затруднения, то - спокойный смайлик , если осталось много непонятного, то грустный смайлик.

Домашняя работа.

с.83,у 1 (устно),  по выбору с.83 упр 3. (выбрать предлог) или с. 82 у.114(подобрать слово с предлогом)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Гимназия» ( Коми национальная гимназия) 2 класс УМК " Школа 2100" Общее понятие о предлогах. Ульнырова Л.Н. уитель начальных классов г. Сыктывкар

Слайд 2

пищ_т под б_рёза з_лёный м_р_з м_стерит у_кая пищ а т под б е рёза з е лёный м о р о з м а стерит у з кая Берёза, мороз. Пищит, мастерит. Зелёный, узкая. ПОД ?

Слайд 3

ПОД ПРЕДЛОГ Что такое … ? Для чего … ? Как пишется … ? Как обозначают … ?

Слайд 4

далматинец Гуля ____ улице щенок – Не то Пушок, не то Дружок. Гулял ____ метель и ___ солнцепёк, И ____ дождём гулял и мок. И если даже шёл снежок, Гулял ____ улице щенок. Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость, Гулял, гулял, гулял и вырос. ( В.Левин ) по в в в в в под на Предлог – это слово. К предлогам нельзя поставить вопрос. Предлоги пишутся раздельно. Для чего нужны предлоги?

Слайд 5

Предлоги: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над. нам урок пришёл щенок. Он хочет знать всё предлог. Как предложении писать И чего его употреблять Какая него работа Щенку узнать охота. К нам на урок пришёл щенок. Он хочет знать всё про предлог. Как в предложении писать И для чего его употреблять? Какая у него работа? Щенку узнать охота. мест. сущ. глаг. сущ. Предлог – это служебная часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. предлог имя существительное

Слайд 6

Гулялпоулицещенок . Гулял по улице щенок. маленький смешной пушистый доверчивый умный бодро весело долго гл. предлог с. прил. Долг о гулял по улице мал е н ь кий с. щ е нок. с. 81, у.111 или с. 82, у.112

Слайд 7

предлоги служебная часть речи для связи слов нельзя поставить вопрос не употребляется с глаголом пишется раздельно

Слайд 8

До __ свидания! До __ новых встреч!

Слайд 9

Я узнал … Я научился … я всё понял у меня возникли затруднения осталось много непонятного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о предлоге

Презентция к уроку русского языка во 2 классе. Программа "Школа России" Тема урока "Общее понятие о предлоге"...

"Общее понятие о предлоге"

Ознакомление учащихся 2 класса с предлогом, как со служебной частью речи....

План урока "Общее понятие о предлоге"

План урока "Общее понятие о предлоге"  по программе Школа России " класс. План представлен в форме технологической карты с презентацией....

Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс

Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"

Открытый урок  русского языка  с  мультимедийной  презентацией.....

Предлог. Общее понятие о предлоге

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе...