Общее понятие о предлогах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
«Коми национальная гимназия»
Урок русского языка
«Общее понятие о предлогах»
2 класс
УМК « Школа 2100»
Учитель:
Ульнырова Людмила Николаевна
г. Сыктывкар
2014
Тема. Общее понятие о предлогах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи:
Предметный результат: расширять знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке, учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
ПУУД: развитие умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения
РУУД: продолжить формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;
КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
ЛУУД: продолжить прививать интерес к русскому языку и личностную рефлексию.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и пробное учебное действие.
- Этап выявления места и причины затруднений.
- Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
- Этап реализации построенного проекта.
- Этап первичного закрепления во внешней речи.
- Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Рефлексия.
Ход урока.
1.Мотвация к учебной деятельности.
- Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно! Откройте тетради, запишите число и классная работа. Минутка чистописания: Дд Пп До до Под под
2.Актуализация я и пробное учебное действие.
1. Работа со словами.
П_щит, под, б_рёза , з_лёный, м_ро_, м_стерит, у_кая.
Слайд 1 (Презентация)
- Прочите слова. Вставьте в них пропущенные буквы. Объясните написание букв.
2.Проверка по образцу.
- Какие орфограммы встретились? ( Безударные гласные, парные согласные)
- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы? (Части речи ;имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)
- Запишите слова в три группы самостоятельно.
3.Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.
-Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
-Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
- Встаньте те, кто выполнил это задание без ошибок?
- Как распределяли слова по группам? (По вопросу, по значению.)
3. Этап выявления места и причины затруднений.
Слайд 2 (Презентация)
- Какое слово не попало ни в одну из групп? Почему не записали к существительным? К прилагательным? к глаголам?
- Кто знает, как можно назвать слово под? (предлог)
-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, но мы не говорили о них подробно).
Слайд 3(Презентация)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( О новой части речи , о предлогах)
- Какие вопросы возникли у вас по теме урока? (Что такое предлог, как пишется предлог, для чего нужны предлоги, как обозначаются предлоги…)
4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
1. Объявление тему урока и постановка целей.
- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”. Что мы узнаем на уроке? Чему будем учиться?
Слайд 4 (Презентация)
2. Выполнение упражнение устно фронтально.
Гуля ____ улице щенок –
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял ____ метель и ___ солнцепёк,
И ____ дождём гулял и мок.
И если даже шёл снежок,
Гулял ____ улице щенок.
Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость,
Гулял, гулял, гулял и вырос. (В.Левин)
- Отвечая на вопросы, что вы вставляли? С чем слова употребляли? Какие предлоги использовали? ( по,в,под)
- Можно ли к предлогам задать вопрос? Как вы записали слова с предлогами?
- Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Что мы можем рссказать о предогах? (Предлог – это слова, служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, предлоги пишутся раздельно.
Это наши предположения. Как мы их можем проверить ?(По учебнику).
- Откройте правило на странице с.79,с.80, прочитайте.Верны ли наши предположения?
- На какие вопросы мы уже ответили? (Что такое предлог, можно ли задать вопрос? Как пишутся предлоги?)
- На какой вопрос осталось ответить? (Для чего нужны предлоги?
5.Этап реализации построенного проекта.
Слайд 5 (Презентация)
1. Работа с текстом в паре по карточкам.
- Почему она служебная, для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание:
нам урок пришёл щенок.
Он хочет знать всё предлог.
Как предложении писать
И чего его употреблять?
Какая него работа?
Щенку узнать охота.
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
- Давайте вставим предлоги, что не забудем?
- Установилась ли связь слов в предложениях?
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
- Понаблюдаем, с какой частью речи употребляются предлоги в предложениях. (Называют и отмечают части речи в 1 предложении).
- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
- Правильно, предлоги дружат с именами существительными и с местоимениями, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Мы познакомились с новой орфограммой. При обозначении данной орфограммы необходимо подчёркивать пробел между предлогом и существительным.
6.Этап первичного закрепления во внешней речи.
Слайд 6 (Презентация)
Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Работа с предложением.
Гулялпоулице щенок.
- Что не так? Что необходимо сделать? С соседом по парте разделите предложение на слова и сосчитайте количество слов? (4 слова)
- Какой предлог Вам встретился?
- Как вы определили, что это предлог? (Не отвечает на вопрос, стоит перед существительным)
- Я предлагаю вам придумать своё предложение. А какой гулял щенок? (Маленький, смешной, пятнистый, доверчивый, умный…).
- А как он гулял? (Бодро, весело, долго, …)
- Какое предложение вы составили? (Долго гулял по улице маленький щенок щенок. … )
- Укажите части речи, которые вы знаете.
- Как обозначить правописание предлога? (Подчеркнуть пробел между предлогом и существительным)
Физминутка.
7. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам) с самопроверкой по эталону.
1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа (репродуктивно-продуктивном уровне).
Упражнение 112 стр. 81 учебника. Дедушка приехал к нам в гости (из,с) (город).
2 группа (продуктивном и творческом уровнях).
Упражнение 111 стр. 81 учебника. Кусты роз росли у….
2.Проверка путем чтения учащимися заданий.
3.Самооценка.
- Чему учились выполняя упражнение?
- Как справился с заданием?
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Слайд 7 (Презентация)
1. Обобщение знаний о предлоге.
- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
- Что вы ему расскажите об уроке русского языка? Составить ответ вам поможет схема.(работа в паре)
Предлоги
служебная для связи употребляются с нельзя
часть речи слов в предложении существительными поставить
вопрос
2. Работа со словарным словом.
- Какие слова прощания вы можете сказать щенку?
- Как пишется «до свидания»?
Слайд 8 (Презентация)
- И щенок с вами тоже прощается. Благодаря вам он многое узнал о предлогах.
- Рефлексия.
Слайд 9 (Презентация)
- Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
- Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»
- Оцените свою деятельность. Если вам было интересно на уроке, и вы всё поняли, не допустили ни одной ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик
Если возникали затруднения, то - спокойный смайлик , если осталось много непонятного, то грустный смайлик.
Домашняя работа.
с.83,у 1 (устно), по выбору с.83 упр 3. (выбрать предлог) или с. 82 у.114(подобрать слово с предлогом)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
пищ_т под б_рёза з_лёный м_р_з м_стерит у_кая пищ а т под б е рёза з е лёный м о р о з м а стерит у з кая Берёза, мороз. Пищит, мастерит. Зелёный, узкая. ПОД ?
ПОД ПРЕДЛОГ Что такое … ? Для чего … ? Как пишется … ? Как обозначают … ?
далматинец Гуля ____ улице щенок – Не то Пушок, не то Дружок. Гулял ____ метель и ___ солнцепёк, И ____ дождём гулял и мок. И если даже шёл снежок, Гулял ____ улице щенок. Гулял ___ жару, ___ мороз и __сырость, Гулял, гулял, гулял и вырос. ( В.Левин ) по в в в в в под на Предлог – это слово. К предлогам нельзя поставить вопрос. Предлоги пишутся раздельно. Для чего нужны предлоги?
Предлоги: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над. нам урок пришёл щенок. Он хочет знать всё предлог. Как предложении писать И чего его употреблять Какая него работа Щенку узнать охота. К нам на урок пришёл щенок. Он хочет знать всё про предлог. Как в предложении писать И для чего его употреблять? Какая у него работа? Щенку узнать охота. мест. сущ. глаг. сущ. Предлог – это служебная часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении. предлог имя существительное
Гулялпоулицещенок . Гулял по улице щенок. маленький смешной пушистый доверчивый умный бодро весело долго гл. предлог с. прил. Долг о гулял по улице мал е н ь кий с. щ е нок. с. 81, у.111 или с. 82, у.112
предлоги служебная часть речи для связи слов нельзя поставить вопрос не употребляется с глаголом пишется раздельно
До __ свидания! До __ новых встреч!
Я узнал … Я научился … я всё понял у меня возникли затруднения осталось много непонятного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие о предлоге
Презентция к уроку русского языка во 2 классе. Программа "Школа России" Тема урока "Общее понятие о предлоге"...
"Общее понятие о предлоге"
Ознакомление учащихся 2 класса с предлогом, как со служебной частью речи....
План урока "Общее понятие о предлоге"
План урока "Общее понятие о предлоге" по программе Школа России " класс. План представлен в форме технологической карты с презентацией....
Общее понятие о предлоге, урок русского языка 2 класс
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"2-й «В» класс. УМК «ШКОЛА 2100»Учитель: Ершова Марина ИвановнаТема урока: “Общее понятие о предлоге”.Цель урока: расширить знания ...
Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге". 2-й класс. УМК "Школа России"
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”....
Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"
Открытый урок русского языка с мультимедийной презентацией.....
Предлог. Общее понятие о предлоге
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе...