Урок-праздник "Лексика"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Музалёва Татьяна Егоровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika._urok-prazdnik.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Лексика.

Цель урока.

1.Обобщить и углубить знания детей о лексическом значении слов, о синонимах, омонимах, антонимах.

2.Воспитывать умение учиться, добывать знания, пользоваться ими, умение их анализировать.

3.Отслеживать индивидуальный прогресс ребёнка в основных сферах личностного развития.

4.Учить детей говорить ярко, образно и просто, помочь уяснить меткость русского слова, обогащать память детей, развивать мышление, сообразительность.

5.Работать над санитарно-гигиеническими навыками.

Оборудование:

Толковые словари русского языка, тетради по развитию устной речи, карточки успехов, карточки для обобщения и закрепления, фломастеры, мультимедиа, компьютер.

Ход урока

1. Для чего каждому человеку нужно знать русский язык? Учащиеся отвечают. Итог: русский язык нужно знать для общения, для обмена знаниями, для выражения чувств, для воздействия друг на друга.

2. Читаю строки из стихотворения И. Токмаковой

«Плим».

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Вопрос:

Скажите, что же значит

Смешное слово «ПЛИМ»?

Доказательство найти в толковом словаре (1 минута).

Ответы детей.

Итог: 

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К. Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати.

3.Разговор мамы с сыном (сценка-диалог).

- Мама, сегодня дождь пойдет!

- Почему ты так думаешь?

- Барометр упал.

- Откуда ты знаешь?

- Я же его сам уронил!

Слайд «Барометр».

Вопрос: Какую особенность русского языка не знал мальчик?

Дети: Мальчик не знал, что слово падать многозначно.

Падать:

1. Опускаться, валится на землю, книзу. Падать от усталости. Сердце падает(о чувстве страха).

2. Об атмосферных осадках: идти, выпадать. Падает снег.

3. Вылезать, выпадать (о волосах, зубах, а также о шерсти у животных и о перьях у птиц).

4. Опускаться, свисая. Волосы падают на плечи.

5. По месту, времени. Основная работа падает на первое полугодие. Отпуска падают на летнее время. Ударение падает на первый слог

6. Распространяться в каком-либо направлении. Свет из окна падает на клумбы. Тень падает на дорожку.

 

7. Задевать кого - что, касаться кого - чего(о чем-нибудь предосудительном). Подозрение падает на приезжего.

8. Приходиться на чью-нибудь долю, выпадать. Все заботы по хозяйству падают на нее.

9. Понижаться, уменьшаться  (в уровне,  размере, силе, напряженности и т. п.). Летом вода в реке падает. Цены на товары падают. Акции падают. Барометр падает. Настроение падает.

10. Приостанавливаясь в развитии, становиться хуже, беднее, ничтожнее. Буржуазное искусство падает.

11. Умирать, дохнуть  (о скоте,  животных).

Дети: Слова одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение.

Задание: Записать слова, имеющие несколько значений (коса, кисти, хвост).

Анализ слов.

4.Читаю стихи:

 - Отчего ты плачешь, друг, - внука дедушка спросил.

 - По письму, - ответил внук, - тройку нынче получил.

 - Ты нажми! Не будь же плаксой.

 -  Нажимал я - сделал кляксу.

Вопрос: На какие слова вы обратили внимание?

Дети обмениваются мнением о смысле слов: «нажми» и «нажимал».

Вывод: слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значения, называются омонимами. 

Слайд «Омонимы».

Серёжа читает(слайд):

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись.

Не всегда нужна поспешность.

Ты до смысла доберись!

5.Вопрос:

(слайд.)

— Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

— В какой печи нельзя испечь калачи?

— Из какого крана нельзя напиться воды?

6.Итог: Омонимы. Запись в тетрадь или чтение карточек.

7.Слайд «Врач».

Вопрос: Кого вы видите на картинке? А как сказать иначе?

(доктор, лекарь, эскулап).

8.Итог: Слова разные по звучанию и написанию – синонимы.

Слайд «Синонимы».

Вопрос: Выбрать карточки со словами обозначающими предметы, которые можно заменить словами-синонимами.

Карточки: яблоко, конь, берёза, луна, ягоды, бегемот, собака, стол (на доске).

Дети называют:

Конь – лошадь

луна – месяц

бегемот – гиппопотам

собака – пес

Спорный вопрос: луна – месяц синонимы?

Ответ: Луна, месяц (преимущественно в начальных и последних фазах, когда луна имеет серповидную форму).

- Подождите месяца, он теперь скоро взойдёт.

- Пожалуй, сказала Надежда Алексеевна, - я давно не ездила при луне (Тургенев).

Слайд «Луна».

9. Вместо фразеологизмов — синонимы.

Задание: Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

       

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся, куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

синонимы.

10. Задание: Найдите фразеологизмы и объясните их.

Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама. А Саша стучит.

- Прекрати стук! — сказал папа. А Саша стучит...

- Как об стенку горох, — говорит бабушка. — Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано — сделано! — Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.

- Я машину чиню... А бабушка:

- Всему свое время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь — вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

Ответ: Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано - сделано; не видать как своих ушей; всему свое время; ему про Ерему, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь.

11.Задание: В рассказе нужно найти выражения, употребленные в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку

   Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим пальчики оближешь.

     Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем... Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.

     - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, расстроились мы.

     - Вот пустомеля, — возмутился дед, — все время кому-нибудь морочит голову.

     У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

    - Ничего, ребятишки, — успокоил нас дед, — со мной пойдете.

    И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.

Ответы: 

В рассказе встретились следующие выражения, употребленные в переносном смысле: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.

12.Итог: 

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово — хромая речь» — гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

13. Учитель:

«Самая большая книга находится в Америке. Ее высота 3 м, толщина 1 м. Страницы такой книги перелистывает специальный аппарат.

Самая маленькая русская книга - сборник басен И. А. Крылова. Она напечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечного коробка».

Вопрос: Чем различаются слова: большая - маленькая?

Дети: Противоположным значением.

Вывод: Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. (слайд «Антонимы»)

14.Вопрос-задание: 

Вставить слова, противоположные '"по смыслу(у детей карточки, в которые они дописывают конец предложений).

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... , (низко)

Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... , (близко)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты ... (храбрец).

Теперь начало я скажу - ну, отвечай ... (конец).

Итог: 

Антонимы – слова, имеющие противоположное значение (карточка).

15. А что значит знать слова? Как этого добиться? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. И помогут вам в этом этимология и фразеология.

Вы получили задание поработать со словарём и рассказать о некоторых учебных предметах, вещах и понятиях связанных со школой.

 

Отвечают 8 человек.

ГЛОБУС

Отвечает Илья.

Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий.

Ну а почему же все-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само слово глобус означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Поэтому знайте: когда вы держите в руках глобус, вы держите земной шар.

КАНИКУЛЫ

Отвечает Света.

Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникул. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Если перевести его с латыни на русский язык, то получится... «собачка», «щенок». Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы.

Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

КАРАНДАШ

Отвечает Влад.

Слово карандаш образовано от тюркского кара, что означает «черный» и таш - «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» — кожаную, металлическую и, наконец, деревянную.

Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

ЛАСТИК (РЕЗИНКА)

Отвечает Надя.

Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.

Но у нее есть еще одно название — ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».

ОШИБКА

Отвечает Слава.

Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень - шиб, означающий бросок, удар. В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели». Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Старейшее значение глагола ошибаться - «оказаться на отшибе, отстать, лишиться чего-либо». В Древней Руси хвост называли «ошибь». И правда: тот, кто много ошибается, всегда в хвосте будет плестись.

ПАРТА

Отвечает Влада.

Сто раз на день школьник повторяет: парта, на парте, за партой, а откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют.

Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от французского apart - «особо», «в отдельности»; когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.

ПЕНАЛ

Отвечает Настя Дёмина.

Перо по-латыни будет пенна. А где хранят перья?

В специальной коробочке, которую назвали пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдется там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова пенна (перо).

Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, названия перо, перья по традиции сохранились.

ПОРТФЕЛЬ

Отвечает Настя Кирикова.

Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт-: портсигар (сигаронос), портмоне (день-гонос), портфель (листонос).

Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фелъ (лист).

Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.

Да, кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге — портфель: это грубая ошибка.

Итог: 

Вы задумались над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе, как рождаются слова, когда и кем создаются. Этимологический словарь введёт вас в удивительный и многоцветный мир слова, поможет успешному усвоению языковых норм, развитию «дара слова».

16.Итог урока: 

Кто устал. Кому было интересно.

Анализ индивидуальных карточек успехов.