Карточки по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Задания можно использовать для проверки усвоения основных орфограмм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_na_vse_orfogrammy_no1_-_no25.doc.zip | 13.39 КБ |
literaturnaya_gostinnaya.odt | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по русскому языку для 2 - 3 класса
Карточка №1.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
С…сновый, под…рить, оч…рование, пруж…на, ч…йник, ч…ткий, в…юга, л…ша…ка, с…жают, п…хучий, м…шкара, ры…ка, тра…ка, шка…, с…ел, трол…ейбус, Ал…а, ч…твер…, сер…це, грус…но, окрес…ность, (по)вр…дил, (за)горой, в…ехал, веч…ный, стул…чик, белоч…ка.
Карточка №2.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
М…сты, п…тёрка, дв…ры, гр…за, к…р…ндаш, лес…ница, уч…ник, ро…кий, ло…ка, д…рев…я, пас…аж…р, ал…ея, жи…кий, скри…ка, блу…ка, со…нце, ст…лица, х…р…шо, звёз…ный, с…ёж…лся, плат…е, (на)листе, (по)лёт, реч…ка, (с)б…жал, дач…ный, спл…ши.
Карточка №3.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
В…зал, др…жал, варе…ки, л…пата, в…дро, ша…ка, чес….ный, м…ро…, дру…, т…жёлый, тр…пинка, ноч…ной, грус…но, осен…ю, под…ём, (за)брал, (в)лез, (в)лес, (за)платил, под…езд, об…явление, (с)сол…ю, осен…ий, шарман…щик, ч…тение, ч…лоч…ки, ш…шеч…ка.
Карточка №4.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Окрес…ност…, прелес…ная, нак…рмить, п…года, ул…ца, м…рко…ка, м…розная, л…сток, п…ля, цв…ты, закр…чал, у…кий, бли…ко, (за)пищ…л, щ…ка, ча…ка, тр…щал, скр…пит, мя…ко, мы…ка, с…езд, пред…явил, мас…а, ап…етит, з…лёный, ш…шка, девоч…ка, (из)дома.
Карточка №5.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Вес…ло, цв…ты, руч…и, ни…ко, лё…кий, ро…кий, сла…кий, кру…ка, с…ёмки, об…езд, Натал…я, грам…, п…ляна, об…ект, л…нивый, …кно, лоша…ь, бас…ейн, по…вился, (за)бор, (за)лесом, щ…вель, кр…вать, деду…ка, похо…ка, заря…ка, сла…кий, но…ти, пугович…ка, цв…точ…ки.
Карточка №6.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Оши…ка, к…л…цо, щ…вель, ст…рик, похо…ка, д…машний, снегопа…, удоч…ка, в…сна, л…са, варен…е, арбу…, рас…ка…, тормо…, (за)гр…бами, улы..ка, конеч…но, н…ч…ной, (под)бежать, ак…уратно, хок…ей, (у)л…тать, обещ…ние, об…ятия, ус…но, завис…ливый.
Карточка №7.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Тр…щать, ч…сы, самока…, сосе…, внуч…ка, п…ляна, д…тя, суд…я, под…ёмник, раз…яснять, пон…дел…ник, б…р…бан, з…во…, сол…в…и, (за)брать, (до)дороги, п…ля, в…гон, пер…он, п…том, пл…сать, ш…повник, ч…рвяк, ука…ка, суб…ота.
Карточка №8.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Хор…шо, пес…ня, крова…ка, ж…ра, друж…ть, сн…ж…нка, с…сна, гр…чи, хв…лить, компо…, (из)учать, (на)обе…, (на)мазать, ст…кля…ка, варе…ка, ярос…ный, бас…ейн, вп…реди, ло…кий, про…ьба, п…рина, д…лина, тра…ка, ч…ры, туч..ка, осв…щ…ть, Мар…я, Рос…ия.
Карточка №9.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
(К)другу, к…леч…ко, (в)т…тради, бабоч…ка, горо…, с…ло, чес…ный, длин…ый, об…явить, ненаст…е, зага…ка, л…ётся, под…ехал, (у)л…тать, рома…ка, г…рой, рыбё…ка, учас…ник, в…сток, повя…ка, за…вить, (за)варил, парч…, п…тно, (за)явить, ладо…ки, с…ёмка, рус…кий.
Карточка №10.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Рос..ия, (в)б…жать, ю…ка, раздол…е, под…ём, п..ют, с...ездить, (до)ехать, (на)родину, к…рзина, стр…на, праз…ник, кол…екти…, груп…а, д…рев…я, инж…нер, изгоро…ь, про…ка, бума…ка, карто…ка, пас…бище, ве…ти, уг…стить.
Карточка №11.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Раз…ед…нить, об…явление, вороб…и, пры…ки, ве…ти, ска…ка, (до)ш…л, (по)б…жал, поз…ний, (вы)т…щил, д…лёкий, просл…дить, подру…ка, обу…ь, гла…кий, г…р…зонт, прелес…ный, со…нце, сер…це, ст…лбы, к…шачий, Леноч…ка, ш…рфы, реч…ка.
Карточка №12.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Под…езд, из…ян, гост…я, боро…ка, шу…ка, сла…кий, сапо…ки, (по)лянке, (в)л…тел, облас…ной, д…лина, (за)гр…знить, серё…ка, сосе..ка, ко…ти, бл…стят, свис…нул, мес…ность, м…хнатый, к…леч…ко, в…ез…, дере…це, (до)гадались.
Карточка №13.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
С…ел, с…ёж…лся, запла…ка, пла..ки, теле…ка, д…ро…ка, (в)окно, наез…ник, (по)см…трел, со…нце, выстр…лить, об…явить, ре…кий, пас…аж…р, пот…мнело, ус…ная, грус…но, тр…пинка, т…рмозить, сбор…щик, в…сел…е, (на)с…сне, вес…ник, ре…ьба.
Карточка №14.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Пря…ки, сырое…ка, Серё…ка, ре…кий, у…кий, с…ел, (по)ст…р…нам, грус…ный, мес…ный, пок…ч…ть, ал…ея, ап…арат, посп…шил, п…щал, сла…кий, ро…кий, капус…ный, трос…ник, м…рж….ха, набр…сать, раз...ярённый, осен…ий, р…са.
Карточка №15.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Кос…ная, бел…ё, р…са, л…нейка, об…ятия, в…сен…ий, с…ёмка, сынов…я, раз…яснил, опу…ка, бума…ка, (об)л…тел, лес…ница, уч…с…ник, выс…хли, к…л…кол…чик, мас…аж, оп…рение, бул…он, тес…но, ч…дес…ный, опас…но, в…дич…ка, сле…ть.
Карточка №16.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Пол…ком, наскво…ь, ша…ка, с…ёж…лся, в…юн, с…язвил, (по)в…ртел, праз…ник, пог…ревал, т…нцует, т…леграм…а, ласточ..ка, об…езд, моло...ьба, безрадос…но, н…ч…ной, слё…ки, ре…кий, гла…кий, мач…та, тр…щал, п…еса.
Карточка №17.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Гла…кий, г…ло…ка, (по)стуч…л, завис…ливый, з..ркал…ный, мил…иметр, (за)кр…ч…л, ш…рокий, б…рё…ка, кас…а, о…ца, в…ёт, д…ректор, б…ют, в…роб…и, кол…екция, ноч…ной, об...ём, г…ревал, сон…ый, об…ехать, сколь…кий, гр…за, фля…ка.
Карточка №18.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Ст…ял, праз…ник, клас…, с…ёмка, (по)д…роге, л...пата, яг…да, длин…ый, (по)ду…ка, (по)ш…л, к…лограм…, рас…каз, сп…ртивный, ш…ёт, з…л…тистый, комп…ютер, под…ёмный, изморо…ь, пры…ки, реч..ка, (на)бумаге, здра…стуй, пох…л…дало, тра…ка.
Карточка №19.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Бере…, наро…, в…р…бей, гн…здо, осен…ий, груп…а, Ан…а, вкус..ный, об…явить, п…ёт, сч…ст..е, повстр…ч…л, тр…пинка, обло…ка, ж…вопись, выле…, звёз…ный, разв…с…лился, тр…ва, г…р…зонт, р…бята, т…варищ, м…лоч…ник, рас…казы, ап..арат.
Карточка №20.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Хок…ей, гиган…ский, прелес..ный, опас…ный, об…ятия, л…ёт, в…сел…е, пас…ж…р, доблес…ный, ст…рона, с..ест, до…ехал, (от)б…жал, к…смона…т, с…б…чонка, жуж…ать, шос…е, т…ш…на, за...ц, облас...ной, гре…цы, г…л…сок.
Карточка №21.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Уч…с…ник, ужас…ный, с…езд, суд…я, св…тил…ник, лё…кий, нак…рмить, ч…ткий, кас…а, по…явление, под...ём, Дар…я, пере…ел, (о)п…шеходе, (по)т…нцевал, р…бота, М…сква, клас…, пер…он, р…дился, ш…рокий, свис…нул,
крос…вор…, с…колиный, тр..па, об..ёмный.
Карточка №22.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Поз…ний, об…явление, с…ёмка, коп…ё, ре…ьба, (на)хо…ка, св…стул…ка, рыж…к, пейза…, чес…ный, п…л…са, ж…тьё, г…р…дской, к…р…ва, грам…та, в…зание, веч…р, б…дняга, (в)трол...ейбус, хоб...и, з…вёт, ж…вёт, вес…ник, уч…с…ник, Кирил…, б…рё….ка.
Карточка №23.
ЗАДАНИЕ. Списать, выделить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.
Бл…стит, ш…лестит, раз…езд, под...ём, помощ…ник, м…лч…ние, б…р…жок, Соф…я, в…рона, уч…с…ник, х…р…шо, Ген…адий, зв…рюшка, ап...ликац…я, мас…а, ш…рстяной, поз…ний, капус…ный, плат…е, под…рожало, покр…снел, скр…пач, с…ора, крос…вор…, с…колиный, тр...па, об...ёмный, (о)в…юге, б…рё….ка.
Предварительный просмотр:
Тема: В.Д. Берестов. Стихи.
Цели:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова.
- Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
- Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развитие творческих способностей учеников.
Оформление:
1. Выставка книг В.Д. Берестова;
2. Выставка детских рисунков – иллюстраций к стихотворениям и сказкам В. Берестова;
3. Компьютерная презентация “Валентин Берестов”;
4. Плакат
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
5. Валентин Берестов – поэт, литературовед, переводчик, прозаик, сказочник, критик.
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
В. Берестов
Эти замечательные строки написал Валентин Берестов.
Ребята!
Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Валентина Дмитриевича Берестова - поэта, прозаика, переводчика, критика, литературоведа.
1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. “Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. “Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. - Не иначе СССР!”” Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: сказки Андерсена и “Гекельберри Финн”, “Одиссея” и баллады Жуковского. Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой.
Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.
Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.
Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.
Послушаем стихи, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе”.
Ученики читают наизусть стихотворения “Где право, где лево”, “На рассвете”, “Что всего милее”.
В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, С.Я. Маршаком.
Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.
Ученик читает наизусть стихотворение В. Берестова “Прогулка с Чуковским”
Мне четырнадцать лет, а ему шестьдесят.
Он огромен и сед, и румян, и носат.
Он о сыне скорбит, я грущу без отца.
Май цветёт. А войне всё не видно конца.
Осторожно мою он решает судьбу
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.
И прочтёт мне стихи, что великий поэт
Сочинил про любовь двадцати семи лет,
Вспомнит то, что меня ещё ждёт впереди.
О поэзия! Души людей береди,
Чтоб нашли в тебе силы и общий язык
Этот хилый мальчишка и крепкий старик.
В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью”
Послушайте шутливое стихотворение, которое Валентин Берестова посвятил К.И. Чуковскому.
Ученик читает наизусть стихотворение
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых важных книг?
Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю. Ещё в студенческие годы (1946) Берестов впервые поехал на археологические раскопки, древние города – Хорезм., Новгород. “Раскопки – это своего рода общение с древними людьми, с человечеством”, - писал Берестов.
Через несколько лет Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях “Меч в золотых ножнах”(1964) и “Два огня” (1966).
В 1946 году произведения В.Берестова начинают публиковаться в периодике. А 1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину” (Показ книжки - малышки)
Ученики инсценируют стихотворение “Про машину”
Вот девочка Марина,
А вот её машина.
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка.
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу.
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила они, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой Мишка.
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает всё на свете.
Первоклассный доктор Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять
И завести!
Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.
Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!
Ученик читает наизусть стихотворение “Дракон”
Он стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых “стишков” было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей и малюток.
Ученик читает наизусть стихотворение “Гололедица”
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Стихотворная миниатюра для малышей – одна из наиболее сложных и капризных поэтических форм. Каждое слово здесь на виду и на слуху. В “крошечных” стихах Валентина Берестова тусклых, скучных, фальшивых слов не бывает. Их мелодия удивительно чиста и бравурна. Поэтому, наверно, и, кажется, что стихи эти насквозь пронизаны солнцем и смехом.
Ученики читают наизусть стихотворения.
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Весенняя сказка
Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд –
И на реке
Начался
Ледоход.
Тучка
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
Картинки в лужах
В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.
Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.
А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки
Заяц - барабанщик
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
– Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.
Юла
Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А юла, юла, юла,
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.
Непослушная кукла
Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
Что за воспитание!
Просто наказание!?
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет на кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть она лежать,
Все лежать, она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое можно назвать ночной считалкой.
Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит
Сон.
Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:
Как хорошо уметь читать!
(Дети подхватывают и произносят следующие строки хором)
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну прочитай ещё страницу!”
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
А сейчас послушаем несколько стихотворений В. Берестова из школьной лирики.
Ученики читают наизусть стихотворения.
“Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”
“Линейка”
Я – линейка.
Прямота –
Главная моя черта.
“Портфель”
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
“Учебник”
- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его учебником зовут.
Ведущий
Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет
Менее известен Берестов как сказочник.
- Вспомнимте, какие сказки написал В.Берестов?
(Ответы детей)
- “Как найти дорожку”
- “Змей - хвастунишка”
- “Честное гусеничное”
- “Мастер птица”
Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.
- Посмотрите , ребята, на этого необычного мальчика. Подскажите, кто это?
(Ответы детей)
- Правильно – это домовёнок Кузя.
Сказку о домовёнке Кузьке написала Т. И. Александрова, но благодаря усилиям В. Берестова она была издана.
Книга увидела свет в 1991 году.
А случилось это так!
Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой, случившейся много лет назад. Татьяна Ивановна принесла рукопись. Всё, что она читала, заставляло В. Берестова грустно вздыхать. И тогда огорчённая Татьяна Александрова вынула из папки большую тетрадь и прочла: “ Маленький домовёнок с размаху налетел на огромноё дерево и кувырк вверх лаптями”.
“… Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жильё. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких ещё никто не писал и не рассказывал.
Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовёнка Кузьки.”
- Легенда утверждает, что Кузька родился именно в Поленово. (Имение известного художника Поленова. Супруги - Берестов В.Д. и Александрова Т.И. прожили там несколько месяцев.)
Он был обнаружен в поленовской бане под веником. Кузька явился в её рисунках смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях “нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся”. Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на “родословную”.
Но Кузька – не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё хранитель “живого великого языка”. Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими для детского уха с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька всё удивляется: “Вот тетёха, недотёпа, невразумиха непонятливая!”
Татьяна Александрова так и не увидела книжку изданной.
Розы в блеске морозного дня.
У могилы стою на ветру.
И впервые утешит меня
Мысль о том, что я тоже умру.
В.Берестов подготовил полный текст сказки про Кузьку к изданию.
По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым . Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей.
С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.
- Ребята, вы нарисовали рисунки - иллюстрации к стихотворениям и сказкам В. Берестова.
Давайте рассмотрим их.
- Угадайте, к каким произведениям В. Берестова ваши рисунки.
(Обращение к выставке).
Берестов – переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем “Песенка волынки: Стихи”, Франтишек Грубин, С. Вангели “Гугуце – капитан корабля”, Г.Виеру “Весёлая азбука”.
Послушаем “Грузинские народные потешки”
Он и литературовед – исследователь творчества А.С. Пушкина, Шекспира.
В девяностые годы – Валентин Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Звучит стихотворение “Эшелоны” и музыка.
Викторина “Откуда эти строки?”
- Угадайте, из какого это произведения:
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
“Где же стадо? М - у –у –у!
Ску – у - учно одному – у – у – у!”
Дети. “Бычок”
………………………………………………………..
Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов проятных нам желает.
- Баю – бай! Баю – бай!
Вот что значит этот лай.
Дети. “Щенок”
…………………………………………………………..
Несут меня ходули
Кричат ребята: “Слазь!”
Боюсь, не упаду ли
С ходулей
Прямо в грязь.
Дети. “Ходули”
…………………………………………………………….
- Продолжите строки:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно …
Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд,
И……..
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично …..
Валентин Дмитриевич стал профессиональным литератором. Читатель любого возраста и разнообразных книжных пристрастий найдёт в нём своего автора.
“Берестов, - писал поэт Коржавин, - это прежде всего талантливый, умный и , если можно так выразиться, весёлый лирический поэт”.
Я не верю в опустевший двор,
Я играю с вами до сих пор.
Литература:
- “Писатели нашего детства”, ч.1., биографический словарь, Изд “Либерия”, 1999 г.
- Справочно - библиографический отдел, ЦГДБ им. А.Гайдара, г. Москва
- Ирина Линкова “О писателях. Валентин Берестов”
- Марина Аромштам “С днем рождения, домовенок!”
- Д.Шеваров “Весёлый барабанщик Берестов”
- Книги В.Берестова (разных лет) “Богатыри”, “Как найти дорожку” “Весёлое лето” и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку
Эти карточки помогут организовать самостоятельную работу учащихся...
Карточка по русскому языку
Карточка предназначена для работы НЕСПИРТОВЫМ маркером по кармашку-файлу.Таким образом,может использоваться многократно....
Карточки по русскому языку 4 класс.
Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома....
Карточки по русскому языку 2 класс
На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду...
Карточки по русскому языку
Карточки можно использовать на уроках русского языка в 3 и 4 классах для самостоятельной работы...
Карточки по русскому языку
Карточки по теме "Однородные члены предложения"...
Карточки по русскому языку
При разборе предложений по членам предложения на начальном этапе помогут карточки - помощницы. Таких карточек надо приготовить по 2-3....