рабочая программа русский язык 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_russkiy_2_klass.docx | 211.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Русский язык», разработанной Р.Н.Бунеевым и др., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции
Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Основное содержание
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст».
В 2 классе дети закрепляют признаки предложения, знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме; читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Усугубляется понятие о тексте. Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка чтения.
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом лицея №378 рабочая программа рассчитана на 170 часов в год
при 5 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М.: Баласс, 2012
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 2 класс-. М.:Баласс, 2012
3. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2 класс, в 2-х вариантах. - М.:Баласс, 2012
4.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса. – М.:Баласс, 2012
5. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию для 2 класса. – М.:Баласс, 2012.
2. Учебно-тематический план
Название разделов | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Слово (введение) | 5 | Знакомство с новым учебником. Толкование значения слова. Звукобуквенный разбор слова. Характеристика слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает) |
Предложение | 12 | Оформление предложения на письме (орфографически и пунктуационно). Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложения из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. |
Текст | 12 | Анализ заглавия, соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текст до чтения, во время чтения и после чтения |
Слово (продолжение) | ||
в том числе: Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? | 7 | Постановка к словам вопросов какой? Какая?, что делает? что делал? и т.д. Постановка вопросов от слова к слову (кто?, какой?, кто?, что делает?), Нахождение в предложениях слов, отвечающих на данные вопросы. Группировка слов по вопросам. Установление в предложении действующего лица или предмета. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы. Нахождение слов с противоположным и сходным значением. |
Слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? | 11 | |
Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал? | 5 | |
Связь слов в предложении | 8 | |
Слова, к которым нельзя задать вопрос | 9 | Нахождение в предложении (тексте) слов, выражающих различные чувства, характеристика их роль в речи. Характеристика роли предлогов в речи. |
Части слова. Корень | 3 | Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов. Составление групп однокоренных слов. Нахождение суффиксы в словах ок, ик, тель, ушк, юшк, ёнок, онок, ят, ищ, их значение, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. Наблюдать над однокоренными словами. Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. |
Части слова. Суффикс | 4 | |
Части слова. Приставка | 5 | |
Алфавит. Написание большой буквы в словах | 13 | Расстановка заданных слов в алфавитном порядке. Упражнение в написании слов с большой буквы. |
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 14 | Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах. Обозначение графического выбора написания. |
Правописание букв Ь и Ъ | 15 | Соотнесение количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Постановка ударения, различение ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов, Группировка слов с изученными орфограммами. |
Безударная гласная в корне | 12 | |
Правописание проверяемых согласных на конце слова | 13 | |
Повторение | 14 | |
Итого | 170 |
- Содержание программы
Слово (введение)
Звуки речи, их обозначение на письме. Звуки гласные и согласные. Буквы гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.
Ударение. Роль ударение в речи. Деление слов на слоги.
Предложение Основные признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос). Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение. Интонация.
Связь слов в предложении. Грамматическая основа (без введения этого понятия)
Текст Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль, основная мысль текста. План текста. Части текста. Абзац. Отличие текста от набора предложений.
Слово (продолжение)
Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел), обозначение орфограмм.
Лексическое значение слова, многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. Слова со сходным и противоположным значением.
Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Лексическое значение однокоренных слов. Единообразие однокоренных слов.
Суффикс (определение). Суффиксы имен существительных: ок, ик, тель, ушк, юшк, ёнок, онок, ят, ищ, их значение, словообразование.
Приставка (определение). Группа приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
Алфавит. Практическая значимость знания алфавита.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова. Звук (й) после согласных перед гласными.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ;
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые согласные на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направления:
1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов) и письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой)
4) Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыков письма в одну линейку.
Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе:
Алфавит, артист, берёза, вдруг, весело, вокруг, воробей, город, граждане, гражданин, громко, девочка, дорога, завод, иногда, карандаш, класс, мальчик, мороз, Москва, народ, овощи, однажды, Отечество, погода, потом, работа, ранец, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, сколько, скоро, слева, сначала, собака, сорока, столько, театр, тетрадь, тогда, только, трамвай, улица, ученик, учитель, учительница, человек, язык.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Фонетика и графика – 9 часов | ||
Звуки и буквы Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости Слог. Ударение Фонетический анализ слова Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв | Звуки речи, их обозначение буквами. Буквы гласные и согласные. Согласные звуки Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) Согласные твердые и мягкие (парные и непарные) Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Ударение. Роль ударения в устной речи. Ударные и безударные гласные слоги, ударные и безударные гласные Слог. Деление слов на слоги и на части для переноса Правила переноса слов. Устный фонетический анализ слова. Частичный письменный фонетический анализ слова Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, с помощью буквы ь. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы Практическая значимость знания алфавита | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка») Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие) Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв) Объяснять принцип деления слов на слоги Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму |
Состав слова (морфемика) – 13 часов | ||
Форма слова. Окончание Основа слова. Корень слова Однокоренные слова Чередование согласных в корнях. Суффикс Приставка. Значение суффиксов и приставок Разбор слова по составу
| Части слова. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Разграничение приставок и предлогов. Разбор слова по составу (морфемный анализ) | Объяснять способы изменения формы слова, действия изменения формы слова Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов) Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава Объяснять значение слова — давать развернутое толкование его значения Различать родственные слова и формы слова Объяснять роль и значение суффиксов/приставок Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») |
Лексика – 3 часа | ||
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | Слово и его значение. Значение слова в толковом словаре и тексте. Слова однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением. Наблюдение за многозначными словами в предложениях. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Слова-омонимы. | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Определять значение слова, пользуясь толковым словарём. Составлять собственные толковые словарики. Наблюдать за использованием в тексте синонимов и антонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящие. Контролировать уместность использования слов в предложении. Корректировать обнаруженные ошибки. Анализировать использование в тексте слов в прямом и переносном значении. Оценивать уместность использования в тексте слов, выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи |
Морфология – 26 часов | ||
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные Имя существительное: общее значение. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Имя прилагательное: общее значение. Словообразование имен прилагательных. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Словообразование глаголов от других частей речи | Части речи, их значение и признаки. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? что делал? Имя существительное, его значение, признаки, использование в речи Имена существительные одушевленные и неодушевленные (вопросы кто? что?), собственные и нарицательные. Имя прилагательное, его значение, признаки, использование в речи. Связь (согласование) имени прилагательного с именем существительным Глагол, его значение, признаки, использование в речи. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, междометия) | Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи) Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы Классифицировать слова по вопросу Объединять слова в тематические группы Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. какой? кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы |
Синтаксис - 16 часов | ||
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные | Слово, словосочетание и предложение. Связь слов в словосочетании (главное и зависимое) Признаки предложения Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложении. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные (по цели высказывания) Предложения восклицательные и невосклицательные (по интонации) | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании Наблюдать: находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения Классифицировать предложения по цели высказывания Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений |
Орфография и пунктуация – 80 часов | ||
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой) Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Правописание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чт, щн Перенос слов Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки | Определять наличие изученных орфограмм в словах Объяснять написание слов Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о») Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил Группировать слова по типу орфограммы Группировать слова по месту орфограммы Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника Составлять словарь слов, в которых были допущены ошибки Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами |
Развитие речи – в течение года | ||
Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) Текст. Признаки текста Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. Абзац Последовательность абзацев в тексте План текста | Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к заданным текстам. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев План текста. Составление планов к заданным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных Создавать тексты по предложенному заголовку Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно) |
4. Требования к предметным умениям по русскому языку у учащихся к концу второго класса
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систематизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Интеллектуально- речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
2-й класс | ||
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предложения из слов; по данным схемам; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • составлять небольшой текст (4–5 предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • выбирать заглавие к тексту из ряда данных | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокоренные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте) | • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные случаи); • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
5. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во втором классе
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» во втором классе является формирование следующих умений:
– Осознавать роль языка в жизни и речи людей;
– Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– Самостоятельно и с помощью учителя определять цель деятельности на уроке;
– Совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему;
– Учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
– Учиться планировать свою деятельность на уроке;
– Учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
– Уметь работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
– Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и в словаре;
– Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– умение слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– умение выразительно читать и пересказывать текст;
– умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
– умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования универсальных учебных действий служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения, тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
– умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– умение осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– умение понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; сам - но озаглавливать текст;
– умение делить текст на части, озаглавливать части;
– умение подробно и выборочно пересказывать текст;
– умение правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– умение делить слова на части для переноса;
– умение производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
– умение правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
– умение писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание не совпадают;
– умение видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– умение писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой;
– умение писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– умение находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– умение находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
– умение видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– умение обращать внимание на особенности употребления слов;
– умение ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
- умение составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- умение предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
- умение выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
В курсе русского языка во втором классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводится на первых этапах обучения. Его цель – анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю.
Учебники УМК «Школа 2100» предполагают органическое единство обучающей и контролирующей функции, использование обучающего контроля. Он реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь», так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В.Бунеева).
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимальном уровнях. Выполняя их, ученики могут продемонстрировать свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями Госстандарта (необходимый уровень) и программы «Школы 2100» (программный уровень), а в отдельных заданиях этот уровень может быть максимальным – сверх программы. Уровень показывает степень самостоятельности и нестандартности в освоении каждого умения. Время проведения проверочной работы 30-35 минут на специально отведённом уроке.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Такое накопительное и формирующее оценивание учит школьников планировать свои действия. Второклассники должны постоянно видеть результаты своей работы. Для этого используется таблица требований по предмету в «Дневнике школьника» и портфель достижений школьника.
В таблице требований по предмету в «Дневнике школьника» ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. В портфель достижений помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности
Уровень успешности | Отметка | Пояснения |
Не достигнут необходимый уровень. | «2» - неудовлетворительно | Не решена типовая много раз отработанная задача. |
1. Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания | «3» - удовлетворительно | Частично успешное решение (с ошибкой или с привлечением посторонней помощи на любом их этапов решения) |
«4» - хорошо | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
2. Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: -либо применить новые, получаемые в данный момент знания; - либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. | «4+» - приближается к отлично | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом их этапов решения) |
«5» - отлично | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) | |
Третий уровень особый – необязательный для всех учеников, фиксирующий их исключительные успехи | ||
3. Максимальный уровень – решение задачи на неизученный материал, которое потребовало: - либо самостоятельно добытых, не полученных на уроке знаний; - либо новых, самостоятельно приобретённых умений. | «5+» - превосходно | Частично успешное решение (с незначительной ошибкой, не влияющей на результат, или привлечением посторонней помощи на любом их этапов решения) |
«5 и 5» - превосходно | Полностью успешное решение (без ошибок, самостоятельно) |
Оценивается любое, особенно успешное действие, балльно фиксируется только решение полноценной задачи, - умения по использованию знаний.
За каждую учебную задачу или их группу, показывающую овладение учеником отдельным умением, ставится своя, отдельная отметка.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится по желанию ученика.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля – проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты.
Проверочное списывание проводится в начале года и в конце первого полугодия, контрольное списывание – в конце года. Объём текстов – 32, 34 и 38 слов соответственно. Цель: проверка умения правильно, без ошибок и пропусков списывать текст.
Диктанты проводятся для проверки уровня развития правописных умений и навыков. Дополнительные задания во время диктанта не предлагаются. Оставшееся время дети проводят самопроверку, графически обозначают изученные орфограммы, находят и исправляют ошибки.
Критерии оценки письменных работ по русскому языку во втором классе
Норма | «5» («отлично») | «4» («хорошо») | «3» («удовлетворительно») | «2» («плохо») | |
Диктант | 45-55 слов | уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок; | уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Наличие не более 2 ошибок; | достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок; | уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие 6 ошибок или более; |
Списывание | 30-40 слов | безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений; | работа, в которой допущено1-2 исправления или одна ошибка; | работа, в которой допущены 2-3 ошибки; | работа, в которой 4 ошибки и более; |
Словарный диктант | 8-10 слов | без ошибок | диктант с 1 ошибкой | диктант с 2 ошибками | диктант с 3 и более ошибками |
К ошибкам в диктантах относятся: | |||||
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; - неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); - наличие ошибок на изученные правила по орфографии; - существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения; - отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте. | |||||
К недочётам в диктантах относятся: | |||||
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы; - отсутствие красной строки; - неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило. |
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы (диктанты, списывания, словарные диктанты).
График проведения контроля
Период обучения | Вид работы | Темы | Стр. тетради | ||
1 четверть | Проверочное списывание № 1 | Повторение пройденного в 1 классе | с.1 | ||
Проверочная работа № 1 | Предложение | с.2-3 | |||
Проверочная работа № 2 | Текст | с.4-5 | |||
Словарный диктант | Слова с непроверяемыми написаниями | ||||
2 четверть | Проверочная работа № 3 | Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? | с.6-7 | ||
Проверочная работа № 4 | Слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что сделал? Что делал? | с.8-9 | |||
Проверочная работа № 5 | Слова, к которым нельзя задать вопрос | с.10-11 | |||
Контрольный диктант № 1 | За первое полугодие | с.12-13 | |||
3 четверть | Проверочное списывание № 2 | Раздельное написание слов с предлогами | с. 16-17 | ||
Проверочная работа № 6 | Части слова. Корень. Суффикс. Приставка. | с.14-15 | |||
Контрольный диктант № 2 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | с.18-19 | |||
Контрольный диктант № 3 | Правописание букв Ь и Ъ | с.20-21 | |||
4 четверть | Проверочная работа № 7 | Безударная гласная в корне | с.22-23 | ||
Контрольный диктант № 4 | Безударная гласная в корне | с.24-25 | |||
Контрольный диктант № 5 | Написание проверяемых согласных на конце слова | с.26-27 | |||
Контрольное списывание | Программный материал за весь год обучения | с.31 | |||
Словарный диктант | Слова с непроверяемыми написаниями | ||||
Итоговая контрольная работа | Программный материал за весь год обучения | с.28-30 | |||
Итоговый диктант | Программный материал за весь год обучения | с.32 | |||
ИТОГО: | |||||
Проверочные работы | 7 | ||||
Списывания | 3 | ||||
Словарные диктанты | 2 | ||||
Диктанты | 6 | ||||
Контрольные работы | 1 |
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
- Комплексная работа по итогам обучения
- Стандартизированная контрольная работа.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Данная диагностика разработана для учащихся 2-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.
7. Календарно – тематическое планирование ( русский язык)
Условное обозначение | Тип урока |
Вводный | |
урок применения знаний и умений | |
урок ознакомления с новым материалом; | |
урок контроля знаний; | |
урок обобщения и систематизации знаний | |
Комбинированный | |
Урок повторения (рефлексии) | |
Урок развития речи |
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения (РУССКИЙ ЯЗЫК)
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
2 | «Русский язык» Учебник для 2 класса Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Москва «Баласс» 2012 г.) Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации | «Русский язык. 1-2 классы» (Методические рекомендации для учителя) Авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2012г.) | Орфографическая тетрадь для 2 класса Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2012 г.) Тетрадь по чистописанию Автор М.А. Яковлева (Москва «Баласс» 2012 г.) Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс Автор Л.Ю. Комиссарова (Москва «Баласс» 2012 г.) Слова с непроверяемыми написаниями к учебнику Русский язык Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2012 г.) Н.А.Исаева «Рабочая тетрадь по русскому языку» ,2 класс- М.: Баласс, 2012 | Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1 (2) Автор Е.В. Бунеева (Москва «Баласс» 2012 г.) | http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/sb_prog_2010_rus_yaz.pdf http://school-collection.edu.ru http://www.intel.com/cd/corporate/ education/emea/rus/index.htm |
Перечень учебно-методического обеспечения :
- /CD/ «Русский язык. Начальная школа. 2 класс» (1С)
- /CD/ «Уроки русского языка КиМ 2 класс. DVD-BOX CD-ROM» (Нью-Медиа Дженерейшн)
- Презентации к урокам.
- Наглядные материалы по русскому языку для 2 класса.
Литература, используемая при написании рабочей программы:
1 Биболетова М.З., Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Планируемые результаты начального общего образования, - М.:Просвещение, 2011.- 120 с. - серия «Стандарты второго поколения».
2. Бунеева Е.В, Исаева Н.А.. Русский язык, 1-2 классы, Методические рекомендации для учителя. – М.:Баласс, 2012
3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа.- М.:Баласс, 2010.- 192 с. - серия «Образовательная система «Школа 2100».
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, – сост. Е.С.Савинов.- М.:Просвещение, 2011.- 191 с. - серия «Стандарты второго поколения».
5. Развернутое тематическое планирование, 2 класс: образовательная система «Школа 2100»/ авт. Составитель О.В.Рыбьякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Изменения календарно-тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
| |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку ...
рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)
Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович), 2016-17 уч. год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...