рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
полная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 116.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования России №373 от 06.10.2009 года) и Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Называевская СОШ №1»
Обучение ведётся по учебникам УМК «Школа России»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
- Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Критерии оценок по русскому языку во 2 классе:
Диктант: «5» - без ошибок и правильная каллиграфия;
«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 исправления и 1 ошибка;
«3» - 3-5 ошибок, 1 пунктуационная и 2 орфографические, 3-4 исправления и 1 ошибка;
«2» - 5 и более ошибок.
Списывание: «5» - без ошибок и правильная каллиграфия;
«4» - 1 ошибка или 2 исправления;
«3» - 2 ошибки и 1-2 исправления или 1 ошибка и 3-4 исправления;
«2» - 3 и более ошибок.
Грамматическое задание: «5» - без ошибок;
«4» - выполнено не менее три четверти задания;
«3» - выполнено не менее половины задания;
«2» - выполнено менее половины задания.
За диктант с заданием ставятся две оценки.
Словарный диктант:«5» - без ошибок и правильная каллиграфия;
«4» - 1 ошибка и 1 исправление;
«3» - 2 ошибки и 1 исправление;
«2» - 3 и более ошибок.
Учебно-методический комплект:
- Сборник рабочих программа по УМК «Школа России» 1-4 классы. М. Просвещение, 2011г
- Учебник «Русский язык» для 2 класса /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012
- Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса /В.П.Канакина. - М.: Просвещение, 2012
- Поурочные разработки по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого /Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. – М.: «Вако», 2012
Календарно-тематическое планирование (170 часа)
№ п/п | Тема урока | Стр. учеб. (тетр.) | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||||||
Наша речь – 4 часа | ||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 6-7 | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. | Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека, обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать чужую речь людей (при анализе текстов), наблюдать по речи принадлежность человека к той или иной трудовой деятельности, характер человека и его отношение к окружающим, определять вежливую, уважительную речь. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Развивать навык смыслового и выразительного чтения. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Работать со страничкой для любознательных, познакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определение роли вежливых слов в речи. Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты своей деятельности | ||||||||
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 8-9 | ||||||||||||
3 | Как отличить диалог от монолога? | 10-13 | ||||||||||||
4 | Проверка знаний. | 14 | ||||||||||||
Текст – 5 часов | ||||||||||||||
5 | Что такое текст? | 15-17 | Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема текста. Заглавие. Главная мысль текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Развитие речи. Составление нового текста на основе данного Словарь: части текста: вступление, основная часть, заключение. | -уметь понимать основную мысль текста, -уметь объяснять; -уметь строить рассуждения в форе связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -владеть общим приемом решения учебных задач; -создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. - понимать, принимать и сохранять учебную задачу, -ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; -осуществлять пошаговый контроль по результату; -уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям. | осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему текста, подбирать к нему заголовок. Выбирать из набора предложений те, что могут составить текст на заданную тему. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять текст по теме, заключённой в предложении (Сентябрь без плодов не бывает) Осмысленно читать текст. Оценивать результаты своей деятельности. | ||||||||
6 | Что такое текст и главная мысль текста? | 17-19 | ||||||||||||
7 | Части текста. | 20-21 | ||||||||||||
8 | Диктант (входной) | |||||||||||||
9 | Работа над ошибками. | 22 | ||||||||||||
Предложение – 12 часов | ||||||||||||||
10 | Что такое предложение? | 23-26 | Назначение и признаки предложения законченность мысли, связь слов в предложении, интонация конца предложения. Значение предложений, различных по цели высказывания Знаки препинания в конце предложения. Познакомить с понятием «логическое (смысловое) ударение в предложении». Развитие речи: составление ответов на вопросы, составление продолжения текста. Значимость главных членов в предложении. Словарь: члены предложения, главные члены предложения, основа предложения. Значимость второстепенных членов в предложении. Знакомство с распространенными и нераспространенными предложениями. Словарь: распространённые и нераспространённые предложения. Знакомство со связью слов в предложении. Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И.С.Остроухова | – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять количество слов в различных предложениях и писать слова раздельно в предложении, в котором более одного слова. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Определять границы предложения в деформированном тексте. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), обосновывать употребление знаков конца предложения. Составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения. Осознавать связь слов в предложении. Составлять ответы на вопросы. Соотносить название произведения и автора. Составлять из слов предложения, записывать их, определять, составляют ли предложения текст, придумывать продолжение текста. Различать главные и второстепенные члены предложения, находить второстепенные члены предложения (без их дифференциации), осознавать их значимость в предложении. Работать со схемой, определять по ней алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении, составлять на эту тему высказывание. Находить главные члены предложения, обосновывать правильность их выделения. Определять признаки распространённого и нераспространённого предложения, различать эти предложения, находить данные предложения. Составлять нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Составлять предложение из деформированных слов по заданному алгоритму. Находить предложение среди других предложений по заданной схеме (модели) предложения. Составлять предложения по заданной теме. Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень». в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты своей деятельности. | ||||||||
11 | Как из слов составить предложение? | 26-28 | ||||||||||||
12 | Контрольное списывание | |||||||||||||
13 | Что такое главные члены предложения? | 29-30 | ||||||||||||
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 31 | ||||||||||||
15 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 32-34 | ||||||||||||
16 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | 35-36 | ||||||||||||
17 | Как установить связь слов в предложении? | 37-39 | ||||||||||||
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 39 | ||||||||||||
19 | Анализ сочинений. | |||||||||||||
20 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | |||||||||||||
21 | Работа над ошибками. | 40 | ||||||||||||
Слова, слова, слова… - 22 часа | ||||||||||||||
22 | Что такое лексическое значение слова? | 41-44 | Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Толковый словарь русского языка. Развитие речи: создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Однозначные и многозначные слова. Словарь: однозначные слова, многозначные слова; дорога (дорожка). Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. Обучение написанию изложения по вопросам. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Словарь: родственные слова, общая часть родственных слов. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова первое представление) Словарь однокоренных слов. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умений выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Разноместность русского ударения. Словообразующая функция ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Значимость употребления вежливых слов в речи. Подвижность русского ударения. Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). Составление ответов на вопросы к тексту. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). • составлять небольшой текст (4–5 предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; – выразительно читать и пересказывать текст; – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: – делить слова на части для переноса; – учиться работать по предложенному учителем плану. | Формирование чувства ответственности за «братьев наших меньших», попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника) | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова. Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по толковому словарю. Определять слово по его лексическому значению. Составлять предложения по рисунку, воссоздавать словесные картины по поэтическим строкам. Знакомиться с происхождением слов. Пользоваться словарями по указанию учителя. Осознавать, что слово может быть названием многих однородных предметов. Соотносить слово и образное представление предмета, названного этим словом. Классифицировать слова по тематическим группам. Задумываться над этимологией слов, высказывать своё мнение относительно некоторых названий предметов. Осознавать различие между однозначными и многозначными словами. Опознавать многозначные слова среди других слов. Пользоваться толковым словарём при определении многозначных слов. Осознавать различие прямого и переносного значения слов. Опознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Составлять предложения, употребляя в них словосочетания, где даны слова в переносном и прямом значении. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Осознавать значение слов-синонимов, антонимов. Распознавать синонимы, антонимы среди других слов в одном предложении (тексте). Подбирать синонимы, антонимы с помощью словаря синонимов, антонимов. Составлять предложения с синонимами, антонимами. Работать со словарём синонимов, антонимов по указанию учителя. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Развивать навык смыслового чтения текста. Определять тему текста, подбирать к нему заголовок. Анализировать текст с точки зрения использования в нём языковых средств. Читать вопросы ,находить ответ на эти вопросы в тексте. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Осознавать значение термина «родственные слова», находить родственные слова среди других слов. Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями. Осознавать значения терминов «однокоренные слова», «корень слова», находить однокоренные слова, выделять в них корень, работать со словарём однокоренных слов. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работать с памяткой «Как найти корень слова» Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов, классифицировать слова по количеству в них слогов. Наблюдать над слогообразующей ролью гласных звуков. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Развивать навык правильного литературного произношения слов. Наблюдать над смыслоразличительной ролью русского ударения, над подвижностью русского ударения.Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Переносить слова по слогам. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Знакомство с историей письма (на страницах древних рукописей не было знаков переноса; для письма использовалась береста). Составлять ответы на вопросы к тексту. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.Оценивать результаты своей деятельности | ||||||||
23 | Что такое лексическое значение слова? | 44-47 | ||||||||||||
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 47-49 | ||||||||||||
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 49-51 | ||||||||||||
26 | Что такое синонимы? | 52-54 | ||||||||||||
27 | Что такое антонимы? | 54-56 | ||||||||||||
28 | Что такое антонимы? | 56-57 | ||||||||||||
29 | Контрольный диктант по теме «Слово». | |||||||||||||
30 | Работа над ошибками. | |||||||||||||
31 | Что такое родственные слова? | 58-59 | ||||||||||||
32 | Что такое родственные слова? | 59-60 | ||||||||||||
33 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 61-62 | ||||||||||||
34 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 63-64 | ||||||||||||
35 | Какие бывают слоги? | 65-67 | ||||||||||||
36 | Как определить ударный слог? | 67-68 | ||||||||||||
37 | Как определить ударный слог? | 69-70 | ||||||||||||
38 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 71-72 | ||||||||||||
39 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 72-74 | ||||||||||||
40 | Обучающее сочинение по серии картинок. | 74 | ||||||||||||
41 | Проверочная работа | 75 | ||||||||||||
42 | Контрольный диктант (за 1 четверть) | |||||||||||||
43 | Работа над ошибками | 76 | ||||||||||||
Звуки и буквы – 34 часа | ||||||||||||||
44 | Как различить звуки и буквы? | 77-80 | Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звуковой модели слова буквенной и наоборот Знание алфавита: Сведения из истории русского языка: о самой молодой букве ё в алфавите Буквы: печатные и рукописные, прописные и заглавные. Сведения из истории русского языка: о прописных и строчных буквах и др. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы для гласных звуков. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощи тем, кто в этом нуждается. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Различие форм одного и того же слова и однокоренных слов. Особенности проверяемого и проверочного слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука). Единообразное написание гласных в корне форм одного и того же слова и в однокоренных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Слова с буквой й , вошедшие в наш язык из других языков. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать звуки и буквы. Правильно произносить звуки и называть буквы, обозначенные этими звуками. Проводить частичный звуковой анализ слов. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Располагать в алфавитном порядке списки заданных слов. Использовать знания алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Составлять (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» и опорным словам. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков..Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать к тексту заголовок. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на рисунок и текст. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, река) Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, грачи,, река) Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава - травы, травка). Устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука Составлять сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне». Находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава- травы, травка). Обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком. Записывать текст , используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Писать слова с непроверяемыми орфограммами, проверять написанное. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и] , а также слоги, в которых есть звук [й’]. Выполнять задания проекта « И в шутку и всерьёз» и принимать рекомендации к выполнению проекта: находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, дидактическом материале, в рабочей тетради и в других источниках и создавать свои занимательные задания.; участвовать в презентации занимательных заданий. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Объяснять написание мягкого знака в словах. Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).Работать текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответа на вопросы, записывать ответы.Оценивать результаты своей деятельности. | ||||||||
45 | Как мы используем алфавит? | 81-82 | ||||||||||||
46 | Как мы используем алфавит? | 83-84 | ||||||||||||
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 85-88 | ||||||||||||
48 | Как определить гласные звуки? | 89-91 | ||||||||||||
49 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы» | |||||||||||||
50 | Работа над ошибками | 92 | ||||||||||||
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 93-94 | ||||||||||||
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 95-96 | ||||||||||||
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 97-98 | ||||||||||||
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 99-100 | ||||||||||||
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 101-103 | ||||||||||||
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 103-104 | ||||||||||||
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 105-107 | ||||||||||||
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 108-110 | ||||||||||||
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 111 | ||||||||||||
60 | Диктант. Проверочная работа. | |||||||||||||
61 | Работа над ошибками. | 111 | ||||||||||||
62 | Как определить согласные звуки? | 112-114 | ||||||||||||
63 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 114-115 | ||||||||||||
64 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | 116 | ||||||||||||
65 | Слова с удвоенными согласными. | 117-118 | ||||||||||||
66 | Развитие речи. | 118 | ||||||||||||
67 | Наши проекты. И в шутку и всерьез. | 119 | ||||||||||||
68 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 120-121 | ||||||||||||
69 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 122-123 | ||||||||||||
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 124-125 | ||||||||||||
71 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова | 125-126 | ||||||||||||
72 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова | 127 | ||||||||||||
73 | Проверочная работа | 128 | ||||||||||||
74 | Контрольный диктант (за 2 четверть) | |||||||||||||
75 | Работа над ошибками | |||||||||||||
76 | Наши проекты. Пишем письмо. | 129 | ||||||||||||
77 | Обобщающий урок. | |||||||||||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 часов | ||||||||||||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 4-5 | Отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л Словарь: буквосочетания. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Развитие мотивов к исследовательской и творческой деятельности. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова, в корне перед согласным, перед гласным и его обозначение буквой на письме. Работа с орфографическим словарём. Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова Единообразное написание корня в формах одного и того же слова и в однокоренных словах. Обогащение словаря учащихся лексикой слов-названий животных, слов-названий качеств человека (вежлив, груб, хорош, слаб, ленив и др.) Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Использование на письме разделительного мягкого знака. Определение роли мягкого знака как знака обозначения мягкости согласного звука и как разделительного. Перенос слов с разделительным мягким знаком. | -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать непарные мягкие шипящие звуки [ч’ ] ,[щ’ ]. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдать за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, правильно писать эти буквосочетания в словах. Группировать слова с заданными буквосочетаниями. Преобразовывать звуковые модели слов в буквенные. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) Работать с орфоэпическим словарём. Заменять в словах обозначения звуков буквами при написании слов. Применять правило при написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч, щн., объяснять правильность написанного. Группировать слова по изученным правилам написания слов. Находить в словах изученные орфограммы. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, подготовиться к участию в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Изменять слова по данному образцу, подбирать слова по смыслу при составлении словосочетаний, составлять слова, имеющие в своём составе буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Писать текст под диктовку Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные, правильно их произносить, осознавать признаки, по которым различаются парные по глухости-звонкости согласные звуки, подбирать слова, которые начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука, объяснять, почему твёрдых пар по глухости-звонкости согласных звуков больше, чем мягких. Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Подбирать слова с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова. Различать формы одного слова и однокоренные слова, находить в этих словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять Осознавать особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Различать проверочное и проверяемое слова, находить среди данных слов для каждого проверяемого слова проверочное. Объяснять, почему написание выделенных слов надо проверять. Осознавать способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Составлять предложения из деформированных слов и записывать их. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки его написания. Доказывать правильность выполненного задания. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему название, находить ответы на поставленные к тексту вопросы, записывать ответы на вопросы к тексту, проверять написанное. Находить изученные орфограммы в словах текста, объяснять их написание. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как семья, вьюга. Осознавать правило написания разделительного мягкого знака в словах. Объяснять, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Записывать слова, заменяя звуковые модели части слов буквенными, составлять слова из данных частей слов. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Определять роль мягкого знака в слове: как знака обозначения мягкости согласного звука и как разделительного. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как Илья, Ольга. Переносить слова с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком-показателем мягкости предшествующего согласного звука и разделительным мягким знаком, классифицировать их по этому признаку. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука, объяснять написание таких слов. Оценивать результаты своей деятельности. | ||||||||
79 | Развитие речи. Обучающее изложение. | |||||||||||||
80 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 6-7 | ||||||||||||
81 | Закрепление знаний. | 7 | ||||||||||||
82 | Наши проекты. Рифмы. | 8-9 | ||||||||||||
83 | Закрепление знаний. Контрольное списывание | |||||||||||||
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 10-11 | ||||||||||||
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 12-13 | ||||||||||||
86 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. | 14-15 | ||||||||||||
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 16-17 | ||||||||||||
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 17-18 | ||||||||||||
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | 18-20 | ||||||||||||
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 20-22 | ||||||||||||
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | |||||||||||||
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 22-24 | ||||||||||||
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 25-26 | ||||||||||||
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 26-27 | ||||||||||||
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 28-29 | ||||||||||||
96 | Проверка знаний. | |||||||||||||
97 | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний» | |||||||||||||
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 30 | ||||||||||||
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 31-33 | ||||||||||||
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 34-35 | ||||||||||||
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 35-36 | ||||||||||||
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 38 | ||||||||||||
103 | Контрольное списывание | |||||||||||||
104 | Обучающее изложение «Зимние забавы» | 37 | ||||||||||||
105 | Проверка знаний | 38 | ||||||||||||
106 | Обобщение изученного материала. | |||||||||||||
Части речи – 48 часов | ||||||||||||||
107 | Что такое части речи? | 39-42 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с имёнами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Заглавная буква в именах собственных. Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член) Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Значение глаголов в речи. Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Формирование первоначальных представлений о разборе имени прилагательного как части речи. Определение роли имён прилагательных для обозначения признаков предметов. Общее представление о местоимении. Способы замены повторяющихся слов в тексте. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Способы замены повторяющихся слов в тексте. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Употребление предлогов именами существительными глаголами. | Учитель, создаёт проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | -способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Различать имена собственные Составлять устный рассказ на основе наблюдений и по вопросам учителя. Находить информацию Определять число имён существительных Наблюдать над изменением имён существительных по числам Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа Работать с орфоэпическим словарём Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении Работать с текстом: определение гласной мысли, частей текста, придумывание основной части сказки. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имён существительных. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Соотносить реально существующее действие и глагол, обозначающий это действие. Классифицировать глаголы по вопросам. Определять роль глаголов в речи. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Составлять из деформированных слов предложения и текст, выбирать предложения из текста на определённую тему. Распознавать глаголы – синонимы и объяснять их лексическое значение. Раздельно писать частицу не с глаголом Обосновывать правильность определения признаков глагола. и правильность выполненных заданий. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем существительным, к которому относится имя прилагательное. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным. Подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные заданной тематики Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Ставить к именам прилагательным вопросы, знакомство с другими вопросами, на которые может отвечать имя прилагательное. Составлять из деформированных слов предложения и записывать их, определять, каким членом предложения является имя прилагательное в предложении. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распределять имена прилагательные по вопросам, распознавать имена прилагательные-синонимы. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Распознавать текст-описание, определять в нём роль имён прилагательных. Подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные для текста-описания загадки. Обосновывать правильность написания выделенных орфограмм в прочитанных текстах. Составлять текст-описание по рисункам. Осознавать местоимение как часть речи. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Знакомство с этимологией названия местоимения. Заменять имена существительные местоимением. Определять, каким членом предложения являются местоимения. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Осознавать структуру текста-рассуждения. Распознавать текст-рассуждение. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Запоминать наиболее употребительные предлоги. Находить предлоги вместе с именами существительными в предложении и правильно их записывать. Составлять предложения с предлогами. Редактировать предложение, в котором неправильно употреблены предлоги. Раздельно писать предлоги со словами. Осознавать, что между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово. Работать с текстом: восстанавливать деформированный повествовательный текст, определять его тему и главную мысль, записывать заголовок и составленный текст. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. | ||||||||
108 | Что такое части речи? | 43 | ||||||||||||
109 | Что такое имя существительное? | 44-47 | ||||||||||||
110 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные? | 48-51 | ||||||||||||
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | 51-53 | ||||||||||||
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 54-55 | ||||||||||||
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 56-58 | ||||||||||||
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 59 | ||||||||||||
115 | Заглавная буква в географических названиях. | 60 | ||||||||||||
116 | Обучающее изложение | |||||||||||||
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | |||||||||||||
118 | Диктант по теме «Части речи» | |||||||||||||
119 | Работа над ошибками | |||||||||||||
120 | Единственное и множественное число имен существительных | 61-62 | ||||||||||||
121 | Единственное и множественное число имен существительных | 63-64 | ||||||||||||
122 | Единственное и множественное число имен существительных | 64-65 | ||||||||||||
123 | Обучающее изложение | 66 | ||||||||||||
124 | Проверка знаний | 67 | ||||||||||||
125 | Контрольный диктант (за 3 четверть) | |||||||||||||
126 | Работа над ошибками | |||||||||||||
127 | Что такое глагол? | 68-69 | ||||||||||||
128 | Что такое глагол? | 70-71 | ||||||||||||
129 | Что такое глагол? | 72-73 | ||||||||||||
130 | Единственное и множественное число глаголов | 74-75 | ||||||||||||
131 | Единственное и множественное число глаголов | 76-77 | ||||||||||||
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 78-79 | ||||||||||||
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 80-81 | ||||||||||||
134 | Что такое текст-повествование? | 82-83 | ||||||||||||
135 | Проверка знаний | 84-85 | ||||||||||||
136 | Что такое имя прилагательное? | 86-87 | ||||||||||||
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 88-90 | ||||||||||||
138 | Прилагательные близкие и противоположные по смыслу | 90-91 | ||||||||||||
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 92-94 | ||||||||||||
140 | Что такое текст-описание | 95-97 | ||||||||||||
141 | Проверка знаний | 98-99 | ||||||||||||
142 | Что такое местоимение? | 100-102 | ||||||||||||
143 | Что такое местоимение? | 102-104 | ||||||||||||
144 | Что такое текст- рассуждение? | 105-106 | ||||||||||||
145 | Обобщение изученного | |||||||||||||
146 | Проверка знаний | 107 | ||||||||||||
147 | Общее понятие о предлоге | 108-109 | ||||||||||||
148 | Раздельное написание предлогов со словами | 100-112 | ||||||||||||
149 | Восстановление предложений | 112 | ||||||||||||
150 | Проверка знаний | 113 | ||||||||||||
151 | Обобщение изученного материала | |||||||||||||
152 | Проверочная работа. Тест. | |||||||||||||
153 | Работа над ошибками | |||||||||||||
154 | Наши проекты «В словари – за частями речи» | 114-115 | ||||||||||||
Повторение – 16 часов. | ||||||||||||||
155 | Повторение по теме «Текст» | 116-117 | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов | - Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты | знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать типы текстов. Обосновывать правильность написания выделенных орфограмм в прочитанных текстах. Составлять тексты разных типов. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Определять границы предложения в деформированном тексте и в тексте, предложенном учителем на слух. Выбирать знак для обозначения конца предложения и обосновывать его выбор. Осознавать связь слов в предложении. Составлять предложения из слов, объединяя их по смыслу, и располагая слова в предложении в соответствии с данной схемой предложения. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме и добавляя новые слова. Различать лексическое значение слов. Определять лексическое значение слов по собственному опыту и по толковому словарю. Определять слова по их лексическому значению. Составлять предложения по рисунку, воссоздавать словесные картины по поэтическим строкам. Пользоваться словарями по указанию учителя. Повторить значение термина «родственные слова», находить родственные слова среди других слов. Распознавать части речи среди других слов по обобщённому лексическому значению и вопросу. Ставить вопросы. Объяснять лексическое значение слов, группировать их по лексическому значению. Обогащать собственный словарь словами разных лексико-тематических групп. Правильно произносить согласные и гласные звуки. Различать звуки и буквы. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. | ||||||||
156 | Сочинение по картине | 117 | ||||||||||||
157 | Анализ сочинений. Работа над ошибками | |||||||||||||
158 | Повторение по теме «Предложение» | 117-120 | ||||||||||||
159 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 120-122 | ||||||||||||
160 | Повторение по теме «Части речи» | 122- 125 | ||||||||||||
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 126-127 | ||||||||||||
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | 127-129 | ||||||||||||
163 | Подготовка к контрольному диктанту | |||||||||||||
164 | Годовой контрольный диктант | |||||||||||||
165 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | |||||||||||||
166 | Повторение и закрепление изученного материала | |||||||||||||
167 | Контрольное списывание | |||||||||||||
168 | Повторение и закрепление изученного материала | |||||||||||||
169 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | |||||||||||||
170 | Урок – КВН «Русский язык» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...