Народная мудрость на минутке чистописания
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Сорока Татьяна Алексеевна
Эта работа предназначена для учителей начальных классов, для тех, кто творчески подходит к планированию уроков русского языка. Использование пословиц, поговорок, загадок поможет провести минутку чистописания по-новому. Актуальность этой работы обусловлена низким уровнем речевого развития ребят: на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом значении.Пословицы, поговорки, загадки — народная память,связывающая прошлое с настоящим и будущим... Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В лучших своих пословицах, поговорках народ передавал свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Они украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_mudrost_na_minutke_chistopisaniya.docx166.25 КБ

Предварительный просмотр:

         Эта работа  предназначена для учителей начальных классов, для тех, кто творчески подходит к планированию  уроков русского языка. Использование пословиц, поговорок, загадок   поможет провести минутку чистописания по-новому.  Актуальность этой работы обусловлена низким уровнем речевого развития ребят: на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом значении.

         Пословицы, поговорки, загадки — народная память, сохраняющая духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающая прошлое с настоящим и будущим... Сквозь столетия дошли они до наших дней. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В лучших своих пословицах, поговорках он передавал свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Они украшают нашу речь, делают её живой, остроумной.  

         Загадка — один из древнейших жанров народно-поэтического творчества, представляющий  иносказательное описание какого-либо предмета, явления, рассчитанное на сообразительность отгадывающего.

         Пословица — краткое народное изречение с назидательным смыслом.

         Поговорка образное выражение, не составляющее в отличие от пословицы, цельного предложения.

         Цель работы —познакомить с пословицами, поговорками, загадками, крылатыми выражениями; научить использовать их в своей речи.

Создавая книжку, отбирая лучшее из многовекового опыта, поставила    

         Задачи:

 -помочь всестороннему развитию детей,

 -способствовать развитию логики мышления, фантазии, речи   учащихся,

 -познакомить с прошлым и настоящим нашей страны,

 -учить красочному восприятию мира,

 -учиться мудрости  у народа.

         Книжка поможет учителю интересно и с пользой проводить ежедневно «минутку чистописания», затрачивая на подготовку минимум времени. В процессе работы у учащихся формируется внимательное отношение к слову, к оттенкам его значения, вырабатывается быстрота и точность выбора слова.

Систематическая работа над словом повышает орфографическую   зоркость,  обогащает   словарный   запас,  повышает интерес к родному языку.

         Виды работ  во время чистописания:

  1. Узнавание новой темы.
  2. Орфографическая   минутка.
  3. Разбор по составу.
  4. Части  речи и главные члены.
  5. Повтор изученных тем .
  6. Словарные слова.
  7. Однокоренные слова.
  8.  Синонимы, антонимы.
  9. Союзы.
  10. Простые и сложные предложения.

        Вот некоторые примеры работы над «крупицами народной мудрости» В.сной  в.с.лит,  лет.м   х.л.дит, ос.нью  питает,  з.мой  с.гр.вает.   

(дерево)

1. Прочтите . Что это? Объясните отгадку к загадке.

2. Назовите орфограмму. Докажите. (Безударная гласная в корне, окончании, приставке)

3.Повторяем  написание буквы  е, соединение буквы е: нижнее –ел, верхнее -ен.

4.Спишите пословицу. На какие две группы можно разбить слова?

1вариант

1группа – слова с одной безударной гласной

2группа – слова с двумя безударными гласными

2вариант

1 группа – имена существительные (наречие)

2 группа – глаголы

3.Определите спряжение глаголов.

4.Определите склонение имён существительных. 

         Работа с пословицей  

    Воды каких морей омывают берега Краснодарского края?  Кто живёт в морских глубинах?

Сом,карп, судак,тарань....  – это кто? (рыба)

Акула,дельфин — а это кто? (млекопитающие)

 Моллюски,  мидии, устрицы, медузы, актинии — это кто? (морские животные)

А вот о каком морском животном эта загадка?

Под водой живёт народ,  ходит задом наперёд.  (рак, краб)

На минутке чистописания познакомимся с пословицей…

         На безрыбье и рак рыба.

1.Прочтите, когда так говорят?  Что такое безрыбье?

(Если нет желаемого, приходится довольствоваться тем, что  есть) 

Безрыбье — отсутствие или недостаток рыбы.

2. Назовите орфограммы. (написание предлогов, приставок, разделительного Ь)

3. Повторяем  написание буквы  р.

4. Спишите пословицу. Укажите части речи. Назовите однокоренные слова.

 Пословицы и поговорки.     

 I. Словарные слова.

Дело мастера боится .  мелому ,знающему человеку любое дело не страшно, он с ним быстро и   хорошо справится.  

1.Правописание глаголов   3 лица с возвратным суффиксом   -ся.

Красна ягодка, да на вкус горька.( Не всегда красивая вещь бывает хорошей)

1.Безударная гласная в корне.  Докажите постановку запятой.

Слово  - серебро , молчание — золото. Лучше промолчать, чем сказать и   жалеть о том, что сказал; лучше промолчать, чем сказать необдуманно.        

1.Определить  род, склонение  существительных.  

Испокон века книга растит человека.

1. Подобрать синонимы : испокон века — с давних времён, издавна.       

2. Корни раст-, рос-.   Почему так говорят о книге?        

Без хозяина дом сирота. Порядок и достаток в доме может обеспечить только хороший хозяин.

1.Определить род имён существительных.

Большому  кораблю — большое плаванье. Напутствие тому, кто заслуженно желает большего.

1. Назвать орфограммы.    Указать  части речи.        

На вкус и цвет товарища нет.   У каждого свой вкус.

1.Определить падеж у существительных.

Яблоко от яблони недалеко падает. Дети часто наследуют черты своих родителей, прежде всего их недостатки и пороки.

1.Определить падеж у существительных. Указать части речи.

  1. Имя существительное.

Лиха беда — начало .  Трудно только начало, продолжать будет легче.

Лиха — краткая форма ж. р. от лихой (тяжёлый, трудный-синонимы)

1.Безударная гласная  в корне. Правописание гласной после шипящей.

Не всё коту масленица. Не всегда бывают только удовольствия.

Масленица — древнеславянский праздник проводов  зимы,  праздновался  в  последнюю неделю перед великим  постом. Это  был  весёлый    праздник  с  народными  гуляньями,  катанием  на санях запряжённых лошадьми.  В   конце  масляной недели жгли чучело. На масленицу обязательно пекли блины. После масленицы наступал великий пост.

1.  Безударная гласная  в корне. Суффикс  -иц. (метелица, девица, улица)

Есть терпенье — будет и уменье. Кто много работает, у того будет и результат.

1.Правописание мягкого  и разделительного ь.  Определить спряжение глагола.

И на старуху бывает проруха. И опытный человек может ошибиться, совершить оплошность,промах.

1.  Синонимы. Проруха(просторечное) — ошибка, оплошность, неудача.

2.  Указать  части речи.

Человек без друзей — что дерево без корней. Дерево без корней засохнет , так и человек один прожить не сможет.

 1.  Правописание безударной гласной.  Характеристика имён существительных.

III. Имя   прилагательное.                                                                 

Сон — лучше всякого лекарства. Люди давно отметили важное значение сна в жизни человека.

1. Словарные слова. Характеристика прилагательного.        

Доброе слово лучше мягкого пирога.

1.О чём эта пословица ? Безударное окончание прилагательного.                  

Не красна изба углами, красна пирогами.  Дом приятен не богатством и красотой, а гостеприимством и хлебосольством хозяев.

1.Краткая форма прилагательного. Определите падеж  у имён существительных.

Старого воробья на мякине не проведёшь. Опытного , знающего человека не удастся  обмануть, он разгадает обман.

1.Правописание безударного окончания.       

IV.Глагол. 

Волка ноги кормят. Чтобы обеспечить своё благополучие, не  сиди сложа руки.

1. Какое слово лишнее.       2.  Морфологический разбор глаголов.

В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.О том, кто у других  замечает мелкие недостатки, а у себя и больших не видит. 

1.Определить спряжение. Повторить  глаголы-исключения.

Хочешь грамотным быть — учись думать.

1.Морфологический разбор глаголов.

 Глаголы 2 лица.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

 Говорится , когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому  ни   одного не может сделать хорошо.

1. Правописание глаголов 2 лица, единственного  числа.

Поспешишь — людей насмешишь.    Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб  не   допустить  ошибки и не вызвать насмешек.        

1. Правописание приставок. Спряжение глаголов.

2. Разобрать по составу  глаголы.

Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь. Говорится при неожиданной удаче или беде, которых никак не ожидал ,  не мог   предвидеть.

1.  Определить спряжение. 

Обжёгшись на молоке , дуешь на воду.

 Излишняя осторожность после первого негативного опыта.

1. Указать  падежи имён существительных.

2. Правописание глагола обжёгшись.

Глаголы 3 лица. 

Красивый почерк  нас манит, он грамотность высокую сулит.

1.Объяснить  смысл. Нравится ли вам эта пословица?

 2. Части речи, характеристика предложения.         

Комар носа не подточит.    Всё сделано без изъянов, не придерёшься.

1. Указать части речи.

По платью встречают, по уму провожают. О человеке судят вначале по внешнему виду, а затем по его способностям.

1.Правописание приставок и предлогов.

Как аукнется , так и откликнется.

Как сам отнесёшься к другому, так и к тебе будут относиться.

1. Безударное окончание глаголов 3 лица, единственного числа.

2.Правописание глаголов возвратного значения.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.  У каждого есть свои особенности поведения, которыми они отличаются от других.

1.Разобрать по членам предложения и частям речи.

2.Определить спряжение глаголов

Правда глаза колет.   Неприятно слушать правду.

1.  Определить части речи. 

2.  Определить спряжение глагола.

Рыбак рыбака видит издалека. Люди, имеющие сходство характеров или интересов, быстро сближаются хорошо понимают друг друга.

1. Определить части речи.

2.Что можете сказать о глаголе?

3.Разбор по составу:  издалека, рыбака.

Глаголы  с  суффиксом   -ся (-сь).

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Не делай неприятностей, не вреди кому-либо, так как этим можешь  лишить себя в будущем помощи, поддержки.

1.Глаголы на   -тся,   -ться.

2. Написание приставок , предлогов , частиц.      

Друзья познаются в беде.

Только в трудную минуту узнаёшь ,кто тебе  настоящий друг.

1. Безударная гласная в корне.

2.Правописание приставки.

3.Части речи

Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.Говорится, когда для получения какого -нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

1.  Какая ещё пословица о труде?

2.  Правописание приставок и предлогов.

Учись смолоду, пригодится на старость. Чтобы тебя уважали в старости, прислушивались к твоим советам, надо   в юности хорошо учиться.

1.  Указать  части речи.

2.  Подобрать слова с суффиксом из слова старость (вечность, честность,верность)

        Глаголы  в  неопределённой  форме.

Люби не только брать, но и отдавать.  Говорится тогда, когда в ответ на какое-либо действие или отношение надо поступать так же.

  1. Определить спряжение. Выделить суффикс.
  2. Доказать   постановку запятой.                 

Чай пить — не дрова рубить.   (Ответ на приглашение выпить чаю подразумевает, что это не труд, а  удовольствие).          

            Чаепитие на Руси считалось делом праздным. Чай пили после напряжённой работы или после хорошей бани. В чаепитии был свой ритуал: пили не спеша — «до седьмого пота», что внешне было равноценно тяжёлому физическому труду. Сложилась даже поговорка: «За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем».        

           Правописание  не  с  глаголами.

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.  Неприятность может случиться с тем, кто желает её другим.

 1.  Правописание глаголов 2 лица, единственного  числа.                                                                                                            

 2.  Правописание местоимений с предлогами.

 3.  Разобрать по составу:  попадёшь                                                                                                                        

Правда в огне не горит и в воде не  тонет. Правду нельзя скрыть, она обнаружится.

  1.  Правописание частицы не с глаголами.

  2.  Характеристика предложения.

  3.  Указать  части речи.

Под лежачий камень  вода не течёт.    Дело само собой не делается

  1. Разобрать по членам предложения.

2. Безударная гласная в корне.

3. Словарное слово.     

После драки кулаками не машут. После чего-то совершившегося, сделанного, бессмысленно действовать, негодовать.        

1. Определить части речи.

2.  Правописание частицы не с глаголами.

3. Определить падеж  имён  существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки чистописания

В материале приведены "минутки чистописания": соединения букв, загадки, пословицы, поговорки, ребусы на определённые буквы. Буквы от А до З....

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...

минутки чистописания

Данный материал используется по технологии Г.А. Бакулиной....

Скороговорки и минутки чистописания на уроках русского языка.

В этой работе представлены скороговорки, которые можно проговаривать с одновременным движением рук....

"Минутки чистописания на уроках русского языка "

Содержит пословицы, поговорки и задания по чистописанию...

Минутка чистописания

Минутка чистописания...

Минутки чистописания в 4 классе

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб...