Урок по русскому языку "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок проводится во 2 классе по системе Л.В.Занкова. Используются проблемно-диалогическое обучение, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izucheniya_novogo_materiala.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала.
Используемые технологии:
Проблемно-диалогическое обучение, групповая работа.
Тема: «Род имён существительных»
Цель: выявить способ определения рода у имён существительных.
Задачи:
- сформировать умение определять род у имён существительных
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык
- воспитывать культуру учебного труда
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор, классная доска, учебники, тетради.
Ход урока:
- Чистописание.
- Словарная работа.
- Актуализация знаний.
- Создание проблемной ситуации.
- Поиски решения выхода из проблемной ситуации.
- Выражение решения и применение новых знаний.
- Самостоятельная работа.
- Включение в систему новых знаний.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Домашнее задание.
- Чистописание.
Хлеб, зуб, дуб, столб, гриб.
- Прочитайте слова, определите какую букву мы будем писать?
( Букву б )
-Что объединяет эти слова между собой?
( Это существительные, неодушевлённые, единственного числа, имеют одну и ту же орфограмму «букву для обозначения парных согласных в конце слова»)
- Словарная работа.
- Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете если подчеркнёте в словах буквы, являющиеся орфограммой.
Суп, трава, моль, билет, сосна.
- Какое это слово?
Пальто
-Сколько слогов в этом слове?
-Сколько букв?
-Сколько звуков?
-Какой частью речи является?
(Имя существительное, неодушевлённое, ед.ч.)
-Что обозначает слово «пальто»?
( Верхняя одежда)
- Актуализация знаний.
Групповая работа.
-Найдите имена существительные.
(белки, Москва, весёлый, озеро, Иван, читать, стол, дедушка, сладкий, листья, облако, лучи, поёт, лень)
- Что обозначают имена существительные?
-На какие вопросы отвечают?
Слайд №1.
- Разделите имена существительные на 2 группы.
Слайд №2.
(Имена собственные: Москва, Иван.
Имена нарицательные: белки, озеро, стол, дедушка, лучи, облако, лень.)
-Какие слова относятся к именам собственным?
-Молодцы!
Слайд №3
Как ещё можно разделить эти имена существительные на 2 группы?
( Одушевлённые имена существительные: белки, Иван, дедушка.
Неодушевлённые имена существительные: Москва, озеро, стол, лучи, листья, облако, лень.)
Слайд №4.
Ещё как можно разделить эти имена существительные на 2 группы?
( По грамматическому признаку: единственного числа и множественного числа)
-Что обозначают имена существительные единственного числа?
(Один предмет)
-Что обозначают имена существительные множественного числа?
(Несколько предметов)
(Единственного числа: Москва, озеро, Иван, стол, дедушка, облако, лень.
Множественного числа: белки, лучи, листья.)
-Молодцы!
4. Создание проблемной ситуации.
Слайд №5.
-А как можно разделить имена существительные единственного числа на 3 группы?
(Выслушиваются версии)
5. Поиски решения выхода из проблемной ситуации.
- Я вам предлагаю присвоить предметы, которые обозначены существительными.
Слайд №6.
-Как вы скажете, что ёлка принадлежит вам?
(Она моя «ёлка»)
-Что «кот» принадлежит вам?
( Он мой «кот»)
-Что «солнце» ваше?
(Оно моё «солнце»)
Слайд №7.
-К каким словам мы можем подобрать «Она моя»
(Москва, лень)
-«Оно моё»
(озеро, облако)
- «Он мой»
(Иван, стол, дедушка)
Слайд №8.
- Какого рода существительные, о которых можно сказать «Она моя»
(ж.р.)
- «Он мой»
(м.р.)
- «Оно моё»
-Молодцы!
-Какого рода могут быть имена существительные?
(м.р., ж.р, ср.р.)
- Это второй грамматический признак имён существительных.
-Какая тема нашего урока?
(Род имён существительных)
Слайд №9.
- Род имён существительных - постоянный признак.
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя»
И запомню род мужской
И опять скажу «Он мой»
Средний род – «Оно моё»
Это правило твоё!
Физкультминутка.
6. Выражение решения и применение новых знаний.
Слайд №10.
-Определите род у имён существительных.
Дождь, трава, небо, ком. Девочка, солнце, яблоко, ученица, труд, огурец, ветер.
7. Самостоятельная работа.
Работа по учебнику.
Чтение правила.
Выполнение упр. 238 – работа детей у доски.
Выполнение упр. 239- самостоятельная работа в тетрадях. Двое учеников работают за доской.
Проверка осуществляется по слайду №11.
8. Включение в систему новых знаний.
Игра «Сложи тетрадки».
Слайд №12.
- Сложите тетрадки в портфели по родам.
-Что вы заметили?
(Есть тетради, которые нельзя положить ни в один портфель.)
-Почему?
(Существительные стоят во мн.ч.)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: У существительных , которые стоят во мн.ч. род не определяется.
-А, что нужно сделать, чтобы определить род имён существительных?
( Поставить имя существительное в ед.ч.)
-А какую тетрадь, нельзя положить ни в один портфель?
( Сани).
-Почему?
(Это имя существительное употребляется только во мн.ч.)
-Молодцы!
Слайд №13.
-На какие 2 группы можно разделить имена существительные?
( Имена собственные, нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые; ед. ч. и мн.ч.; ж.р, м.р. и ср.р.)
- Какое дерево получилось?
( Дерево «Имя существительное»).
9. Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового для себя вы узнали на уроке?
10. Домашнее задание.
11. Оценивание знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Род имён существительных"
Данный урок я проводила на семинаре "Игра как один из способов развития познавательной активности обучающихся"...
Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"
Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация. Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....
Урок по теме:" Род имён существительных 3 класс"
Урок по русскому языку в 3 классе...
Конспект урока по русскому языку.Тема урока: «Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах»
Данный материал содержит формы и методы работы на уроке в 4 классе по данной теме урока....
Русский язык 3 класс " Школа России".Урок по теме " Род имён существительных"
В уроке используются современные технологии. методы и приёмы, что позволяет учителю продуктивно провести урок по ФГОС....
Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок
Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».
Презентация к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...