Урок по русскому языку "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Воробьёва Елена Ивановна

Урок проводится во 2 классе по системе Л.В.Занкова. Используются проблемно-диалогическое обучение, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izucheniya_novogo_materiala.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала.

Используемые технологии:

Проблемно-диалогическое обучение, групповая работа.

Тема: «Род имён существительных»

Цель: выявить способ определения рода у имён существительных.

Задачи:

- сформировать умение определять род у имён существительных

- обогащать словарный запас учащихся

- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык

- воспитывать культуру учебного труда

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, классная доска, учебники, тетради.

Ход урока:

  1. Чистописание.
  2. Словарная работа.
  3. Актуализация знаний.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. Поиски решения выхода из проблемной ситуации.
  6. Выражение решения и применение новых знаний.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Включение в систему новых знаний.
  9. Рефлексия учебной деятельности.
  10.  Домашнее задание.

  1. Чистописание.

Хлеб, зуб, дуб, столб, гриб.

- Прочитайте слова, определите какую букву мы будем писать?

( Букву б )

-Что объединяет эти слова между собой?

( Это существительные, неодушевлённые, единственного числа, имеют одну и ту же орфограмму «букву для обозначения парных согласных в конце слова»)

  1. Словарная работа.

- Слово, с которым мы  сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете если подчеркнёте в словах буквы, являющиеся орфограммой.

Суп, трава, моль, билет, сосна.

- Какое это слово?

Пальто

-Сколько слогов в этом слове?

-Сколько букв?

-Сколько звуков?

-Какой частью речи является?

(Имя существительное, неодушевлённое, ед.ч.)

-Что обозначает слово «пальто»?

( Верхняя одежда)

  1. Актуализация знаний.

Групповая работа.

-Найдите имена существительные.

(белки, Москва, весёлый, озеро, Иван, читать, стол, дедушка, сладкий, листья, облако,  лучи, поёт, лень)

- Что обозначают имена существительные?

-На какие вопросы отвечают?

Слайд №1.

- Разделите имена существительные на 2 группы.

Слайд №2.

(Имена собственные: Москва, Иван.

Имена нарицательные: белки, озеро, стол, дедушка, лучи, облако, лень.)

-Какие слова относятся к именам собственным?

-Молодцы!

Слайд №3

Как ещё можно разделить эти имена существительные на 2 группы?

( Одушевлённые имена существительные: белки, Иван, дедушка.

Неодушевлённые имена существительные: Москва, озеро, стол, лучи, листья, облако, лень.)

Слайд №4.

Ещё как можно разделить эти имена существительные на 2 группы?

( По грамматическому признаку: единственного числа и множественного числа)

-Что обозначают имена существительные единственного числа?

(Один предмет)

-Что обозначают имена существительные множественного числа?

(Несколько предметов)

(Единственного числа: Москва, озеро, Иван, стол, дедушка, облако, лень.

Множественного числа: белки, лучи, листья.)

-Молодцы!

4. Создание  проблемной ситуации.

Слайд №5.

-А как можно разделить имена существительные единственного числа на 3 группы?

(Выслушиваются версии)

5. Поиски решения выхода из проблемной ситуации.

- Я вам предлагаю присвоить предметы, которые обозначены существительными.

Слайд №6.

-Как вы скажете, что ёлка принадлежит вам?

(Она моя «ёлка»)

-Что «кот» принадлежит вам?

( Он мой «кот»)

-Что «солнце» ваше?

(Оно моё «солнце»)

Слайд №7.

-К каким словам мы можем подобрать «Она моя»

(Москва, лень)

-«Оно моё»

 (озеро, облако)

- «Он мой»

  (Иван, стол, дедушка)

Слайд №8.

- Какого рода существительные, о которых можно сказать «Она моя»

(ж.р.)

- «Он мой»

(м.р.)

- «Оно моё»

-Молодцы!

-Какого рода могут быть имена существительные?

(м.р., ж.р, ср.р.)

- Это второй грамматический признак имён существительных.

-Какая тема нашего урока?

(Род имён существительных)

Слайд №9.

- Род имён существительных - постоянный признак.

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя»

И запомню род мужской

И опять скажу «Он мой»

Средний род – «Оно моё»

Это правило твоё!

Физкультминутка.

6. Выражение решения и применение новых знаний.

Слайд №10.

-Определите род у имён существительных.

Дождь, трава, небо, ком. Девочка, солнце, яблоко, ученица, труд, огурец, ветер.

7. Самостоятельная работа.

Работа по учебнику.

Чтение правила.

Выполнение упр. 238 – работа детей у доски.

Выполнение упр. 239- самостоятельная работа в тетрадях. Двое учеников работают за доской.

Проверка осуществляется по слайду №11.

8. Включение в систему новых знаний.

Игра «Сложи тетрадки».

Слайд №12.

- Сложите тетрадки в портфели по родам.

-Что вы заметили?

(Есть тетради, которые  нельзя положить ни в один портфель.)

-Почему?

(Существительные стоят во мн.ч.)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: У существительных , которые стоят во мн.ч. род не определяется.

-А, что нужно сделать, чтобы определить род имён существительных?

( Поставить имя существительное в ед.ч.)

-А какую тетрадь, нельзя положить ни в один портфель?

( Сани).

-Почему?

(Это имя существительное употребляется только во мн.ч.)

-Молодцы!

Слайд №13.

-На какие 2 группы можно разделить имена существительные?

( Имена собственные, нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые; ед. ч. и  мн.ч.; ж.р, м.р. и ср.р.)

- Какое дерево получилось?

( Дерево «Имя существительное»).

9. Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

10. Домашнее задание.

11. Оценивание знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Род имён существительных"

Данный урок я проводила на семинаре "Игра как один из способов развития познавательной активности обучающихся"...

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Урок по теме:" Род имён существительных 3 класс"

Урок по русскому языку в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку.Тема урока: «Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах»

Данный материал содержит формы и методы работы на уроке в 4 классе по данной теме урока....

Русский язык 3 класс " Школа России".Урок по теме " Род имён существительных"

В уроке используются современные технологии. методы и приёмы, что позволяет учителю продуктивно провести урок по ФГОС....

Открытый урок «Что такое склонение имён существительных?» 3 класс, проблемный урок

Цели:знакомство с понятием «изменение слова по падежам»;наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;учить решать проблемные задачи....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...