Этнокультурная направленность в обучении русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме
Использование этнокультуроведческого материала на уроках русского языка способствует формированию высокой духовной культуры школьника, наполняет программу изучения родного языка новым содержанием. Разработанная система изучения русского языка на этнокультуроведчесом материале позволяе формировать языковую и этнокультурологическую компетентность младшего школьника, активизировать познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_etnokulturnaya_napravlennost_v_obuchenii_russkomu_yazyku_ryazanova_m_p.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
М.П.Рязанова,
учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
Модернизация школы путём введения государственных стандартов образования вносят серьёзные изменения в практику работы начальной школы. Государственным стандартом в обучении языку предусматривается формирование социокультурной компетенции, а в методике формулируется этнокультуроведческий, социокультурный, культуроведческий подходы. Поэтому, учить детей надо не просто языку, а языку русского народа, русского этноса, учитывая особенности быта, верований, культуры и истории народа. В условиях гимназического образования изучение народной культуры, исторического и литературного краеведения, формирование личности как носителя духовных ценностей и традиций национальной культуры традиционно является школьным компонентом учебного плана. Однако отражение этих вопросов при изучении родного языка вызывает определенные трудности, как в отборе содержания изучаемого материала, так и в методическом обеспечении преподавания. На наш взгляд, использование этнокультуроведческого материала на уроках русского языка способствует формированию высокой духовной культуры школьника, развитию творческих способностей, наполняет программу изучения родного языка новым содержанием. Следовательно, встаёт вопрос о формировании этнокультурной компетентности учащихся начальных классов.
Сотрудничество со школьным краеведческим музеем, Домом народного творчества поселка Майский, семьями учащихся, анкетирование родителей и учащихся послужило стимулом для поиска путей активизации познавательной деятельности учащихся и развития творческих способностей на этнокультуроведческом материале.
В условиях современной социально – экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций и культуры русского народа. Слово «традиция» означает «передача». Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семья. Причем каждая конкретная семья имеет и собственные, ей одной присущие традиции. В связи с этим сегодня особую значимость приобретает этнокультурное образование, обеспечивающее духовно-нравственное становление личности ребенка. Истоки нашей культуры заложены в семейных традициях, в уважении друг к другу, в почитании родных и близких, в уважении к своей личности.
Разработанная система изучения русского языка на этнокультуроведческом материале позволяет на начальном этапе формировать языковую и этнокультурологическую компетентность младшего школьника, активизировать познавательную деятельность.
С целью изучения русского языка как материальной и духовной ценности народа нами разработано календарно-тематическое планирование и адаптированный к лингвистической теме урока материал к урокам русского языка в 1-4 классах, по направлениям «Роль семейных традиций в формировании личности младших школьников», включающий задания и лексическую работу по уточнению значения слов. Была рассмотрена возможность изучения разделов «Фонетика», «Орфография», «Слово», «Значение слова», «Лексика» на материале народного фольклора.
Отбор этнокультуроведческого материала определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными. Адаптированные тексты о семейных праздниках, о значении семьи в жизни человека, об уважении к родственникам, о семейных традициях и реликвиях, с грамматическими заданиями используются на различных этапах урока. Информативная насыщенность текста, его познавательная ценность, этнокультурная направленность играют большую роль в освоении родного языка, вызывают большой интерес и способствуют становлению языковой личности школьника в современном социуме.
По отношению к тексту ученик выступает и как наблюдатель, и как исполнитель, разыгрывающий роль персонажа, и как читатель-интерпретатор, умеющий понять и воспроизвести текст, и как автор, которому предлагаются творческие задания. Вопросы и задания к тексту носят проблемный характер, предполагают активную мыслительную деятельность ученика. Дети учатся строить рассуждение, подбирать аргументы, доказательства на основе анализа текста. Предлагаемый материал для наблюдений, различные упражнения и задания содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поиска, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися.
Практическое ознакомление учащихся в процессе занятий с грамматическим и с лексическим значениями слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями способствует обогащению словаря и развитию речи учащихся. Работая над словом, учащиеся исследуют разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи.
Систематическая работа с малыми жанрами фольклора на уроках очень многое дает детям. Они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать смысл, понимать их характер. Это обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с фольклорным материалом прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что малые формы фольклора воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему это ни с чем несравнимое богатство – русский народный фольклор.
Таким образом, включение в уроки русского языка этнокультуроведческого материала является одним из средств активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Опыт использования этнокультуроведческого материала на уроках русского языка показал, что тематика текстов вызывает интерес, содержание понятно и доступно школьникам. А систематическая и целенаправленная работа способствует формированию этнокультуроведческой и языковой компетентности младшего школьника. Активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом.
Этнокультурная направленность находит своё логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает подготовку сценариев и проведение народных праздников с привлечением родителей. Организация и проведение праздников, бесед, творческих занятий формируют, углубляют и расширяют знаний детей о семейных традициях, о культуре своего народа.
Встреча с праздником – это повышение культуры человека, его духовного развития, возрождение семейных традиций. Незаметно для себя в семейном общении дети получают уроки нравственного воспитания.
Изучение родного языка на этнокультурном материале служит одной из важных целей гуманитарного образования - формированию высокой духовной культуры школьника, направленную на усвоение основ теории языка, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа и является хорошим стимулом повышения качества знаний учащихся по русскому языку и чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья
В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций....
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка
В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....
Формирование навыков грамотного письма обучающихся I ступени и усиление практической направленности на уроках русского языка по ФГОС
На уроках обучения грамоте нередко можно наблюдать, что если повторять одни и те же приемы обучения, то у детей снижается интерес к учебному материалу. Поэтому необходимо различными способами и метода...
Выступление на МО учителей начальных классов "Приоритетные направления в преподавании русского языка по программе «Школа России"
В выступлении кратко излагаются основные направления в преподавании русского языка по программе "Школа России"...
Обучение русской лексике на начальном этапе обучения русскому языку
О некоторых этапах работы при обучении русской лексике учащихся - билингвов....
Занятие по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Школа грамотеев. Русский язык» для 4 класса Тема: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Анаграммы».
Материал занятия по внерочной деятельности нацелен на формирование интереса к изучению русского языка и проектной деятельности школьника. В процессе выполнения разнообразных и интересных упражнений,на...