Урок "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок по программе внеурочной деятельности "Секреты речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 42.5 КБ |
prezentatsiya_omonimy_3_klass_.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Послушайте стихотворение А.Шибаева.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
- Для чего нужны слова?
2. Повторение
– Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, шутим, поем.
Язык богат словами, их много, они запоминаются постепенно.
Вы, вероятно, уже знаете и используете в своей речи несколько тысяч слов, и каждый день ваш словарный запас пополняется двумя-тремя, а то и пятью-шестью новыми словами.
Из наших занятий вы узнали, что бывают слова: синонимы, антонимы, фразеологические обороты.
-Давайте вспомним, какие слова называются синонимами?
- Близкие по значению.
-Замените фразеологические обороты синонимами.
1. В час по чайной ложке – медленно.
2. Рукой подать – близко.
3. Повесить нос – грустить.
4. Раз, два и обчелся – мало.
5. Куры не клюют – много.
6. Кожа да кости – худой.
– Зачем нужны синонимы в русском языке?
- Чтобы речь была красивой, не было повторов.
- Какие слова называются антонимами?
- Противоположные по своему значению.
– Прочитайте пословицы и назовите слова-антонимы.
День да ночь – сутки прочь.
Слушай больше, а говори меньше.
Кто много говорит, тот мало делает.
-Ребята, для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы, фразеологические обороты?
- Чтобы речь была красивой, выразительной.
3. Изучение нового материала
А теперь я предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите на листе, они нам пригодятся.
Огурец
Молоко
Колос
Перрон
Малина
Метро
Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно на листе.
О чем мы сегодня будем говорить? (Об омонимах)
-Что такое омонимы?
Я.Козловский написал:
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
4. Объяснение нового материала.
- Вам, ребята, встречались с близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя".
Но ведь близнецы только внешне похожи, а характеры, привычки могут быть совершенно разными. Вот и сегодня мы посмотрим на омонимы с разных сторон. И узнаем много интересного о них.
5. Первичная проверка понимания нового материала
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
- Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).
- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия.
А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу.
- Назовите омонимы в стихотворении Козловского. ( ключ- ключ)
ВЫВОД: Одинаково звучат и пишутся. (Карточка)
…..Придумайте предложения со словом «кран»
- Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. А кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого.
2. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы.
На грядке рос зелёный лу…(г,к) Мы с ребятами пошли на лу…(г,к)
Объясните свой выбор.
Назовите омонимы
ВЫВОД: Одинаково звучат, пишутся по-разному.
3. Внимательно прочитайте предложения.
Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок.
-Назовите слова омонимы. Почему вы их по разному произносите?
Объясните.
ВЫВОД: Одинаково пишутся, звучат по-разному
ОБЩИЙ ВЫВОД:
- Омонимы можно разделить на три группы. Они приведены в таблице.
1. Одинаково звучат и пишутся.
2. Одинаково звучат, пишутся по-разному.
3. Одинаково пишутся, звучат по-разному.
6. Закрепление
Вы должны найти в тексте омонимы и распределить их в три колонки, название каждой группы вам подскажет таблица.
1. Уж наступал вечер. Уж питается лягушками. (В 1-ю колонку.)
2. 3ацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики. (В 3-ю колонку.)
3. Сложный код. Пушистый кот. (Во 2-ю колонку.)
6. Обобщение и систематизация знаний
- С какими новыми словами вы познакомились? (С омонимами)
- Какие слова называются омонимами? (ТАБЛИЦА)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО…7. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Карточка
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
4. Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)
- Отгадайте загадки:
1.Какие кошки мышей не ловят? (Кошки электромонтёра)
2. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)
3. Оружие, камни- самоцветы, фрукты. Одно название- разные предметы. (гранаты)
4. Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на речке режу вдоль и поперёк. А на дне морском я махонький...Кто? (конёк).