ТЕМА: «Правило написания безударных падеж¬ных окончаний имен прилагательных» 4 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лялина Вера Викторовна

Цель – формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 

Задачи:

- способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

- способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных.

- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

- прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, любовь к родному городу.

Оборудование:

Презентация, ноутбуки для работы в группах, карточки с заданием, карточки для домашнего задания разного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.38 КБ
Файл zelenye.docx10.36 КБ
Файл sinie.docx11.27 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Ракова В.В., учитель начальных классов, МОУ СОШ№89

4Б класс

ТЕМА: «Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных»

Цель – формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

- способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;

- способствовать развитию умения правильно писать окончания имён прилагательных.

- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

- прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, любовь к родному городу.

Оборудование: 

Презентация, ноутбуки для работы в группах, карточки с заданием, карточки для домашнего задания разного уровня.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Слайд

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти!

- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим  путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?

(Нам необходимо знать наш родной язык, чтобы правильно красиво говорить, грамотно писать.)

-Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

Орфографическая работа.

Слайд

- Откройте свои учебники на стр. 47, сегодня мы с вами познакомимся с новыми словарными словами: путешествие, путешественник.

 - Какую орфограмму мы повторили? (правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова )

- Составьте словосочетание прилаг. + сущ., используя данные слова

(Зачитывают)

  1. Актуализация знаний.

- итак, красивый, интересный путешественник, интересное, долгое, увлекательное путешествие ребята, а что я это называю? (имена прилагательные)

- Вспомните все, что вы знаете о имени прилагательном. (рассказы детей)

Слайд

- Один интересный путешественник из Англии Грэхэм Хьюз,сумел посетить 201 страну, при этом передвигаясь только наземным транспортом, в том числе и посетил Россию, но узнав о нашем городе, захотел попасть нашу страну еще раз.

Но предварительно прислал нам письмо, у каждого на столе лежит копия этого письма:

Слайд

«Дорогие ребята! Я провел много замечательный дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятная Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем великий, героический городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданная встречу»

- Что вызвало у вас улыбку? (неправильно употреблены имена прилагательные)

- Почему имена прилагательные употреблены именно так? (не знает, что имена прилагательные могут изменяться)

- как они могут изменяться? (по падежам)

- поработайте в парах: исправьте ошибки и прочитайте, что у вас получилось.(зачитывают)

  1. Формулирование темы и целей урока

- что вам пришлось сделать, чтобы текст получился правильным? (изменили окончания имен прилагательных)

- А как вы их изменили? По родам? По числам? (по падежам)

- посмотрите мой вариант

Слайд 

«Дорогие ребята! Я провел много замечательных дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятную Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем великам, героическам городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданную встречу»

- посмотрите на прилагательные великом, героическом я засомневалась, какие окончания написать в этих словах

-как  вы думаете, почему я засомневалась? (они безударные)

- найдите слово, с которым согласованы имена прилагательные (в городе)

(на доске написаны данные словосочетания)

- давайте проверим, поставьте ударение в именах прилагательных.

- поставьте вопрос от имени существительного. Что вы заметили? (ударное окончание в вопросе)

- какой вывод вы можете сделать? (что безударное окончание имени прилагательного можно проверить ударением)

- я вам предлагаю вывести алгоритм написания безударного окончания в именах прилагательных. На доске представлен алгоритм, прочитайте. Что вас не устраивает? (он не по порядку)

Слайд

  1. Выделить словосочетание прилаг. + сущ.
  2. Поставить ударение в прилагательном
  3. От существительного поставить вопрос
  4. Сравнить окончание прилагательного с окончанием вопроса

- измените, словосочетание великий город, героический город по падежам, поставьте ударение и выделите окончание имен прилагательных. I вариант героический город, II вариант великий город.

- проверяем. Прочитайте словосочетание героический город в Т.п., великий город в Р.п. и т.д.

- так что же нам помогло написать правильно окончание в именах прилагательных? (поставленный вопрос от имени существительного)

- Ребята, так о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (о безударном окончании имен прилагательных)

Физкультминутка

- Присядьте так, чтобы ваша спина касалась спинки стула.

Опустите руки, расслабьте.

Сделайте наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

Наклоны туловищем влево, потом вправо.

Сели правильно.

  1. Работа по теме урока

Работа с ноутбуками

-английский путешественник пишет о том, что наш город великий, героический и я бы даже сказала мужественный.

Я предлагаю вам посмотреть достопримечательности нашего любимого и родного города на ноутбуках, которые стоят у вас на партах. Для этого вам необходимо объединиться в группы. У вас на столе лежат карточки, на которых заготовлены задания. (подходят к столам)

Карточка

  1. Просмотрите слайды города
  2. Подчеркните только те прилагательные, которые хорошо будут описывать наш город.

Величественный,  гордый,  прекрасный,  великолепный, культурный,  светлый, мужественный,  героический,  скучный,  мрачный,  восхитительный,  гордый,  свободный, отважный,  унылый,  безлюдный,  ужасный.

  1. Составьте из данных прилагательных пять словосочетаний

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С любым из словосочетаний составьте предложение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- проверим, зачитайте словосочетания, предложения.

(сидят на месте)

- сегодня мы посетили фотогалерею, посмотрели на наш город другими глазами, увидели много достопримечательностей: памятники, архитектурные строения, музеи,  и т.д.

-а какое недавнее событие отметил наш город? (70-ие Сталинградской битве)

-А что является символом нашего города? (монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане)

- Что вы узнали на классном часу о Мамаевом кургане и монументе «Родина-мать зовет!»? (рассказывают)

Слайд (презентация фото скульптора,  Мамаева кургана, скульптуры «Родина-мать зовет!»)

- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт в 1967 году. Автор ее Евгений Викторович Вучетич – выдающийся советский скульптор.

Скульптура «Родина – мать зовет!» на Мамаевом кургане, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура – статуя в мире, ее общая высота 85 метров. Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. Меч символизирует справедливость и правосудие.

-Итак, как вы думаете, почему Мамаев курган так важен для нашей страны? (варианты ответов)

- запишите предложение.

Родина – мать является главной высотой России.

Итог урока

- назовите  прилагательное из данного предложения. (главной)

- с каким именем существительным оно согласуется? (высотой)

- что необходимо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного. (поставить вопрос от имени существительного, сверить окончание вопроса с окончанием имени прилагательного)

Домашнее задание

- У вас на столе лежат карточки с заданиями, но разного уровня сложности.  Я вам предлагаю адекватно оценить себя. Если вы уверены в том, что поняли тему нашего урока, то я вам предлагаю карточки зеленого цвета. Это задание повышенного уровня. Если вы немного сомневаетесь, то можете выбрать карточку синего цвета. Это задание наименее сложное.  

Слайд

Зеленый – повышенный уровень

Синий – средний уровень

Карточка с заданиями

Уровень I

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

Величественн...  монументу

В велик…   битве

На военн…   карте

В тяжел…   сражение

У историческ…   кургана

Уровень II

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек  (великая битва)

- Ребятам с повышенным интересом, я  объявляю конкурс на самое лучшее эссе о нашем городе.  Остальным по желанию.



Предварительный просмотр:

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек  (великая битва)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек  (великая битва)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек  (великая битва)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия имя ______________________________

Измените по падежам словосочетание, выделите окончание у имен прилагательных.

Веселый денек  (великая битва)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

Величественн...    монументу

В велик…      битве

На военн…      карте

В тяжел…      сражение

У историческ…     кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

Величественн...    монументу

В велик…      битве

На военн…      карте

В тяжел…      сражение

У историческ…     кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

Величественн...    монументу

В велик…      битве

На военн…      карте

В тяжел…      сражение

У историческ…     кургана

Фамилия имя _____________________________________

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

Величественн...    монументу

В велик…      битве

На военн…      карте

В тяжел…      сражение

У историческ…     кургана


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели к нам прийти!

Слайд 2

/ пут е шествие / пут е шестве нн ик

Слайд 3

Путешественник из Англии Грэхэм Хьюз

Слайд 4

От кого: Грэхэм Хьюз Англия Кому: мэр г.Волгоград Дорогие ребята! Я провел много замечательный дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъятная Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем великий, героический городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданная встречу!

Слайд 5

От кого: Грэхэм Хьюз Англия Кому: мэр г.Волгоград Дорогие ребята! Я провел много замечательн ых дней, странствуя по миру. Недавно приехав в необъят ную Россию, услышал о том, какие события происходили в вашем велик а м , героическ ам городе. И очень захотел приехать к вам в гости. Надеюсь на нашу долгожданн ую встречу!

Слайд 6

Выделить словосочетание прилаг . + сущ. Поставить ударение в прилагательном От существительного поставить вопрос Сравнить окончание прилагательного с окончанием вопроса

Слайд 7

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД РАБОТА В ГРУППЕ

Слайд 8

МАМАЕВ КУРГАН монумент «Родина-мать зовет !» открытие - 1967 год

Слайд 9

Евгений Викторович Вучетич

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного

Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК  "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...