Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
статья (русский язык, 1 класс) по теме

Полиева Елена Ивановна

Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Одна из них это интеллектуальная пассивность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта.

Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают речевые обороты, новые слова, овладевают различными лингвистическими конструкциями. В раннем возрасте у них формируется речевой слух, артикуляция. С  годами возможность быстрого овладения языковыми формами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществлялось, то ее развитие с годами крайне затрудняется. Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивность развития интеллекта в младшем школьном возрасте. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно  рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Но чаще всего этого не наблюдается. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому здесь на передний план выдвигается задача развития умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

 Аналогичным образом обстоит дело с развитием восприятия, внимания, овладением формами мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Многочисленными наблюдениями педагогов и исследованиями психологов убедительно доказано, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Предпосылкой большой значимости является умственная активность младших школьников. Всем здоровым детям этого возраста присуща потребность в умственных усилиях и впечатлениях. Этого требует их быстро развивающийся, созревающий мозг. Высокая умственная активность в процессе обучения стимулируется новизной и определенной степенью трудности умственной работы, нетрадиционными подходами к привычным  видам учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача нас, взрослых, - всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.

Формирование интеллектуальных качеств личности на уроках русского языка можно достичь путем введения  в содержание урока дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличения использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока; работы с понятиями и терминами;  включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера. Это способствует расширению кругозора обучающихся. Углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную  деятельность ребенка.

Исходя из этого,  методика проведения структурных этапов  урока несколько видоизменяется. Наряду с общепринятыми принципами проведения урока вводятся новые:

  1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.
  2. Принцип действенного подхода к обучению.
  3. Принцип обоснованного ответа.
  4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и  учащегося.

Для реализации системы комплексного интеллектуального  развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие контрольные, комбинированные уроки)   с сохранением всех основных этапов (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока.

Наряду с существующими этапами в 1-м классе вводится новый  – мобилизующий.

Целью мобилизующего этапа каждого урока является включение ребенка в работу. В его содержание входят упражнения, которые призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развивается память, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевая способность.

Упражнения, направленные на развитие интеллекта на уроках русского языка в 1-ом классе, способствуют решению ряда проблем:

  1. С первых уроков создается тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «учитель-ученик», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность обучающихся.
  2. Выполнение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат.
  3. Данные задания носят занимательный характер, воспитывают у детей интерес к урокам русского языка.

На минутке чистописания изменилась структура и методика ее проведения. В структуре выделяются два этапа: подготовительный и исполнительный.  Подготовительный   этап в свою очередь состоит из двух частей:

-определение и формулирование обучающимися темы минутки чистописания;

- формулирование детьми предстоящих действий по написанию букв и элементов.

На первой части подготовительного этапа учащиеся самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенные для письма. Для проведения второй части подготовительного этапа учителем задается цепочка букв (или букв и их элементов), предлагается найти закономерность и продолжить самостоятельно ряд до конца строки.

Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения урока. Прежде всего,  это ознакомление с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, обучающиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться.  Ознакомление с лексическим значением слова осуществляется частично-поисковым методом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения учитель или кто-либо из детей дают полное лексическое значение нового слова.

В начальных классах для изучения нового учебного материала используется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска обучающиеся самостоятельно приходят к необходимому выводу. После этого учитель формулирует правило в соответствии с вариантом учебника.

Использование исследовательских методов дает возможность обучающимся стать активными участниками учебного процесса. У детей появляется уверенность  в собственных силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обучает логике в рассуждении.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

специфика проведения минутки чистописания, словарной работы, создание проблемной ситуации, виды упражнений...

Концепция "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

1. Почему я уделила место этому вопросу?        Интеллект - это достояние,мощь,будущее каждоц нации. На протяжении ряда лет я наблюдаю, что на современном этапе развития среди ряда...

Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...