Овладением написанием сочинения на основе восприятия картин
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Сочинения по картинам дают возможность развивать коммуникативно- речевые умения, способность логично, последовательно и грамотно излагать собственные мысли. Работа над развитием речи очень важна в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovladenie_zhanrom_sochineniy_pri_napisani_kartin.docx | 100.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку
«Овладение жанром сочинения на основе восприятия картин».
Структура урока:
1.Организационный момент 1 мин.
2.Подготовка к восприятию картины. - 9 мин.
3.Рассматривание картины. Проверка первичного восприятия. -5 мин.
4.Анализ содержания картины.- 5 мин.
5.Работа над раскрытием замысла художника.- 5 мин
6.Коллективное составление плана и лексическая работа.- 9 мин.
7.Самостоятельная запись пробных текстов сочинения. -10 мин.
8.Итог урока. -1 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель задаёт вопросы учащимся:
-Вы любите русский язык?
-Вы любите писать стихи?
-вы любите активно работать?
Учитель: - Я желаю вам успеха сегодня на уроке. А вот о чём пойдёт речь вы определите сами, отгадав две загадки. Одна относится к жанру литературного творчества и представляет собой некое четверостишие, а другая к жанру музыкального творчества – фрагмент симфонии. Отгадать их будет нелегко, и только тот, кто сможет сконцентрировать внимание и на словах и на звучащей музыке, сможет дать правильный ответ.
- Под ним конь вороной, в руках щит с булавой.
Русь готов он защищать, врагов силой побеждать.
Ответы детей: защитник, воин, богатырь.
Учитель: - Проверьте свои ответы и предположения, перевернув иллюстрацию, лежащую на парте.
Учитель: -Сформулируйте тему нашего урока.
Мы сегодня будем готовиться к сочинению, в течении урока вы будите записывать понравившуюся вам информацию в тетрадь, для того чтобы потом использовать её в тексте своего сочинения. Мы будем учиться читать картину, понимать замысел художника. Давайте подумаем, известна ли вам фамилия этого художника и где вы могли её слышать?
Ответы детей.
Учитель предлагает подготовившемуся ученику напомнить информацию о художнике.
-Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника. Он рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Однажды летом 1881 года Васнецов писал этюды. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник поднял голову и замер: « Да это же мои богатыри»,- подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы, величаво покачивая тяжёлыми ветвями, будто соглашались с этой мыслью. Художник решает начать работу над новой картиной.
Учитель: - Что вы можете сказать о человеке – художнике, создавшим образы богатырей и так долго работающим над этим произведением?
Кто из вас видел эту картину? Где происходит встреча с этой картиной?
( В Третьяковской галерее в Москве, на уроке по литературному чтению в учебнике)
- Работа над содержанием картины.
Учитель: - Проанализируйте содержание картины.
Впереди: степь, травы, травянистая низкая растительность.
На заднем плане картины : высокие горы.
Как называется изображение природы в живописи?
Какой момент реальности запечатлел автор? ( Три богатыря готовятся к бою).
Что ещё мы видим на картине, что заставляет так думать? ( Белый конь раздул ноздри, как будто хочет бежать, готов скакать, а другой – смотрит вдаль).
В какое время суток могло происходить действие? Какие краски использует художник, чтобы это показать?
Рассмотрим главных героев.
Учитель показывает сборник былин и зачитывает три отрывка, а учащиеся пытаются догадаться, о каком богатыре идёт речь.
Кто из богатырей Илья Муромец? Как автор подчёркивает его силу?
Где изображён Добрыня Никитич? Докажите?
Чем Алёша Попович отличается от других богатырей?
2.Составление схемы в виде дуба.
На дереве появятся качества характера, присущие всем богатырям.
Учитель задаёт вопрос: «Какую задачу ставил художник, создавая это произведение?»
3.На листках бумаги учащиеся должны написать своё отношение к картине, выразить первые впечатления.
Составление плана и лексическая работа.
Работа в парах. Продолжить синонимические ряды:
а) картина,…,…
б) художник,…,…
в) изобразил,…,…
г) богатыри,…,…
2.Записать на доске словосочетания из былин:
Очи мудрые, щит булатный, чёрный ворон не пролетит
3.Составление плана.
( работа в группах)
План:
Вступление.
Художник и его картина.
Основная часть.
а) описание природы
б) описание богатырей
в) описание коней.
III. Заключительная часть.
Впечатление о картине.
Самостоятельная запись пробных текстов сочинений.
Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"
Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...
Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.
Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...
Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине
Урок написания сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...
Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...
Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин
Иллюстративный материал для работы по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин И.И.Левитана. Предлагаемый вариант презентации - для урока изобразительного искусства, но без сла...
Статья "Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин"
Главная цель по развитию речи состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Развивать в детях ли...
Опорная схема для написания сочинения по репродукции картины (на примере картины И.И. Левитана "Весна. большая вода")
Опорная схема для написания сочинения по репродукции картины (на примере картины И.И. Левитана "Весна. большая вода")...