Внеурочная деятельность "Родничок"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родничок " (2 класс) составлена в соответствии ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku.docx81.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Родничок" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

           Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Родничок», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Родничку”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Родничку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Родничка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Родничок” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Родничка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

2.Общая характеристика курса

 

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

       

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка. В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

 Особенности программы  «Родничок»

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

       3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования внеурочная деятельность по русскому языку изучается с 1 по 4 класс. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

1 класс 33 часа-33 недели;

2 класс 34 часа–34 недели 1 час в неделю

3 класс 34часа– 34 недели 1 час в неделю

4 класс 34 часа–34 недели  1 час в неделю

Всего: 135 часов 

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.          

6.Содержание учебного курса

 Содержание занятий 1 класс

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)   Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.  (2ч.  Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.    (1ч.)  Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)  Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)  Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.  (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.  (1ч.)  Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)   Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.   (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.   (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)  Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.   (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.     (1ч.)  Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)   Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов. (2ч.)  Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.       Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).   Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  В театре близнецов. (1ч.)     Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)    Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)     Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)    Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)    «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.)    Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?     (2ч.)  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)     Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее.   (1ч.)     Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)    Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова

 Антонимы, многозначные слова.

 Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.  

 Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.

 Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Содержание занятий 2 класс

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

Признаки родственных слов.

 Состав слова.

 Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

 Пересказать текст.

Содержание занятий 3 класс

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Содержание курса 4 класс

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.        «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.          Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.         Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.         Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.         Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Календарно-тематическое планирование  "Секреты орфографии ",2 класс

п/п

Раздел

Тема

Планируемые результаты

Характеристика

деятельности учащихся

 

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Как обходились без письма?

 Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

  Регулятивные:

действовать  по  намеченному

плану,  а  также  по  инструкциям,

содержащимся  в  речи  учителя,

учебника;

Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками

при выполнении учебной задачи

Познавательные:

действовать  по  намеченному

плану,  а  также  по  инструкциям,

содержащимся  в  речи  учителя,

учебника.

Проявлять  уважение  к  языкам

других народов.

 Рассуждать  о  значении

языка  и  речи  в  жизни

людей.  Анализировать

речь  людей  (при  анализе

текста).  Наблюдать  за

особенностями речи.

 

 

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано

первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

 

 Регулятивные:

действовать  по  намеченному

плану,  а  также  по  инструкциям,

содержащимся  в  речи  учителя,

учебника;

Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками

при выполнении учебной задачи

Познавательные: находить информацию

(текстовую, графическую,

изобразительную) в учебнике,

анализировать ее содержание.

Проявлять  уважение  к  языкам

других народов.

Работа с памяткой «Как

научиться

 правильно списывать

 предложение».

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Регулятивные:

контролировать  процесс  и

результаты  своей  деятельности;

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками

при выполнении учебной задачи:

распределять роли при чтении

диалога.

Познавательные:

-  понимать  зависимость

характера  речи  от  задач  и

ситуации общения;

работать  со  «Страничкой

для  любознательных.».

Оценивать  результаты

выполненного  задания  «Проверь

себя»  по  учебнику.  Находить

незнакомые  слова  и  определять

их  значение  по  толковому

словарю.

Соблюдать  в  речи  правила

речевого этикета.

Отличать  диалогическую

речь  от  монологической,

использовать  их  в  речи.

Меня зовут Фонема.

Меня зовут Фонема.

  Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Регулятивные:

контролировать  процесс  и

результаты  своей  деятельности.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, слушать и

понимать  других,    оформлять

свои  мысли  в  устной  и

письменной речи.

Познавательные:

строить несложные рассуждения,

делать выводы

Сотрудничать  с  одноклассниками

при выполнении учебной задачи.

Отличать  текст  от  других

записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Для всех ли фонем есть буквы?

Чередование фонем Звуки – «волшебники» сонорные звуки.

Регулятивные:   работать  по  плану,

контролировать  процесс  и

результаты  своей  деятельности.

Коммуникативные:

работать  с  соседом  по  парте:

распределять  работу  между

собой  и  соседом,   выполнять

свою часть работы,  

Познавательные:

находить информацию

(текстовую, графическую,

изобразительную) в учебнике,

анализировать ее содержание.

Определение сонорных звуков

 Для всех ли фонем есть буквы? Твёрдые и мягкие фонемы

"Как рождаются звуки".Звонкие и глухие "двойняшки".

Твёрдые и мягкие фонемы

"Таинственная буква ","буква подсказчица",

"буква -помощница"

Регулятивные:  работать  по  плану,

контролировать  процесс  и

результаты  своей  деятельности.

Коммуникативные:

использование  правил, таблиц,

для подтверждения своей

позиции диалога.

Познавательные:

работать  с  разными   видами

информации  (представленными в

текстовой форме, в виде правил).

Составлять  текст  по

заданной  теме.  

 Для всех ли фонем есть буквы? "Таинственная буква ","буква подсказчица",

"буква -помощница"

Регулятивные:

осуществлять  пошаговый

контроль  деятельности,

планировать  своѐ  действие  в

соответствии  с  поставленной

задачей.  

Познавательные:

оценивать  результаты

выполненного  задания  «Проверь

себя»  по  учебнику  и

электронному  приложению  к

учебнику

Оценивать  результаты

выполнения  задания  по

учебнику.

Ошибкоопасные» места

 Регулятивные:

переводить  информацию  из

одного  вида  в  другой  (из

словесной  в  графическую),

отделять  главное  от

второстепенного.  

Коммуникативные:

использование  правил, таблиц  

для подтверждения своей

позиции.

Познавательные:

работать  с  разными   видами

информации  (представленными в

текстовой  форме,  правил,

дидактических иллюстраций).

Сотрудничать  с  одноклассниками

при выполнении учебной задачи.

Анализ  допущенных

ошибок.

Тайны фонемы

   Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Звуки – «волшебники» сонорные звуки.

Регулятивные:  вычитывать информацию

из текста.

Коммуникативные:

использование  правил, таблиц  

для подтверждения своей

позиции.

Познавательные: умение  задавать  вопросы,

отвечать  на  вопросы  других;

строить  предложения  для

решения  определённой  речевой

задачи;  работать  с  разными

 видами  информации

(представленными  в  текстовой

форме,  правил,  дидактических

иллюстраций).

 Проявлять  познавательный

интерес  к  новому  учебному

содержанию;  умение  сравнивать

и  группировать  предложения  

предметы по их признакам

Отличать предложение от группы  слов.  Определять границы  предложения  в

деформированном  тексте.

Составлять  предложения

из  слов.  Определять  в

тексте  предложения,

различные  по  цели

высказывания;  выбирать

и  обосновывать  знаки

препинания  в  конце

предложения.

Опасные согласные. Согласные в слабой и сильной позиции.

Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи».

Регулятивные:

работать  по  плану, контролировать  процесс  и результаты  своей  деятельности.

Оценивать  результаты

выполненного  задания  «Проверь

себя» по учебнику.  

Согласные в слабой и сильной позиции.

 

Опасные согласные.

Тренировочные упражнения «Кто последний?»

Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Оценивать результаты выполнения задания по учебнику.

На сцене гласные

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Коммуникативные:

использование правил, таблиц, для подтверждения своей позиции.

Познавательные:

составлять простой план

Правильно ставить ударение

«Фонемы повелевают буквами»

Регулятивные:

переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного. Коммуникативные: 

использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.

Познавательные:

работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

Различать и выделять фонемы

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: 

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной

форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка

Познавательные: 

применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.

Ваши старые знакомые

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Коммуникативные:

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить в указанных

источниках языковые примеры для иллюстрации определѐнных понятий, правил.

Различать распространѐнное (с второстепенными членами) и нераспространѐнное (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Распространять нераспространѐнные предложения

Правила о непроизносимых согласных

Проговаривание слов по слогам

Регулятивные:

определять цель деятельности; умение вычитывать информацию из текста (учебника),использовать знаково-символические средства (схемы).

Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: 

применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить еѐ в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Составлять предложения из деформированных слов.

Правила о непроизносимых согласных. Проговаривание слов по слогам

Регулятивные:

работать по плану, контролировать процесс и

результаты своей деятельности. Коммуникативные: 

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников)

Волшебное средство – «самоинструкция»

Регулятивные:

работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Определять  ударение,

различать  ударные  и

безударные  слоги.

Переносить  слова  по

слогам.

Волшебное средство – «самоинструкция»

 Регулятивные:

осуществлять  пошаговый

контроль  деятельности,

планировать  своѐ  действие  в

соответствии  с  поставленной

задачей.  

Познавательные:

оценивать  результаты

выполненного  задания  «Проверь

себя»  по  учебнику  и

электронному  приложению  к

учебнику

Оценивать результаты выполнения задания по учебнику.

Строительная работа морфем

Разбирать слово по составу

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей

беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников)

 Определять  ударение,

различать  ударные  и

безударные  слоги.

Переносить  слова  по

слогам. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

Где же хранятся слова?Объяснение лексического значения слов

Классифицировать  

слова  по

тематическим

группам,  объяснять

лексическое  значение

слова.  Работать  с

толковыми  и

орфографическими

словарями.

Распознавать  и

подбирать  к  слову

синонимы  и

антонимы.  Находить

однокоренные  слова  в

тексте.  Подбирать

однокоренные  слова  к

слову  и  выделять

корень.  Делить  слова на  слоги,  определять

количество  слогов.

Определять  ударение,

различать  ударные  и

безударные  слоги.

Переносить  слова  по

слогам.

Различать приставки от предлогов, распознавать приставки

Умение подбирать однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах 

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

Где же хранятся слова?

Работа с орфографическим

словарём

Поговорим о всех приставках сразу

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарѐм учебника, находить в нѐм информацию о правописании слова;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Проявлять  познавательный

интерес  к  новому  учебному

содержанию;  умение  сравнивать

и  группировать  предложения  

предметы по их признакам

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.

Поговорим о всех приставках сразу. Различать приставки от предлогов, распознавать приставки

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарѐм учебника, находить в нѐм информацию о правописании слова;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Сотрудничать  с  одноклассниками

при выполнении учебной задачи.

Распознавать приставки

Слова – «родственники».

Умение подбирать однокоренные слова.

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по словарю синонимов; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и

обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Слова – «родственники».

Находить однокоренные слова.

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по словарю антонимов; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Находить однокоренные слова. Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы.

Кто командует корнями?

Выделение  корня в однокоренных словах

Кто командует корнями Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями?

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно

находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Распознавать среди данных пар слов Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями однокоренные слова.

Кто командует корнями?

Распознавание среди данных пар слов однокоренные слова

Регулятивные:

работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: 

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на них.

Познавательные:

подробно пересказывать

прочитанное и прослушанное,

определять тему, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план речи.

Распознавать среди данных пар слов однокоренные слова

«Не лезьте за словом в карман!»Подбор синонимов к словам

Регулятивные:

умение работать по плану, контролировать процесс и

результаты своей деятельности. Коммуникативные: 

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников)

Работать со страничкой для любознательных. Работать с толковым и орфографическим словарями. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

«Не лезьте за словом в карман!» Нахождение незнакомых слов и определение их значение по словарю

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по словарю; делать простые выводы на основе анализа и выделения, работать с орфографическим словарѐм учебника, находить в нѐм информацию о правописании слова; осуществлять анализ,

синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учѐтом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

 Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

«Пересаженные» корни.

Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Регулятивные:

осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы. Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Итоговое занятие

Регулятивные:

осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы. Коммуникативные: 

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные: 

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, работать со словарём однокоренных слов в учебнике.

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Родничок»

Определение количественных характеристик(необходимый минимум)

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика);

Ф – комплект для фронтальной работы в группах (один на 5-6 учащихся);

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).

Предметы

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Кол-во

Русский язык

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Перечень учебников по предмету, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ

УМК по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Примерная программа  начального общего  образования по русскому языку

Печатные пособия:

Комплекты для обучения (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Таблицы к основным разделам грамматического материала

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой

Словари: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы

Информационно-коммуникативные средства

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности)

Слайды (диапозитивы) (по возможности)

•Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит) и др.

К +

К +

Д +

Д+

К+

Ф+

Д+

Д+

Ф/Д+

Д+

Д+

Д+

Д+

Д+

П+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....