Урок русского языка "Междометия". 3 класс. "Школа 2100".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_k_kotorym_nelzya_zadat_vopros_ikh_rol_otkrytyy_urok.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе
Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа 2100»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
Тема: «Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль»
(урок изучения нового материала)
Цели:
Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с междометьями, развивать творческие способности учащихся.
- воспитывать эмоционально-чувственное отношение.
- обогащать их словарный запас, способствовать развитию речи
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая в паре и самостоятельно
- развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
- развивать познавательную активность;
Воспитательные:
- формировать ценностно-ориентированного отношения к воспитывать любовь к родному краю, мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;
- формировать навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других.
Ход урока.
- Организационный момент. Повторяем правила школьников
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая,
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!
-Для чего мы повторили правила школьников? (Чтобы не терять время и сделать всё, что запланировано)
II Чистописание. Найдите среди предложенных слов «лишнее». Свой ответ обоснуйте.
громко, весело, ох, хорошо
- Напишите красиво «лишнее» слово.
III Актуализация знаний
– Что сейчас надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
-Сегодня у нас необычный урок. Представьте, что сегодня вы не просто ученики, а исследователи и ученые. И сегодня вам предстоит делать великие открытия.
-Как вы думаете, какие качества нужны ученому, чтобы открытие состоялось? Выберите из предложенных. (дети высказывают свои предположения - они отмечаются на доске (терпение, наблюдательность, усидчивость, внимание, ум))
-Все эти качества мы берем с собой на урок. Вы готовы к сотрудничеству?
- Прочитаем хором девиз нашего урока.
Знаешь – говори, не знаешь – слушай!
- Вспоминаем, какие шаги нужно сделать при открытии нового знания
- Вспоминаем то, что важно для урока
- Определяем основной вопрос урока
- Открываем новые знания
- Применяем новые знания
- Разминка
-Давайте вспомним, с какими группами слов мы с вами знакомы? (предметы, действия, признаки).
-Что вы знаете о каждой группе слов? (дети дают названия группам и называют их признаки).
На доске расположена ромашка. При названии каждой группы, лепесток переворачивается. На нем указаны группы. Один лепесток остается не перевернутым.
- Создание проблемной ситуации
На доске записаны слова.
- Распределите слова по группам (слон, большой, пенал, лечить, зеленый,ах, прыгать, девочка, болеть, весёлый)
- Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)
-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)
- Все ли слова распределили по группам?
- Какие возникли трудности? (слово «ах»)
-Почему это слово не попало ни в одну из групп?
-А может какой-то другой вопрос можно задать к этому слову? (дети пытаются подобрать разные вопросы)
В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос!
1. Инсценировка сказки (выступают подготовленные дети)
-Внимательно послушайте отрывок из сказки про двух братьев.
Ах и Ох
«Говорят, где-то когда-то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох. Ах всегда был весел и всем восторгался. Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и был всем недоволен.Проснутся они, бывало, утром, Ах воскликнет: -Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!
А Ох ноет с утра:- Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»
-Какие слова помогли героям выразить их душевное состояние, их чувства? (ах, ох)
-Какие чувства выражает каждое из этих слов? (ах – восхищение? ох –огорчение)
2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.
– Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)
– С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)
– Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)
-Вспомните ещё такие особенные слова.
-Как думаете, для чего нужны эти слова в нашей речи?
- Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий.
- На основе инсценированной сказки и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке.
Слова, к которым нельзя задать вопрос, их роль.
-Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между».
Открываю последний лепесток ромашки, на котором записано название новой части речи.
-Сегодня на уроке мы выясним, с какой целью в нашей речи употребляются междометия.
- Составим план урока.
План (примерный)
- Что мы сейчас узнали? (Какие слова выражают чувства)
- Какие слова выражают чувства?
- Что обозначают эти слова?
- Мы познакомились с новой группой слов, значит, что ещё мы должны уметь? (Учиться употреблять эти слова в речи, т.е. составлять предложения с этими словами)
- Составление предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
- Работа в учебнике.
Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова.
Чувства, которые выражены в словах:
ах! – радость, удовольствие;
ох – неудовольствие;
ух – страх, испуг.
- Дополнительное задание: составьте схему 1-го предложения. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!)
б) знакомство с междометиями (слайд 11)
В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции.(варианты междометий записаны на таблице)
Ах – восхищение, радость
Ух – страх, испуг
Ох – огорчение
Ай, Ой – боль, грусть
Ух, Ой – удивление
Фу, фи – злоба, недовольство
- Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции.
- Давайте расставим смайлики в соответствии с чувством, которое они испытывают.
в) Составление предложений по схемам. Особенности записи междометий в предложении. (слайд 12)
-Составьте предложения по схемам.
– Из скольких слов состоит предложение?
– Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)
– Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)
– Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)
Ах! Какая красота!
Ох, беда уже близка!
Ух, и здорово!
Ой, какой холодный ручей!
-Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий?
YI Прочитайте предложение
Ах, какая бабочка!
- Замените слово ах другими словами, которые выражают различные чувства.
- Ой, какая бабочка!
Ух, какая бабочка!
Фу, какая бабочка!
YII Физминутка
Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
YIII Междометия в произведениях известных писателей
-Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее.
-Послушайте отрывки из известных вам произведений.
- «Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)
-Узнали откуда?
-Найдите новое слово.
-Какое чувство оно выражает? (боль от смеха)
- «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все»)
-Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг)
в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне»)
-Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство)
VII. А сейчас вы будете учиться правильно, к месту употреблять междометия. Вы получили карточки с предложениями, в которые необходимо вставить подходящие по смыслу междометия и вписать их.
- Щиплет уши, щиплет нос.
…, на улице мороз! (Ой)
- …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. (Ох)
- В пятнышках спинка.
…, как неловко.
И покраснела божья коровка. (Ох)
- …, бескрылый человек, у тебя две ножки,
Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. (Эх)
VIII.Восстановление деформированного текста. (Работа в парах.
На каждой парте лежат карточки.
- Выбери и составь только то предложение, в котором есть междометие.
Как, ах, лес, зимний, красив
Пушистым, ветки, покрылись, инеем
На, кружева, снежинок, из, осинках
- Запись предложения с комментированием
IX Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие записано на отдельной карточке)
Караул! Увы! Ага!
Привет! Ой! Ха-ха! Ура!
Браво! Ба! Да-да! Хо-хо!
Фи! Фу! О! Бай-бай! Ого!
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
IХ. Выводы по уроку
-Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили?
- Послушайте высказывания, продолжите их
1. В русском языке есть слова, к которым нельзя…( задать вопрос)
2. Эти слова называются… (междометия)
3. В речи они употребляются для того, чтобы речь была …(ярче, богаче и эмоциональнее).
3. После междометий ставится…( восклицательный знак или запятая.)
- А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие:
Мне, - сказало междометье, -
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово …! (Ах)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово … ! (Ох)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … ! (Ой)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … ! (Эй)
У кого захватит дух,
Произносит слово … ! (Ух)
Интересно жить на свете,
Если знаешь….(междометия)
Х. Рефлексия
-А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше отношение к уроку, эмоциональный настрой на уроке.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
ХI.Домашнее задание Д.м. У.88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"
Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...
Урок математики 3 класс "Школа 2100"
Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...
Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).
Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...
Математика. Урок-сказка. 4 класс."Школа 2100"
Развитию у обучающихся творческих, познавательных способностей способствуют нестандартные и нетрадиционные формы уроков. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внима...
Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"
В начальном образовании происходит кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...
Урок математики. Тема урока «Величины» 1 класс (Школа- 2100).
Повторение и обобщение материала о величинах, отрабатывать вычислительные навыки в пределах 9, развивать логическое мышление и память....
К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100
Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....