Конспект по русскому языку для 3 класса по теме «Род имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yugova_russkiy_yaz.docx | 119.48 КБ |
samoanaliz_yugova.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
Управление образования администрации Октябрьского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект по русскому языку для 3 класса
по теме «Род имён существительных»
Юговой Светланы Васильевны-
учитель начальных классов
Тема: Род имён существительных.
Цель: формировать умение определять род имени существительного
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имён существительных - род, число;
- находить имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Организация пространства:
-групповая
-работа в парах
-индивидуальная
Оборудование:
- учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Л.М.Зеленина);
- Волина В.В. “Веселая грамматика”;
- Карточки с заданием в группах;
- Презентация к уроку, экран, проектор.
ХОД УРОКА
№ п\п | Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Эмоциональное начало урока. Цели: -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе работы. -Откройте тетради и запишите число и классную работу. - Какие орфограммы нужно знать при записи классной работы. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку | Настраиваются на работу. Записывают число в тетрадях. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | 2. Актуализация и пробное учебное действие. Цели: -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции; Словарно -орфографическая работа | Вот такое испытание – Это первое задание: -Прочитайте слова и назовите орфограммы пропущенных букв. Слайд 2 В…сна, ч…дес…ный, сне…, п…льто, тра...ка, м…тро, м…сяц, -Какое слово лишнее? Почему? -А что общего в остальных словах? (обозначают предмет, отвечают на вопрос что, нарицательные, ед. ч., относятся к именам существит) -Что такое имя существительное? -Здесь я и проверила, как вы выучили правило. -А для того чтобы определить тему урока, распределите данные слова на 3 группы. - А как вы считаете, на какие группы можно разделить эти имена существительные? - Какая же тема урока.? (определение рода имени существительного) -И цель нашего урока:( научиться определять род имени существительного Слайд 3 Слайд 4 -Послушайте сказку. Слайд 5 -Работаем в группах. -Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. -А теперь поменяйтесь работами и проверьте друг у друга. Слайд 6 -И как же можно определить род имени существительного. -Молодцы, правило выучили. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия"орфограмма",«имя существительное» Указывает объект наблюдения.
| Прослушивают сказку. Выполняют упражнение по группам. 1гр.-выписывают существительные м.рода. 2гр.-выписывают существительные ж.рода. 3гр.-выписывают существительные ср.рода. Обосновывают выбор слов, производят взаимопроверку. Устанавливают общее свойство ряда слов. | Регулятивные: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -анализировать, проверять, фиксировать информацию - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); |
3. | 3. Изучение нового материала. Проблемная ситуация. Цель: -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся | -А сейчас мы займёмся исследованием. Слайд 7 -Назовите предметы, изображённые на экране и определите род.(свеча, яйцо, карандаш) -А теперь давайте изменим род, т.е. поставим в другой род. -Что происходит? -Сделайте вывод. -Верно, имена существительные по родам не изменяются. -Запишите эти слова в тетрадь и определите род. | Организует диалог, уточняет правило, подводит детей к самостоятельному выводу. | Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы. Работа в тетрадях. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
физминутка | Слайд 8 - Я называю слова, если им. сущ. м. р. , то прыгают и хлопают в ладоши мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то поднимаете руки вверх. Лист, ягода, небо, птица, орех, морковь, свёкла, картофель, лето, урожай, облако, золото, берёза. Молодцы, сели правильно. | ||||
4 | 4. Закрепление Самостоятельная работа Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха | Работа по учебнику Слайд 9 -Откройте учебники на стр.67 упр.41устно,работаем в парах. -Какая пара готова продолжить высказывание. -А сейчас вы самостоятельно придумаете и запишите по одному существительному на каждый род. -Проверяем! -А теперь составьте с одним из слов предложение. | Организует работу. | Работа в парах. Производят предварительную оценку работы. Записывают слова . | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
5. | 5. Итог урока. Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда | Тест: “Да или нет» Слайд 10 -Какова была цель урока? -Как определить род имени сущ.? | Задает вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы Отвечают дети. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
6 | Рефлексия учебной деятельности Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке | -На уроке вы хорошо поработали. Дом. задания не будет. Слайд 11 Было интересно Было трудно Было скучно Оценки | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Задания по группам
1группа
Выписать имена существительные мужского рода.
В…сна, сне…, п…льто, тра...ка, м…тро, м…сяц,
2группа
Выписать имена существительные женского рода.
В…сна, сне…, п…льто, тра...ка, м…тро, м…сяц,
3группа
Выписать имена существительные среднего рода.
В…сна, сне…, п…льто, тра...ка, м…тро, м…сяц,
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 3 классе.
Тема урока: Род имён существительных.
Цель: формировать умение определять род имени существительного.
Планируемые результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имён существительных - род,
- находить имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Организация пространства:
-групповая
-работа в парах
-индивидуальная
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой.
Минутки чистописания не было, так как у нас отдельные печатные тетради.
Тему и цель урока поставили сами обучающиеся. Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 3 класса начальной школы.
Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.
Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельности – является мощным средством в развитии познавательных процессов и укрепления уверенности в собственные силы.
Итог урока в виде теста вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Во время рефлексии была сделана самооценка работы на уроке.
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением физминутки. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате - общение на уроке было продуктивным и качественным.
Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. Учащиеся были активны.
Вывод: Урок целей достиг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"
Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
План - конспект урока русского языка (1 класс) по теме "Пишу правильно" (работа над ошибками)
Работа над ошибками по русскому языку в 1 классе...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект по русскому языку 2 класса на тему "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы. Закрепление."
Конспект пл русскоум языку 2 класса...
Конспект по русскому языку 2 класса на тему "Образование слов с помощью приставки и суффикса."
Конспект по русскому я зыку 2 класса...