КВН
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Разработка мероприятия по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_umn_slov_kvn.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Овсенёва Е.А.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

КВН по основам фонетики и правописания. 4 класс

Загадки умных слов.

      Цель и задачи:

  • закрепление знаний младших школьников о правилах правописания;
  • мотивация изучения русского языка и правильного письма;
  • привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.

Учитель:

       Знание – это загадочная книга человеческой мудрости, которая всех людей планеты в любом возрасте поражает своими удивительными страницами. Перелистать до конца эти загадочные страницы невозможно никогда, а значит, на протяжении всей своей жизни, ежедневно человек открывает всё новые и новые страницы книги знаний, становится мудрее и грамотней.

(Звучит фонограмма песни о школе. Выходят двое учеников – ведущих (помощники учителя)).

Девочка:

Знание – свет, а неученье – тьма!

Эта истина права.

Приглашаем всех ребят

С нами вместе поиграть!

        Мальчик:

Вместе с юмором и шуткой

Знаньям уделим минутку

И проверим, кто из вас

Больше знает в этот час.

       

       Учитель:

    Сегодня две дружные команды, которые встречаются в клубе весёлых и находчивых, отправятся в загадочный мир слова.

    Но вначале мы должны поприветствовать наших знатоков. Встречайте!

  1. Приветствие команд в клубе веселых и находчивых.

1 команда – «Искатели».

Девиз:

Всё разведать,

 Всё узнать,

Лёгких тропок не искать.

      2 команда – «Мечтатели».

      Девиз:

Гореть самим,

Зажечь других.

Быть впереди –

И точка.

1 конкурс: « В мире пословиц и поговорок».

    Вот вслушайтесь в народные мудрости, пословицы и поговорки:

  • Мир освещается солнцем, а человек знанием.
  • За ученого двух неученых дают – и то не берут.
  • Грамоте учиться – вперёд пригодится.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Кто много читает, тот много знает.

 

 А теперь задание: продолжите пословицы и поговорки о знаниях. (Выигрывает та команда, которая больше назвала пословиц и поговорок).

Возможные варианты ответов:

  • Прочёл новую книгу – встретился с другом.
  • Знание – дерево, а дело – плоды.
  • Век живи -  век учись.
  • Не обманывается тот, кто не советуется.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Чему учился, тому и научился.
  • Ученье без уменья не польза, а беда.
  • Без старания нет и знания.
  • Учись, размышляй, иначе толку не будет.
  • Недоучка хуже неученого.

        

2 конкурс: «Назови одним словом».

Задания зачитываются поочерёдно каждой команде. Необходимо сочетание двух слов назвать одним словом. Т.е. дать определение предыдущих  словосочетаний:

- Храбрый человек …(храбрец)

- Болтливый человек … (болтун)

- Ленивый человек … (лентяй)

- Богатый человек … (богач)

- Грубый человек … (грубиян)

- Сильный человек … (силач)

- Весёлый человек … (весельчак)

   

3 конкурс: «Объясни афоризм».

Учитель:

       Молодцы, а теперь прослушайте некоторые высказывания о знаниях великих людей и постарайтесь объяснить, как вы понимаете эти слова.

    « Знание и только знание делает человека свободным и великим.»  (Д.И.Писарев).

    « Один может открыть больше другого, но никто всего».  (Древнеримское изречение).

    « Кто учился наукам, но не применяет их,  похож на того, кто пахал, но не сеет». (Саади).

    « Уча других, мы учимся сами».  (Сенека).

    Ученики размышляют над данными высказываниями. Выигрывает та команда, рассуждения которой были более убедительными

   4 конкурс: «Грамотей».

    От каждой команды выступают по 3 участника. Помощники раздают каждой команде карточки.

Надо вставить пропущенные буквы там, где это надо.

      (Чудес…ный, мес…ный, гла…кий, но…ки, п…дписать, об…явление, тр…пинка, к…ртофель.

    Прекрас…ный, трос…ник, сколь…кий, ло…ки, о..дать, под…езд, сн…жинка, м…рковь.

Сосчитай, сколько звуков и сколько букв в словах.

   

   (Юла - …, ёж -…, коньки - …, деньки - …, солнце - …, сердце - …).

 

 5 конкурс: «Составь слово».

    Из букв слова «транспорт» составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).

 6 конкурс: «Четвёртый лишний».

 

   Определить, какое слово из пяти лишнее в данном сочетании:

  Воды, водитель, подводный, водонос.

  Водить, наводнение, паводок, водичка.

7 конкурс: «Устами младенца».

   Ребята – ведущие задают одновременно обеим командам вопросы. Чтобы отгадать загаданное слово, задаются несколько наводящих вопросов. Выигрывает та команда, участники которой быстрее догадаются о значении данного слова:

  • если его нет, то нет и радости;
  • без него не жизнь, а существование;
  • его всегда желают друг другу, особенно в письмах;
  • его не купишь ни за какие деньги.  (ЗДОРОВЬЕ)

  • каждый человек  о нём мечтает, чтобы в жизни у него всё было хорошо;

  • но никто не знает, где его искать;

  • есть сказочная птица, которая его принесёт.  (СЧАСТЬЕ)

  • такой человек всё несёт к себе  в дом – нужно ему или нет;

  • он не любит дарить подарки, делиться конфетами;

  • лучше у него ничего не просить, потому что он все равно не даст. (ЖАДИНА)

  • человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок;

  • взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно;

  • человека чего-либо лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка.  (НАКАЗАНИЕ)

  • её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто её желаем уходящему или уезжающему;

  • кому-то она сопутствует везде, и поэтому он счастлив;

  • когда она бывает, говорят «Ну повезло!».   (УДАЧА)

За правильный ответ с 1 попытки – 3 балла, со 2 попытки – 2 балла,  с 3 – 1 балл.

     8 конкурс: «Исправь ошибку в пословице».

         Необходимо   исправить ошибку и назвать правильно пословицу. Учитывается скорость выполнения задания. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справились с заданием.

  Задание первой команде:

- Баба с возу, а хомут найдётся ( кобыле легче).

- Беды мучат, а руки делают (да уму учат).

- Без труда не накинешь платка (не вытащишь и рыбку из пруда).

 

   Задание второй команде:

- Глаза страшатся, да уму учат (а руки делают).

- На всякий роток не вынешь рыбку из пруда (не накинешь платок).

- Была бы шея – кобыле легче (а хомут найдётся).

        9 конкурс: «Обгонялки».

     Всем ребятам предлагаются вопросы, на которые надо отвечать в быстром темпе. За правильный ответ присуждается 1 балл. В итоге выигрывает та команда, игроки которойбольше набрали поощрительных баллов за правильные ответы.

  • Глухой шум от трения. (шорох)
  • Место соединения сшитых кусков ткани. (шов)
  • Детёныш галки. (галчонок)
  • Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (крыжовник)
  • Водитель автомобиля. (шофёр)
  • Команда корабля, самолёта, танка. (экипаж)
  • Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью. (экскурсия)
  • Подземная железная дорога. (метро)
  • Волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье. (самобранка)
  • Одна сторона листа бумаги или книги. (страница)

        10 конкурс: «Домашнее задание».

     Члены одной команды загадывают соперникам загадки об обитателях леса и о животных.

Н-р:

 - Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)

 -  Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)

 - Где у кузнечика ухо?  (на ноге)

 - Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?   (одинаковые)

 

     Поводятся итоги, определяются победители и проходит награждение.

 

   

   

   

.