русский язык 3 класс "Служебные и самостоятельные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk_3_klass._sluzhebnye_i_samostoyatelnye_chasti_rechi.docx | 434.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к уроку русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа 21 век»
Автор: Ахметшина Марселья Шамильевна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №6» г. Альметьевск
Тип урока – урок усвоения новых знаний
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Цель урока:
научиться определять служебные части речи
Задачи урока:
Образовательные:
- создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой
- отработать навык правописания служебных частей речи
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы
- способствовать развитию орфографической зоркости
- развивать умение работать в паре
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Целевое назначение урока: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Методы проведения урока: частично- поисковый, практический, информационный,
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самопроверка.
Планируемый результат:
различать:имя существительное, имя прилагательное, глагол, союзы, частицы, предлоги .
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся:
- осознавать смысл изучения частей речи и успешного использования их в речи
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
Познавательные:
- строить логические суждения, включающие установление причинно-следственных связей
- осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания
- самостоятельное создание алгоритма деятельности служебных частей речи
- уметь формулировать определения частей речи
Коммуникативные:
1.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями, карточки со словами, смайлики трех цветов.
Список использованной литературы: «Беседы с учителем: третий класс четырехлетней начальной школы» под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2000). учебник по русскому языку – С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова. М. : Вентана-Граф, 2009)
Этапы урока | Результаты этапа | Цель этапа | Достижение планируемых результатов: | Формирование ууд | |
действия педагога | действия ученика | ||||
1. Орг. момент | Самоопределение к учебной деятельности («Я готов к уроку») | актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке; | Здравствуйте. Сейчас урок русского языка. Для успешной работы на уроке нам необходимы: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, ручка и карандаш. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Оцените готовность к уроку. | Самооценка готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УУД). |
2. Актуализация прежн. знаний. | Актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы. Определена граница между знанием и незнанием. Очевидна недос-таточность имеющихся знаний для решения практических задач. | Формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний. | Проблемная ситуация в рубрике «Согласны пи вы». Игра: «Согласны пи вы?» Проверка в парах . У вас на столах лежат карточки с высказываниями. Каждое высказывание начинается со слов «Согласны ли вы что …» Вы должны посоветоваться друг с другом и поставить в квадрат букву «И», если истинно, или «Л» если высказывание ложно 1.Речь – это средство общения. 2. Речь бывает только устная.
3.Речь состоит из слов. 4.Предложение не выражает законченную мысль. 5.Предложение состоит из слов б ) На ИА доске слова с пропущенными буквами. Надо списать, вставить пропущенную букву, объяснить орфограмму. Сильным ученикам сразу составить предложения. 1)н.ступила и з.ма х.лодная г.лодная 2)и зв.рьки маленькие б.льшие п.прятались норки в 3)в птиц. стайки .бились 4)не к.рма хв.тало ж.вотным | Устное представление результатов. 1.Речь – это средство общения-И. 2. Речь бывает только устная.-Л
3.Речь состоит из слов.-Л 4.Предложение не выражает законченную мысль-.Л 5.Предложение состоит из слов-И Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву в) На ИА доске текст: Наступила холодная и голодная зима. | Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
На ИА доске слайд. работа по тексту. Почему птицы сбились в стайки?- Почему не хватает корма? Проблемный вопрос: Можно ли удержать перелётных птиц, если везде развесить утеплённые домики? -Что вы можете сказать интересного о жизни птиц зимой? | По воробьям можно узнать температуру. Если они гладенькие то –тепло, а если взъерошенные, то холодно, снегири не едят мякоть ягод, а выклёвывают только семена. | Мето-предметная связь с окр.мир. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | |||
3.Формирование новых понятий | организовать постановку проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог; организовать постановку цели урока. | 1.Чтение сказки: (презентация) Отправились слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам (слайд1)и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….».(слайд2) А как назывался город, вы должны мне сказать после сказки. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом,(слайд3) а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?». Одни слова растерялись, другие ответили. Кто смог ответить на вопросы «кто» «что» те и остались,а остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом .Идут- идут по дороге, видят другой домик. (слайд4) А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. -Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. Некоторые смогли ответить на вопросы стражи, их пустили в дом , а другие побрели дальше. Вот шли они. шли смотрят домик красивый стоит. (слайд5) Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут охрана. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают. «Какая необходимость здесь гулять»? Обрадовались те слова, которые смогли ответить на все вопросы, их расселили в самые красивые дома. | Ребята должны ответить на вопрос А как назывался город, в который попали слова и частично определить тему урока. | Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД). | |
4. Открытие нового знания.
5. Закрепление 6. Включение нового знания в систему знаний и повторений 7. Рефлексия деятельности (итог урока). | поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога; организовать уточнение темы урока; организовать первичное применение новых знаний зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию собственной учебной деятельности. зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | 2. работа по тексту: Догадались, о каких словах идёт речь? Кто поселился в 1 дом? Во 2? В 3? 3. Повторение определений о существительном, прилагательном, глаголе. 4.Работа в тетрадях цветными карандашами. В написанном тексте подчеркнуть существительные - жёлтым Прилагательные -красным Глаголы-синим карандашом. 1.- Не остались ли какие-нибудь слова. -Интересно, как эти слова называются и для чего они служат? Хотите узнать? Тогда дослушайте сказку. Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. (Слайд 6) И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие слова сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!» Будем вместе связывать. -А вы кто? – спросили наши слова. -А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Работа по сказке. -А сейчас вы сможете сказать, как называются эти маленькие слова? -А для чего они нужны? Сможете ли вы вспомнить ,какой вопрос я задавала в самом начале сказки? - А как назывался город, в который вошли слова? Назовите все части речи.которые вы знаете. 1.Работа по учебнику стр.123 упр.2. Прочитайте слова. –Назовите только служебные части речи. Можно ли их назвать словами 2.Составьте и запишите предложения. А смогли бы вы составить предложение без маленьких частичек? –Почему? Для чего они служат? Чтение рубрики «Тайны русского языка» О каких частях речи мы будем ещё говорить? Молодцы! Ядарю вам торт Слайд на ИА доске Рассмотрите рисунок торта (учебник) и доска. -Большие куски торта, у каких частей? Потому, что они самостоятельные. -Давайте их посчитаем (6) -А маленькие кусочки, каким частям речи отдали?... - Сколько служебных частей речи?(4) – Сколько всего частей речи в русском языке?(10) – Какие части речи вам уже знакомы? 4)Выполните упражнение 4 (учебник). Задание: помогая друг другу и опираясь на рисунок торта, выпишите из стихотворения 5 слов, которые являются разными частями речи. В тетрадях после упражнения нарисуйте смайлик
|
сформулировать определения частей речи На ИА доске текст записан цветом) Наступила холодная и голодная зима. Остались какие-то частички «и,а,в» Ребята отвечают (предлоги, союзы, частицы) для связи слов в предложении). Части речи Работа в тетради: По улице мчался быстрый автомобиль. У краба десять ног. Хорошо иметь друга. На небе светит яркое солнце. Вера быстро выполнила задание. (Ответы детей) Работа с учебником. (наречии, междометие). | Высказывать свою версию (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; преобразовывать информацию (Познавательные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).
Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна - учитель начальных классов, 2 категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"
Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме....
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...