Памятки по русскому языку
материал по русскому языку (4 класс) по теме
памятки для детей, для индивидуальных папок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki.doc | 48.5 КБ |
odnorodnye_chleny_i_slozhnye_predlozh-ya.docx | 17.68 КБ |
padezhi.docx | 23.13 КБ |
poryadok_razbora_slova_po_sostavu.docx | 15.39 КБ |
predlozhenie.doc | 27 КБ |
skloneniya.docx | 14.88 КБ |
slozhnye_predlozheniya.docx | 16.49 КБ |
sostav_slova.doc | 34 КБ |
foneticheskiy_razbor.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
я | ё | ю | и | е | п п’ | ф ф’ | к к’ | т т’ | с с’ | - | - | - | - | х х’ | - | ч | щ | ш | ц | ь |
а | о | у | ы | э | б б’ | в в’ | г г’ | д д’ | з з’ | л л’ | м м’ | н н’ | р р’ | - | й’ | - | - | ж | - | ъ |
Гласные | Согласные | - |
Гласные я, ё, ю, е дают два звука [й’] [а], [й’] [о], [й’] [у], [й’] [э] после:
- мягкого знака: вьюга [ в’ й’ у г а]
- после гласной: магия [ м а г и й’ а ]
- если я, ё, ю, е стоит в начале слова: ягода [й’а г а д а]
Звуки
Гласные Согласные
Ударный Безударный Твердый [р] или мягкий [р’] Звонкий или глухой
Парный [б] и [п] или непарный [х]
я | ё | ю | и | е | п п’ | ф ф’ | к к’ | т т’ | с с’ | - | - | - | - | х х’ | - | ч | щ | ш | ц | ь |
а | о | у | ы | э | б б’ | в в’ | г г’ | д д’ | з з’ | л л’ | м м’ | н н’ | р р’ | - | й’ | - | - | ж | - | ъ |
Гласные | Согласные | - |
Гласные я, ё, ю, е дают два звука [й’] [а], [й’] [о], [й’] [у], [й’] [э] после:
- мягкого знака: вьюга [ в’ й’ у г а]
- после гласной: магия [ м а г и й’ а ]
- если я, ё, ю, е стоит в начале слова: ягода [й’а г а д а]
Звуки
Гласные Согласные
Ударный Безударный Твердый [р] или мягкий [р’] Звонкий или глухой
Парный [б] и [п] или непарный [х]
Предварительный просмотр:
Предложения с однородными членами.
Ели между однородными членами предложения нет союзов, то они разделяются запятыми.
Например: Я люблю булки, плюшки, батоны. (В. Драгунский) [ , , ].
Если однородные члены предложения соединены союзами а или но, то перед союзом ВСЕГДА ставится запятая.
Например: Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, но только обязательно выигрывать. (В. Драгунский) [ , и , но ].
Если однородные члены соединяет союз и, то запятая ставится, когда союз повторяется, и не ставится, когда союз одиночный.
Например: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! (В драгунский) [ , , и ]!
Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники.
[ ,и , и , и ].
Я оделся и вышел в сад. (По К.Паустовскому).
[ и ].
Предложения с однородными членами.
Ели между однородными членами предложения нет союзов, то они разделяются запятыми.
Например: Я люблю булки, плюшки, батоны. (В. Драгунский) [ , , ].
Если однородные члены предложения соединены союзами а или но, то перед союзом ВСЕГДА ставится запятая.
Например: Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, но только обязательно выигрывать. (В. Драгунский) [ , и , но ].
Если однородные члены соединяет союз и, то запятая ставится, когда союз повторяется, и не ставится, когда союз одиночный.
Например: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! (В драгунский) [ , , и ]!
Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники.
[ ,и , и , и ].
Я оделся и вышел в сад. (По К.Паустовскому).
[ и ].
Предварительный просмотр:
Падежи.
Название | Вспомогательные слова | Вопросы | Предлоги | Пример | |
Ед. ч. | Мн.ч. | ||||
Именительный | существует | кто? что? | лес | лес а | |
Родительный | нет | кого? Чего? | Без, для, до, из, от, с, у и др. | лес а | лес ов |
Дательный | дать | кому? чему? | к, по | лес у | лес ам |
Винительный | вижу, винить | кого? что? | в, на, за, под, про, через. | лес | лес а |
Творительный | сделано, доволен | кем? чем? | за, над, перед, с, под | лес ом | лес ами |
Предложить | говорю, думаю | о ком? о чем? | о, в, на, при | лес е | лес ах |
Имена существительные в предложении.
Член предложения | Вопрос | Пример |
Подлежащее | кто? что? (им.п.) | где? Когда? что? какую? По вечерам Катя читает интересную книгу на диване. [ ]. |
Обстоятельство | где? куда? когда? | |
Дополнение | Все, что не является подлежащим и обстоятельством. |
Падежи.
Название | Вспомогательные слова | Вопросы | Предлоги | Пример | |
Ед.ч. | Мн.ч. | ||||
Именительный | существует | кто? что? | лес | лес а | |
Родительный | нет | кого? Чего? | Без, для, до, из, от, с, у и др. | лес а | лес ов |
Дательный | дать | кому? чему? | к, по | лес у | лес ам |
Винительный | вижу, винить | кого? что? | в, на, за, под, про, через. | лес | лес а |
Творительный | сделано, доволен | кем? чем? | за, над, перед, с, под | лес ом | лес ами |
Предложить | говорю, думаю | о ком? о чем? | о, в, на, при | лес е | лес ах |
Имена существительные в предложении.
Член предложения | Вопрос | Пример |
Подлежащее | кто? что? (им.п.) | где? Когда? что? какую? По вечерам Катя читает интересную книгу на диване. [ ]. |
Обстоятельство | где? куда? когда? | |
Дополнение | Все, что не является подлежащим и обстоятельством. |
Предварительный просмотр:
Порядок разбора слова по составу.
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездку, поездкой. -а – изменяемая часть. Это окончание. Выдели окончание: поездк а .
- Выдели основу: поездк а .
- Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, подъезд, поезд, въезд), сравни их и выдели общую часть. Обозначь корень: поездк а .
- Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (переезд, езда, въезд). Выдели приставку: поездк а.
- Найди суффикс. Выдели суффикс: поездк а .
Порядок разбора слова по составу.
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездку, поездкой. -а – изменяемая часть. Это окончание. Выдели окончание: поездк а .
- Выдели основу: поездк а .
- Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, подъезд, поезд, въезд), сравни их и выдели общую часть. Обозначь корень: поездк а .
- Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (переезд, езда, въезд). Выдели приставку: поездк а.
- Найди суффикс. Выдели суффикс: поездк а .
Предварительный просмотр:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (- это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
По цели высказывания: (каждое предложение произноситься с какой-нибудь целью)
Пример: Ребята играли во дворе в хоккей.
Пример: Какие птицы улетают на юг на зимовку?
Пример: Читайте книги! Будьте внимательны! | ПРЕДЛОЖЕНИЕ (- это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
По цели высказывания: (каждое предложение произноситься с какой-нибудь целью)
Пример: Ребята играли во дворе в хоккей.
Пример: Какие птицы улетают на юг на зимовку?
Пример: Читайте книги! Будьте внимательны! |
Предварительный просмотр:
Склонение | Какие слова относятся | Примеры |
1-е | жен.род, муж.род, в нач. форме а , я | стран а земл я Слав а дяд я |
2-е | муж.род, в начальной форме ; ср.род, в нач. форме о , е . | огонь окн о пол е |
3-е | жен.род, в нач. форме Ь | печь степь |
Склонение | Какие слова относятся | Примеры |
1-е | жен.род, муж.род, в нач. форме а , я | стран а земл я Слав а дяд я |
2-е | муж.род, в начальной форме ; ср.род, в нач. форме о , е . | огонь окн о пол е |
3-е | жен.род, в нач. форме Ь | печь степь |
Предварительный просмотр:
Сложное предложение.
Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов (а, и, но) или только при помощи интонации.
Части сложного предложения на письме всегда разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяются при помощи союза, то запятая ставится перед союзом.
Например: Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. [ ], [ ],[ ].
(Тютчев)
Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.
[ ], а[ ].
Чтобы правильно поставить запятые нужно:
- Найти и подчеркнуть основу предложения (главные члены).
- Посчитать, сколько основ в предложении.
- Если две и больше – предложение сложное.
- Найти границы частей сложного предложения, пронумеровать части.
- Выделить союзы, если они есть.
- Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
- Проверить написанное.
Сложное предложение.
Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов (а, и, но) или только при помощи интонации.
Части сложного предложения на письме всегда разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяются при помощи союза, то запятая ставится перед союзом.
Например: Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. [ ], [ ],[ ].
(Тютчев)
Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.
[ ], а[ ].
Чтобы правильно поставить запятые нужно:
- Найти и подчеркнуть основу предложения (главные члены)
- Посчитать, сколько основ в предложении.
- Если две и больше – предложение сложное.
- Найти границы частей сложного предложения, пронумеровать части.
- Выделить союзы, если они есть.
- Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
- Проверить написанное.
Предварительный просмотр:
Состав слова
которой передается их основное значение. Белый, беленький, белизна, белить, побелка.
(Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении) Парта – парты, стол – над столом, работает – работают, большой – большие. 3. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Пере-, у-, в-, до-, от-, под-, за-, с-, про-, на-, при-, пре-, о-, рас-, раз-, ото-, подо-, об-, из-, без-, бес- Перевозить, уходить, вход, достать, отбить, подбежать, задумчивый, сделать, .
корня и служит для образования новых слов. Существительных: -к-, -ик-, -ек-, -ник-, -ищ-, -щик-, -чик-, -тель-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -очк-, -ышк-, ишк-, -ость-, -от-. Глаголов: -ова-, -ева-, ива-, -ыва-, -л-, -и-, -а-. Прилагательных: -н-, -ск-, -чив-, -лив-, -ист-, -ущ-, -ин-, -оват-, -еват-. 5. Основа слова – это часть слова без окончания. Столовая – столовой. | Состав слова
которой передается их основное значение. Белый, беленький, белизна, белить, побелка.
(Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении) Парта – парты, стол – над столом, работает – работают, большой – большие. 3. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Пере-, у-, в-, до-, от-, под-, за, с-, про-, на-, при-, пре- Перевозить, подвозить, завозить.
корня и служит для образования новых слов. - ик-, -к-, -ущ-, -ющ-, -оват-, -еньк-, -н-, -ск-, -ышк-, -ишк-, -ок-, -ик-, -ник-, -ист-, -щик-, -очк-, -а-, -тель-, -и-, -ищ-, -очек-. 5. Основа слова – это часть слова без окончания. Столовая – столовой. |
Предварительный просмотр:
Порядок выполнения фонетического (звуко-буквенного) разбора.
- Разбить на слоги, поставить ударение.
- Гласные и согласные звуки, какими буквами обозначены.
Гласные звуки: ударный или безударный.
Согласные звуки: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
- Количество звуков и букв.
- Фонетическая транскрипция.
Например: Мы ходили в поход1.
По/хόд [пахόт]
п - [п]-согл.,глух.,твёрд.
о - [а]-глас.,безударн.
х - [х]-согл.,глух.,твёрд.
о - [о]- глас.,ударн.
т - [т]-согл.,глух.,твёрд.
5б.,5зв.
Порядок выполнения фонетического (звуко-буквенного) разбора.
- Разбить на слоги, поставить ударение.
- Гласные и согласные звуки, какими буквами обозначены.
Гласные звуки: ударный или безударный.
Согласные звуки: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
- Количество звуков и букв.
- Фонетическая транскрипция.
Например: Мы ходили в поход1.
По/хόд [пахόт]
п - [п]-согл.,глух.,твёрд.
о - [а]-глас.,безударн.
х - [х]-согл.,глух.,твёрд.
о - [о]- глас.,ударн.
т - [т]-согл.,глух.,твёрд.
5б.,5зв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".
Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....
Это надо знать (памятка по русскому языку)
Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...
памятки по русскому языку
памятка...
Памятки по русскому языку для 2 класса
Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...
Памятки по русскому языку
в памятках подробно описывается работа с орфограммами...
памятки по русскому языку
памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...
памятка по русскому языку
как делать работу над ошибками...