Листы-опоры для написания сочинений по картине
учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

Бредихина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Работа с картиной «Грачи прилетели» А.К. Саврасова.

________________________________________

-Рассмотрите картину.___________________________________________________________

-Кто её написал?________________________________________________________________

-В какое время года она написана? О чём она рассказывает?___________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-По каким признакам можно догадаться, что на картине изображена ранняя весна?________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-Что изобразил художник в центре картины?________________________________________

______________________________________________________________________________

-Какими художник изобразил берёзы? _____________________________________________

______________________________________________________________________________

-Обратите на молодые побеги берёз, которые порозовели и как будто тянутся вверх._________________________________________________________________________

-Что делают грачи? _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-Если бы картина вдруг ожила, какие звуки мы смогли бы услышать?__________________

______________________________________________________________________________

-О чём могут переговариваться между собой грачи?__________________________________

______________________________________________________________________________

-Как воспринимают грачиные разговоры люди?_____________________________________

______________________________________________________________________________

-Опишите грача у подножия берёз. Молодой он или старый? Почему? Что он делает?_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

-Рассмотрите снег на картине. Какой он? __________________________________________

______________________________________________________________________________

-Что изображено в правой части картины? На заднем плане?__________________________

______________________________________________________________________________

-Каким художник изобразил небо? ________________________________________________

______________________________________________________________________________

-Каково настроение на этой картине?______________________________________________

______________________________________________________________________________

-Чем она вас заинтересовала?_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опорные слова:___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Бредихина Елена Викторовна

Приложение №4

Работа с картиной И. И. Левитана «Золотая осень».

__________________________

Рассмотрите картину__________________________________________________________

Кто её написал? ______________________________________________________________

Что вы знаете об авторе этой картины?___________________________________________

_____________________________________________________________________________

Каково общее впечатление от пейзажа—грустное или радостное? ____________________
_____________________________________________________________________________

Почему она названа «Золотая осень»? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________

Когда лес бывает таким? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Все ли деревья одеваются в золотистые листья? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие деревья остаются зелёными и зимой? _______________________________________

_____________________________________________________________________________

Опиши реку __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Различается ли цвет неба? ______________________________________________________

Что видно на высоком берегу? __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Подбери слова для описания воздуха ____________________________________________

Что даёт нам почувствовать художник? __________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, тёмно-синий, бледно-голубой, коричневый)

Подбери синонимы к словам:

Художник____________________________________________________________________

Создаёт _____________________________________________________________________

Картина _____________________________________________________________________

Найди неточно употреблённое слово и замени его.

Солнечные лучи ярко греют\освещают природу.

Молодые берёзы сплошь накрыты\покрыты золотой листвой.

Слова для справок ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Работа с картиной «Богатыри» В.М. Васнецова.

______________________________

-Рассмотрите картину.________________________________________________________

-Кто её написал? Что вы знаете об авторе картины?_______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Кто изображён на картине?___________________________________________________

___________________________________________________________________________

-Кто из богатырей привлёк ваше внимание?______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Как вы считаете кто из троих Илья Муромец? ___________________________________

-Опиши его внешний вид, выражение лица, вооружение, одежду, коня. ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? _________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Опишите третьего богатыря—Алёшу Поповича. _________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Как автор изобразил богатырей? ______________________________________________

-Что чувствуется во взглядах и позах? __________________________________________

-Какие чувства вызывает картина? _____________________________________________

-Почему кажется, что богатыри возвышаются над землёй? _________________________

___________________________________________________________________________

-Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы, леса за богатырями? Как вы думаете почему?       _______________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________                                

-Подумай, как Васнецов относится к своим героям? Что он хотел нам сказать? ________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опорные слова:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Работа с картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

__________________________

Рассмотрите картину__________________________________________________________________________________

Кто её написал? ______________________________________________________________________________________

Что вы знаете об авторе этой картины?__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Почему она названа «Февральская лазурь»? ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Когда такое небо бывает в природе?

 ___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

 Что помогает нам понять, что день изображен солнечный?__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Какие строки из стихотворения А. Пушкина вам вспоминаются?

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Какие эпитеты помогают увидеть февральский день?_______________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

А как выглядит береза на переднем плане?_______________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________________________________

Что вам напоминают сплетенные ветви молодых и старой берез, усыпанных снегом?

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

А что мы видим на втором плане картины?

 ___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

А почему именно березу выбрал художник?_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Каково общее впечатление от пейзажа—грустное или радостное?____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Подбери синонимы к словам:

Художник____________________________________________________________________

Создаёт _____________________________________________________________________

Картина _____________________________________________________________________

Береза — большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

День — морозный, солнечный, ясный.

Небо — голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное.

Воздух - чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, жжет, колется.

Снег - шелковым ковром, великолепным ковром, рыхлой пеленой, голубой, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.

Слова для справок ___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Дополнительные материалы для написания сочинений по картинам русских художников.

Для подготовки к сочинению по картине-знакомимся с биографией художника. Используем материалы из словаря терминов и понятий,  выбираем цвета и оттенки, настроение и т.д....

План написания сочинения по картине Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"

Данный материал поможет третьеклассникам самостоятельно проанализировать картину и написать по опорным словам сочинение-описание....

План написания сочинения по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

Данный материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать художественное произведение и написать сочинение-описание по опорным словам....