РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку по теме
Данная статья рассказывает о том, что использование элементов народной культуры в воспитании и обучении детей - древняя традиция. Стало очевидным, что подрастающее поколение остро нуждается в изучении и восстановлении утраченных корней русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_etnokulturologii_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И МЕСТО ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С. И. Копыльцова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Нового Оскола Белгородской области»
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д.
Это первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное.
Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.
Академик Г. Н. Волков так говорил: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории весьма актуально в сложных современных условиях. Широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности предоставляет нам этнопедагогика. Этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.
Использование элементов народной культуры в воспитании и обучении подрастающего поколения – это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. В языке каждого народа сохраняется и через язык передается его история, характер и духовность, система нравственных ценностей и др. Языковая личность формируется в стихии национального языка и под влиянием его традиций и обычаев. Ф. И. Буслаев в свое время в работе «О преподавании отечественного языка» (1897) писал: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащихся».
Тексты этнокультурологической направленности, вводимые в уроки русского языка, предусматривают решение следующих задач:
- Систематизация сведений о традициях и обычаях русского народа, знакомство с устным народным творчество нашей местности;
- Систематизация сведений о неживой и живой природе, труде людей данной местности, о взаимосвязи природных условий и труда людей;
- Формирование целостного представления об окружающем мире;
- Воспитание любви к родной земле через знакомство с историей малой родины, прошлого коренного населения, его традициями и обычаями
- Развитие орфографической зоркости, формирование языковой личности.
Краеведческие и этнокультурные тексты составляются на основе культурологической и краеведческой литературы. Подобранный и адаптированный с учетом современных программ по русскому языку материал содержит самый различный материал этнокультурологической направленности.
Тема: Безударные гласные в корне слова
Пл..тки.
Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был пл..ток. Н..сили их и новооскольские девушки и женщины. Крест(?)янки ткали пл..тки, укр..шали их выш..вкой, наб..вали на них плотный узор. В нашем крае пл..тки по..вились в 16 – 17 веках. Пл..ток был самым желанным подарком.
Вопрос.
Объясните словосочетание набивали узор.
Задания
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание моих учеников начинается с изучения истории малой родины города Нового Оскола и района.
Поэтому я обратилась к знакомству учащихся непосредственно с историей родного города и района, традициями и устным народным творчеством коренного населения. Перед учащимися класса и их родителями выступили участники детского фольклорного коллектива «Пролески», которые исполнили песни Новооскольского района, продемонстрировали старинные народные костюмы, выполненные местными мастерицами. Родители помогли детям ответить на следующие вопросы:
- Кто по профессии твои родители, на каких предприятиях они трудятся, какую работу выполняют?
- На какой улице ты живешь? В связи с чем улица получила свое название?
- Какие ближайшие села находятся около города? Как ты об этом узнал?
- Расспросите старожилов о происхождении названия города Новый Оскол.
На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прошлым своей малой родины, историей названия ближайших сел, живой и неживой природой родного края, трудом людей, местными ремеслами и промыслами. Данные тексты носят не только познавательный и воспитывающий характер, но развивающий и обучающий. Каждого учителя волнует проблема грамотного письма учащихся. Посредством этнокультурологического текстового материала я решаю такую задачу как развитие орфографической зоркости.
Фрагменты уроков
Тема: Деление слов на слоги
Древние люди.
Древние жители Поосколья делали орудия из камня и кости. Когда изобрели лук, изменилась жизнь местного населения. Человек охотился на зубров, оленей, лошадей, кабанов, диких баранов, водную птицу.
Вопросы
Из чего древние жители изготавливали орудия?
Почему изменилась жизнь древнего человека?
Задания.
Выпишите названия животных и разделите их на слоги?
Тема: Перенос слов
Село Голубино.
Село Голубино образовалось очень давно в «голубинском лесу». Несколько веков он являлся заповедным. Украшением здешних мест остаются части старинного заповедного леса. В селе живут героические и трудолюбивые люди.
Вопрос
Объясните смысл слов героический, заповедные.
Задания.
Выпиши эти слова и раздели для переноса. Сколько решений у тебя получилось?
Тема: Закрепление знаний об имени существительном.
Что выращивали новооскольцы?
Новооскольцы занимались земледелием. Они выращивали рожь, ячмень, пшеницу, гречиху, просо. В огородах у крестьян росли огурцы, капуста, морковь, горох, свекла.
Вопрос.
Ответьте на вопрос, поставленный в названии текста.
Задания
К какой части речи относятся эти слова? Разделите их на две группы. Какое слово лишнее? Поставьте ударение. Что вы можете сказать об этих существительных
Обращение к материалам народной художественной культуры России, в рамках языкового образования дает возможность формировать творческие качества личности, ее высокий духовный потенциал способствует сохранению исторической памяти этноса и феномена этнокультуры.
Результатом данной работы является то, что у детей и их родителей повысился интерес к истории родного края, к родному языку, обогатился и расширился словарный запас. Дети стали меньше допускать орфографических ошибок в самостоятельных и творческих работах.
Систематическая целенаправленная работа в данном направлении способствует формированию этнокультурологической и языковой компетентности младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...