Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная лингвистика»
1 год обучения
3 «Б» класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика" | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ № 3»
____________ Скворцова З.С.
«___» __________________ 2013г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная лингвистика»
1 год обучения
3 «Б» класс
Учитель начальных классов:
Вахрушева Татьяна Николаевна
Г.Губкин, 2013г.
Программа внеурочной деятельности:
«Занимательная лингвистика» (модифицированная)
Общеинтеллектуальное направление
Автор программы:
Вахрушева Татьяна Николаевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического
совета от «___»________________________ 2013г., протокол №______
Председатель: __________________
Пояснительная записка
1. Название, автор и год издания программы внеурочной деятельности, на основе которой разработана программа.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» (3 класс) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
Программы «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г.
2. Направление и особенности программы внеурочной деятельности.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс состоит из восьми последовательных ступеней:
1. Фонетика и орфоэпия.
2. Лексикология.
3. Стилистика. Культура речи и риторика.
4. Словообразование.
5. Морфология.
6. Синтаксис. Пунктуация.
7. Орфография.
8. История языка.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
3. Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ.
Курс «Занимательная лингвистика» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Программа дополнительного образования «Занимательная лингвистика» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) согласно учебному плану.
4. Актуальность, педагогическая целесообразность.
У третьеклассников возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов учащихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. И хотя их «лингвистические» вопросы стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и свидетельствуют лишь о любознательности вообще, они оказываются той необходимой предпосылкой, которая позволяет прививать интерес и любовь к русскому языку. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие тайны.
Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.
5. Цель и задачи программы
Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями с особенностями и условиями общения;
- воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности.
В реализации данной программы внеурочной деятельности участвуют дети 9-10 лет,
3 класс
7. Сроки реализации программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
8. Формы и режим занятий
Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.
Режим занятий: 1раз в неделю (35 минут).
9 Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут
10. Ожидаемые результаты
Личностные УУД:
- интерес к познанию русского языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметными результатами изучения программы «Тайны русского языка» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы «Занимательная лингвистика»
в 3-м классе являются формирование следующих знаний и умений
Обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой;
- отличительные признаки значимых частей слов, частей речи;
- орфографические, а также пунктуационные правила;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- лексическое значение и смысл слова в контексте.
Обучающиеся должны уметь:
- чётко артикулировать слова;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- пользоваться различными словарями;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи, строить общение в соответствии с правилами речевого поведения.
11. Формы подведения итогов
Конкурсы, викторины, тестовые задания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Фонетика и орфоэпия | 4 |
2. | Лексикология. | 14 |
3. | Стилистика. Культура речи. | 2 |
4. | Словообразование. | 2 |
5. | Морфология. | 4 |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 4 |
7. | Орфография | 2 |
8 | История языка | 2 |
Итого: | 34 ч. | |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. 1.1. | Фонетика и орфоэпия Что такое орфоэпия? | 1 | 1 | |
1.2. | Звуки не буквы! Звучащая строка. | 1 | 1 | |
1.3. | «Пигмалион» учит орфоэпии | 1 | 1 | |
1.4. | Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях | 1 | 0.5 | 0.5 |
2. 2.1. | Лексикология. Имена вещей | 1 | 1 | |
2.2. | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.3. | Как и почему появляются новые слова? | 1 | 1 | |
2.4. | Многозначность слова | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.5 | Об одном и том же – разными словами. | 1 | 1 | |
2.6 | Как возникают названия? | 1 | 1 | |
2.7. | Слова- антиподы. Фразеологические обороты. | 1 | 1 | |
2.8. | Словари «чужих» слов. | 1 | 1 | |
2.9. | Слова уходящие и слова-новички. | 1 | 1 | |
2.10. | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | 1 | |
2.11. | Какие бывают имена? | 1 | 1 | |
2.12. | Древнерусские имена. | 1 | 1 | |
2.13. | Отчество и фамилия. | 1 | 1 | |
2.14. | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | 1 | |
3. 3.1. | Стилистика. Культура речи. Искусство общения. | 1 | 1 | |
3.2 | Мы собеседники. Искусство вести беседу | 1 | 0.5 | 0.5 |
4. 4.1 | Словообразование. Строительство слов. | 1 | 1 | |
4.2, | Как числительные участвуют в словообразовании? | 1 | 1 | |
5. 5.1. | Морфология. О прямых и переносных значениях в морфологии. | 1 | 1 | |
5.2 | Имя существительное. | 1 | 1 | |
5.3 | Имя прилагательное. | 1 | 1 | |
5.4 | Глагол | 1 | 1 | |
6. 6.1. | Синтаксис и пунктуация. Слово…словосочетание…предложение.. | 1 | 1 | |
6.2. | Точка и запятая. | 1 | 1 | |
6.3. | Вопросительный и восклицательный знаки. | 1 | 1 | |
7. 7.1. | Орфография. Главный принцип русской орфографии. | 1 | 1 | |
7.2. | Весёлые правила | 1 | 1 | |
8. 8.1. | Происхождение некоторых слов. К истокам слова. | 1 | 1 | |
8.2. | Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. | 1 | 1 | |
Итого | 34ч. | 25ч. | 9ч. |
Содержание программы.
3класс.
Тема 1. Фонетика и орфоэпия (4ч.)
Что такое орфоэпия? Звуки не буквы! Звучащая строка. Пигмалион» учит орфоэпии. Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях
Тема 2. Лексикология. (14 ч.)
Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. Об одном и том же – разными словами. Как возникают названия? Слова- антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Слова уходящие и слова-новички. Какой словарь поможет избежать ошибок? Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй?
Тема 3. Стилистика. Культура речи. (2ч.)
Искусство общения. Мы собеседники. Искусство вести беседу
Тема 4. Словообразование.( 2ч.)
Строительство слов. Как числительные участвуют в словообразовании?
Тема 5. Морфология.(4ч.)
О прямых и переносных значениях в морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол
Тема 6. Синтаксис и пунктуация.
Слово…словосочетание…предложение.. Точка и запятая. Вопросительный и восклицательный знаки.
Тема 7. Орфография.
Главный принцип русской орфографии. Весёлые правила
Тема 8. Происхождение некоторых слов.
К истокам слова. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Вид | Наименование объектов и средств материально –технического обеспечения |
Книгопечатная продукция | - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации . – М.: Просвещение, 2011 - Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008. - Программа «Занимательная лингвистика», автор-составитель И.Н.Горбунова. – Волгоград: Издательство «Учитель»,2009г. |
Печатные пособия |
|
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | Интерактивные программы и издания на электронных носителях (CD, DVD) |
Технические средства | 1. Классная доска 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером. 4. Мультимедийный проектор |
БИБЛИОГРАФИЯ
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
9. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....