Сборник дидактических игр
занимательные факты (русский язык, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сборник дидактических игр.
Дидактические игры на уроках русского языка можно применять, например, для следующих целей:
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук:
необходимы для развития восприятия и зрительно-двигательной координации, согласованности действий обеих рук, дифференцировки движений пальцев, чтобы подготовить детей к письму, либо к исправлению уже имеющихся ошибок написания и т.д.
Игра “Гонщики”
Описание: учитель заранее готовит “трассы”. Ученикам дается задание пройти трассу на большой скорости, т.е. карандашом провести линию, повторяющую все повороты и не выйти за границы рисунка. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
Игра “Волшебные пальчики”
Описание: учитель говорит: “ У магов и чародеев есть волшебные палочки, а некоторым из них достаточно просто взмахнуть рукой, чтобы совершить чудо. Наши пальчики тоже волшебные”.
Пальчики можно сложить в домик, стол, стул, зайца, собаку и т.д. Можно рассказывать целые сказки или истории, иллюстрируя их пальчиковыми героями.
Можно использовать и другие игры “Горные стрелки”, “Чудо-художники”, “Чудесный мешочек”, также пальчиковую гимнастику.
- Дидактические игры на развитие памяти:
необходимы для развития объема запоминаемого материала, продолжительности запоминания смысловой информации.
Игра “Продолжи”.
Описание: “- Я буду читать отрывки из знакомых вам стихотворений, рассказов, сказок, басен” – говорит учитель, обращаясь к детям, но только по две – три строчки, “ а продолжите вы”.
Игра “Дед Всевед”.
Описание: дети знают на память много стихов, рассказов, сказок, басен. Для игры достаточно, если каждый припомнит хотя бы две-три строчки. Нужно только, чтобы все произведения были разных авторов.
Один из играющих выбирается дедом Всеведом. Он садится на стул. Остальные по очереди подходят к нему и рассказывают свои отрывки. Дед Всевед должен отгадать фамилию автора каждого произведения. Каждый раз между отгадчиком и играющим происходит такой диалог:
- Здравствуй, дед Всевед!
- Здравствуй, а ты кто?
- Поэт.
- Какой поэт?
- Такой: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
- Угадал? – говорит дед Всевед.
- Пушкин Александр Сергеевич!
Тогда к нему подходит следующий играющий и после обычного диалога читает следующий отрывок.
Если дед Всевед неправильно отвечает, то все играющие окружают его и поют:
В ответах дед ошибается,
Из Всеведов дед исключается.
Дед Всевед должен уступить место тому, чье стихотворение он неверно приписал тому или иному автору. Игра проводится до тех пор, пока не будут исчерпаны все подготовленные отрывки.
Победителем можно объявить того, кто дольше всего удержится в роли деда Всеведа.
- Дидактические игры на развитие словарного запаса:
Необходимы для расширения и активизации словарного запаса, направлены на закрепление изученного материала, на обогащение речевой деятельности школьников.
Игра “Давайте познакомимся!”
Описание: учитель говорит учащимся: “ Найдено слово. Не помнит – кто оно, не знает – на кого оно похоже. Помогите”. Учащимся необходимо подобрать к заданному слову синонимы и антонимы.
Игра “Эстафета”.
Описание: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется к ведущему, он задает новое слово, палочку передает в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того, как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Например: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
Игра “Окончание предложений или коротких рассказов”.
Описание: учащимся зачитывается начало предложения или первые две-три фразы рассказа, например: “ Вернувшись, домой, я решил первым делом помыть руки, открыл кран, и тут вдруг…” Задача учащихся – составить как можно больше различных вариантов его окончания.
Игра “Сказочник”.
Описание: педагог предлагает ребенку на некоторое время стать сказочником и придумать сказку или рассказ со словами: кошка, мышка, молоко, норка, кувшин.
Также можно использовать другие игры: “ Последняя буква”, “Твоя загадка”, “Объясни”, “ Кто больше напишет слов?”.
Комплекс дидактических игр, направленных на развитие словаря младших школьников.
Игра «Сказочник».
Цель: расширение и активизация детского словаря.
Описание: Педагог предлагает ребенку на некоторое время стать сказочником и придумать сказку или рассказ со словами: кошка, мышка, молоко, норка, кувшин.
Игра «Что бывает».
Цель: развитие словарного запаса.
Описание: Необходимо перечислить как можно больше предметов, которые могут быть круглыми, синими, длинными, твердыми, то есть по какому – либо признаку.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: развитие речи учащихся.
Описание: Найдено слово. Не помнит – кто оно, не знает – на кого похоже. Помогите. Учащимся необходимо подобрать к заданному слову синонимы и антонимы.
Игра «Поиск сравнений».
Цель: развитие речи.
Описание: Описывается некоторый предмет или ситуация, например, «зеркало сверкало в лунную ночь, как ...» Нужно подобрать как можно больше сравнений.
Игра «Окончание предложений или коротких рассказов».
Цель: развитие речи.
Описание: Учащимся зачитывается начало предложения или первые две – три фразы рассказа, например: «Вернувшись, домой, я решил первым делом помыть руки, открыл кран, и тут вдруг...» Задача учащихся – составить как можно больше различных вариантов его окончания.
Игра « Как назвать одним словом?»
Цель: активизация и расширение словаря младших школьников.
Описание: Учитель зачитывает определение понятий, а дети должны назвать это определение.
- Заботливое отношение к кому – нибудь (внимание).
- Все положительное, хорошее, отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта).
- Оскорбление, униженное достоинство (унижение).
- Совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь).
Игра «Кто больше напишет слов?»
Цель: развитие речи учащихся.
Описание: Педагог называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Например, верный – преданный, постоянный, неизменный, проверенный, испытанный;
милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие.
Игра «Объясни».
Цель: развитие речи учащихся.
Описание: Учитель задает ситуацию, а ребенок должен объяснить ее.
- Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Почему кошка недовольна?
Игра «Твоя загадка».
Цель: развитие речи, воображения.
Описание: Предлагается учащимся придумать загадку, чтобы отгадкой было одно из следующих слов: лимон, дождь, кошка, глаза.
Игра «Последняя буква».
Цель: развитие мышления и речи.
Описание: Дети сидят в кругу. Ведущий, начиная игру, называет слово. Следующий участник вспоминает слово на последнюю букву. И так дальше по кругу.
Игра “Объясни пословицу”.
Цель: развитие устной связной речи и логического мышления.
Описание: Учащимся зачитывается пословица, они должны объяснить ее значение.
Например, Мал золотник, да дорог.
Сделал дело, гуляй смело.
Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.
Игра “Найди пару”
Цель: развитие речи и логического мышления.
Описание: Детям даются слова, которые записаны в два столбика. Они должны найти родственные слова и соединить их линиями.
Например, мыло масленка
сахар хлебница
утка мыльница
хлеб сахарница
масло утятница
Игра “Третий лишний”.
Цель: развитие устной связной речи и логического мышления.
Описание: Учащимся зачитываются 3 слова, одно из них лишнее. Они должны назвать “лишнее” слово и сказать, почему они выбрали именно это слово.
- Носильщик, нос, носатый.
- Часовщик, часики, часть.
- Цирк, цирковой, циркуль.
Игра “Продолжи сказку”.
Цель: развитие устной связной речи.
Описание: Учащимся зачитывается начало сказки и предлагается ее закончить.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды к мастеру пришел...
Игра “Доскажи словечко”.
Цель: развитие речи и логического мышления.
Описание: Учащимся зачитывается незаконченная фраза, они должны вставить нужное слово, и сказать, как пишется это слово, и какая это орфограмма.
Например, Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая ... (туча)
Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости ... (пищал)
Наступает темнота
На столе стоит ... (свеча)
Петя чуть не плачет:
очень трудная ... (задача)
Мама зайчатам на лапки
Купила белые ... (перчатки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник дидактических игр 1-4 классы
В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановить...
Сборник дидактических игр
Сбор дидактических игр для начальной школы...
Компьютерный практикум для начальной школы РУССКИЙ ЯЗЫК Сборник дидактических материалов 4 класс
Материал подходит для работы учителя, используя интерактивную доску, и как раздаточный материал,а также учащимися для самостоятельной работы....
Сборник дидактических игр для начальной школы.
Здесь Вы можете посмотреть игры по разным предметам в начальной школе и использовать их в своей педагогической деятельности....
Сборник дидактических материалов
Компьютерный практикум для начальной школы...
Сборник дидактических игр по русскому языку
Сборник дидактических игр по русскому языку...
Сборник дидактических игр по математике 2 класс
Этот небольшой сборник дидактических игр поможет разнообразить уроки математики, сделать их интересными и увлекательными....