статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
статья по русскому языку по теме

Чекмарёва Анна Юрьевна

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_saransk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

   Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.

   Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляться на треть, к 8 –наполовину, а к 12 годам – на три четверти. Некоторые авторы называют ещё более ранние сроки и соответственно ещё большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии.

   Научные исследования последних лет свидетельствует о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

   Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.

   Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.

   Система интеллектуального развития предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

   Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

   Изменение содержания осуществляется за счёт:

   - введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

   - увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

   - расширения объёма работы с понятиями и терминами;

   - включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

   Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

   Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, введением нового этапа урока русского языка в 1-м классе, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.

   К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:

      1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приёмы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане – не менее четырёх. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

      2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.

      3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.

      4. Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Другими словами, ребёнок не должен попадать в зависимость от учителя.

   Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные типы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учётно-контрольные, комбинированные уроки) с сохранением всех основных этапов (минутки  чистописания, словарно-орфографической работы, физкультминутки). Однако существенно меняется методика проведения каждого этапа урока, а в 1-м классе вводится новый – мобилизующий.

   Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребёнка в работу. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образы). Упражнения рассчитаны на 2 – 4 минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребёнка: или наглядно-действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно с мышлением развиваются внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. На каждом уроке используется одна группа упражнений.

   На минутке чистописания изменились структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная фаза, в свою очередь, состоит из двух частей:

   - определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

   - формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

   На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приёмов, разнящихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву (буквы), предназначенную для письма.

   Для проведения второй части подготовительной фазы учитель пишет на доске цепочку букв (или букв и их элементов), для каждого урока составленную по новому принципу, и предлагает детям очередное задание.

   На исполнительной фазе дети записывают в тетради начатый ряд букв, самостоятельно продолжая его до конца строки и ориентируясь на алфавит.

   Таким образом, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуются свой графический навык, но развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности.

   В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения урока.

   К структурному изменению относится введение мини-мобилизирующей части. Она даётся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. От урока к уроку задания и их принцип составления меняются.

   Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя и учащихся, а также детей друг с другом, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова. После коллективного рассуждения учащиеся самостоятельно формулируют лексическое значение каждого слова. Такой вид работы развивает интеллектуальные качества, способствует более прочному овладению орфографией слова, изменяет методику ознакомления учащихся с написанием нового слова.

   Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определённую сторону мышления ребёнка.

   Первый способ – сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков.

   Второй способ – поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков.

   Третий способ – поиск третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу.

   Четвёртый способ – исключение лишнего слова из трёх возможных – способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации.

   Пятый способ – поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два слова, изученных на одном уроке и т. д.

   Практическое применение на уроках всех способов позволяет учителю систематически решать вместе со школьниками лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуются рассуждение, доказательство и конкретное решение.

   В начальных классах для изучения нового учебного материала применяется частично-поисковый метод – совместная поисковая деятельность учителя и учащихся при ознакомлении с новым лингвистическим понятием или правилом. Чётко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения-поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

   Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, он раздаёт каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Учащиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого учитель формулирует правило в соответствии с вариантом учебника.

   Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь в максимальной степени использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.


                                                     ЛИТЕРАТУРА

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Айзенк Х., Эванс Д. Коэффициент интеллектуальности вашего ребёнка. – М., 1997.

Выготский Л.С.  Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1996.

Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...