Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по русскому языку по теме
Рабочая программа по литературному чтению, программа "Школа 2100",ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature.doc | 514.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению для 1 - 4 классов составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.
2.Основная образовательная программа МБОУ СОШ№6, приказ об утверждении №2885, от 27.12.11.
3.Примерная рабочая программа по окружающему миру, автор В.В. Вахрушев, ОСП «Школа 2100».
4.Положение об учебной рабочей программе МБОУ СОШ № 6.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретиколитературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Региональный компонент включен в основное содержание предмета «Литературное чтение» и реализуется при изучении творчества хакасских писателей и поэтов.
Данная программа построена с учетом уровня подготовленности и общего развития учащихся класса. В классе 25 человек. Класс – возрастной нормы. Все дети посещали детский сад Ребята в классе подвижные, общительные. У большинства детей преобладает игровая мотивация. У некоторых детей развито логическое мышление, внимание, память, воображение. Для них предусмотрены групповые занятия, проектная деятельность. Творческие и интеллектуальные занятия.
II. Общая характеристика учебного предмета
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к миру и поведения – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, об игрушках и играх, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий мир.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России, Хакассии и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло. Для этого в учебник включены сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Знакомятся с произведениями русских, хакасских и зарубежных авторов. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
Одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др.
Такова внутренняя логика системы чтения.Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. принцип идейно художественной значимости для ребёнка достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.
В связи с реализацией Национального, регионального и этнокультурного РК в авторскую программу учебного курса по литературному чтению были внесены следующие изменения: русский, хакасский фольклор (по выбору учителя). Хакасские пословицы и поговорки. Колыбельная песня. Детский фольклор (загадки, считалки, скороговорки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, обрядовые песенки, небылицы и перевертыши). Сказки народов Хакассии. Стихи и рассказы хакасских авторов.
В курсе литературного чтения реализуются следующие межпредметные связи развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На уроках литературного чтения прослеживается связь с уроками русского языка, окружающего мира при изучении произведений о природе и животных России и Хакасии.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ№6 курс «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) Общий объём учебного времени составляет 544 часа В 1 классе - Курс обучения грамоте (Литературное чтение) составляет 100 часов (25 недель по 4 часа в неделю),добуквенный период – 15 часов, букварный период – 85 ч. Литературное чтение («Капельки солнца») –32часа. Всего – 132 ч.
Во 2,3,4 классах – по 136 час.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, к своей малой родине, К краю где он живет. Активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
ЛР1 – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | ЛР1 – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | ЛР1 – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; | |
ЛР2 – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | ЛР2 – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | ЛР2 – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; | |
ЛР3– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | ЛР3 – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать | ЛР3 – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |
ЛР4 – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступка | ЛР4 – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; | ||
ЛР5 – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; | |||
ЛР6 – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | |||
ЛР7 – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; | |||
ЛР8 – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; | |||
ЛР9 – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | |||
Предметные результаты | |||
ПР1 – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; | ПР1 – различать рассказ и стихотворение. | ПР1 – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | ПР1 – воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; |
ПР2– осмысленно, правильно читать целыми словами; | ПР2 – осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; | ПР2 – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; | ПР2 – осознанно, правильно, выразительно читать вслух; |
ПР3 – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного | ПР3 – понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее под- ходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; | ПР3 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; | ПР3 – самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; |
ПР4 – подробно пересказывать текст; | ПР4 – делить текст на части, озаглавливать части; | ПР4 – самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; | ПР4 – самостоятельно находить ключевые слова; |
ПР5 – составлять устный рассказ по картинке; | ПР5 – выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; | ПР5 – делить текст на части, составлять простой план; | ПР5 – самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения |
ПР6– заучивать наизусть небольшие стихотворения; | ПР6 – подробно и выборочно пересказывать текст; | ПР6 – самостоятельно формулировать главную мысль текста; | ПР6 – формулировать основную мысль текста; |
ПР7 – соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; | ПР7 – находить в тексте материал для характеристики героя; | ПР7 – находить в тексте материал для характеристики героя; | ПР7 – составлять простой и сложный план текста |
ПР8 – различать рассказ и стихотворение. | ПР8 – размышлять о характере и поступках героя; | ПР8 – подробно и выборочно пересказывать текст; | ПР8 – писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; |
ПР9 – относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; | ПР9 – составлять рассказ-характеристику героя; | ПР9 – аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции | |
ПР10 – находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; | ПР10 – составлять устные и письменные описания; | ПР10 – понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; | |
ПР11 - относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); | ПР11 – по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; | ПР11 – иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; | |
ПР12 – высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); | ПР12 – самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); | ||
ПР13 – относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; | ПР13 – относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; | ||
ПР14 – различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; | ПР14 – относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; | ||
ПР15 – видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; | ПР15 – видеть языковые средства, использованные автором. | ||
Метапредметные | |||
Регулятивные УУД | |||
МР1 – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | МР1 – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | МР1 – самостоятельно формулировать тему и цели урока; | |
МР2– проговаривать последовательность действий на уроке | МР2 – проговаривать последовательность действий на уроке; | МР2 – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; | |
МР3 – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; | МП3 – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | МР3 – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | |
МР4 – учиться работать по предложенному учителем плану | МР4 – учиться работать по предложенному учителем плану | МР4 – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | |
Познавательные УУД | |||
МП1 – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); | МП1 – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре | МП1 – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |
МП2 – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | МП2 – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; | МП2 – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; | |
МП3 – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | МП3 – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | МП3 – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); | |
МП4 – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты | МП4 – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | МП4 - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); | |
МП5 – пользоваться словарями, справочниками; | |||
МП6 – осуществлять анализ и синтез; | |||
МП7 – устанавливать причинно-следственные связи; | |||
МП8 – строить рассуждения | |||
КоммуникативныеУУД | |||
МК1 –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | МК1 – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); | МК1– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | |
МК2 – слушать и понимать речь других; | МК2 – слушать и понимать речь других; | МК2 – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | |
МК3 – выразительно читать и пересказывать текст; | МК3 – выразительно читать и пересказывать текст; | МК3 – высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
МК4 – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | МК4 – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им | МК4 – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | |
МК5 – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | МК5 – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | МК5 – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | |
МК6 – задавать вопросы. |
VI. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ
1-й класс –32 ч (4 часа в неделю)
«Попрыгать, поиграть...» (12 или 8 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (8 или 6 ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (12 или 9 ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (13 или 9 ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Ток- маковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
2-й класс –136 ч (4 часа в неделю)
«Там, на неведомых дорожках...» (23 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.
Сказочные человечки (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.
Сказочные богатыри (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.
«Сказка мудростью богата...» (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.
«Самое обыкновенное чудо» (31 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
3-й класс –136 ч (4 часа в неделю)или 102 ч (3 часа в неделю)
Прощание с летом (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (9 или 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (8 или 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 или 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (9 или 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 или 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
4-й класс –136 ч (4 часа в неделю)или 102 ч (3 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (9 или 7 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (20 или 17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (46 или 30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образость произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (61 или 48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются сле- дующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громко- сти речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-й класс
Развитие умения разъяснять заглавие текста.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
2-й класс
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопро- сы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
3-й класс
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4-й класс
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
1-й класс
Учитель создаёт необходимые условия для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, раз- личные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом пони- мания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
2-й класс
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений
(что почувствовали, о чём захотелось подумать).
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
3-й класс
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рас- сказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль про- изведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
1-й класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
2-й класс
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами
(хоббиты, муми-тролли и др.).
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений
(какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
3-й класс
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1-й класс Развитие устной речи:
– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулиро- вание ответов, подбор наиболее подходящих слов);
– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
\2-й класс Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрыв- ков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллю- стрирование, инсценирование.
3-й класс Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и
небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
4-й класс Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самосто- ятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, оканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
(1–4-й классы)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
– овладение функциональной гра- мотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи | – определение свое- го эмоционально- оценочного отноше- ния к прочитанно- му, развитие умения объяснять это отно- шение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная система- тизация знаний о литературе, кни- гах, писателях |
1-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить сло- варную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста; • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характери- стику героя; • составлять устные и письменные описания | • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понрави- лось из прочитанно- го и почему) | • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым призна- кам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпите- ты, олицетворения; • соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений |
2-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать целыми словами; • понимать смысл заглавия произ- ведения; выбирать наиболее подхо- дящее заглавие из данных; само- стоятельно озаглавливать текст; • делить текст на части, озаглав- ливать части; • выбирать наиболее точную фор- мулировку главной мысли из ряда данных; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану | • размышлять о характере и поступ- ках героя; • высказывать своё отношение к прочи- танному (что почув- ствовал, о чём захо- телось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор); | • относить произве- дение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скорого- ворка; различать народную и литера- турную (авторскую) сказку; • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; • относить сказочных героев к одной из групп (положитель- ные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персо- нажи); • соотносить авто- ра, название и геро- ев прочитанных произведений |
3-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить сло- варную работу; • делить текст на части, составлять простой план; • самостоятельно формулировать главную мысль текста; • находить в тексте материал для характеристики героя; • подробно и выборочно переска- зывать текст; • составлять рассказ-характери- стику героя; • составлять устные и письменные описания | • по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художе- ственной стороне текста (что понрави- лось из прочитанно- го и почему) | • относить произве- дения к жанрам рассказа, повести, пьесы по опреде- лённым призна- кам; • различать в про- заическом произве- дении героев, рас- сказчика и автора; • видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпите- ты, олицетворения; • соотносить автора, название и героев прочитанных про- изведений |
4-й класс | ||
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, вырази- тельно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; • самостоятельно находить ключе- вые слова; • самостоятельно осваивать незна- комый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); • вычитывать разные уровни тек- стовой информации: фактуаль- ной, подтекстовой, концептуаль- ной; • формулировать основную мысль текста; • составлять простой и сложный план текста; • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой | • аргументированно высказывать своё отношение к прочи- танному, к героям, понимать и опреде- лять свои эмоции; • понимать и форму- лировать своё отно- шение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские прио- ритеты, уважитель- но относиться к предпочтениям дру- гих | • самостоятельно давать характери- стику героя (пор- трет, черты харак- тера и поступки, речь, отношение автора к герою; соб- ственное отноше- ние к герою); • относить прочитан- ное произведение к определённому пери- оду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произве- дения со временем их создания; с тема- тикой детской лите- ратуры; • относить произве- дения к жанру басни, фантастиче- ской повести по определённым при- знакам; • видеть языковые средства, использо- ванные автором |
VII.Тематическое планирование по литературному чтению. 1 класс
№ п/п | Тема | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | |
предметные результаты | универсальные учебные действия | |||
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» (11 часов) | ||||
1 | Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. | Работа над книгой., озаглавливание . Осознанное чтение стихотворений целыми словами. Восприятие на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивание своих эмоциональных реакций. Выразительное, правильное чтение Декламация стихотворных произведений. Сравнение стихов и прозы. .Понимание содержания литературного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. | ПР1,ПР2, ПР3, ПР6, ПР7 | ЛР1,ЛР3, МР1, МР3, МК2, МК4, МП1, МП2, МП4 |
Раздел 2. «Наш дом» (8 часов) | ||||
2. | Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним. | Предположение содержания текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Понимание содержания литературного произведения. Устное изложение текста по плану. Чтение по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | ПР1, ПР2, ПР6, ПР7, ПР4 | ЛР1,ЛР2, ЛР3,МР1, МР2, МК1,МК4, МК5, МП1, МП3 |
Раздел3. «Ребятах о зверятах» ( | ||||
3. | Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Чтение про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказывать текст художественного произведения (подробно). Восприятие и переживание эмоционально- нравственных переживаний героев. Различение жанров произведений: рассказ Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. | ПР1, ПР2, ПР3, ПР8, ПР7 | ЛР2, ЛР3, МР1, МР3, МК1, МК2, МК1, МК2, МК5,МП2, МП1 |
Раздел 4. «Маленькие открытия» (11 часов) | ||||
4 | Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении Различение жанров произведений. Выразительное чтение. Декламация. Восприятие на слух и понимание художественного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ текста. Самостоятельная формулировка вопросов к тексту по ходу чтения Различение жанров произведений: рассказ, стихотворение. Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | ПР2, ПР4, ПР3, ПР6. ПР7, ПР8 | ЛР1,ЛР3, МР1, МР4,МК1, мк2, МК3, МП3, МП2, МП4 |
VIII. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева –Москва: Баласс, 2011г | Учебник «Капелька солнца» | Учебник для 1 класса |
2 | Е. В. Бунеева, О,В, Чиндинова и др. –Москва: Баласс, 2011г | Уроки литературного чтения в 1 классе | Методические рекомендации для учителя. |
3 | Ожегов С.И. 4-е издание/ Москва,2002г | Толковый словарь русского языка | Пособие для учителя |
4 | Под ред. А,И. Молоткова – М., 1986г. | Фразеологический словарь русского языка | Пособие для учителя |
5 | Толковый словарь | Пособие для детей. | |
6 | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с. | Сборник программ | |
7 | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8 | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
9 | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя | |
Интернет - ресурсы | |||
10 | http://www.ug.ru | Учительская газета | |
11 | http://www.openworld.ru/school | Журнал "Начальная школа" | |
12 | http://www.school2100.ru/magazine/magazine_main.html | Журнал "Начальная школа плюс До и После". | |
13 | http://www.1september.ru | Газета "1 сентября". | |
14 | http://www.school2100.ru | Образовательная система "Школа 2100". | |
15 | http://www.solnet.ee | Детский портал «СОЛНЫШКО» | |
16 | http://www.km-school.ru | Информационно-интегрированный продукт "КМ-Школа". Разработчик - "Кирилл и Мефодий" (г.Москва) | |
17 | /education/templatesindex.html | Большая коллекция бесплатных шаблонов презентаций для PowerPoint | |
18 | Использование игр на уроках в начальных классах. | ||
Календарно – тематическое планирование. 1 класс «Капельки солнца»
№ п/п | № п/п | Дата по плану | Дата факт. | Тема | Основные виды деятельности | Планируемые результаты | |
предметные результаты | универсальные учебные действия | ||||||
Раздел I. «Поиграть, попрыгать…»(8ч) | |||||||
1 | 1 | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости. | Работа над книгой., озаглавливание . Осознанное чтение стихотворений целыми словами. Восприятие на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивание своих эмоциональных реакций. Выразительное, правильное чтение Декламация стихотворных произведений. Сравнение стихов и прозы. .Понимание содержания литературного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного. | ПР1,ПР2, ПР3, ПР6, ПР7 | ЛР1,ЛР3, МР1, МР3,МК2, МК4, МП1,МП2, МП4 | ||
2 | 2 | Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») | |||||
3 | 3 | Настоящие друзья детства. (В. Драгунский «Друг детства») | |||||
4 | 4 | Играть - это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник») | |||||
5 | 5 | Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон...», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон...») | |||||
6 | 6 | Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | |||||
7 | 7 | Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 | |||||
8 | 8 | Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Считалки, пословицы, потешки народов, населяющих хакасию | |||||
Раздел 2. «Наш дом» (6 часов) | |||||||
9 | 1 | Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») | Предположение содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Понимание содержания литературного произведения. Устное изложение текста по плану. Чтение по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | ПР1, ПР2, ПР6, ПР7, ПР4 | ЛР1,ЛР2, ЛР3,МР1, МР2, МК1,МК4, МК5, МП1, МП3 | ||
10 | 2 | О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») | |||||
11 | 3 | О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») Стихи хакасских поэтов | |||||
12 | 4 | Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвёртый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) | |||||
13 | 5 | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2 | |||||
14 | 6 | Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2. | |||||
Раздел 3»Ребятам о зверятах» ( 9 ч.) | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Чтение про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказывать текст художественного произведения (подробно). Восприятие и переживание эмоционально- нравственных переживаний героев. Различение жанров произведений: рассказ Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. | ||||||
15 | 1 | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки | ПР1, ПР2, ПР3, ПР8, ПР7 | ЛР2, ЛР3, МР1, МР3, МК1, МК2, МК1, МК2, МК5,МП2, МП1 | |||
16 | 2 | ||||||
17 | 3 | Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости. | |||||
18 | 4 | Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») | |||||
19 | 5 | Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | |||||
20 | 6 | «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») | |||||
21 | 7 | Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») | |||||
22 | 8 | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» | |||||
23 | 9 | Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3. | |||||
Раздел 4. «Маленькие открытия» (9часов) | |||||||
24 | 1 | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | Построение небольшого монологического высказывания о произведении Различение жанров произведений. Выразительное чтение. Декламация. Восприятие на слух и понимание художественного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ текста. Самостоятельная формулировка вопросов к тексту по ходу чтения Различение жанров произведений: рассказ, стихотворение. Чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | ПР2, ПР4, ПР3, ПР6. ПР7, ПР8 | ЛР1,ЛР3, МР1, МР4,МК1, мк2, МК3, МП3, МП2, МП4 | ||
25 | 2 | Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | |||||
26 | 3 | Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий?») | |||||
27 | 4 | Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») | |||||
28 | 5 | Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») | |||||
29 | 6 | Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | |||||
30 | 7 | Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)Рассказы о природе писателей Хакасии. | |||||
31 | 8 | «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4. | |||||
32 | 9 | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). | |||||
Календарно – тематическое планирование. Букварь
№ п/п | № п/п | Дата | Раздел, тема | ||||
по плану | по факту | ||||||
I. «Говорим, рассказываем …» | 15 ч. | ||||||
1 | 1 | Вводный урок. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники. | |||||
2 | 2 | Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. | |||||
3 | 3 | Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. | |||||
4 | 4 | Летом в деревне (на даче). Составление предложений. | |||||
5 | 5 | Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. | |||||
6 | 6 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки. | |||||
7 | 7 | Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. | 1 | ||||
8 | 8 | На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | |||||
9 | 9 | Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст. | |||||
10 | 10 | Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. | |||||
11 | 11 | Гласные звуки. | |||||
12 | 12 | Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | |||||
13 | 13 | Наши занятия. Ударение. | |||||
14 | 14 | Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова. | |||||
15 | 15 | Повторение. О чем рассказывает текст. | |||||
| II. Учим буквы – учимся читать и писать | 85 ч. | |||||
16 | 1 | Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук»– «буква». | 1 | ||||
17 | 2 | Звуки, обозначаемые буквами т, р. | 1 | ||||
18 | 3 | Гласный звук [о], буква о. | 1 | ||||
19 | 4 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||||
20 | 5 | Заглавная буква О. Упражнения в чтении слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей. | 1 | ||||
21 | 6 | Гласный звук [а], буква а. | 1 | ||||
22 | 7 | Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
23 | 8 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
24 | 9 | Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
25 | 10 | Согласные звуки [н], [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н. | 1 | ||||
26 | 11 | Согласные звуки [к], [к,], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к. | 1 | ||||
27 | 12 | Упражнения в чтении. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | ||||
28 | 13 | Слова он, она, оно, они, их роль в речи. | 1 | ||||
29 | 14 | Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. | 1 | ||||
30 | 15 | Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. | 1 | ||||
31 | 16 | Согласные звуки [с], [с], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с. | 1 | ||||
32 | 17 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | ||||
33 | 18 | Работа с текстом. Чтение текста. | 1 | ||||
34 | 19 | Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? Упражнения в чтении. | 1 | ||||
35 | 20 | Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м. | 1 | ||||
36 | 21 | Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. | 1 | ||||
37 | 22 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. | 1 | ||||
38 | 23 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. Работа с текстом. | 1 | ||||
39 | 24 | Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. | 1 | ||||
40 | 25 | Упражнения в чтении. Работа с деформированным предложением. | 1 | ||||
41 | 26 | Упражнения в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием. | 1 | ||||
42 | 27 | Заглавная буква М. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
43 | 28 | Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. | 1 | ||||
44 | 29 | Развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста. | 1 | ||||
45 | 30 | Согласные звуки [ш], буква ш. Строчная буква ш. | 2 | ||||
46 | 31 | ||||||
47 | 32 | Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | ||||
48 | 33 | Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. | 1 | ||||
49 | 34 | Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | ||||
50 | 35 | Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. | 1 | ||||
51 | 36 | Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А. | 1 | ||||
52 | 37 | Упражнения в чтении. Проверка техники чтения. | 2 | ||||
53 | 38 | ||||||
54 | 39 | Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами. | 1 | ||||
55 | 40 | Упражнения в чтении. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами. | 1 | ||||
56 | 41 | Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса - ушк-. | 2 | ||||
57 | 42 | ||||||
58 | 43 | Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне. | 1 | ||||
59 | 44 | Буква е. Звуки буквы е. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
60 | 45 | Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом. | 1 | ||||
61 | 46 | Буква ё. Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. Повторение и закрепление введённых понятий. | 1 | ||||
62 | 47 | Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. | 1 | ||||
63 | 48 | Упражнения в чтении. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. | 2 | ||||
64 | 49 | ||||||
65 | 50 | Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б. | 1 | ||||
66 | 51 | Упражнения в чтении. Развитие умения видеть в слове его части. | 1 | ||||
67 | 52 | Упражнения в чтении. Работа с текстом. | 1 | ||||
68 | 53 | Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. | 1 | ||||
69 | 54 | Согласные звуки [з], [з'], буква з. | 1 | ||||
70 | 55 | Заглавная буква 3. Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. | 1 | ||||
71 | 56 | Буква я. Звуки буквы я. | 1 | ||||
72 | 57 | Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений. | 1 | ||||
73 | 58 | Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия. | 1 | ||||
74 | 59 | Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи—ши. | 1 | ||||
75 | 60 | Заглавные буквы X и Ж. Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш]. | 1 | ||||
76 | 61 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | ||||
77 | 62 | Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | ||||
78 | 63 | Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 1 | ||||
79 | 64 | Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | ||||
80 | 65 | Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | ||||
81 | 66 | Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении слов с изученными буквами. Работа с текстом. Буквосочетания ща, щу. | 2 | ||||
82 | 67 | ||||||
83 | 68 | Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф. | 1 | ||||
84 | 69 | Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф. | 1 | ||||
85 | 70 | Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом. | 1 | ||||
86 | 71 | Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | ||||
87 | 72 | Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки». | 1 | ||||
88 | 73 | Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | ||||
89 | 74 | Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. | 1 | ||||
90 | 75 | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | ||||
91 | 76 | Разделительный ь, его роль в слове. | 1 | ||||
92 | 77 | Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом. | 1 | ||||
93 | 78 | Алфавит. Упражнения в чтении. | 2 | ||||
94 | 79 | ||||||
95 | 80 | Проверочная работа. Проверка техники чтения. | 1 | ||||
96 | 81 | Резервные уроки | 5 | ||||
97 | 82 | ||||||
98 | 83 | ||||||
99 | 84 | ||||||
100 | 85 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...