Рабочая программа Русский язык 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2013/2014 учебный год  составлена на основе:

- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 г.);

- программы автора Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc619.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2013/2014 учебный год  составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);

- программы автора Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.

Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализации обучения.   Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению   предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Изучение русского (родного) языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Общий объём времени, отводимого на изучение русского языка в 1-4 классах, составляет 675 часов. В каждом классе урок русского языка проводится 5 раз в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 165 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 170 ч (34 учебных недели).

Обучение  русскому языку в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • когнитивно-познавательная – формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе  мышления школьников;
  • социокультурная - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Важнейшими задачами обучения являются:

  • развивать  внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю речь, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию  и «чувства языка», осваивать  знания о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
  • овладевать  умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развивать самостоятельность мышления, воображения, формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы;
  • формировать навыки самообразования;
  • формировать умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
  • развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности;
  • создать условия для повседневного приобретения опыта пользования знаниями о языковых средствах во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес и позитивное отношение к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.

В авторскую программу изменений не внесено.

Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
  • Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.:  В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 г.
  • Яковлева  С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров», 2011 г.

Программа  3 класса составлена из расчёта 5 часов в неделю – 170 часов в год, в том числе 14 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные; работа в парах.

В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

         Используемые  методы и формы обучения обеспечивают:

  • адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
  • достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
  • учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
  • учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
  • включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
  • дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
  • обратную связь;
  • объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
  • контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
  • профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
  • доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

2. Результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию русского языка;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников, учителей;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
  • выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • сопереживания другим людям;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.

Метапредметными результатами являются:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,  второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой

     коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

3. Планируемые результаты обучения

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
  • определять последовательность частей текста, составлять план.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  • пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

 Обучающийся научится:

  • актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;

     согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в

     словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;

  • использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • узнавать позиционные чередования звуков;
  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика.

Обучающийся научится:

  • воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
  • различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
  • понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
  • ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится: 

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • оценивать правильность разбора слов по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • находить начальную форму имени существительного;
  • определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
  • находить начальную форму имени прилагательного;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
  • различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
  • определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
  • определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
  • использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания, а также:

-   непроизносимые согласные;

-   непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);

-   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-   разделительные ъ и ь;

-   безударные окончания имен прилагательных;

-   не с глаголами;

-   раздельное написание предлогов с другими словами;

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
  • безошибочно списывать текст;
  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

-   ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

-   гласных в суффиксах - ик, - ек;

-   соединительных гласных о, е в сложных словах;

-   запятые при однородных членах предложения;

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, - ин);
  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
  • осознавать место возможного возникновения орфограммы;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
  • при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
  • различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

4. Содержание программы учебного курса

3 класс (170 ч)

  1. Развитие речи

Устная речь (слушание и говорение)

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое овладение монологом, диалогом -  расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь (чтение и письмо)

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции

автора (в течение 3-4 классов). Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разны способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие)  - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения.  Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских

работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Осуществление проекта «Банк заданий». (пояснения см. в учебнике).

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике). Звукобуквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).

Графика

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Совершенствование навыков клавиатурного письма.

Лексика

Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Вы явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса –ся

(-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.

Морфология

Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

III. Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:

-   непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в словаре учебника для 3 класса);

-  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

-  разделительные ъ и ь;

-  ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);

-  не с глаголами;

-  раздельное написание предлогов с другими словами.

Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек. Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учеб-ного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Планируемая дата

Фактическая дата

Развитие речи

1

Понимание слова как единства звучания, значения

Работа с толковым словарем, словосочетаниями. Участие в диалоге. Инсценировка. Письмо под диктовку. Работа в парах.

1

02.сен

 

 

2

Представление о типах речи

Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ. Решение грамматических задач.

1

03.сен

 

 

3

Состав слова. Овладение понятием "однокоренные слова"

Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ. Письмо под диктовку. Анализ описания проекта  «Банк заданий»

1

04.сен

 

 

4

Расширение представлений о многозначности слов. Р.р.  Восстановление деформированного текста

Работа со словарями, текстом, словосочетаниями. Участие в диалоге. Составление словосочетаний и предложений. Взаимопроверка.

1

05.сен

 

 

5

Устная и письменная речь

Работа с текстами разных типов, стилевой окраской слов, стилистическими синонимами. Участие в обсуждении типа текста.

1

06.сен

 

 

6

Взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания

Работа со средствами устной и письменной речи. Инсценировка. Составление диалога. Выразительное чтение.

1

09.сен

 

 

7

Позиционное и историческое чередование звуков

Выделение сильной и слабой позиции гласных и согласных. Подбор проверочных слов по алгоритму. Письмо под диктовку. Пополнение «Банка заданий»

1

10.сен

 

 

8

Различение предложений

Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации. Письмо по памяти. Самостоятельная работа. Иметь представление об оформлении диалога.

1

11.сен

 

 

9

Оформление диалога: реплики, слова автора

Работа с диалогом. Инсценировка. Значение слов с частицей НЕ. Работа с алгоритмом правописания  приставок. Письмо под диктовку.

1

12.сен

 

 

10

Обобщение знаний по теме "Что нужно для общения"

Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации. Комментированное письмо. Участие в диалоге по теме урока. Самостоятельная работа

1

13.сен

 

 

11

Входной контрольный диктант № 1

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

1

16.сен

 

 

12

Работа над ошибками

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

1

17.сен

 

 

13

Тема, план текста

Деление текста на части. Составление плана текста. Составление текста по опорным словам. Работа в парах -  работа с этимологическим словарем.

1

18.сен

 

 

14

Смысловые связи между частями текста

Составление плана. Орфографическая подготовка. Запись предложений по памяти.

1

19.сен

 

 

15

Работа над иноязычной лексикой

Наблюдение. Вывод на основе наблюдения. Письмо под диктовку. Подбор родственных слов.

1

20.сен

 

 

Система языка

16

Состав слова. Образование слов

Работа с памяткой "Разбор слов по составу", работа со словарем словообразования. Подбор родственных слов.  

1

23.сен

 

 

17

Разбор слова по составу. Составление текста-описания

Составление плана. Орфографическая подготовка. Составление текста и его запись – самостоятельная работа.

1

24.сен

 

 

18

Образование слов с помощью суффикса

Работа с алгоритмом разбора слов по составу. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решение грамматических задач.

1

25.сен

 

 

19

Образование слов с помощью суффикса

Исследование и формулирование правил написания суффиксов –ОНЬК, -ЕНЬК.

1

26.сен

 

 

20

Образование слов с помощью суффикса. Диагностическая работа № 1 

Работа в парах. Упражнение в словообразовании. Письмо под диктовку. Разбор слов по составу.

1

27.сен

 

21

Р.р.Подробное изложение по рассказу  Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».

Самостоятельная работа

1

28.сен

 

 

22

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова

Разбор слов по составу. Различение  формообразования  и словообразования. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

1

30.сен

 

 

23

Разбор слова по составу

Разбор слов по составу. Самостоятельная работа. Решение грамматических задач. Участие в диалоге.

1

01.окт

 

 

24

Работа над устаревшими словами

Нахождение обращения в тексте. Выделение обращения в устной и письменной речи. Работа со словарем. Письмо под диктовку

1

02.окт

 

 

25

Разбор слова по составу. Словарный диктант № 1

Самостоятельная работа

1

03.окт

 

 

26

Состав слова. Образование слов

Работа с памяткой "Разбор слов по составу", работа со словарем словообразования. Подбор родственных слов.  

1

04.окт

 

 

27

Р.р. Творческое  сочинение "Как опадают листья"

Признаки текста. Составление плана. Орфографическая подготовка.

1

07.окт

 

 

28

Различение предложения. Наблюдение связи слов

Нахождение  главных членов предложения. Установление связи слов в предложении. Исследовательская работа по тексту. Комментированное письмо.

1

08.окт

 

 

29

Отличие предлогов от приставок

Упражнения в различении приставок и предлогов. Исследовательская работа по тексту. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

1

09.окт

 

30

Отличие предлогов от приставок

Упражнения в написании гласных и согласных в приставках. Письмо под диктовку – фронтальная проверка. Разбор по членам предложения.

1

15.окт

 

 

31

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

Упражнения в правописании приставок. Упражнение в словообразовании. Письмо по памяти. Решение грамматических задач.

1

16.окт

 

 

32

Типы речи: описание, рассуждение

Составление характеристики героя по опорным словам. Самопроверка. Презентация своего сочинения.

1

17.окт

 

 

33

Ознакомление с написанием приставок на -з  и  

Работа с текстом, составление плана, словарная работа. Составление характеристики героя  любимого литературного произведения.

1

18.окт

 

 

34

Знакомство с разными видами изложений

Коллективная работа (составление плана). Участие в обсуждении плана текста. Самостоятельная работа.

1

21.окт

 

 

35

Работа над ошибками.

Работа с памяткой "Работа над ошибками". Продолжение работы над проектом.

1

22.окт

 

 

36

Образование слов с помощью сложения основ

Исследовательская работа по тексту. Словарно-орфографическая работа. Упражнение в словообразовании. Составление и запись предложений.

1

23.окт

 

 

37

Образование слов с помощью сложения основ

1

24.окт

 

 

38

Образование слов с помощью сложения основ

1

25.окт

 

 

39

Сложные слова

Упражнения в правописании  и определении лексического значения сложных слов. Предупредительный диктант.

1

26.окт

 

 

40

Написание соединительных гласных о, е в сложных словах

Упражнения в образовании сложных слов. Исследование сложных слов с соединительной гласной и без неё. Письмо под диктовку с объяснением.

1

28.окт

 

 

41

Типы речи: рассуждение

Составление текста-рассуждения с использованием сложных слов.

1

29.окт

 

 

42

Сложные слова

Разбор слов по составу. Упражнения в словообразовании. Решение грамматических задач.

1

30.окт

 

 

43

Контрольная  работа  № 1 по теме "Состав слова. Словообразование"

Умение применять полученные знания

1

31.окт

 

 

44

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Работа с текстами по определению их стиля. Инсценировка. Участие в диалоге по теме урока.

1

01.ноя

 

 

45

Установление связи между словами в предложении

Составление предложений. Установление связи между словами в предложении.

1

05.ноя

 

 

46

Смысловая зависимость от использования грамматических средств

Иметь представление о логическом ударении. Исследовательская работа с текстом.

1

06.ноя

 

 

47

Предлог. Союзы

Иметь представление о служебных частях речи. Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения.

1

07.ноя

 

 

48

Предлог. Союзы. Частица

Иметь представление о служебных частях речи. Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения.

1

08.ноя

 

 

49

Отличие предлогов от приставок

Упражнения в сопоставлении предлогов и приставок. Составление словосочетаний. Формулирование понятия - предлог.

1

11.ноя

 

 

50

Функция предлогов

Умение  употреблять предлоги с существительными.

1

12.ноя

 

 

51

Функция  предлогов: образование падежных форм имён существительных

Упражнения в использовании подходящих по смыслу предлогов. Выборочное списывание. Инсценировка.

1

13.ноя

 

 

52

Союзы, их роль в речи

Работа с тестом. Составление предложений. Комментированное письмо. Редактирование текста.

1

14.ноя

 

53

Союзы, их роль в речи

Нахождение предложений с союзами. Установление связи слов в предложении

1

15.ноя

 

 

54

Союзы а, но

Нахождение предложений с союзами. Установление связи слов в предложении

11

16.ноя

 

 

55

Типы речи

Признаки текста.  Работа в парах – составление текста – рассуждения.

1

18.ноя

 

 

Орфография и пунктуация

56

Частица, её значение

Упражнения в правописании частиц.

1

25.ноя

 

 

57

Частица  не, её значение

Исследовательская работа с текстом: выявление места частицы НЕ. Вывод на основе исследования. Выполнение упражнений по теме урока.

1

26.ноя

 

 

58

Применение правил правописания: не с глаголами

Упражнения в написании НЕ с глаголами. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

1

27.ноя

 

 

59

Применение правил правописания: не с глаголами

Упражнения в написании НЕ с глаголами. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

1

28.ноя

 

 

60

Тест № 1 по теме "Служебные слова"

Уметь применять полученные знания по изученным темам.

1

29.ноя

 

 

Система языка

61

Глагол. Значение и употребление в речи

Исследовательская работа: грамматический анализ текста. Глагол и его роль. Грамматические признаки глагола. Уметь выделять глаголы в речи.

1

02.дек

 

 

62

 Глагол. Значение и употребление в речи. Словарный диктант № 2

Упражнения в выделении грамматических признаков глагола и постановке вопросов  к нему. Предупредительный диктант.

1

03.дек

 

 

63

Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?"

Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам. Грамматический разбор глагола. Объяснительный диктант.

1

04.дек

 

 

64

Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?"

Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам. Грамматический разбор глагола. Объяснительный диктант.

1

05.дек

 

 

65

Изменение глаголов по временам

Упражнения в выделении формообразующего суффикса «л» у глаголов прошедшего времени. Разбор слов по составу. Письмо по памяти.

1

06.дек

 

 

66

Изменение глаголов по временам

1

09.дек

 

 

67

Изменение глаголов по временам

1

10.дек

 

 

68

Разбор слова по составу

Упражнения в выделении постфикса – СЯ . Разбор по составу глаголов прошедшего времени и глаголов с постфиксом –СЯ. Самостоятельная работа.

1

11.дек

 

 

69

Разбор слова по составу

1

12.дек

 

 

70

Микротемы, их  логическая последовательность в тексте

Восстановление непунктированного текста. Участие в беседе по теме урока. Самостоятельная работа.

1

13.дек

 

71

Ознакомление с неопределённой формой глагола

Упражнения в нахождении инфинитива в предложениях. Разбор глаголов по составу. Выборочный диктант. Взаимопроверка.

1

16.дек

 

 

72

Ознакомление с неопределённой формой глагола

Знать особенности  глаголов в неопределенной форме. Разбор глаголов по составу. Упражнения в определении прямого и переносного значения слов. Комментированное письмо. Наблюдение, вывод на основе наблюдения.

1

17.дек

 

 

73

Изменение глаголов по временам

Упражнения в изменении глаголов по временам и определении грамматических признаков глаголов. Самостоятельная работа.

1

18.дек

 

 

74

Изменение глаголов по временам

 Морфологический разбор глагола. Упражнения в различении будущего простого и сложного времени.

1

19.дек

 

 

75

Изменение глаголов по временам

 Морфологический разбор глагола. Упражнения в различении будущего простого и сложного времени.

1

20.дек

 

 

76

Контрольная работа  № 2 по теме "Глагол"

Самостоятельная работа

1

21.дек

 

 

77

Имя существительное. Значение и употребление в речи

Работа с опорной схемой «Имя существительное». Упражнения в определении рода и числа имени существительного.

1

23.дек

 

2 часть     275-284

78

Изменение существительных по вопросам

Упражнения в изменении имен существительных по вопросам. Разбор по составу.

1

24.дек

 

 

79

Начальная форма

Упражнения в определении грамматических признаков и начальной формы имени существительного.

1

25.дек

 

 

80

Имя существительное. Значение и употребление в речи

Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов.

1

26.дек

 

285-292

81

Имя существительное. Значение и употребление в речи

Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение  орфограмм в окончаниях существительных.

1

27.дек

 

 

82

Изменение имён существительных  по числам

Упражнения в изменении имен существительных по числам. Выделение  имен существительных, имеющих форму только единственного (мн.) числа.

1

30.дек

 

293-299

83

Расширение представлений об  антонимах, синонимах

Работа с толковым словарем, выполнение упражнений на нахождение антонимов, синонимов, подбор однокоренных слов. Инсценировка.

1

09.янв

 

300-304

84

Начальная форма. Диагностическая работа  № 2 

Обращение к ранее изученному: основа слова и окончание. Окончание как грамматический показатель рода существительного. Развитие орфографической зоркости

1

10.янв

 

305-308

85

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода

Упражнения в определении рода имени существительного по окончанию как показателю рода.

1

13.янв

 

309-313

86

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода

Разбор имени существительного по составу. Составление таблицы  «Соотношение рода и окончания у имён существительных».

1

14.янв

 

314-317

Орфография и пунктуация

87

Ь после шипящих на конце имён существительных

Упражнения в определении рода имени существительного с шипящим на конце. Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм. Развитие речи: стиль; особенности научного стиля. Инсценировка.

1

15.янв

 

318-322

88

Ь после шипящих на конце имён существительных

1

16.янв

 

323-324

89

Ь после шипящих на конце имён существительных

1

17.янв

 

325-326

Система языка

90

Знакомство с различными видами изложений

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

1

20.янв

 

обуч

91

Наблюдение связи слов в словосочетании

Упражнения на выделение словосочетаний, на определение главного и зависимого слова, на сравнение грамматических признаков главного слова и зависимого.

1

21.янв

 

327-330

92

Установление связи между словами в словосочетании

Упражнения в графическом обозначении связи слов в словосочетании, составление словосочетаний.

1

22.янв

 

331-334

93

Установление связи между словами в словосочетании

Устный и письменный разбор словосочетаний. Редактирование текста с использованием фразеологических оборотов.

1

23.янв

 

335-337

94

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания

Упражнение на сжатие текста, определение темы, стиля и микротемы.

1

24.янв

 

338-341

95

Списывание по теме "Предложение. Словосочетание"

Работа с алгоритмом списывания.

1

27.янв

 

 

Орфография и пунктуация

96

Ознакомление с правилом написания и ,ы после шипящих и ц

Исследование слов на написание И, Ы  после Ц. Самостоятельная работа  с взаимопроверкой. Комментированное письмо.

1

28.янв

 

342-346

97

Ознакомление с правилом написания и, ы после шипящих и ц

Упражнения  на написание И, Ы  после Ц. Инсценирование.

1

29.янв

 

347-351

98

Ознакомление с правилом написания и, ы после шипящих и ц

Выполнение упражнений на написание  Ы, И после Ц, изменение имени существительного по вопросам.

1

30.янв

 

352-357

99

Ознакомление с правилом написания и ,ы после шипящих и ц

Уметь выполнять задания на изученные темы.

1

31.янв

 

«Проверь себя",       с. 46-47

Система языка

100

Изменение имён существительных по падежам

Упражнения в определении начальной формы и грамматических признаков имени существительного.

1

01.фев

 

358-364

101

Изменение имён существительных по падежам

Составление таблицы «Склонение имен существительных». Нахождение слабой и сильной позиции в окончаниях имен существительных.

1

03.фев

 

365-369

102

Изменение имён существительных по падежам. Словарный диктант               № 3

Морфологический разбор имени существительного. Упражнения в изменении имени существительного по падежам. Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными

1

04.фев

 

370-375

103

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши

Анализ текста рекламы и афиши; составление сжатого текста.

1

05.фев

 

376-380

104

Склонение существительных

Составление и анализ таблицы «Склонение имён существительных». Иметь представление о предлоге как указателе падежа.

1

06.фев

 

381-384

105

Склонение существительных

1

07.фев

 

385-386

106

Сравнение способов выражения одной темы высказывания

Развитие речи. Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей (упр. 390). Решение орфографических задач.

1

10.фев

 

387-388

107

Склонение существительных

Упражнения в определении падежей. Орфографическая работа. Развитие речи: обсуждение пословиц

1

11.фев

 

389-390

108

Диктант  № 2 по теме "Имя существительное"

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

1

12.фев

 

 

109

Работа над ошибками

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

1

13.фев

 

 

110

Представление о второстепенных членах предложения (дополнение)

Упражнения в разборе предложения по членам предложения. Работа с алгоритмом.

1

14.фев

391-394

111

Представление о второстепенных членах предложения (дополнение)

Упражнения в разборе предложения по членам предложения и различении И.п. и  В.п.

1

17.фев

395-398

112

Изменение имён существительных по падежам (падежные вопросы)

Упражнения в склонении и определении падежа имени существительного.

1

18.фев

 

399-403

113

Изменение имён существительных по падежам (падежные вопросы)

Упражнения в определении падежа имени существительного с помощью предлогов. Инсценировка.

1

19.фев

 

404-408

114

Знакомство с различными видами изложений

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

1

20.фев

 

 

115

Работа над ошибками.

Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом.

1

21.фев

 

 

116

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей.

1

03.мар

 

409-414

117

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Работа с алгоритмом для определения склонения. Упражнения в склонении имени существительного.

1

04.мар

 

118

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Упражнения в разборе предложений по членам, определение падежей и грамматических признаков существительных.

1

05.мар

 

415-419

119

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

1

06.мар

 

420-422

120

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Упражнения в изменении по падежам существительных первого склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

1

07.мар

 

423-428

121

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Упражнения в изменении по падежам существительных 2-го склонения, в различении мягкой и твёрдой основы.

1

10.мар

 

429-430

122

Различение 1,2,3 склонения имён существительных

Упражнения в изменении по падежам существительных 3-го склонения.

1

11.мар

 

431-434

123

Микротемы, их  логическая последовательность в тексте

Исследование текста. Выделение слов из текста для характеристики героев.

1

12.мар

 

 

124

Тест № 2 по теме "Имя существительное"

Уметь применять полученные знания по изученным темам.

1

13.мар

 

 

Орфография и пунктуация

125

Освоение правописания  безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей.

1

14.мар

 

435-436

126

Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных 1-го и 3-го склонений.

1

17.мар

 

437-440

127

Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных  1-го и 2-го склонений, в определении падежей имени существительного.

1

18.мар

 

441-443

128

Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении имён  существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.

1

19.мар

 

444-448

129

Правописание безударных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении имён  существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.

1

20.мар

 

449-452

130

Правописание безударных окончаний имён существительных

Упражнения в склонении имён  существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.

1

21.мар

 

453-456

131

Типы речи: описание, рассуждение

Составление плана. Орфографическая подготовка. Составление и запись текста. Самопроверка.

1

22.мар

 

457-461

132

Правописание безударных окончаний имён существительных

Развитие орфографической зоркости: решение орфографических задач.

1

24.мар

 

462-463

133

О,Е  в падежных окончаниях после шипящих и ц

Наблюдение над написанием  О и  Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

1

25.мар

 

464-466

134

О,Е  в падежных окончаниях после шипящих и ц

Составление схемы или таблицы, отражающей выбор О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц.

1

26.мар

 

467-469

135

О,Е  в падежных окончаниях после шипящих и ц

Упражнения в написании О, Е после шипящих и Ц.

1

27.мар

 

470-471

136

Диктант № 3 по теме "Падежные окончания  имён существительных"

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

1

28.мар

 

137

Работа над ошибками

Работа с памяткой «Работа над ошибками».

1

31.мар

 

 

138

Ознакомление с написанием гласных в суффиксах  

-ик, -ек

Разбор слов по составу. Упражнения на выделение суффиксов и определение их значения.

1

01.апр

 

472-475

139

Написание гласных в суффиксах     -ик, -ек

Упражнения на написание слов с суффиксами –ек- и –ик- разбор по членам предложения.

1

02.апр

 

476-478

140

Написание гласных в суффиксах     -ик, -ек

1

03.апр

 

479-482

Система языка

141

Склонение существительных во множественном числе

Упражнения в склонении и сопоставлении существительных ед. и мн. числа.  Выборочный диктант.

1

04.апр

 

483-486

142

Склонение существительных во множественном числе

Работа с таблицей, морфологический разбор имени существительного во мн.ч. Наблюдение над Р.п. существительных разных типов склонений.

1

07.апр

 

487-490

143

Склонение существительных во множественном числе

Упражнения в склонении имени существительного во множественном  числе. Комментированное письмо.

1

08.апр

 

491-494

144

Склонение существительных во множественном числе

Упражнения в склонении и определении падежей  имен существительных во мн.ч. самостоятельная работа. Взаимопроверка.

1

14.апр

 

495-497

145

Работа со словарями.  Словарный диктант № 4

Обобщение знаний. Виды словарей, их назначение. Орфографическая работа.

1

15.апр

 

498-502

146

Морфологический разбор имён существительных

Работа со словарем. Морфологический разбор имени существительного. Составление словосочетаний. Разбор слов по составу.

1

16.апр

 

503-506

147

Имя прилагательное

Наблюдение над грамматическими признаками  прилагательного. Упражнения в составлении словосочетаний по схеме. Участие в диалоге по теме урока.

1

17.апр

 

507-514

148

Имя прилагательное

1

18.апр

 

149

Итоговая комплексная работа

Выполнение заданий по пройденному материалу.

1

21.апр

150

Зависимость форм прилагательного от форм имени существительного

Упражнения в изменение числа сущ. и прилагательного, исследование изменения прилагательного по падежам по таблице, сравнение окончания прилагательного и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения.

1

22.апр

 

515-519

151

Второстепенный член предложения - определение

Упражнения в изменение числа сущ. и прилагательного; исследование изменения прилагательных по падежам по таблице, сравнение окончания прилагательного  и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения.

1

23.апр

 

520-529

152

Знакомство с различными видами изложений

Работа с текстом, составление плана, словарная работа. Самопроверка.

1

24.апр

 

 

153

Изменение прилагательных по числам

Работа по таблице. Морфологический разбор прилагательных мн. числа. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Грамматический разбор предложений.

1

25.апр

 

530-

154

Изменение прилагательных по падежам

Упражнения на склонение имен прилагательных с опорой на таблицу. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

1

28.апр

 

 

155

Контрольная работа № 4 по теме "Имя прилагательное"

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

1

29.апр

 

с.134

156

Расширение представлений об омонимах. Репродуктивное сочинение

Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста. Составление текста с использованием многозначных слов.

1

30.апр

 

 

157

Предложения с однородными членами

Работа со схемами предложений, составление схем. Редактирование предложений. Самопроверка.

1

05.май

 

537-541

158

Постановка запятых при однородных членах предложения

Работа со схемами предложений, составление схем. Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения. Инсценировка.

1

06.май

 

542-546

159

Предложения с однородными членами с союзами и без союзов

Упражнения на нахождение однородных членов предложения и постановку знаков препинания. Составление предложений с однородными членами.

1

07.май

 

547-550

160

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Упражнения на нахождение смысловых групп однородных членов и постановку знаков препинания при них. Самостоятельная работа.

1

08.май

 

551-554

161

Постановка запятых при однородных членах предложения

Работа со схемами предложений, составление схем. Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения. Инсценировка.

1

12.май

 

555-557

162

Предложения с однородными членами с союзами а, но

Упражнения на нахождение однородных членов предложения с союзами и постановку знаков препинания при них.  Составление схем предложения. Редактирование текста.

1

13.май

 

558-560

163

Предложения с однородными членами с союзами  и, а, но

Лексическая работа: определение лексического значения слова

1

14.май

 

 

164

Итоговый диктант № 4  за 3 класс

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания

1

15.май

 

 

Развитие речи

165

Стилистические различия языка в научном и художественном текстах

Работа с текстом: тема, заголовок, структура, языковые средства, тип. Составление текста на заданную тему. Взаимопроверка. Упражнения в определении стиля, составлении плана, определении языковых средств. Редактирование текста.

1

16.май

 

 

166

Микротемы.План.

Диагностическая работа  № 3

1

19.май

 

 

167

Антонимы, синонимы, многозначные слова

Упражнения  на различение синонимов, антонимов, паронимов, омоформ. Грамматический разбор предложений.

1

20.май

 

 

168

Способы связи предложений в тексте

Упражнения на выделение признаков текста, на лексическую сочетаемость слов. Редактирование предложений. Работа  в парах.

1

21.май

 

 

169

Составление продолжения к началу текста

Упражнения на различение стилей текстов, прямого и переносного значения слов. Составление рассказа по его началу. Редактирование текста.

1

22.май

 

 

170

Осуществление проекта "Банк заданий"

Итоги работы над проектом.

1

23.май

 

 

6. Формы и средства контроля

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические контрольные работы, словарные диктанты, диктанты, тесты.

Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:

  • текущие контрольные работы;
  • итоговые контрольные работы.

Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

  • диктантов, словарных диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности,  рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 %  изученных орфограмм от общего количества слов  в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные  к данному моменту правила  или такие слова заранее выписываются на доске.

Грамматический разбор служит средством  проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится  не более 2–х  видов грамматического разбора.

Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». 

Контрольных работ – 14:

Диктант

4

Словарный диктант

4

Контрольная  работа, в том числе итоговая комплексная работа

4

Тест

2

Итого:

14

Примерный график контрольных работ


п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

Контрольный диктант № 1

Входной

16.09

Диагностическая работа  №1

29.09

Словарный диктант № 1

03.10

Контрольная работа № 1

Состав слова. Словообразование

31.10

Тест № 1

Служебные слова

02.12

Словарный диктант № 2

04.12

Контрольная работа № 2

Глагол

23.12

Диагностическая работа  № 2

10.01

Словарный диктант № 3

04.02

Диктант № 2

Имя существительное

12.02

Тест № 2

Имя существительное

12.03

Диктант № 3

Падежные окончания  имён существительных

28.03

Словарный диктант № 4

15.04

Контрольная  работа № 3

Итоговая комплексная

21.04

Контрольная работа № 4

Имя прилагательное

29.04

Диктант № 4

Итоговый

15.05

Диагностическая работа  № 3

19.05

Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 1

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащённости

Основная

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1

1

100

Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова.

1

1

100

Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.:  В 2 частях.

22

22

100

Яковлева  С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой.

22

22

100

Дополнительная

Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 кл.

1

1

100

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы.

+

+

+

Таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой).

+

+

+

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.

+

+

+

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

+

+

+

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Ноутбук

1

1

100

Мультимедиапроектор

1

1

100

Интерактивная доска

1

1

100

Кодоскоп

1

-

-

Транспаранты к кодоскопу

+

-

-

Учебные кинофрагменты

+

-

-

Телевизор

1

-

-

Диапроектор

1

-

-

Магнитная доска

1

1

100

Диапозитивы, диафильмы, слайды

+

-

-

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

1

1

100

Фонохрестоматия для начальной школы

1

-

-

Настольные развивающие игры

+

+

+

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007.

1

1

100

Мультимедийные образовательные ресурсы.

+

-

-

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

+

-

-

Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...