Рабочая программа Русский язык 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2013/2014 учебный год составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы автора Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 619.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2013/2014 учебный год составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);
- программы автора Н.В. Нечаевой «Русский язык» (Программы начального общего образования (система Л.В.Занкова)) 2011 г.
Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности учащихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализации обучения. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Изучение русского (родного) языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Общий объём времени, отводимого на изучение русского языка в 1-4 классах, составляет 675 часов. В каждом классе урок русского языка проводится 5 раз в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 165 ч (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 170 ч (34 учебных недели).
Обучение русскому языку в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- когнитивно-познавательная – формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников;
- социокультурная - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Важнейшими задачами обучения являются:
- развивать внешнюю (устную и письменную) и внутреннюю речь, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка», осваивать знания о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике;
- овладевать умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развивать самостоятельность мышления, воображения, формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы;
- формировать навыки самообразования;
- формировать умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
- развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности;
- создать условия для повседневного приобретения опыта пользования знаниями о языковых средствах во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес и позитивное отношение к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
В авторскую программу изменений не внесено.
Данная программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
- Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 г.
- Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 г.
Программа 3 класса составлена из расчёта 5 часов в неделю – 170 часов в год, в том числе 14 ч предусмотрено на проведение контрольных работ.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные; работа в парах.
В основу организации учебного занятия заложены характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).
Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.
Используемые методы и формы обучения обеспечивают:
- адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
- достаточную двигательную активность учащихся на уроке;
- учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
- учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
- включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
- дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;
- обратную связь;
- объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
- контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
- профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;
- доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.
Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.
Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
2. Результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
- выраженных учебно-познавательных мотивов;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Метапредметными результатами являются:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
3. Планируемые результаты обучения
Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его; – владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные;
согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме словаря произношения, представленного в учебнике);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика.
Обучающийся научится:
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ; – понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределенную) форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- безударные окончания имен прилагательных;
- не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- гласных в суффиксах - ик, - ек;
- соединительных гласных о, е в сложных словах;
- запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, - ин);
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
4. Содержание программы учебного курса
3 класс (170 ч)
- Развитие речи
Устная речь (слушание и говорение)
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое овладение монологом, диалогом - расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь (чтение и письмо)
Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции
автора (в течение 3-4 классов). Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разны способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских
работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Осуществление проекта «Банк заданий». (пояснения см. в учебнике).
II. Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике). Звукобуквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).
Графика
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Совершенствование навыков клавиатурного письма.
Лексика
Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Вы явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим. Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса –ся
(-сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.
Морфология
Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
III. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в словаре учебника для 3 класса);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
- не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з- и с-, гласных в суффиксах -ик, -ек. Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся | Часы учеб-ного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
Планируемая дата | Фактическая дата | |||||
Развитие речи | ||||||
1 | Понимание слова как единства звучания, значения | Работа с толковым словарем, словосочетаниями. Участие в диалоге. Инсценировка. Письмо под диктовку. Работа в парах. | 1 | 02.сен |
|
|
2 | Представление о типах речи | Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ. Решение грамматических задач. | 1 | 03.сен |
|
|
3 | Состав слова. Овладение понятием "однокоренные слова" | Восстановление деформированного текста. Разбор слов по составу, звукобуквенный анализ. Письмо под диктовку. Анализ описания проекта «Банк заданий» | 1 | 04.сен |
|
|
4 | Расширение представлений о многозначности слов. Р.р. Восстановление деформированного текста | Работа со словарями, текстом, словосочетаниями. Участие в диалоге. Составление словосочетаний и предложений. Взаимопроверка. | 1 | 05.сен |
|
|
5 | Устная и письменная речь | Работа с текстами разных типов, стилевой окраской слов, стилистическими синонимами. Участие в обсуждении типа текста. | 1 | 06.сен |
|
|
6 | Взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания | Работа со средствами устной и письменной речи. Инсценировка. Составление диалога. Выразительное чтение. | 1 | 09.сен |
|
|
7 | Позиционное и историческое чередование звуков | Выделение сильной и слабой позиции гласных и согласных. Подбор проверочных слов по алгоритму. Письмо под диктовку. Пополнение «Банка заданий» | 1 | 10.сен |
|
|
8 | Различение предложений | Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации. Письмо по памяти. Самостоятельная работа. Иметь представление об оформлении диалога. | 1 | 11.сен |
|
|
9 | Оформление диалога: реплики, слова автора | Работа с диалогом. Инсценировка. Значение слов с частицей НЕ. Работа с алгоритмом правописания приставок. Письмо под диктовку. | 1 | 12.сен |
|
|
10 | Обобщение знаний по теме "Что нужно для общения" | Разбор предложений по членам предложения, по цели высказывания и по интонации. Комментированное письмо. Участие в диалоге по теме урока. Самостоятельная работа | 1 | 13.сен |
|
|
11 | Входной контрольный диктант № 1 | Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания. | 1 | 16.сен |
|
|
12 | Работа над ошибками | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | 1 | 17.сен |
|
|
13 | Тема, план текста | Деление текста на части. Составление плана текста. Составление текста по опорным словам. Работа в парах - работа с этимологическим словарем. | 1 | 18.сен |
|
|
14 | Смысловые связи между частями текста | Составление плана. Орфографическая подготовка. Запись предложений по памяти. | 1 | 19.сен |
|
|
15 | Работа над иноязычной лексикой | Наблюдение. Вывод на основе наблюдения. Письмо под диктовку. Подбор родственных слов. | 1 | 20.сен |
|
|
Система языка | ||||||
16 | Состав слова. Образование слов | Работа с памяткой "Разбор слов по составу", работа со словарем словообразования. Подбор родственных слов. | 1 | 23.сен |
|
|
17 | Разбор слова по составу. Составление текста-описания | Составление плана. Орфографическая подготовка. Составление текста и его запись – самостоятельная работа. | 1 | 24.сен |
|
|
18 | Образование слов с помощью суффикса | Работа с алгоритмом разбора слов по составу. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Решение грамматических задач. | 1 | 25.сен |
|
|
19 | Образование слов с помощью суффикса | Исследование и формулирование правил написания суффиксов –ОНЬК, -ЕНЬК. | 1 | 26.сен |
|
|
20 | Образование слов с помощью суффикса. Диагностическая работа № 1 | Работа в парах. Упражнение в словообразовании. Письмо под диктовку. Разбор слов по составу. | 1 | 27.сен |
| |
21 | Р.р.Подробное изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». | Самостоятельная работа | 1 | 28.сен |
|
|
22 | Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова | Разбор слов по составу. Различение формообразования и словообразования. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. | 1 | 30.сен |
|
|
23 | Разбор слова по составу | Разбор слов по составу. Самостоятельная работа. Решение грамматических задач. Участие в диалоге. | 1 | 01.окт |
|
|
24 | Работа над устаревшими словами | Нахождение обращения в тексте. Выделение обращения в устной и письменной речи. Работа со словарем. Письмо под диктовку | 1 | 02.окт |
|
|
25 | Разбор слова по составу. Словарный диктант № 1 | Самостоятельная работа | 1 | 03.окт |
|
|
26 | Состав слова. Образование слов | Работа с памяткой "Разбор слов по составу", работа со словарем словообразования. Подбор родственных слов. | 1 | 04.окт |
|
|
27 | Р.р. Творческое сочинение "Как опадают листья" | Признаки текста. Составление плана. Орфографическая подготовка. | 1 | 07.окт |
|
|
28 | Различение предложения. Наблюдение связи слов | Нахождение главных членов предложения. Установление связи слов в предложении. Исследовательская работа по тексту. Комментированное письмо. | 1 | 08.окт |
|
|
29 | Отличие предлогов от приставок | Упражнения в различении приставок и предлогов. Исследовательская работа по тексту. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. | 1 | 09.окт |
| |
30 | Отличие предлогов от приставок | Упражнения в написании гласных и согласных в приставках. Письмо под диктовку – фронтальная проверка. Разбор по членам предложения. | 1 | 15.окт |
|
|
31 | Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках | Упражнения в правописании приставок. Упражнение в словообразовании. Письмо по памяти. Решение грамматических задач. | 1 | 16.окт |
|
|
32 | Типы речи: описание, рассуждение | Составление характеристики героя по опорным словам. Самопроверка. Презентация своего сочинения. | 1 | 17.окт |
|
|
33 | Ознакомление с написанием приставок на -з и -с | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. Составление характеристики героя любимого литературного произведения. | 1 | 18.окт |
|
|
34 | Знакомство с разными видами изложений | Коллективная работа (составление плана). Участие в обсуждении плана текста. Самостоятельная работа. | 1 | 21.окт |
|
|
35 | Работа над ошибками. | Работа с памяткой "Работа над ошибками". Продолжение работы над проектом. | 1 | 22.окт |
|
|
36 | Образование слов с помощью сложения основ | Исследовательская работа по тексту. Словарно-орфографическая работа. Упражнение в словообразовании. Составление и запись предложений. | 1 | 23.окт |
|
|
37 | Образование слов с помощью сложения основ | 1 | 24.окт |
|
| |
38 | Образование слов с помощью сложения основ | 1 | 25.окт |
|
| |
39 | Сложные слова | Упражнения в правописании и определении лексического значения сложных слов. Предупредительный диктант. | 1 | 26.окт |
|
|
40 | Написание соединительных гласных о, е в сложных словах | Упражнения в образовании сложных слов. Исследование сложных слов с соединительной гласной и без неё. Письмо под диктовку с объяснением. | 1 | 28.окт |
|
|
41 | Типы речи: рассуждение | Составление текста-рассуждения с использованием сложных слов. | 1 | 29.окт |
|
|
42 | Сложные слова | Разбор слов по составу. Упражнения в словообразовании. Решение грамматических задач. | 1 | 30.окт |
|
|
43 | Контрольная работа № 1 по теме "Состав слова. Словообразование" | Умение применять полученные знания | 1 | 31.окт |
|
|
44 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | Работа с текстами по определению их стиля. Инсценировка. Участие в диалоге по теме урока. | 1 | 01.ноя |
|
|
45 | Установление связи между словами в предложении | Составление предложений. Установление связи между словами в предложении. | 1 | 05.ноя |
|
|
46 | Смысловая зависимость от использования грамматических средств | Иметь представление о логическом ударении. Исследовательская работа с текстом. | 1 | 06.ноя |
|
|
47 | Предлог. Союзы | Иметь представление о служебных частях речи. Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения. | 1 | 07.ноя |
|
|
48 | Предлог. Союзы. Частица | Иметь представление о служебных частях речи. Исследовательская работа с научно-популярным текстом: формулирование определения. | 1 | 08.ноя |
|
|
49 | Отличие предлогов от приставок | Упражнения в сопоставлении предлогов и приставок. Составление словосочетаний. Формулирование понятия - предлог. | 1 | 11.ноя |
|
|
50 | Функция предлогов | Умение употреблять предлоги с существительными. | 1 | 12.ноя |
|
|
51 | Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных | Упражнения в использовании подходящих по смыслу предлогов. Выборочное списывание. Инсценировка. | 1 | 13.ноя |
|
|
52 | Союзы, их роль в речи | Работа с тестом. Составление предложений. Комментированное письмо. Редактирование текста. | 1 | 14.ноя |
| |
53 | Союзы, их роль в речи | Нахождение предложений с союзами. Установление связи слов в предложении | 1 | 15.ноя |
|
|
54 | Союзы а, но | Нахождение предложений с союзами. Установление связи слов в предложении | 11 | 16.ноя |
|
|
55 | Типы речи | Признаки текста. Работа в парах – составление текста – рассуждения. | 1 | 18.ноя |
|
|
Орфография и пунктуация | ||||||
56 | Частица, её значение | Упражнения в правописании частиц. | 1 | 25.ноя |
|
|
57 | Частица не, её значение | Исследовательская работа с текстом: выявление места частицы НЕ. Вывод на основе исследования. Выполнение упражнений по теме урока. | 1 | 26.ноя |
|
|
58 | Применение правил правописания: не с глаголами | Упражнения в написании НЕ с глаголами. Выборочный диктант. Взаимопроверка. | 1 | 27.ноя |
|
|
59 | Применение правил правописания: не с глаголами | Упражнения в написании НЕ с глаголами. Выборочный диктант. Взаимопроверка. | 1 | 28.ноя |
|
|
60 | Тест № 1 по теме "Служебные слова" | Уметь применять полученные знания по изученным темам. | 1 | 29.ноя |
|
|
Система языка | ||||||
61 | Глагол. Значение и употребление в речи | Исследовательская работа: грамматический анализ текста. Глагол и его роль. Грамматические признаки глагола. Уметь выделять глаголы в речи. | 1 | 02.дек |
|
|
62 | Глагол. Значение и употребление в речи. Словарный диктант № 2 | Упражнения в выделении грамматических признаков глагола и постановке вопросов к нему. Предупредительный диктант. | 1 | 03.дек |
|
|
63 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?" | Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам. Грамматический разбор глагола. Объяснительный диктант. | 1 | 04.дек |
|
|
64 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?" | Работа с таблицей по различению вида глагола. Изменение глаголов по лицам. Грамматический разбор глагола. Объяснительный диктант. | 1 | 05.дек |
|
|
65 | Изменение глаголов по временам | Упражнения в выделении формообразующего суффикса «л» у глаголов прошедшего времени. Разбор слов по составу. Письмо по памяти. | 1 | 06.дек |
|
|
66 | Изменение глаголов по временам | 1 | 09.дек |
|
| |
67 | Изменение глаголов по временам | 1 | 10.дек |
|
| |
68 | Разбор слова по составу | Упражнения в выделении постфикса – СЯ . Разбор по составу глаголов прошедшего времени и глаголов с постфиксом –СЯ. Самостоятельная работа. | 1 | 11.дек |
|
|
69 | Разбор слова по составу | 1 | 12.дек |
|
| |
70 | Микротемы, их логическая последовательность в тексте | Восстановление непунктированного текста. Участие в беседе по теме урока. Самостоятельная работа. | 1 | 13.дек |
| |
71 | Ознакомление с неопределённой формой глагола | Упражнения в нахождении инфинитива в предложениях. Разбор глаголов по составу. Выборочный диктант. Взаимопроверка. | 1 | 16.дек |
|
|
72 | Ознакомление с неопределённой формой глагола | Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Разбор глаголов по составу. Упражнения в определении прямого и переносного значения слов. Комментированное письмо. Наблюдение, вывод на основе наблюдения. | 1 | 17.дек |
|
|
73 | Изменение глаголов по временам | Упражнения в изменении глаголов по временам и определении грамматических признаков глаголов. Самостоятельная работа. | 1 | 18.дек |
|
|
74 | Изменение глаголов по временам | Морфологический разбор глагола. Упражнения в различении будущего простого и сложного времени. | 1 | 19.дек |
|
|
75 | Изменение глаголов по временам | Морфологический разбор глагола. Упражнения в различении будущего простого и сложного времени. | 1 | 20.дек |
|
|
76 | Контрольная работа № 2 по теме "Глагол" | Самостоятельная работа | 1 | 21.дек |
|
|
77 | Имя существительное. Значение и употребление в речи | Работа с опорной схемой «Имя существительное». Упражнения в определении рода и числа имени существительного. | 1 | 23.дек |
| 2 часть 275-284 |
78 | Изменение существительных по вопросам | Упражнения в изменении имен существительных по вопросам. Разбор по составу. | 1 | 24.дек |
|
|
79 | Начальная форма | Упражнения в определении грамматических признаков и начальной формы имени существительного. | 1 | 25.дек |
|
|
80 | Имя существительное. Значение и употребление в речи | Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов. | 1 | 26.дек |
| 285-292 |
81 | Имя существительное. Значение и употребление в речи | Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях существительных. | 1 | 27.дек |
|
|
82 | Изменение имён существительных по числам | Упражнения в изменении имен существительных по числам. Выделение имен существительных, имеющих форму только единственного (мн.) числа. | 1 | 30.дек |
| 293-299 |
83 | Расширение представлений об антонимах, синонимах | Работа с толковым словарем, выполнение упражнений на нахождение антонимов, синонимов, подбор однокоренных слов. Инсценировка. | 1 | 09.янв |
| 300-304 |
84 | Начальная форма. Диагностическая работа № 2 | Обращение к ранее изученному: основа слова и окончание. Окончание как грамматический показатель рода существительного. Развитие орфографической зоркости | 1 | 10.янв |
| 305-308 |
85 | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода | Упражнения в определении рода имени существительного по окончанию как показателю рода. | 1 | 13.янв |
| 309-313 |
86 | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода | Разбор имени существительного по составу. Составление таблицы «Соотношение рода и окончания у имён существительных». | 1 | 14.янв |
| 314-317 |
Орфография и пунктуация | ||||||
87 | Ь после шипящих на конце имён существительных | Упражнения в определении рода имени существительного с шипящим на конце. Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм. Развитие речи: стиль; особенности научного стиля. Инсценировка. | 1 | 15.янв |
| 318-322 |
88 | Ь после шипящих на конце имён существительных | 1 | 16.янв |
| 323-324 | |
89 | Ь после шипящих на конце имён существительных | 1 | 17.янв |
| 325-326 | |
Система языка | ||||||
90 | Знакомство с различными видами изложений | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | 1 | 20.янв |
| обуч |
91 | Наблюдение связи слов в словосочетании | Упражнения на выделение словосочетаний, на определение главного и зависимого слова, на сравнение грамматических признаков главного слова и зависимого. | 1 | 21.янв |
| 327-330 |
92 | Установление связи между словами в словосочетании | Упражнения в графическом обозначении связи слов в словосочетании, составление словосочетаний. | 1 | 22.янв |
| 331-334 |
93 | Установление связи между словами в словосочетании | Устный и письменный разбор словосочетаний. Редактирование текста с использованием фразеологических оборотов. | 1 | 23.янв |
| 335-337 |
94 | Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания | Упражнение на сжатие текста, определение темы, стиля и микротемы. | 1 | 24.янв |
| 338-341 |
95 | Списывание по теме "Предложение. Словосочетание" | Работа с алгоритмом списывания. | 1 | 27.янв |
|
|
Орфография и пунктуация | ||||||
96 | Ознакомление с правилом написания и ,ы после шипящих и ц | Исследование слов на написание И, Ы после Ц. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Комментированное письмо. | 1 | 28.янв |
| 342-346 |
97 | Ознакомление с правилом написания и, ы после шипящих и ц | Упражнения на написание И, Ы после Ц. Инсценирование. | 1 | 29.янв |
| 347-351 |
98 | Ознакомление с правилом написания и, ы после шипящих и ц | Выполнение упражнений на написание Ы, И после Ц, изменение имени существительного по вопросам. | 1 | 30.янв |
| 352-357 |
99 | Ознакомление с правилом написания и ,ы после шипящих и ц | Уметь выполнять задания на изученные темы. | 1 | 31.янв |
| «Проверь себя", с. 46-47 |
Система языка | ||||||
100 | Изменение имён существительных по падежам | Упражнения в определении начальной формы и грамматических признаков имени существительного. | 1 | 01.фев |
| 358-364 |
101 | Изменение имён существительных по падежам | Составление таблицы «Склонение имен существительных». Нахождение слабой и сильной позиции в окончаниях имен существительных. | 1 | 03.фев |
| 365-369 |
102 | Изменение имён существительных по падежам. Словарный диктант № 3 | Морфологический разбор имени существительного. Упражнения в изменении имени существительного по падежам. Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными | 1 | 04.фев |
| 370-375 |
103 | Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши | Анализ текста рекламы и афиши; составление сжатого текста. | 1 | 05.фев |
| 376-380 |
104 | Склонение существительных | Составление и анализ таблицы «Склонение имён существительных». Иметь представление о предлоге как указателе падежа. | 1 | 06.фев |
| 381-384 |
105 | Склонение существительных | 1 | 07.фев |
| 385-386 | |
106 | Сравнение способов выражения одной темы высказывания | Развитие речи. Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей (упр. 390). Решение орфографических задач. | 1 | 10.фев |
| 387-388 |
107 | Склонение существительных | Упражнения в определении падежей. Орфографическая работа. Развитие речи: обсуждение пословиц | 1 | 11.фев |
| 389-390 |
108 | Диктант № 2 по теме "Имя существительное" | Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания. | 1 | 12.фев |
|
|
109 | Работа над ошибками | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | 1 | 13.фев |
|
|
110 | Представление о второстепенных членах предложения (дополнение) | Упражнения в разборе предложения по членам предложения. Работа с алгоритмом. | 1 | 14.фев | 391-394 | |
111 | Представление о второстепенных членах предложения (дополнение) | Упражнения в разборе предложения по членам предложения и различении И.п. и В.п. | 1 | 17.фев | 395-398 | |
112 | Изменение имён существительных по падежам (падежные вопросы) | Упражнения в склонении и определении падежа имени существительного. | 1 | 18.фев |
| 399-403 |
113 | Изменение имён существительных по падежам (падежные вопросы) | Упражнения в определении падежа имени существительного с помощью предлогов. Инсценировка. | 1 | 19.фев |
| 404-408 |
114 | Знакомство с различными видами изложений | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | 1 | 20.фев |
|
|
115 | Работа над ошибками. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Продолжение работы над проектом. | 1 | 21.фев |
|
|
116 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей. | 1 | 03.мар |
| 409-414 |
117 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Работа с алгоритмом для определения склонения. Упражнения в склонении имени существительного. | 1 | 04.мар |
| |
118 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Упражнения в разборе предложений по членам, определение падежей и грамматических признаков существительных. | 1 | 05.мар |
| 415-419 |
119 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | 1 | 06.мар |
| 420-422 | |
120 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Упражнения в изменении по падежам существительных первого склонения, в различении мягкой и твёрдой основы. | 1 | 07.мар |
| 423-428 |
121 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Упражнения в изменении по падежам существительных 2-го склонения, в различении мягкой и твёрдой основы. | 1 | 10.мар |
| 429-430 |
122 | Различение 1,2,3 склонения имён существительных | Упражнения в изменении по падежам существительных 3-го склонения. | 1 | 11.мар |
| 431-434 |
123 | Микротемы, их логическая последовательность в тексте | Исследование текста. Выделение слов из текста для характеристики героев. | 1 | 12.мар |
|
|
124 | Тест № 2 по теме "Имя существительное" | Уметь применять полученные знания по изученным темам. | 1 | 13.мар |
|
|
Орфография и пунктуация | ||||||
125 | Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении имени существительного, работа с таблицей. | 1 | 14.мар |
| 435-436 |
126 | Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении и сопоставлении существительных 1-го и 3-го склонений. | 1 | 17.мар |
| 437-440 |
127 | Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении и сопоставлении существительных 1-го и 2-го склонений, в определении падежей имени существительного. | 1 | 18.мар |
| 441-443 |
128 | Освоение правописания безударных падежных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. | 1 | 19.мар |
| 444-448 |
129 | Правописание безударных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. | 1 | 20.мар |
| 449-452 |
130 | Правописание безударных окончаний имён существительных | Упражнения в склонении имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. | 1 | 21.мар |
| 453-456 |
131 | Типы речи: описание, рассуждение | Составление плана. Орфографическая подготовка. Составление и запись текста. Самопроверка. | 1 | 22.мар |
| 457-461 |
132 | Правописание безударных окончаний имён существительных | Развитие орфографической зоркости: решение орфографических задач. | 1 | 24.мар |
| 462-463 |
133 | О,Е в падежных окончаниях после шипящих и ц | Наблюдение над написанием О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | 1 | 25.мар |
| 464-466 |
134 | О,Е в падежных окончаниях после шипящих и ц | Составление схемы или таблицы, отражающей выбор О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. | 1 | 26.мар |
| 467-469 |
135 | О,Е в падежных окончаниях после шипящих и ц | Упражнения в написании О, Е после шипящих и Ц. | 1 | 27.мар |
| 470-471 |
136 | Диктант № 3 по теме "Падежные окончания имён существительных" | Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания. | 1 | 28.мар |
| |
137 | Работа над ошибками | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | 1 | 31.мар |
|
|
138 | Ознакомление с написанием гласных в суффиксах -ик, -ек | Разбор слов по составу. Упражнения на выделение суффиксов и определение их значения. | 1 | 01.апр |
| 472-475 |
139 | Написание гласных в суффиксах -ик, -ек | Упражнения на написание слов с суффиксами –ек- и –ик- разбор по членам предложения. | 1 | 02.апр |
| 476-478 |
140 | Написание гласных в суффиксах -ик, -ек | 1 | 03.апр |
| 479-482 | |
Система языка | ||||||
141 | Склонение существительных во множественном числе | Упражнения в склонении и сопоставлении существительных ед. и мн. числа. Выборочный диктант. | 1 | 04.апр |
| 483-486 |
142 | Склонение существительных во множественном числе | Работа с таблицей, морфологический разбор имени существительного во мн.ч. Наблюдение над Р.п. существительных разных типов склонений. | 1 | 07.апр |
| 487-490 |
143 | Склонение существительных во множественном числе | Упражнения в склонении имени существительного во множественном числе. Комментированное письмо. | 1 | 08.апр |
| 491-494 |
144 | Склонение существительных во множественном числе | Упражнения в склонении и определении падежей имен существительных во мн.ч. самостоятельная работа. Взаимопроверка. | 1 | 14.апр |
| 495-497 |
145 | Работа со словарями. Словарный диктант № 4 | Обобщение знаний. Виды словарей, их назначение. Орфографическая работа. | 1 | 15.апр |
| 498-502 |
146 | Морфологический разбор имён существительных | Работа со словарем. Морфологический разбор имени существительного. Составление словосочетаний. Разбор слов по составу. | 1 | 16.апр |
| 503-506 |
147 | Имя прилагательное | Наблюдение над грамматическими признаками прилагательного. Упражнения в составлении словосочетаний по схеме. Участие в диалоге по теме урока. | 1 | 17.апр |
| 507-514 |
148 | Имя прилагательное | 1 | 18.апр |
| ||
149 | Итоговая комплексная работа | Выполнение заданий по пройденному материалу. | 1 | 21.апр | ||
150 | Зависимость форм прилагательного от форм имени существительного | Упражнения в изменение числа сущ. и прилагательного, исследование изменения прилагательного по падежам по таблице, сравнение окончания прилагательного и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения. | 1 | 22.апр |
| 515-519 |
151 | Второстепенный член предложения - определение | Упражнения в изменение числа сущ. и прилагательного; исследование изменения прилагательных по падежам по таблице, сравнение окончания прилагательного и вопроса к нему. Разбор предложения по членам предложения. | 1 | 23.апр |
| 520-529 |
152 | Знакомство с различными видами изложений | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. Самопроверка. | 1 | 24.апр |
|
|
153 | Изменение прилагательных по числам | Работа по таблице. Морфологический разбор прилагательных мн. числа. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов. Грамматический разбор предложений. | 1 | 25.апр |
| 530- |
154 | Изменение прилагательных по падежам | Упражнения на склонение имен прилагательных с опорой на таблицу. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. | 1 | 28.апр |
|
|
155 | Контрольная работа № 4 по теме "Имя прилагательное" | Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания. | 1 | 29.апр |
| с.134 |
156 | Расширение представлений об омонимах. Репродуктивное сочинение | Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста. Составление текста с использованием многозначных слов. | 1 | 30.апр |
|
|
157 | Предложения с однородными членами | Работа со схемами предложений, составление схем. Редактирование предложений. Самопроверка. | 1 | 05.май |
| 537-541 |
158 | Постановка запятых при однородных членах предложения | Работа со схемами предложений, составление схем. Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения. Инсценировка. | 1 | 06.май |
| 542-546 |
159 | Предложения с однородными членами с союзами и без союзов | Упражнения на нахождение однородных членов предложения и постановку знаков препинания. Составление предложений с однородными членами. | 1 | 07.май |
| 547-550 |
160 | Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств. | Упражнения на нахождение смысловых групп однородных членов и постановку знаков препинания при них. Самостоятельная работа. | 1 | 08.май |
| 551-554 |
161 | Постановка запятых при однородных членах предложения | Работа со схемами предложений, составление схем. Нахождение и сопоставление обращения и однородных членов предложения. Инсценировка. | 1 | 12.май |
| 555-557 |
162 | Предложения с однородными членами с союзами а, но | Упражнения на нахождение однородных членов предложения с союзами и постановку знаков препинания при них. Составление схем предложения. Редактирование текста. | 1 | 13.май |
| 558-560 |
163 | Предложения с однородными членами с союзами и, а, но | Лексическая работа: определение лексического значения слова | 1 | 14.май |
|
|
164 | Итоговый диктант № 4 за 3 класс | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | 1 | 15.май |
|
|
Развитие речи | ||||||
165 | Стилистические различия языка в научном и художественном текстах | Работа с текстом: тема, заголовок, структура, языковые средства, тип. Составление текста на заданную тему. Взаимопроверка. Упражнения в определении стиля, составлении плана, определении языковых средств. Редактирование текста. | 1 | 16.май |
|
|
166 | Микротемы.План. Диагностическая работа № 3 | 1 | 19.май |
|
| |
167 | Антонимы, синонимы, многозначные слова | Упражнения на различение синонимов, антонимов, паронимов, омоформ. Грамматический разбор предложений. | 1 | 20.май |
|
|
168 | Способы связи предложений в тексте | Упражнения на выделение признаков текста, на лексическую сочетаемость слов. Редактирование предложений. Работа в парах. | 1 | 21.май |
|
|
169 | Составление продолжения к началу текста | Упражнения на различение стилей текстов, прямого и переносного значения слов. Составление рассказа по его началу. Редактирование текста. | 1 | 22.май |
|
|
170 | Осуществление проекта "Банк заданий" | Итоги работы над проектом. | 1 | 23.май |
|
|
6. Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются тематические контрольные работы, словарные диктанты, диктанты, тесты.
Контрольные работы, проводимые в начальной школе по русскому языку, можно разделить на две группы:
- текущие контрольные работы;
- итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:
- диктантов, словарных диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
- тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2–х видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс».
Контрольных работ – 14:
Диктант | 4 |
Словарный диктант | 4 |
Контрольная работа, в том числе итоговая комплексная работа | 4 |
Тест | 2 |
Итого: | 14 |
Примерный график контрольных работ
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
Контрольный диктант № 1 | Входной | 16.09 | |
Диагностическая работа №1 | 29.09 | ||
Словарный диктант № 1 | 03.10 | ||
Контрольная работа № 1 | Состав слова. Словообразование | 31.10 | |
Тест № 1 | Служебные слова | 02.12 | |
Словарный диктант № 2 | 04.12 | ||
Контрольная работа № 2 | Глагол | 23.12 | |
10.01 | |||
Словарный диктант № 3 | 04.02 | ||
Диктант № 2 | Имя существительное | 12.02 | |
Тест № 2 | Имя существительное | 12.03 | |
Диктант № 3 | Падежные окончания имён существительных | 28.03 | |
Словарный диктант № 4 | 15.04 | ||
Контрольная работа № 3 | Итоговая комплексная | 21.04 | |
Контрольная работа № 4 | Имя прилагательное | 29.04 | |
Диктант № 4 | Итоговый | 15.05 | |
Диагностическая работа № 3 | 19.05 |
Контрольно-измерительные материалы см. Приложение № 1
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащённости |
Основная | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | 1 | 1 | 100 |
Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. | 1 | 1 | 100 |
Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. | 22 | 22 | 100 |
Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. | 22 | 22 | 100 |
Дополнительная | |||
Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык». 3 кл. | 1 | 1 | 100 |
Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы. | + | + | + |
Таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой). | + | + | + |
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе. | + | + | + |
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы. | + | + | + |
Оборудование и приборы
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Компьютер с программным обеспечением | 1 | 1 | 100 |
Ноутбук | 1 | 1 | 100 |
Мультимедиапроектор | 1 | 1 | 100 |
Интерактивная доска | 1 | 1 | 100 |
Кодоскоп | 1 | - | - |
Транспаранты к кодоскопу | + | - | - |
Учебные кинофрагменты | + | - | - |
Телевизор | 1 | - | - |
Диапроектор | 1 | - | - |
Магнитная доска | 1 | 1 | 100 |
Диапозитивы, диафильмы, слайды | + | - | - |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок | 1 | 1 | 100 |
Фонохрестоматия для начальной школы | 1 | - | - |
Настольные развивающие игры | + | + | + |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование | Требуется | Есть в наличии | % оснащенности |
Электронный каталог учебных таблиц для дошкольных учреждений, начальной, средней и основной школы. ООО «Спектр», 2007. | 1 | 1 | 100 |
Мультимедийные образовательные ресурсы. | + | - | - |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | + | - | - |
Шмакова Александра Семёновна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-387405-1416636810.jpg)
Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-130793-1352386613.png)
рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"
Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1143161-1560889997.jpg)
Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.
Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-297615-1379860065.jpg)
Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний
Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-948914-1580105012.jpg)
Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс
РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-260186-1369744245.jpg)
Рабочая программа "Русский язык" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" (6 часов в неделю)...