Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (УМК "Школа России", в соответствии с требованиями ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Мельникова Оксана Алексеевна

К УМК "Школа России", авторы учебника Хохлова, Зеленина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russkiy_yazyk.docx20.32 КБ
Файл poyasnit._russkiy.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

на 2011-2012 учебный год

(42 часа)

Предмет: русский язык

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»

Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.- 144с.: ил.

3 четверть . 4 часа.

Дата

№ урока

Тема урока

Предложение. 6 часов.

Деятельность

учащихся

Форма

контроля

ТСО,

эксперимент,

наглядные

пособия

Страница

учебника

С начала

года

По теме

19.03

1

1

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С.4-9

20.03

2

2

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.10-12

21.03

3

3

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.13-15

22.03

4

4

Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.16-21

4 четверть. 38 часов.

02.04

5

5

Прописная буква в начале предложения

Фронтальная

индивидуальная

Проверка знаний

учебник

С.22-25

03.04

6

    6

Прописная буква в начале предложения

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

текущий

учебник

С.26-29

04.04

7

1

Слово. 8 часов.

Предмет и слово.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С.32-34

05.04

8

2

 Предмет и слово.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С. 35-37

06.04

9

3

Действие и слово.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С. 38-40

09.04

10

4

Действие и слово

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.41-42

10.04

11

5

Признак и слово.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С.43-45

11.04

12

6

Признак и слово

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С. 46

12.04

13

7

Слово – имя собственное

Фронтальная

индивидуальная

Проверка знаний

учебник

С 48-55

13.04

14

8

Слово – имя собственное.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

текущий

учебник

МП

С. 56-62

16.04

15

1

Звуки и буквы. 28 часов.

Звуки речи.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.62-64

17.04

16

2

Гласные звуки.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.65-67

18.04

17

3

Звонкие и глухие согласные звуки.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.68-70

19.04

18

4

Звук [й] и буква й.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.71-73

20.02

19

5

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.75-78

23.04

20

6

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.79-82

24.04

21

7

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С. 83-84

25.04

22

8

Буквы е, е, ю, я в начале слова.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.86-87

26.04

23

9

Сколько звуков и сколько букв в слове.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Проверка знаний

учебник

С.88-90

27.04

24

10

Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С.91-94

30.04

25

11

Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.95-96

02.05

26

12

Деление слов на слоги.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.98-100

03.05

27

13

Деление слов на слоги.

Фронтальная

Индивидуальная

Проверка знаний

учебник

С.101-102

04.05

28

14

Перенос слов

Фронтальная

индивидуальная

текщий

учебник

С.103-105

07.05

29

15

Перенос слов.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.106-108

08.05

30

16

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

Фронтальная

индивидуальная Работа в парах

Словарный

диктант

учебник

С.110-112

10.05

31

17

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

текущий

учебник

МП

С.113

11.05

32

18

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

Словарный диктант.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.114-117

14.05

33

19

Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.118-119

15.05

34

20

Итоговый контрольный диктант.

Фронтальная

индивидуальная

контрольный диктант

учебник

16.05

35

21

Работа над ошибками.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

17.05

36

22

Парные и непарные согласные.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.120-123

18.05

37

23

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.124-126

21.05

38

24

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

МП

С.127-129

22.05

39

25

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме

Контрольное списывание

Фронтальная

индивидуальная

Контрольное списывание 

учебник

С.130-131

23.05

40

26

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме.

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

С.132-134

24.05

41

27

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

текущий

учебник

С.135-136

25.05

42

28

Обобщающий урок

Фронтальная

индивидуальная

текущий

учебник

137-140

Проверочные работы – 4

Словарный диктант – 1

Контрольный диктант – 1

 Контрольное списывание -1



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.

Рабочая  программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Русский язык» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.-М.: Просвещение, 2011), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

Цели и задачи курса

Цель изучения курса « Русский язык» для обучаемых 1 класса - открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.

Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.

Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых - анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.

Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.

При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.

Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.

Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

  • показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
  • представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

Одна из задач работы над словом в 1 классе - подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

  • предложение высказывается с определенной целью - сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса - и может произноситься с различной интонацией;
  • в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
  • в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

Программа ориентирована:

  • на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
  • на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
  • на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи - устной и письменной;
  • осознание (различение) детьми двух реальностей - окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
  • поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
  • овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся:

  • к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);
  • графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
  • слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);
  • предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.          

       Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.  

Содержание курса

   «Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова  для 1 класса рассчитана на 50 часов и состоит из  3 разделов:

Предложение – 10 часов

Слово – 11 часов

Звуки и буквы – 27 часов

Проверь себя – 2 часа

       На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:

Разделы, темы

Кол-во часов по теме

часов

Количество

диктантов

сочинений

контрольное списывание

тестов,          сам. работ

контрольных работ (тем. раб)

изложений

словарных диктантов

Предложение.

6

1

Слово.

8

1

Звуки и буквы.

28

1

2

1

Всего

42

1

1

4

1

Темы

Содержание

Предложение.

Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Слово.

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное. Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Звуки и буквы.

Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й'э], [й'о], [й'у], [й'а].

Звук (и'] и буква и.

Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е,ю,я.

Произношение согласных перед звуком [и].

Только мягкие согласные звуки [й'], [ч'], [щ'].

Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи - ши, ча — ща, чу — щу.

Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение.

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):

  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • способ оформления предложений на письме;
  • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • звук [й'] и букву й;
  • о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
  • согласные только твердые, согласные только мягкие;
  • согласные, парные по звонкости и глухости;
  • соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и  

        эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце

       предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного  

       употребления прописной буквы в начале предложения;        

  • деления слов на слоги и для переноса;
  • определения ударного слога в слове;
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов типа пень, яма;
  • правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
  • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом
  • письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами;
  • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия:

  1. Зеленина, Л. М. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4

         классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Зеленина,

        Т. Е. Хохлова.  М.: Просвещение, 2010.

  1. Зеленина, Л. М. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /

         Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Зеленина, Л. М. Русский язык. Проверочные работы: пособие для учащихся 1

         класса начальной школы / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение,

         2010.

2. Информационно-коммуникативные средства:

  1. Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе : 1 класс : книга для учителя

       / Л. М. Зеленина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/zelenina russkii        Зеленина, Л. М. Русский язык : поурочные разработки : 1 класс / Л. М.

         Зеленина, Т. Е. Хохлова, Е. А. Литвинова. - Режим доступа:

         http://school- russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no= 16946

  1. Наглядные пособия:

Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к

 учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л.

 М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).

4.        Материально-технические средства:

Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный

экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС

рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте"  (система Занкова) 20102...

рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлены к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч. ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по русскому языку, "Школа России", 2 класс, ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. "Школа России"ФГОС

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта начального общего образования. примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных...

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс.Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Русский язык" 2 класс. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение» - 2012 г. ФГОС...