Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (УМК "Школа России", в соответствии с требованиями ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
К УМК "Школа России", авторы учебника Хохлова, Зеленина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk.docx | 20.32 КБ |
poyasnit._russkiy.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
на 2011-2012 учебный год
(42 часа)
Предмет: русский язык
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.- 144с.: ил.
3 четверть . 4 часа.
Дата | № урока | Тема урока Предложение. 6 часов. | Деятельность учащихся | Форма контроля | ТСО, эксперимент, наглядные пособия | Страница учебника | |
С начала года | По теме | ||||||
19.03 | 1 | 1 | Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С.4-9 |
20.03 | 2 | 2 | Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.10-12 |
21.03 | 3 | 3 | Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.13-15 |
22.03 | 4 | 4 | Интонация. Знаки препинания в конце предложения. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.16-21 |
4 четверть. 38 часов. | |||||||
02.04 | 5 | 5 | Прописная буква в начале предложения | Фронтальная индивидуальная | Проверка знаний | учебник | С.22-25 |
03.04 | 6 | 6 | Прописная буква в начале предложения | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | текущий | учебник | С.26-29 |
04.04 | 7 | 1 | Слово. 8 часов. Предмет и слово. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С.32-34 |
05.04 | 8 | 2 | Предмет и слово. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С. 35-37 |
06.04 | 9 | 3 | Действие и слово. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С. 38-40 |
09.04 | 10 | 4 | Действие и слово | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.41-42 |
10.04 | 11 | 5 | Признак и слово. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С.43-45 |
11.04 | 12 | 6 | Признак и слово | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С. 46 |
12.04 | 13 | 7 | Слово – имя собственное | Фронтальная индивидуальная | Проверка знаний | учебник | С 48-55 |
13.04 | 14 | 8 | Слово – имя собственное. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | текущий | учебник МП | С. 56-62 |
16.04 | 15 | 1 | Звуки и буквы. 28 часов. Звуки речи. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.62-64 |
17.04 | 16 | 2 | Гласные звуки. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.65-67 |
18.04 | 17 | 3 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.68-70 |
19.04 | 18 | 4 | Звук [й] и буква й. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.71-73 |
20.02 | 19 | 5 | Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.75-78 |
23.04 | 20 | 6 | Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.79-82 |
24.04 | 21 | 7 | Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С. 83-84 |
25.04 | 22 | 8 | Буквы е, е, ю, я в начале слова. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.86-87 |
26.04 | 23 | 9 | Сколько звуков и сколько букв в слове. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | Проверка знаний | учебник | С.88-90 |
27.04 | 24 | 10 | Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С.91-94 |
30.04 | 25 | 11 | Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща.Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.95-96 |
02.05 | 26 | 12 | Деление слов на слоги. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.98-100 |
03.05 | 27 | 13 | Деление слов на слоги. | Фронтальная Индивидуальная | Проверка знаний | учебник | С.101-102 |
04.05 | 28 | 14 | Перенос слов | Фронтальная индивидуальная | текщий | учебник | С.103-105 |
07.05 | 29 | 15 | Перенос слов. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.106-108 |
08.05 | 30 | 16 | Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. | Фронтальная индивидуальная Работа в парах | Словарный диктант | учебник | С.110-112 |
10.05 | 31 | 17 | Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | текущий | учебник МП | С.113 |
11.05 | 32 | 18 | Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Словарный диктант. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.114-117 |
14.05 | 33 | 19 | Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.118-119 |
15.05 | 34 | 20 | Итоговый контрольный диктант. | Фронтальная индивидуальная | контрольный диктант | учебник | |
16.05 | 35 | 21 | Работа над ошибками. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | |
17.05 | 36 | 22 | Парные и непарные согласные. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.120-123 |
18.05 | 37 | 23 | Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.124-126 |
21.05 | 38 | 24 | Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник МП | С.127-129 |
22.05 | 39 | 25 | Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме Контрольное списывание | Фронтальная индивидуальная | Контрольное списывание | учебник | С.130-131 |
23.05 | 40 | 26 | Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме. | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | С.132-134 |
24.05 | 41 | 27 | Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | текущий | учебник | С.135-136 |
25.05 | 42 | 28 | Обобщающий урок | Фронтальная индивидуальная | текущий | учебник | 137-140 |
Проверочные работы – 4
Словарный диктант – 1
Контрольный диктант – 1
Контрольное списывание -1
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Русский язык» (авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.-М.: Просвещение, 2011), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.
Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения - говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Цели и задачи курса
Цель изучения курса « Русский язык» для обучаемых 1 класса - открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.
Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.
Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.
Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых - анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.
Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.
При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.
Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.
Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:
- показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;
- представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.
Одна из задач работы над словом в 1 классе - подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).
Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:
- предложение высказывается с определенной целью - сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса - и может произноситься с различной интонацией;
- в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;
- в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.
Программа ориентирована:
- на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;
- на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;
- на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи - устной и письменной;
- осознание (различение) детьми двух реальностей - окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
- поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;
- овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся:
- к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);
- графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);
- слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);
- предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.
Содержание курса
«Программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы» Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова для 1 класса рассчитана на 50 часов и состоит из 3 разделов:
Предложение – 10 часов
Слово – 11 часов
Звуки и буквы – 27 часов
Проверь себя – 2 часа
На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:
Разделы, темы | Кол-во часов по теме часов | Количество | ||||||
диктантов | сочинений | контрольное списывание | тестов, сам. работ | контрольных работ (тем. раб) | изложений | словарных диктантов | ||
Предложение. | 6 | 1 | ||||||
Слово. | 8 | 1 | ||||||
Звуки и буквы. | 28 | 1 | 2 | 1 | ||||
Всего | 42 | 1 | 1 | 4 | 1 |
Темы | Содержание |
Предложение. | Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак). |
Слово. | Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное. Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова. |
Звуки и буквы. | Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й'э], [й'о], [й'у], [й'а]. Звук (и'] и буква и. Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е,ю,я. Произношение согласных перед звуком [и]. Только мягкие согласные звуки [й'], [ч'], [щ']. Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи - ши, ча — ща, чу — щу. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство). |
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
- способ оформления предложений на письме;
- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- звук [й'] и букву й;
- о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
- гласные ударные и безударные;
- согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
- согласные только твердые, согласные только мягкие;
- согласные, парные по звонкости и глухости;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
- соблюдения орфоэпических норм;
- оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и
эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце
предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного
употребления прописной буквы в начале предложения;
- деления слов на слоги и для переноса;
- определения ударного слога в слове;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом
- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами;
- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия:
- Зеленина, Л. М. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Зеленина,
Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2010.
- Зеленина, Л. М. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011.
- Зеленина, Л. М. Русский язык. Проверочные работы: пособие для учащихся 1
класса начальной школы / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение,
2010.
2. Информационно-коммуникативные средства:
- Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе : 1 класс : книга для учителя
/ Л. М. Зеленина. - Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/zelenina russkii Зеленина, Л. М. Русский язык : поурочные разработки : 1 класс / Л. М.
Зеленина, Т. Е. Хохлова, Е. А. Литвинова. - Режим доступа:
http://school- russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no= 16946
- Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к
учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс» (авторы Л.
М. Зеленина, Т. Е. Хохлова).
4. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, экспозиционный
экран, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС
рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте" (система Занкова) 20102...
рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлены к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч. ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Школа России" ФГОС.
Рабочая программа по русскому языку, "Школа России", 2 класс, ФГОС....
рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России ФГОС
рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. "Школа России"ФГОС
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного стандарта начального общего образования. примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных...
Рабочая программа по русскому языку. 2 класс.Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Русский язык" 2 класс. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение» - 2012 г. ФГОС...