Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 106.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Утверждено: Согласовано: Проверено:
Директор школы: Зам. директора по УВР: Председатель МО:
________________Н.Ф. Вернергольд _________________Е.Н. Калига _______________А.А. Бородина
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
4 класс
(УМК «Школа России»)
на 2012-2012 учебный год
Составитель программы: учитель начальных классов
Серова Екатерина Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2012год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 175часов в год.
Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятс17 часов на развитие речи обучающихся.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
1.Учебник Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс - Ч. 1, 2. –М.: Просвещение 2009
2 . Рамзаева Т.Г. Русский язык Рабочая тетрадь 4 класс – Ч.1, 2. –М.: Просвещение 2009
3. Рамзаева Т.Г. Русский язык Методическое пособие 4 класс – М.: Просвещение 2009
4. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2008
Содержание курса
Раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Повторение изученного в 3 классе | 23 |
2 | Однородные члены предложения | 11 |
3 | Текст | 4 |
4 | Имя существительное | 45 |
5 | Имя прилагательное | 34 |
6 | Местоимение | 7 |
7 | Глагол | 38 |
8 | Повторение в конце учебного года | 13 |
Всего: | 175 |
Формы организации учебного контроля ЗУН.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи - карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-позновательной деятельности обучающихся на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.
В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты, взаимодиктант, тесты, работа по карточкам, зачеты, сочинения, изложения).
ПЕРИОД | ВИД КОНТРОЛЯ | КОЛ-ВО РАБОТ |
I четверть | Контрольный диктант | 3 |
Словарный диктант | 5 | |
Сочинение | 1 | |
Изложение | 2 | |
II четверть | Контрольный диктант | 3 |
Словарный диктант | 5 | |
Сочинение | ||
Изложение | 2 | |
III четверть | Контрольный диктант | 3 |
Словарный диктант | 6 | |
Контрольное списывание | 1 | |
Изложение | 3 | |
Сочинение | 2 | |
IV четверть | Контрольный диктант | 3 |
Словарный диктант | 5 | |
Сочинение | 2 | |
Изложение | 3 | |
Итого: | Контрольный диктант | 12 |
Словарный диктант | 21 | |
Сочинение | 5 | |
Изложение | 10 | |
Контрольное списывание | 1 |
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся 4 класса по русскому языку
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;
- Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;
- Употребление слов в несвойственном им значении ( в изложении)
Недочёты
- Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- Отсутствие «красной строки»;
- Неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Словарные диктанты
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 и более ошибок.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,
обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу)
Учебно-тематический план базового курса «Русский язык» в 4 классе.
Повторение изученного в 3 классе (23 ч)
- Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
- Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
- Звуки и буквы. Слог. Ударение.
- Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).
- Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).
- Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь?
Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- слова с непроверяемыми написаниями.
Обучающиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
- писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
Однородные члены предложения (11ч)
- Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие).
- Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.
Обучающиеся должны знать:
- признаки однородных членов предложения;
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.
Текст (4 ч)
- Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
Обучающиеся должны уметь:
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.
Имя существительное (45ч)
- Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
- Три типа склонения имен существительных.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок
Обучающиеся должны знать:
- определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);
Обучающиеся должны уметь:
- склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;
- определять падеж имени существительного;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;
- правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.
Имя прилагательное (34 ч)
- Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.
- Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
- Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
- Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
Обучающиеся должны знать:
- определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);
Обучающиеся должны уметь:
- склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.
Местоимение (7 ч)
- Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
- Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Обучающиеся должны знать:
- определение местоимения и его признаки;
Обучающиеся должны уметь:
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе;
- определять падеж местоимения;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;
- правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;
- использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.
Глагол (38 ч)
- Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
- Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.
- Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
- Правописание безударных личных окончании глаголов.
- Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.
- Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.
- Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).
Обучающиеся должны знать:
- определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);
глаголы-исключения
Обучающиеся должны уметь:
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
спрягать глаголы;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.
Повторение в конце учебного года (13 ч)
- Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.
тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Оснащение | Словарная работа |
Повторение изученного в 3 классе (23ч.) | ||||||||
1. | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Повторение изученного | Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации | расставлять знаки препинания. | таблица | Москва, Красная площадь, столица. | ||
2. | Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения | Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | различать главные и второстепенные члены предложения | Фронтальный опрос | Таблица, презентация | одиннадцать | ||
3. | Связи в предложении. Словосочетание. | Комбинированный | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании | применять изученные правила по орфографии и пунктуации | Текущий | Презентация, карточки | ||
4. | Р.р. Текст. Виды текстов. | Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение. | находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания. | Тест | Презентация, | |||
5. | Звуки, буквы. Алфавит. Слоги. | Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов. | Тест | Таблица, тест | Дорога, библиотека | |||
6. | Р.р. Сочинение по рисунку и опорным словам | Опорные слова и рисунок. | правильно строить предложения, передающие содержание рисунка. | презентация | ||||
7. | Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень слова. | Обобщающий | Части речи. Морфемный состав слова. | писать родственные и однокоренные слова. | Текущий | Таблица, схема-опора | аллея | |
8. | Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. | Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. | Алгоритм разбора слова | |||||
9. | Правописание гласных и согласных в корне слов. | повторения | Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. | применять знания на практике. | Текущий | Словарный диктант | Прекрасный, здравствуйте | |
10. | Упражнение в правописание гласных и согласных в корне слов. | Жёлтый, здесь | ||||||
11. | Упражнение в написании корня слов | тест | Коллектив, пассажир | |||||
12. | Упражнение в написании слов с двойными и непроизносимыми согласными. | |||||||
13. | Приставки и предлоги. Правописание приставок. | Повторения | Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи. | текущий | презентация Тест | |||
14. | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие. | презентация | |||||
15. | Контрольный диктант | контроля | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант (текст 75-80 слов) с грамматическим заданием | |||
16. | Р.р. Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно восприня-того текста по само-стоятельно составлен-ному плану. | Практический | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | выделять основные части текста. | Текущий | Упр.44,стр. 25 | ||
17. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Состав слова. | Повторения | Морфемный состав слова. Роль каждой значимой части слова. Анализ слова. Части речи. | писать родственные и однокоренные слова. | Тест | |||
18. | Части речи (сопоставление). Род имён существите-льных. | Общие сведения о сущ., прилаг., глаголах. Распознавание частей речи. Определять род им сущ. | определять род, писать родовые окончания сущ-х. | Текущий | презентация | хозяйство | ||
19. | Склонение имён существительных. | Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу. | склонять имена существительные | Словарный диктант | ||||
20 | Имя прилагательное. | повторения | Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам. | текущий | Презентация | Народ, назад | ||
21 | Глагол как часть речи | Признаки глагола как части речи. Время глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени. | . | Презентация | Потом, вчера, автомобиль | |||
22 | Контрольный диктант по теме: «Повторение». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации | диктант | ||||
23 | Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе. | Комбинированный | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | Текущий | Тест | потом | ||
Однородные члены предложении (11 часов) | ||||||||
24 | Однородные члены предложения. (общее понятие) | Изучение нового | Особенности однородных членов предложения. | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | Текущий | презентация | комбайн | |
25. | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. | Однородные члены предложения. | ||||||
26. | Р.р. Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат» | Практический | Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Текущий | Упр.82, стр. 43. | ||
27. | Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов. Запятая между однородными членами | Изучение нового | Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | Презентация, таблицы | |||
28. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами соединённые без союзов или союзом и. | Комбинированный | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | Карточки, таблица | ||
29. | Предложения с однородными членами, соединёные союзами а, но. | Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения. | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии | презентация | ||||
30. | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. | Построение предложений с однородными членами предложений. Употребление в речи предложений с однородными членами предложений. | Текущий | Словарный диктант (безударные гласные в корне) | ||||
31-32 | Обобщение знаний об однородных членах предложениях. | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий | Презентация, карточки | |||
33. | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» | Контр. | писать под диктовку текст с изученными орфограммами | |||||
34. | Анализ диктанта. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Текущий | карточки | |||
Текст. (4 ч.) | ||||||||
35. | Текст и основная мысль текста. | Комбинированный | Сопоставление темы и основной мысли текста. | определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль. | Текущий | презентация | ||
36. | Заголовок текста. | Озаглавливание текста. Анализ содержания текста по опорным словам. Построение простых и сложных предложений. | определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль. | карточки | ||||
37. | План текста. | Деление текста на смысловые части. Составление плана. | ||||||
38. | Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану. | практический | Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста | создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Упр.107, стр. 58 | |||
Имя существительное (45часов) | ||||||||
39. | Работа над ошибками в изложении. Склонение имён существительных. | Комбинированный | Изменение существительных по числам и падежам | определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками | Текущий | презентация | ||
40. | Упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежа. | Комбинированный | Изменение существительных по падежам. | определять падеж имен существительных | презентация Письмо под диктовку. | |||
41. | Распознавание падежей имен сущес-твительных. Несклоняемые имена существительные. | Изменение существительных по числам и падежам Несклоняемые имена существительные. | Текущий | карточки | шоссе | |||
42. | Именительный падеж имён существитель-ных. | Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | презентация | самолет | ||||
43. | Родительный падеж имён существитель-ных. | Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей. | Текущий | карточки | ||||
44. | Дательный падеж имён существитель-ных. | Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей. | карточки | |||||
45. | Винительный падеж имён существитель-ных. | Комбинированный | Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Текущий | Словарный диктант | жилище | ||
46-47. | Творительный падеж имён существитель-ных. | Комбинированный | Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Текущий | презентация | агроном | ||
48. | Р.р. Составление текста по серии иллюстраций | |||||||
49. | Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имен существитель-ных. | Комбинированный | Изменение имен существительных по падежам и числам. Предлоги, их роль в речи. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | находить способы проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | карточки | |||
50. | Предложный падеж имён существитель -ных. | Особенности имен сущ-х в предложном падеже. Приёмы распознавания падежей. | Текущий | карточки | ||||
51. | Повторение сведений о падежах существительных. | |||||||
52. | Распознавание именительного и винительного падежей. | Изменение существительных по числам и падежам. Различие падежей по совокупности их признаков. | Текущий | презентация | гореть | |||
53. | Распознавание винительного и предложного падежей. | карточки | ||||||
54. | Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Текущий | ||||
55. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных | Ком-ный | Различие падежей по совокупности их признаков. Падежи. Склонение имен сущ-х. | применять полученные знания на практике. | Текущий | презентация | ||
56. | Три склонения имён существительных в единственном числе. | Изучение нового | Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных | определять склонение имен существительных | карточки | |||
57. | Упражнение в определении склонений имён существительных. | Закрепление | Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже. | Текущий | презентация | |||
58. | Р.р. Структура повествовательного текста. Изложение по коллективно составленному плану. | Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли. | создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания | Упр.163, стр.86 | ||||
59. | Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах. | Изучение нового | Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже. | определять склонение имен существительных | карточки | |||
60. | Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе. | Правописание безударных и ударных падежных окончаний имен существительных 1 скл. | распознавать тип склонения имен существительных | презентация | горизонт | |||
61. | Проверка безударных падежных окончаний им. сущ. 1,2, 3-го склонения. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на | находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных | Текущий Текущий | карточки | |||
62. | Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. | Комбинированный | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существительных по падежам и числам | находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже. | Словарный диктант | около | ||
63. | Р.р. Повествовательный текст с элементами описания. Изложение текста-повествования. | Практический | Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. | соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста | Текущий | Изложение Упр.191, стр. 99 -100 | ||
64. | Работа над ошибками. Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. | Комбинированный | Анализ допущенных ошибок в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. | находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями им. сущ. в родительном падеже | Текущий | Презентация таблица | Календарь, берег | |
65. | Правописание безударных окончаний сущ. в дательном падеже. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам. | находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже. | карточки | ||||
66. | Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. | Изучение нового | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. | находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах | Текущий | презентация | ||
67. | Сравнение окончаний сущ. 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. | Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах. | карточки | |||||
68. | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний сущестивтельных». | Контроль | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
69. | Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений. Работа над ошибками. | Комбинированный | Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. без предлога. | различать типы склонения имен существительных | Текущий | карточки | издалека | |
700. | Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. | Изучение нового | Правописание имен существительных в творительном падеже. | писать окончания имен существительных в творительном падеже. | презентация | |||
71. | Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний. | находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже. | карточки | ||||
72. | Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже | комбинированный | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний. | Теку щий | Тест | шестнадцать | ||
73. | Р.р. Сочинение по картине Пластова «Первый снег» | Отличия письменной речи от устной. Составление плана текста и его написание. | находить способы проверки написания слов. | презентация | ||||
74. | Работа над ошибками Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения | находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | карточки | |||
75. | Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х | Теку щий | карточки | адрес | |||
76. | Упражнение в правописании окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Изменение имен существительных по падежам и числам. | карточки | вокзал | ||||
77. | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа. | Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч. | анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | Текущий | презентация | троллейбус | ||
78. | Именительный и винительный падежи им. сущ. во множественном числе. | комбинированный | Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей. | Словарный диктант | Инженер, директор | |||
79. | Родительный падеж имён существительных множественного числа. | Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч. | Текущий | презентация | килограмм | |||
80. | Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. | Распознавание родительного и винительного падежей. | распознавать родительный и винительный падежи. | Текущий | карточки | восемь | ||
81. | Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе. | Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах. | карточки | |||||
82 | Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных». | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | ||||
83. | Обобщение знаний об имёни существительном Анализ диктанта и работа над ошибками. | повторения | Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные. | отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного, писать и правильно употреблять имена существительные в речи.. | Текущий | презентация | ||
Имя прилагательное (34 часа) | ||||||||
84. | Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | Практический | Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста | создавать несложные монологические тексты | Текущий | Изложение | ||
85. | Анализ изложения и работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | Комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление в речи | |||||
86 | Родовые окончания имён прилагательных. | Повторение | Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного. | определять род и число имен прилагательных | Текущий | Тест | Электростанция, электричест-во | |
87. | Склонение имён прилагательных. | Изучение нового | Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч. | склонение имен прилагательных | Текущий | Словарный диктант | ||
88. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Комбинированный | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | находить способы проверки написания слов | Текущий | медленно | ||
89 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | Изучение нового | Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ. | находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | карточки | ||
90 | Свободный диктант | Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных. | находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | ||||
91 | Р.р. Развитие речи. Письмо. | Изучение нов. | Структура и стилистические особенности письма. | составлять письма, несложные монологические тексты. | Текущий | презентация | ||
92- 93. | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | К. | Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже. | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | Текущий | карточки | ||
презентация | ||||||||
94. | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | Изу чение нов. | Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже. | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | Теку щий | падежей Таблица | ||
95. | Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода. | Комбинированный | Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах. | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | Текущий | |||
96-97. | Творительный и предложный падежи им. прилаг. мужского и среднего рода. | Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах. | Текущий | Словарный диктант | ||||
98. | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода». | Контроля | Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода. | применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе | Диктант | |||
99 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода. | комбинированный | Анализ ошибок изложения и диктанта. Склонение Имя прилагательное | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа | Текущий | презентация | Километр, расстояние | |
100-101. | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | Комбинированный | Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) | определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. | Текущий | электровоз | ||
102. | Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. | Изучение нового | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода | определять падежи имен прилагательных | Текущий | |||
103. | Р.р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Практический | Основные приемы передачи содержания иллюстрации. | правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные. | Текущий | презентация | ||
104. | Анализ сочинеий и работа над ошибками. Различие безударных окончаний им. прил. женского рода и среднего рода. | Изучение нового | Окончания прилагательных женского рода и среднего рода | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных | Текущий | |||
105. | Различие безударных окончаний им. прилагательных мужского и женского рода. | Комбинированный | Различие сходных по произношению окончаний. | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных | Текущий | презентация | металл | |
106. | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | Ком бинированный | Различие сходных по произношению окончаний и их правописание. | определять окончания имён прилагательных женского рода. | Теку щий | |||
107. | Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | Практический | Отличие письменной речи от устной. Списывание текста | безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами | Текущий | списывание | ||
108. | Работа над ошибками. Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе. | Повторения | Анализ ошибок, допущенных в изложении и спсывании. | определять склонение и падеж имен прилагательных. | Текущий | презентация | ||
109. | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Изучение нового | Склонение Имя прилагательное Множественное число | находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе | Текущий | Словарный диктант | Двенадцать, вагон, шофер | |
110. | Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных. | Изучение нового | Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч. | Текущий | |||
111. | Родительный и предложный падежи мн. ч. имён прилагательных. | Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных. | Текущий | презентация | ||||
112. | Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. | Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных. | Текущий | |||||
113. | Р.р. Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану. | Практический | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | Текущий | Упр.345, стр. 35 | |||
114. | Анализ изложения и работа над ошибками. Повторение изученного об имени прилагательном. | Повторения и обобщения | Сходства и различия между данными частями речи. | сравнивать, делать выводы. | Текущий | презентация | ||
115. | Обобщение об имени существительном и имени прилагательном. | Сходства и различия между данными частями речи. | Текущий | презентация | слева | |||
116. | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | контроля | Склонение прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин | определять склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | ||||
117 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение пройденного. | Обобщения | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | Текущий | тест | направо | ||
Местоимение (7 ч.) | ||||||||
118. | Понятие о местоимении. | Изучение нового | Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление | Текущий | презентация | |||
119 | Личные местоимения 1, 2 и 3–его лица | Изучение нового | Личные местоимения, значение и употребление в речи | использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни | Текущий | экскурсия | ||
120. | Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | анализировать предложение с личными местоимениями | Текущий | презентация | |||
121. | Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. | Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа | определять склонение и роль в предложении личных местоимений | Текущий | Словарный диктант | |||
122. | Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | писать личные местоимения с предлогами | Текущий | ||||
123. | Р.р. Композиция повествовательного текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | Практический | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | . | Текущий | Упр.390, стр.57-58 | ||
124. | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | Повторения | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение и употребление в речи | писать местоимения с предлогами. | Текущий | Тест | ||
Глагол ( 38 ч.) | ||||||||
125. | Глагол. Общее понятие. | Повторения | Глагол, значение и употребление в речи | употреблять глаголы в речи | Текущий | презентация | ||
126. | Изменение глаголов по временам. | комбинированный | Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. | анализировать слово как часть речи | Текущий | карточки | ||
127. | Изменение глаголов прошедшего времени | Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени. | употреблять глаголы в речи | Текущий | ||||
128 | Неопределённая форма глагола. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений | разбирать | Текущий | презентация | |||
129 | Неопределённая форма глагола. | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» | разбирать | Текущий | карточки | корабль | ||
130 | Неопределённая форма глагола. Начальная форма. | Изучение нового | Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» | определять начальную – неопределенную форму глагола. | Текущий | Тест Словарный диктант | желать | |
131 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | распознавать лицо глаголов. определять время глагола | Текущий | презентация | Газета, телевизор | ||
132 | 2-е лицо глаголов единственного числа. | Изучение нового | Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь) | писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. | Текущий | карточки | ||
133. | Р.р. Сжатое изложение повествовательного текста. | Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. | сжато передавать текст | Текущий | Упр. 490, стр 104 | |||
134. | 2-е лицо глаголов единственного числа. | Закрепления | Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч. | Текущий | карточки | |||
135 | I и II спряжение глаголов | Изучение нового | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени | Текущий | презентация | черный | |
136 | Окончания глаголов I и II спряжения. | Закрепления | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Текущий | карточки | |||
137-138. | Спряжение глаголов в будущем времени. | Изучение нов | Особенности спряжения глаголов в будущем времени. | Текущий | презентация | Путешествиекосмонавт | ||
139. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Закрепление | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). | находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Текущий | Словарный диктант | ||
140. | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | Закрепление | Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов. | определять спряжение глагола по неопределенной форме | Текущий | презентация | справа | |
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | комбинированный | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | |||
142-143. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | Текущий | карточки | Сверху, снизу | ||
144. | Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Контроль | Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав слова. | находить способ проверки написания слов | Текущий | Диктант | ||
145. | Анализ диктанта и работа над ошибками. Повторение по теме: «Спряжение глагола» | Повторения | Безударных личных окончаний глаголов. | находить способы проверки написания слов | Текущий | презентация | везде | |
146 | Р.р. Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.» | Практический | Отличие письменной речи от устной | использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста | Текущий | Сочинение | ||
147 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола. | Повторения | Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов | находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками | Текущий | Словарный диктант | ||
148-149 | Глаголы – исключения. | Изучение нового | Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов. | находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | Текущий | презентация | ||
150 | Правописание глаголов – исключений. | Закреплен | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме. | Текущий | Тест №13 | |||
151. | Обобщение пройденного о глаголе. Наблюдение над точным употреблением глагола в речи. | Повторения | презентация | |||||
152. | Правописание глаголов прошедшего времени | Повторения | Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени. | правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Текущий | |||
153. | Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени. | Комбинированный | Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы. | правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени. | Текущий | карточки | ||
154 | Изменение глаголов по временам. | Изменение глаголов по временам | определять время глагола | Текущий | презентация | |||
155. | Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов. | употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы. | Текущий | ||||
156 | Р.р. Текст описание. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | Использование в сочинении элементов описания. | точно употреблять в письменной речи имена прилаг., сущ., глаголы, самостоятельно работать.. | Текущий | Сочинение презентация | |||
157. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов совершенного и несовершенного вида по временам | комбиинрованный | Изменение глаголов по временам | определять время глагола | Словарный диктант | |||
158. | Повторение Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. | Правописание безударных личных окончаний глаголов- исключений (I и П спряжения) | соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Текущий | презентация | |||
159. | Упражнение в правописание безударных личных окончаний глаголов. | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | находить способ проверки написания личных окончаний глаголов | Текущий | карточки | |||
160 | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | контроля | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов. | безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами, анализировать слово, предложение | Диктант | |||
161. | Анализ диктанта и работа над ошибками. Упражнение в образовании временных форм глагола. | Повторение и обобщение изученного | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) | употреблять, находить способ проверки написания слов, правильно писать личные окончания глаголов | Текущий. | Тест | ||
162 | Обобщение знаний о глаголе как части речи. | Обобщение знаний о глаголе. | Текущий | презентация карточки | ||||
Повторение изученного за год (13 ч.) | ||||||||
163. | Обобщение знаний о предложении | Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях | расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий | Тест | сверкать | ||
164 | Состав слова | комбинированный | Морфемный состав слова | разбирать слова по составу. | Текущий | презентация | ||
165. | Правописание безударных гласных в корне, приставке и окончании. | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова | находить способ проверки написания слов (в том числе по словарю) с безударными гласными в корне | карточки | ||||
166. | Р.р. Контрольное изложение «Медаль». | Осознанное использование изученных частей речи. | делить текст на части, составлять план, выделять главное. | Упр.502, стр 110 | ||||
167 | Анализ и работа над ошибками. Части речи (обобщение) Грамматические признаки частей речи. | Части речи , значение и употребление | применять их на практике. | Текущий | карточки | |||
168. | Итоговый контрольный диктант | контроля | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | Диктант | |||
169. | Анализ диктанта и работа над ошибками. Имя существительное как часть речи. | Различение имен существительных мужского, женского и среднего родов. Изменение по падежам и числам. Различение 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных | различать род, падеж и число существительных, выполнять работу над ошибками | текущий | Презентация карточки | оборона | ||
170 | Имя прилагательное | комбинированный | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Правописание безударных окончаний имен прилагательных | изменять прилагательные по родам, числам, падежам, правильно писать безударные окончания имен прилагательных | текущий | презентация карточки | ||
171. | Местоимение. | Местоимение, значение и употребление. | ||||||
172-173. | Глагол как часть речи. | Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. | употреблять глаголы и правильно писать | презентация карточки | Хлебороб, До свидания | |||
174 | Проверочное списывание | Виды текстов. Части речи. Правописание безударных гласных в корне слова. | безошибочно списывать данный текст | Списывание | ||||
175. | Урок КВН Турнир знатоков русского языка | Совершенствование навыка письма по данным темам. | безошибочно писать под диктовку тексты с изученными орфограммами |
Учебно-методические средства:
Документы
- Закон «Об образовании».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого утверждённой МО РФ (Москва 2007 г.)
Основная учебная литература для учащихся
1. Учебник Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс - Ч. 1, 2. –М.: Просвещение 2009
2 . Рамзаева Т.Г. Русский язык Рабочая тетрадь 4 класс – Ч.1, 2. –М.: Просвещение 2009
Дополнительная литература для учащихся
- Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006. – 139 с.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Методическое, дидактическое, – М.: Астрель, 2004. – 270 с.
Литература для учителя
- Рамзаева Т.Г. Русский язык Методическое пособие 4 класс – М.: Просвещение 2009
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: Просвещение 2008
- Методическое пособие «Русский язык» для 4 класса , Рамзаева Т.Г. Москва ‘’Просвещение’’, 2005 г.
- Русский язык. 3 – 4 классы. Итоговый контроль знаний по программе «Школа России». – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 83 с.
- Контрольно-измерительные материалы «Русский язык» 4 класс , составитель Никифорова В.В., Москва, : ВАКО, 2010 г.Лисицина
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151с.
- Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 4 класс. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 146 с.
- Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 360 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 347 с.
Multimedia-поддержка предмета
- Русский язык . 3-4 класс ( CD-ROM) : поурочное планирование для начальной школы. –Волгоград: Издательство «Учитель»,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...